Отмыть душу от житейского что это
Текст.
(1)Есть животные, которые не могут слышать, и их душа заполнена пустотой мёртвого безмолвия. (2)Есть животные, которые наделены только одной способностью — ощущать тепло приближающейся жертвы, и, затаившимся в кромешной тьме, им неведомо никакое чувство, кроме сосущего их утробу голода. (3)Одно дело, когда мы говорим о безгласной рыбе или о неспособном летать пресмыкающемся, и другое дело, когда у некоторых людей обнаруживается полная атрофия тех способностей, которые, казалось бы, свойственны человеку по самой его сути. (4)Про этих духовных калек писал Фёдор Тютчев: «Они не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах..». (5)Если человек не воспринимает красоту, то мир для него становится однотонным, как упаковочная бумага, если он не знает, что такое благородство, то вся человеческая история для него предстаёт бесконечной цепью подлостей и интриг, а прикасаясь к высоким движениям человеческого духа, он оставляет жирные отпечатки своих рук. (6)Однажды в одной из столичных газет, известной своим обличительным пафосом, мне попалась статья, в которой автор утверждал, что патриотизм свойственен лишь натурам серым, примитивным, недостаточно развитым, в которых индивидуальное чувство ещё не вызрело в полной мере. (7)Затем автор, доказывая тезис о том, что героическая самоотверженность порождена не благородством, как это принято думать, а неразвитостью личностного начала, приводит выдержки из прощального письма Ульяны Громовой. (8)Эта девушка во время Великой Отечественной войны стала одним из руководителей подпольной организации «Молодая гвардия», куда входили люди, многим из которых не было и двадцати лет. (9)Ребята расклеивали листовки с сообщениями о положении на фронте, вывешивали красные флаги, показывали всем, что оккупанты завоевали город, но не покорили людей. (10)Фашисты схватили подпольщиков,
изуверски пытали их, а потом казнили. (11)Ульяна Громова перед самой смертью успела написать письмо родным. (12)Автор статьи находит в этом коротком послании пунктуационные и орфографические ошибки: вот тут обращение не выделено запятыми, тут неправильная буква в падежном окончании имени существительного.. (13)Отсюда вывод: девушка — типичная троечница, серая посредственность, она пока ещё не осознала бесценности человеческой жизни, а потому легко, без сожалений пошла на смерть.. (14)Когда люди садятся за стол, перед едой они моют руки. (15)Когда прикасаешься к высокому и священному, надо прежде всего отмыть душу от житейского, суетного, пыльного, мелкого.. (16)Жестокие и беспощадные враги напали на нашу родину, и комсомольцы, почти дети, стали с ними сражаться. (17)Это называется подвигом! (18)Когда их пытали, мучили, резали, жгли, они ничего не сказали врагу. (19)И это тоже называется подвигом! (20)Подвиг, который рождён высоким сознанием своей ответственности перед страной, потому что врага можно победить только так: жертвуя своей жизнью. (21)Согласен, что каждый человек имеет право на свою точку зрения, знаю, что злейшим врагом всякого прогресса являются не критики, а твердокаменные «сторонники». (22)Но весь вопрос в том, кто несёт знание. (23)Если о сущности патриотизма размышляют люди, не испытывающие любви к родине, не знающие, что такое героизм, то это будет то же самое, как если бы о природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме вечной подводной ночи.
(По А. Н. Кузнецову)
Сочинение.
Какие люди способны на проявление патриотизма? Вот вопрос, над которым размышляет А.Н. Кузнецов.
Для привлечения внимания читателя писатель рассказывает о немыслимом для нeгo взгляде на преданность и любовь к родной земле. Так, автор статьи, размещенной в одной из столичных газет, утверждает: патриотизм свойственен лишь серым натурам, а героическая самоотверженность порождается неразвитостью личностного начала. Ему кажется, что люди, жертвующие жизнью на благо общества, легко идут на смерть лишь по причине непонимания бесценности существования. Но у писателя есть на это совершенно другая точка зрения: тот, кто готов совершить подвиг, является ответственным человеком, способным пойти на жестокую встречу с беспощадным врагом. Люди, которые прежде всего испытывают искреннюю любовь по отношению Родине, склонны к проявлению патриотизма. Кажется, именно они достойны невероятного уважения со стороны окружающих.
А.Н. Кузнецов считает, что героизм проявляется тогда, когда человек, несмотря на страх, готов пойти на кровопролитное сражение, когда он осознает, что ни за что на свете не продаст Родину.
Конечно же, я не могу не согласиться с мнением автора. Разумеется, пожертвовав жизнью, можно одержать победу над злейшим врагом. Но сделать это может лишь тот, кто испытывает светлые чувства к родному дому.
Эта проблема волновала многих русских писателей, в частности М. Шолохов в рассказе «Судьба человека» поднимает вопрос, тесно связанный с проявлением патриотизма. Всё, что Андрей Соколов делает на благо Отечества, исходит от доброты ero сердца . Главный герой произведения испытывает вполне естественную любовь к Родине. Вероятно, именно по этой причине он смог стать бесстрашным солдатом, который пошёл на жертву ради спасения любимого дома.
В заключение хочется отметить, что на проявление патриотизма способны лишь те люди, которые испытывают невероятную любовь к родной земле и которые готовы сражаться, несмотря на мучения и принесенную им боль.
Ïðåäèñëîâèå
Ïÿòíàäöàòîãî ÿíâàðÿ, óòðîì, ïîñëå ïëîòíîãî çàâòðàêà íóæíî áûëî ñåñòü çà óðîêè. Æåëàíèÿ, êîíå÷íî, íèêàêîãî íå áûëî, õîòåëîñü îòëîæèòü âñå íà âå÷åð, íî êàêàÿ-òî íåâèäèìàÿ ñèëà âñå æå çàñòàâèëà ìåíÿ ïîñìîòðåòü, ÷òî âîîáùå íóæíî ïðèãîòîâèòü ê çàâòðàøíåìó äíþ. Âêëþ÷èâ êîìïüþòåð è çàéäÿ â ýëåêòðîííûé äíåâíèê, â ïîëå äëÿ ðàçìåùåíèÿ äîìàøíåãî çàäàíèÿ ïî ðóññêîìó ÿçûêó, ÿ óâèäåë ôàéëèê. Êëèêíóë ïî íåìó, è ïåðåä ìîèìè ãëàçàìè îêàçàëñÿ òåêñò íåêîåãî À.Í.Êóçíåöîâà. Òåêñò ïðî ïàòðèîòèçì è ïðîáëåìû ñ íèì ñâÿçàííûå. Òóò-òî ìåíÿ è ïðîðâàëî
Ïðåæäå ÷åì ïåðåéòè ê ìîåìó òåêñòó, îçíàêîìüòåñü ñ èñõîäíûì.
Òàêæå âûíóæäåí äîáàâèòü, ÷òî ïîñëå äîëãèõ ïîèñêîâ ñòàòüè, óïîìÿíóòîé àâòîðîì â åãî òåêñòå, ÿ ïðèøåë ê âûâîäó, ÷òî â èíòåðíåòå åå íåò. Î÷åâèäíî, åñëè îíà è áûëà, òî óæå äàâíî óòðà÷åíà, òàê êàê âåðîÿòíåå âñåãî áûëà íàïèñàíà åùå â ÑÑÑÐ. À À.Í. Êóçíåöîâ, õîòü è óïîìÿíóò êàê ñîâðåìåííûé æóðíàëèñò, óìåð åùå â äåâÿíîñòûõ, òàê ÷òî ìîé òåêñò áîëüøå îáðàùàåòñÿ íå ê íåìó, à ê ñîâðåìåííîé æóðíàëèñòèêå â öåëîì.
Èñõîäíûé òåêñò
Åñòü æèâîòíûå, êîòîðûå íå ìîãóò ñëûøàòü, è èõ äóøà çàïîëíåíà ïóñòîòîé ì¸ðòâîãî áåçìîëâèÿ. Åñòü æèâîòíûå, êîòîðûå íàäåëåíû òîëüêî îäíîé ñïîñîáíîñòüþ îùóùàòü òåïëî ïðèáëèæàþùåéñÿ æåðòâû, è, çàòàèâøèìñÿ â êðîìåøíîé òüìå, èì íåâåäîìî íèêàêîå ÷óâñòâî, êðîìå ñîñóùåãî èõ óòðîáó ãîëîäà. Îäíî äåëî, êîãäà ìû ãîâîðèì î áåçãëàñíîé ðûáå èëè î íåñïîñîáíîì ëåòàòü ïðåñìûêàþùåìñÿ, è äðóãîå äåëî, êîãäà ó íåêîòîðûõ ëþäåé îáíàðóæèâàåòñÿ ïîëíàÿ àòðîôèÿ òåõ ñïîñîáíîñòåé, êîòîðûå, êàçàëîñü áû, ñâîéñòâåííû ÷åëîâåêó ïî ñàìîé åãî ñóòè. Ïðî ýòèõ äóõîâíûõ êàëåê ïèñàë Ô¸äîð Òþò÷åâ: «Îíè íå âèäÿò è íå ñëûøàò, æèâóò â ñ¸ì ìèðå, êàê âïîòüìàõ…». Åñëè ÷åëîâåê íå âîñïðèíèìàåò êðàñîòó, òî ìèð äëÿ íåãî ñòàíîâèòñÿ îäíîòîííûì, êàê óïàêîâî÷íàÿ áóìàãà, åñëè îí íå çíàåò, ÷òî òàêîå áëàãîðîäñòâî, òî âñÿ ÷åëîâå÷åñêàÿ èñòîðèÿ äëÿ íåãî ïðåäñòà¸ò áåñêîíå÷íîé öåïüþ ïîäëîñòåé è èíòðèã, à ïðèêàñàÿñü ê âûñîêèì äâèæåíèÿì ÷åëîâå÷åñêîãî äóõà, îí îñòàâëÿåò æèðíûå îòïå÷àòêè ñâîèõ ðóê.
Îäíàæäû â îäíîé èç ñòîëè÷íûõ ãàçåò, èçâåñòíîé ñâîèì îáëè÷èòåëüíûì ïàôîñîì, ìíå ïîïàëàñü ñòàòüÿ, â êîòîðîé àâòîð óòâåðæäàë, ÷òî ïàòðèîòèçì ñâîéñòâåíåí ëèøü íàòóðàì ñåðûì, ïðèìèòèâíûì, íåäîñòàòî÷íî ðàçâèòûì, â êîòîðûõ èíäèâèäóàëüíîå ÷óâñòâî åù¸ íå âûçðåëî â ïîëíîé ìåðå.
3àòåì àâòîð, äîêàçûâàÿ òåçèñ î òîì, ÷òî ãåðîè÷åñêàÿ ñàìîîòâåðæåííîñòü ïîðîæäåíà íå áëàãîðîäñòâîì, êàê ýòî ïðèíÿòî äóìàòü, à íåðàçâèòîñòüþ ëè÷íîñòíîãî íà÷àëà, ïðèâîäèò âûäåðæêè èç ïðîùàëüíîãî ïèñüìà Óëüÿíû Ãðîìîâîé. Ýòà äåâóøêà âî âðåìÿ Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíû ñòàëà îäíèì èç ðóêîâîäèòåëåé ïîäïîëüíîé îðãàíèçàöèè «Ìîëîäàÿ ãâàðäèÿ», êóäà âõîäèëè ëþäè, ìíîãèì èç êîòîðûõ íå áûëî è äâàäöàòè ëåò. Ðåáÿòà ðàñêëåèâàëè ëèñòîâêè ñ ñîîáùåíèÿìè î ïîëîæåíèè íà ôðîíòå, âûâåøèâàëè êðàñíûå ôëàãè, ïîêàçûâàëè âñåì, ÷òî îêêóïàíòû çàâîåâàëè ãîðîä, íî íå ïîêîðèëè ëþäåé. Ôàøèñòû ñõâàòèëè ïîäïîëüùèêîâ, èçóâåðñêè ïûòàëè èõ, à ïîòîì êàçíèëè. Óëüÿíà Ãðîìîâà ïåðåä ñàìîé ñìåðòüþ óñïåëà íàïèñàòü ïèñüìî ðîäíûì.
Àâòîð ñòàòüè íàõîäèò â ýòîì êîðîòêîì ïîñëàíèè ïóíêòóàöèîííûå è îðôîãðàôè÷åñêèå îøèáêè: âîò òóò îáðàùåíèå íå âûäåëåíî çàïÿòûìè, òóò íåïðàâèëüíàÿ áóêâà â ïàäåæíîì îêîí÷àíèè èìåíè ñóùåñòâèòåëüíîãî… Îòñþäà âûâîä: äåâóøêà — òèïè÷íàÿ òðîå÷íèöà, ñåðàÿ ïîñðåäñòâåííîñòü, îíà ïîêà åù¸ íå îñîçíàëà áåñöåííîñòè ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè, à ïîòîìó ëåãêî, áåç ñîæàëåíèé ïîøëà íà ñìåðòü…
Êîãäà ëþäè ñàäÿòñÿ çà ñòîë, ïåðåä åäîé îíè ìîþò ðóêè. Êîãäà ïðèêàñàåøüñÿ ê âûñîêîìó è ñâÿùåííîìó, íàäî ïðåæäå âñåãî îòìûòü äóøó îò æèòåéñêîãî, ñóåòíîãî, ïûëüíîãî, ìåëêîãî… Æåñòîêèå è áåñïîùàäíûå âðàãè íàïàëè íà íàøó ðîäèíó, è êîìñîìîëüöû, ïî÷òè äåòè, ñòàëè ñ íèìè ñðàæàòüñÿ. Ýòî íàçûâàåòñÿ ïîäâèãîì! Êîãäà èõ ïûòàëè, ìó÷èëè, ðåçàëè, æãëè, îíè íè÷åãî íå ñêàçàëè âðàãó. È ýòî òîæå íàçûâàåòñÿ ïîäâèãîì! Ïîäâèã, êîòîðûé ðîæä¸í âûñîêèì ñîçíàíèåì ñâîåé îòâåòñòâåííîñòè ïåðåä ñòðàíîé, ïîòîìó ÷òî âðàãà ìîæíî ïîáåäèòü òîëüêî òàê: æåðòâóÿ ñâîåé æèçíüþ.
Ñîãëàñåí, ÷òî êàæäûé ÷åëîâåê èìååò ïðàâî íà ñâîþ òî÷êó çðåíèÿ, çíàþ, ÷òî çëåéøèì âðàãîì âñÿêîãî ïðîãðåññà ÿâëÿþòñÿ íå êðèòèêè, à òâåðäîêàìåííûå «ñòîðîííèêè». Íî âåñü âîïðîñ â òîì, êòî íåñ¸ò çíàíèå. Åñëè î ñóùíîñòè ïàòðèîòèçìà ðàçìûøëÿþò ëþäè, íå èñïûòûâàþùèå ëþáâè ê ðîäèíå, íå çíàþùèå, ÷òî òàêîå ãåðîèçì, òî ýòî áóäåò òî æå ñàìîå, êàê åñëè áû î ïðèðîäå ñîëíå÷íîãî ñâåòà ôèëîñîôñòâîâàëè ìîðñêèå ñêàòû, êî÷åíåþùèå â êðîìåøíîé òüìå âå÷íîé ïîäâîäíîé íî÷è.
À.Í. Êóçíåöîâ ñîâðåìåííûé æóðíàëèñò
«Ïàòðèîòèçì»
«Äóøà è ñóòü òîãî, ÷òî îáû÷íî ïîíèìàþò ïîä ïàòðèîòèçìîì, åñòü è âñåãäà áûëà ìîðàëüíàÿ òðóñîñòü».
Ìàðê Òâåí
Ïàòðèîòèçì, åãî ñóùíîñòü, âàæíîñòü ïàòðèîòèçìà, ñïîñîáíîñòü ÷åëîâåêà ïîæåðòâîâàòü ñîáîé ðàäè äðóãèõ ýòè ïðîáëåìû ïîäíèìàåò â ñâîåì òåêñòå Êóçíåöîâ À.Í.
Îíè äåéñòâèòåëüíî àêòóàëüíû, â íàøåé ñòðàíå â íàñòîÿùåå âðåìÿ ïàòðèîòèçì êóäà íè ãëÿíü. Íà÷èíàåò àâòîð ñî ñðàâíåíèÿ ÷åëîâåêà è æèâîòíûõ: îí ãîâîðèò, ÷òî ó êàæäîãî æèâîãî ñóùåñòâà åñòü ñâîè âðîæäåííûå ñïîñîáíîñòè. Òàê ðûáà ïëàâàåò, çìåÿ ïîëçàåò, à ÷åëîâåê ìûñëèò î âåëèêîì. Çàòåì ñëåäóåò óòâåðæäåíèå: ÷åëîâåê, êîòîðûé íå îáëàäàåò «ñâîéñòâåííûìè åìó ïî ñàìîé ñóòè ñïîñîáíîñòÿìè» äóõîâíûé êàëåêà, äëÿ êîòîðîãî æèçíü ëèøü ÷åðåäà ñîáûòèé, à ëþäè ñåðàÿ ìàññà. Ðàññìàòðèâàÿ íåíàçâàííóþ ñòàòüþ èç íåíàçâàííîãî ñòîëè÷íîãî æóðíàëà íåíàçâàííîãî àâòîðñòâà, â êîòîðîé ïàòðèîòèçì ïðåïîäíîñèòñÿ ñ íåãàòèâíîé ñòîðîíû, ãäå ãîâîðèòñÿ, ÷òî ãåðîè÷åñêàÿ ñàìîîòâåðæåííîñòü ïîðîæäåíà íå áëàãîðîäñòâîì, à íåðàçâèòîñòüþ èíäèâèäóàëüíîñòè, ãäå ïî÷åìó-òî ïðèâîäèòñÿ äåòñêèé, äàæå ãëóïûé, àðãóìåíò, îñíîâàííûé íà îøèáêàõ â ïèñüìå îäíîé èç êîìñîìîëîê, Êóçíåöîâ ðàçíîñèò ñòàòüþ, ãîâîðÿ î òîì, êàê êîìñîìîëüöû, ïî÷òè äåòè, äàëè îòïîð æåñòîêèì è áåñïîùàäíûì çàõâàò÷èêàì, êàêèì ïîäâèãîì ýòî áûëî.
«Ýòî ïîäâèã, êîòîðûé ðîæäåí âûñîêèì ñîçíàíèåì ñâîåé îòâåòñòâåííîñòè ïåðåä ñòðàíîé, ïîòîìó ÷òî âðàãà ìîæíî ïîáåäèòü òîëüêî òàê: æåðòâóÿ ñâîåé æèçíüþ».  çàêëþ÷åíèå äîáàâëÿåò, ÷òî ëþäè, íå ëþáÿùèå ñâîþ ñòðàíó, íå ìîãóò ðàçìûøëÿòü î ïàòðèîòèçìå. Ñðàâíèâàåò èõ ñî ñêàòàìè, ôèëîñîôñòâóþùèìè î ñâåòå, æèâóùèìè ïðè ýòîì â êðîìåøíîé òüìå.
Ïîçèöèÿ àâòîðà ñâîäèòñÿ ê òîìó, ÷òî íóæíî áûòü ïàòðèîòîì ñâîåé ñòðàíû è â ëþáîé ìîìåíò áûòü ãîòîâûì îòäàòü çà íåå æèçíü.
Ñâîþ æå ìûñëü ÿ íà÷íó ñ òîãî, ÷òî âñåõ äóõîâíûõ êàëåê êàëåêàìè äåëàåò îáùåñòâî. Îáùåñòâî âîñïèòûâàåò ñâîèõ «äåòåé» òàê, ÷òî íåêîòîðûå èç íèõ ñòàíîâÿòñÿ ìîðàëüíûìè óðîäàìè (îïÿòü æå â ïîíèìàíèè ñàìîãî îáùåñòâà). Êàê ñîáàêà, êîòîðóþ ñ ùåíÿ÷üåãî âîçðàñòà ïèíàþò è ðóãàþò, à çàòåì ïðèñòðåëèâàþò çà òî, ÷òî îíà ñòàëà áðîñàòüñÿ íà ëþäåé è ñ ÷åãî-òî âäðóã ñòàëà àãðåññèâíîé. À åñëè â òàêîå îáùåñòâî ïîïàäåò ÷åëîâåê, âçãëÿäû è öåííîñòè êîòîðîãî íå ñîîòâåòñòâóþò ìåñòíûì ñòàíäàðòàì, åãî çàêèäàþò òóõëûìè ÿéöàìè ñ êðèêàìè âðîäå: «Âàëè ê ñåáå â ïåíäîñèþ! Íå÷åãî òóò â ìîåé ðîäèíå ãàäèòü!» À ÷òî, â âàøåì ïîíèìàíèè, ðîäèíà? Ñòðàíà, â êîòîðîé æèâåòå? Âàø ãîðîä? À ïàòðèîòèçì? Áåñïðåêîñëîâíîå ïîä÷èíåíèå ïðèêàçàì âëàñòåé? Óáèéñòâî íà âîéíå ñåáå ïîäîáíûõ? Áåññìûñëåííûå ñïîðû î ïðåâîñõîäñòâå Ðîññèè íàä äðóãèìè ñòðàíàìè? Îáëèâàíèå ãðÿçüþ ëþäåé, êðèòèêóþùèõ âàøè âçãëÿäû? Ñëåïîå ñëåäîâàíèå èäåîëîãèÿì ñòðàíû? À ÷åì òîãäà îò âàñ îòëè÷àþòñÿ ýòè æåñòîêèå è áåñïîùàäíûå çàõâàò÷èêè? Îíè òàêèå æå ëþäè, îíè òàêæå ñëåäóþò ñâîåé èäåîëîãèè, îíè òàêæå ëþáÿò ñâîþ ðîäèíó, äåëàþò âñå âîçìîæíîå äëÿ íåå. Âû ãîâîðèòå, èõ îòëè÷àåò ÷ðåçìåðíàÿ æåñòîêîñòü? Íåò, íå îòëè÷àåò. Êàê â ôàøèñòñêîé àðìèè, òàê è â ñîâåòñêîé áûëè æåñòîêèå ëþäè, à óæàñû òâîðèëèñü è íà òîé è íà äðóãîé ñòîðîíå.
Äëÿ ìåíÿ ðîäèíà ïëàíåòà Çåìëÿ. Ýòî âñå æèâîå, íà÷èíàÿ ñ áàêòåðèé, áóëüêàþùèõ ó ìåíÿ â æåëóäêå, è çàêàí÷èâàÿ ÷åðíîêîæèì ñòàðöåì èç ïëåìåíè áóøìåíîâ. Äëÿ ìåíÿ ðîäèíó íå îïðåäåëÿþò òðàäèöèè, ãðàíèöû è ÿçûê. À ïàòðèîòèçì ýòî óâàæåíèå êî âñåìó, ÷òî òåáÿ îêðóæàåò, ïðèíÿòèå ñîñóùåñòâîâàíèÿ, ñîâìåñòíîå äîñòèæåíèå öåëåé è ðàçâèòèå ÷åëîâå÷åñòâà.
 êà÷åñòâå àðãóìåíòîâ ÿ ïðèâåäó èñòîðè÷åñêèå ôàêòû. 1994 ãîä, âîéíà â ×å÷íå. 131-îé îòäåëüíîé Ìàéêîïñêîé ìîòî-ñòðåëêîâîé áðèãàäå áûëî ïðèêàçàíî çàéòè â Ãðîçíûé è çàõâàòèòü âîêçàë.  19:00 òîãî æå äíÿ áîåâèêè àòàêîâàëè íàøè âîéñêà, êîòîðûå îêàçàëèñü â ïîëíîì îêðóæåíèè. Îòðÿä ïîíåñ îãðîìíûå ïîòåðè, îäíèõ ïîãèáøèõ ñîëäàò áûëî áîëåå 150-òè. Èç ðàäèîïåðåãîâîðîâ áûëî ñëûøíî, êàê íàøè ðåáÿòà ðàññóæäàëè î ïðàâèëüíîñòè èõ äåéñòâèé. Ýòà âîåííàÿ êàìïàíèÿ áûëà ïðåäñòàâëåíà ñîëäàòàì êàê çàùèòà ðîäèíû, êàê íàñòîÿùåå ïðîÿâëåíèå ïàòðèîòèçìà. Âîò òàê ëþäè ïîãèáëè, ñðàæàÿñü çà ðîäèíó. Ðîäèíó, êîòîðàÿ áåç ÿñíîãî ïëàíà áîåâûõ äåéñòâèé ïîñëàëà èõ óìèðàòü.
À åñëè áðàòü âðåìåíà ðåïðåññèé… Ñêîëüêî ÷åëîâåê áûëî óáèòî âî èìÿ ðîäèíû? Ìèðíûõ ëþäåé! À ñêîëüêî õóäîæíèêîâ, ïîýòîâ, ïèñàòåëåé? Ðàéêèí íà îäíîé êîíôåðåíöèè ñêàçàë òàêóþ âåùü: «Óìíîå ïðàâèòåëüñòâî ïëàòèò èñêóññòâó çà òî, ÷òî îíî äåðæèò ïåðåä íèì çåðêàëî». Òî åñòü ïðàâèòåëüñòâî äîëæíî ñ÷èòàòüñÿ ñ ìíåíèåì óìíûõ ëþäåé, à íå óáèâàòü èõ è âûøâûðèâàòü èç ñòðàíû. È âñå ýòî íàçûâàëîñü ïàòðèîòèçìîì, ëþáîâüþ ê ðîäèíå. Âèäèìî, òå, êòî êðèòèêîâàë ïðàâèòåëüñòâî, ðîäèíó íå ëþáèë.
Ïîäâîäÿ èòîã, õî÷åòñÿ ñêàçàòü, ÷òî, ïîêà ëþäè íå íà÷íóò äóìàòü ñâîåé ãîëîâîé, î ïàòðèîòèçìå íå ìîæåò áûòü è ðå÷è. Ïîêà òî, ÷òî òâîðèòñÿ â íàøåé ñòðàíå, ÿ ìîãó íàçâàòü ëèøü äâèæåíèåì ôàíàòèêîâ, ïîä ðóêîâîäñòâîì ÎÏÃ. À ðàç óæ òàê âûõîäèò, ÷òî ìíå ïðèõîäèòñÿ ãîâîðèòü îò èìåíè ñêàòîâ, çàäàì àâòîðó òàêîé âîïðîñ: ðàçâå ñêàòû, êîòîðûå ïëîõî âèäÿò, êîòîðûå âîîáùå ÿâëÿþòñÿ äàëüòîíèêàìè, âîçâûøàþò ñåáÿ íàä äðóãèìè æèâûìè ñóùåñòâàìè?
Исходный текст:
(1)Есть животные, которые не могут слышать, и их душа заполнена пустотой мёртвого безмолвия. (2)Есть животные, которые наделены только одной способностью — ощущать тепло приближающейся жертвы, и, затаившимся в кромешной тьме, им неведомо никакое чувство, кроме сосущего их утробу голода. (3)Одно дело, когда мы говорим о безгласной рыбе или о неспособном летать пресмыкающемся, и другое дело, когда у некоторых людей обнаруживается полная атрофия тех способностей, которые, казалось бы, свойственны человеку по самой его сути. (4)Про этих духовных калек писал Фёдор Тютчев: «Они не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах…». (5)Если человек не воспринимает красоту, то мир для него становится однотонным, как упаковочная бумага, если он не знает, что такое благородство, то вся человеческая история для него предстаёт бесконечной цепью подлостей и интриг, а прикасаясь к высоким движениям человеческого духа, он оставляет жирные отпечатки своих рук.
(6)Однажды в одной из столичных газет, известной своим обличительным пафосом, мне попалась статья, в которой автор утверждал, что патриотизм свойственен лишь натурам серым, примитивным, недостаточно развитым, в которых индивидуальное чувство ещё не вызрело в полной мере.
(7)3атем автор, доказывая тезис о том, что героическая самоотверженность порождена не благородством, как это принято думать, а неразвитостью личностного начала, приводит выдержки из прощального письма Ульяны Громовой. (8)Эта девушка во время Великой Отечественной войны стала одним из руководителей подпольной организации «Молодая гвардия», куда входили люди, многим из которых не было и двадцати лет. (9)Ребята расклеивали листовки с сообщениями о положении на фронте, вывешивали красные флаги, показывали всем, что оккупанты завоевали город, но не покорили людей. (10)Фашисты схватили подпольщиков, изуверски пытали их, а потом казнили. (11)Ульяна Громова перед самой смертью успела написать письмо родным.
(12)Автор статьи находит в этом коротком послании пунктуационные и орфографические ошибки: вот тут обращение не выделено запятыми, тут неправильная буква в падежном окончании имени существительного… (13)Отсюда вывод: девушка — типичная троечница, серая посредственность, она пока ещё не осознала бесценности человеческой жизни, а потому легко, без сожалений пошла на смерть…
(14)Когда люди садятся за стол, перед едой они моют руки. (15)Когда прикасаешься к высокому и священному, надо прежде всего отмыть душу от житейского, суетного, пыльного, мелкого… (16)Жестокие и беспощадные враги напали на нашу родину, и комсомольцы, почти дети, стали с ними сражаться. (17)Это называется подвигом! (18)Когда их пытали, мучили, резали, жгли, они ничего не сказали врагу. (19)И это тоже называется подвигом! (20)Подвиг, который рождён высоким сознанием своей ответственности перед страной, потому что врага можно победить только так: жертвуя своей жизнью.
(21)Согласен, что каждый человек имеет право на свою точку зрения, знаю, что злейшим врагом всякого прогресса являются не критики, а твердокаменные «сторонники». (22)Но весь вопрос в том, кто несёт знание. (23)Если о сущности патриотизма размышляют люди, не испытывающие любви к родине, не знающие, что такое героизм, то это будет то же самое, как если бы о природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме вечной подводной ночи.
(По А.Н. Кузнецову*)
* Кузнецов Андрей Николаевич (1920-1998 гг.) — писатель, участник Великой Отечественной войны.
Героизм… Подвиг… Что значат для людей эти понятия? Чем порождается «героическая самоотверженность людей» – «благородством» или «неразвитостью личностного начала»? Именно над этими вопросами рассуждает автор данного фрагмента, поднимая проблему сущности героизма.
Вопрос, интересующий автора, очень актуален в наше время. Сейчас, к сожалению, в обществе утрачиваются такие понятия. Люди перестают почитать героев, уважать патриотов. А. Кузнецов приводит в пример статью из одной «столичной газеты». Автор той статьи утверждал, что патриотизм свойствен натурам «серым», «примитивным», «недостаточно развитым». Рассказывая о предсмертном письме Ульяны Громовой, автор пафосной статьи подмечает лишь пунктуационные и орфографические ошибки, а не героизм девушки, не сдавшейся при «изуверских» пытках фашистов. А. Кузнецов показывает своё возмущение по поводу таких низких, скверных мыслей.
Из рассуждений автора чётко вырисовывается его позиция. А. Кузнецов убеждён в том, что любовь к родине должна быть в каждом человеке, что настоящего уважения достойны герои. По его мнению, не имеют никакого права рассуждать о таких высоконравственных понятиях люди, не испытывающие любви к родине, не знающие, что такое героизм.
Я полностью согласна с мыслями автора. Действительно, огромного уважения достойны люди, способные на самопожертвование, отвагу, мужество. А умение оставаться человеком в бесчеловечных условиях и вовсе бесценно. Так, вспомним, например, Сашку из одноимённой повести В. Кондратьева. Он, совсем ещё юный, попал на войну – страшное, тяжёлое испытание. И в таких условиях он проявил себя храбрым, мужественным, честным, ответственным. Поймав «языка», он не выполнил приказ — не убил пленного немца. Не мог он убить безоружного. Такие люди, как Сашка, достойны большого уважения.
К сожалению, есть немало людей, не способных честно и беззаветно служить родине. Для них понятия «героизм», «самоотдача» ничего не значат. Такие люди встречаются и среди литературных героев. Например, Рыбак из повести В. Быкова «Сотников», ведёт себя отвратительно и недостойно в плену у полицаев. Он жертвует жизнью ни в чём не повинных детей, женщин, стариков, становясь подлым предателем.
В заключение хотелось бы сказать, что настоящие патриотические чувства должны исходить из души. Невыразимо обидно за то, что существует такое понятие, как «ложный героизм».
Дубинина Кристина, ученица 11 А класса МБОУ «Мамонтовская СОШ»