Отмыть душу от житейского троп

(1)Есть животные, которые не могут слышать, и их душа заполнена пустотой мёртвого безмолвия. (2)Есть животные, которые наделены только одной способностью — ощущать тепло приближающейся жертвы, и, затаившимся в кромешной тьме, им неведомо никакое чувство, кроме сосущего их утробу голода. (З)Одно дело, когда мы говорим о безгласной рыбе или о неспособном летать пресмыкающемся, и другое дело, когда у некоторых людей обнаруживается полная атрофия тех способностей, которые, казалось бы, свойственны человеку по самой его сути. (4)Про этих духовных калек писал Фёдор Тютчев: «Они не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах…». (5)Если человек не воспринимает красоту, то мир для него становится однотонным, как упаковочная бумага; если он не знает, что такое благородство, то вся человеческая история для него предстаёт бесконечной цепью подлостей и интриг, а прикасаясь к высоким движениям человеческого духа, он оставляет жирные отпечатки своих рук.

(б)Однажды в одной из столичных газет, известной своим обличительным пафосом, мне попалась статья, в которой автор утверждал, что патриотизм свойствен лишь натурам серым, примитивным, недостаточно развитым, в которых индивидуальное чувство ещё не вызрело в полной мере. (7)3атем автор, доказывая тезис о том, что героическая самоотверженность порождена не благородством, как это принято думать, а неразвитостью личностного начала, приводит выдержки из прощального письма Ульяны Громовой.

(8)Эта девушка во время Великой Отечественной войны стала одним из руководителей подпольной организации «Молодая гвардия», куда входили люди, многим из которых не было и двадцати лет. (9)Ребята расклеивали листовки с сообщениями о положении на фронте, вывешивали красные флаги, показывали всем, что оккупанты завоевали город, но не покорили людей. (10)Фашисты схватили подпольщиков, изуверски пытали их, а потом казнили. (11)Ульяна Громова перед самой смертью успела написать письмо родным.

(12)Автор статьи находит в этом коротком послании пунктуационные и орфографические ошибки: вот тут обращение не выделено запятыми, тут неправильная буква в падежном окончании имени существительного… (13)Отсюда вывод: девушка — типичная троечница, серая посредственность, она пока ещё не осознала бесценности человеческой жизни, а потому легко, без сожалений пошла на смерть…

(14)Когда люди садятся за стол, перед едой они моют руки. (15)Когда прикасаешься к высокому и священному, надо прежде всего отмыть душу от житейского, суетного, пыльного, мелкого… (16)Жестокие и беспощадные враги напали на нашу родину, и комсомольцы, почти дети, стали с ними сражаться. (17)Это называется подвигом! (18)Когда их пытали, мучили, резали, жгли,

они ничего не сказали врагу. (19)И это тоже называется подвигом! (20)Подвиг, который рождён высоким сознанием своей ответственности перед страной, потому что врага можно победить только так: жертвуя своей жизнью.

(21)Согласен, что каждый человек имеет право на свою точку зрения, знаю, что злейшим врагом всякого прогресса являются не критики, а твердокаменные «сторонники». (22)Но весь вопрос в том, кто несёт знание. (23)Если о сущности патриотизма размышляют люди, не испытывающие любви к родине, не знающие, что такое героизм, то это будет то же самое, как если бы о природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме вечной подводной ночи.

(По А. Кузнецову*)

* Андрей Николаевич Кузнецов (1920-1998 гг.) — писатель, участник Великой Отечественной войны.

Показать текст целиком

Что такое самоотверженность? Кажется, ответ на этот вопрос заложен в нас с детства. Однако задумывались ли мы, где это личностное качество берет свое начало? Самоотверженность – это понятие, граничащее с патриотизмом, или показатель незрелости личности?  Над этими вопросами нас призывает поразмышлять Андрей Николаевич Кузнецов, писатель, участник Великой Отечественной Войны.

Рассуждая над проблемой, А.Н. Кузнецов обращается к статье, в которой с пренебрежением оцениваются действия Ульяны Громовой, участницы подпольной организации «Молодая гвардия». Автор статьи, приводя в поддержку своей позиции письмо Ульяны, характеризует ее как «типичную троечницу, серую посредственность», которая «пока ещё не осознала бесценности человеческой жизни, а потому легко, без сожалений пошла на смерть». А.Н. Кузнецова возмущает циничность написанного. Он с чувством пишет, что то, как подростки противостояли врагу, терпя варварские пытки врага, кроме как подвигом назвать нельзя. Но ради чего молодые люди сражались? Автор объясняет: их героизм «рождён высоким сознанием своей ответственности перед страной, потому что врага можно победить только так: жертвуя своей жизнью.»

Таким образом, автор данного текста убежден, что самоотверженность напрямую связана с патриотизмом, любовью к Родине. Мне близка позиция писателя. Ведь что такое Родина? Это улица, на которой ты вырос, это школа, которая многому тебя научила, родители, семья, которые всегда рядом, красота родного края, государство, друзья. У каждого человека свое определение, однако то, что связывает эти понятия, — это любовь. За кого сражаться, если не за маму, за папу, за родной дом? За что быть готовым отдать жизнь, если не за то, что является самым ценным, любимым для тебя?

Данная проблема волновала многих великих писателей. Например, в повести Бориса Василева «А зори здесь тихие…» рассказывается о доблести пяти девушек-зенитчиц и их командира Федота Васкова. Узнав, что два немца собираются пробраться к важному военному объекту, они незамедлительно докладывают об этом начальству

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

Критерии

  • 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
  • 3 из 3К4Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  • 0 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 0 из 2К6Точность и выразительность речи
  • 2 из 3К7Соблюдение орфографических норм
  • 2 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
  • 2 из 2К9Соблюдение языковых норм
  • 0 из 2К10Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1К11Соблюдение этических норм
  • 1 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 16 из 24

Готовые сборники сочинений и эссе от экспертов

✅ 46 идеальных эссе по истории

✅ 30 образцовых эссе по обществознанию

✅ 55 сочинений по литературе от эксперта

✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых

Источник

Текст.
(1)Есть животные, которые не могут слышать, и их душа заполнена пустотой мёртвого безмолвия. (2)Есть животные, которые наделены только одной способностью — ощущать тепло приближающейся жертвы, и, затаившимся в кромешной тьме, им неведомо никакое чувство, кроме сосущего их утробу голода. (3)Одно дело, когда мы говорим о безгласной рыбе или о неспособном летать пресмыкающемся, и другое дело, когда у некоторых людей обнаруживается полная атрофия тех способностей, которые, казалось бы, свойственны человеку по самой его сути. (4)Про этих духовных калек писал Фёдор Тютчев: «Они не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах..». (5)Если человек не воспринимает красоту, то мир для него становится однотонным, как упаковочная бумага, если он не знает, что такое благородство, то вся человеческая история для него предстаёт бесконечной цепью подлостей и интриг, а прикасаясь к высоким движениям человеческого духа, он оставляет жирные отпечатки своих рук. (6)Однажды в одной из столичных газет, известной своим обличительным пафосом, мне попалась статья, в которой автор утверждал, что патриотизм свойственен лишь натурам серым, примитивным, недостаточно развитым, в которых индивидуальное чувство ещё не вызрело в полной мере. (7)Затем автор, доказывая тезис о том, что героическая самоотверженность порождена не благородством, как это принято думать, а неразвитостью личностного начала, приводит выдержки из прощального письма Ульяны Громовой. (8)Эта девушка во время Великой Отечественной войны стала одним из руководителей подпольной организации «Молодая гвардия», куда входили люди, многим из которых не было и двадцати лет. (9)Ребята расклеивали листовки с сообщениями о положении на фронте, вывешивали красные флаги, показывали всем, что оккупанты завоевали город, но не покорили людей. (10)Фашисты схватили подпольщиков,
изуверски пытали их, а потом казнили. (11)Ульяна Громова перед самой смертью успела написать письмо родным. (12)Автор статьи находит в этом коротком послании пунктуационные и орфографические ошибки: вот тут обращение не выделено запятыми, тут неправильная буква в падежном окончании имени существительного.. (13)Отсюда вывод: девушка — типичная троечница, серая посредственность, она пока ещё не осознала бесценности человеческой жизни, а потому легко, без сожалений пошла на смерть.. (14)Когда люди садятся за стол, перед едой они моют руки. (15)Когда прикасаешься к высокому и священному, надо прежде всего отмыть душу от житейского, суетного, пыльного, мелкого.. (16)Жестокие и беспощадные враги напали на нашу родину, и комсомольцы, почти дети, стали с ними сражаться. (17)Это называется подвигом! (18)Когда их пытали, мучили, резали, жгли, они ничего не сказали врагу. (19)И это тоже называется подвигом! (20)Подвиг, который рождён высоким сознанием своей ответственности перед страной, потому что врага можно победить только так: жертвуя своей жизнью. (21)Согласен, что каждый человек имеет право на свою точку зрения, знаю, что злейшим врагом всякого прогресса являются не критики, а твердокаменные «сторонники». (22)Но весь вопрос в том, кто несёт знание. (23)Если о сущности патриотизма размышляют люди, не испытывающие любви к родине, не знающие, что такое героизм, то это будет то же самое, как если бы о природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме вечной подводной ночи.
(По А. Н. Кузнецову)

Сочинение.
Какие люди способны на проявление патриотизма? Вот вопрос, над которым размышляет А.Н. Кузнецов.
Для привлечения внимания читателя писатель рассказывает о немыслимом для нeгo взгляде на преданность и любовь к родной земле. Так, автор статьи, размещенной в одной из столичных газет, утверждает: патриотизм свойственен лишь серым натурам, а героическая самоотверженность порождается неразвитостью личностного начала. Ему кажется, что люди, жертвующие жизнью на благо общества, легко идут на смерть лишь по причине непонимания бесценности существования. Но у писателя есть на это совершенно другая точка зрения: тот, кто готов совершить подвиг, является ответственным человеком, способным пойти на жестокую встречу с беспощадным врагом. Люди, которые прежде всего испытывают искреннюю любовь по отношению Родине, склонны к проявлению патриотизма. Кажется, именно они достойны невероятного уважения со стороны окружающих.
А.Н. Кузнецов считает, что героизм проявляется тогда, когда человек, несмотря на страх, готов пойти на кровопролитное сражение, когда он осознает, что ни за что на свете не продаст Родину.
Конечно же, я не могу не согласиться с мнением автора. Разумеется, пожертвовав жизнью, можно одержать победу над злейшим врагом. Но сделать это может лишь тот, кто испытывает светлые чувства к родному дому.
Эта проблема волновала многих русских писателей, в частности М. Шолохов в рассказе «Судьба человека» поднимает вопрос, тесно связанный с проявлением патриотизма. Всё, что Андрей Соколов делает на благо Отечества, исходит от доброты ero сердца . Главный герой произведения испытывает вполне естественную любовь к Родине. Вероятно, именно по этой причине он смог стать бесстрашным солдатом, который пошёл на жертву ради спасения любимого дома.
В заключение хочется отметить, что на проявление патриотизма способны лишь те люди, которые испытывают невероятную любовь к родной земле и которые готовы сражаться, несмотря на мучения и принесенную им боль.

Источник

(1)Есть животные, которые не могут слышать, и их душа заполнена пустотой мёртвого безмолвия. (2)Есть животные, которые наделены только одной способностью — ощущать тепло приближающейся жертвы, и, затаившимся в кромешной тьме, им неведомо никакое чувство, кроме сосущего их утробу голода. (З)Одно дело, когда мы говорим о безгласной рыбе или о неспособном летать пресмыкающемся, и другое дело, когда у некоторых людей обнаруживается полная атрофия тех способностей, которые, казалось бы, свойственны человеку по самой его сути. (4)Про этих духовных калек писал Фёдор Тютчев: «Они не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах…». (5)Если человек не воспринимает красоту, то мир для него становится однотонным, как упаковочная бумага; если он не знает, что такое благородство, то вся человеческая история для него предстаёт бесконечной цепью подлостей и интриг, а прикасаясь к высоким движениям человеческого духа, он оставляет жирные отпечатки своих рук.

(б)Однажды в одной из столичных газет, известной своим обличительным пафосом, мне попалась статья, в которой автор утверждал, что патриотизм свойствен лишь натурам серым, примитивным, недостаточно развитым, в которых индивидуальное чувство ещё не вызрело в полной мере. (7)3атем автор, доказывая тезис о том, что героическая самоотверженность порождена не благородством, как это принято думать, а неразвитостью личностного начала, приводит выдержки из прощального письма Ульяны Громовой.

(8)Эта девушка во время Великой Отечественной войны стала одним из руководителей подпольной организации «Молодая гвардия», куда входили люди, многим из которых не было и двадцати лет. (9)Ребята расклеивали листовки с сообщениями о положении на фронте, вывешивали красные флаги, показывали всем, что оккупанты завоевали город, но не покорили людей. (10)Фашисты схватили подпольщиков, изуверски пытали их, а потом казнили. (11)Ульяна Громова перед самой смертью успела написать письмо родным.

(12)Автор статьи находит в этом коротком послании пунктуационные и орфографические ошибки: вот тут обращение не выделено запятыми, тут неправильная буква в падежном окончании имени существительного… (13)Отсюда вывод: девушка — типичная троечница, серая посредственность, она пока ещё не осознала бесценности человеческой жизни, а потому легко, без сожалений пошла на смерть…

(14)Когда люди садятся за стол, перед едой они моют руки. (15)Когда прикасаешься к высокому и священному, надо прежде всего отмыть душу от житейского, суетного, пыльного, мелкого… (16)Жестокие и беспощадные враги напали на нашу родину, и комсомольцы, почти дети, стали с ними сражаться. (17)Это называется подвигом! (18)Когда их пытали, мучили, резали, жгли,

они ничего не сказали врагу. (19)И это тоже называется подвигом! (20)Подвиг, который рождён высоким сознанием своей ответственности перед страной, потому что врага можно победить только так: жертвуя своей жизнью.

(21)Согласен, что каждый человек имеет право на свою точку зрения, знаю, что злейшим врагом всякого прогресса являются не критики, а твердокаменные «сторонники». (22)Но весь вопрос в том, кто несёт знание. (23)Если о сущности патриотизма размышляют люди, не испытывающие любви к родине, не знающие, что такое героизм, то это будет то же самое, как если бы о природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме вечной подводной ночи.

(По А. Кузнецову*)

* Андрей Николаевич Кузнецов (1920-1998 гг.) — писатель, участник Великой Отечественной войны.

Показать текст целиком

Что такое героизм? Кого можно назвать и героем? Над этими и другими вопросами размышляет А. Кузнецов, автор данного текста. 
      Автор рассуждает над данной проблемой, вспоминая историю о том, как в одной из столичных газет ему попалась статья. Автор данной статьи рассказывает о молодой девушке, Ульяне Громовой, которая «во время Великой Отечественной войны была одним из руководителей подпольной организации «Молодая гвардия»». Но однажды «фашисты схватили участников данной организации и казнили их». Ульяна Громова перед смертью успела написать письмо родным. В нем автор статьи нашел ошибки, из которых он сделал вывод, что девушка без сожаления пошла на смерть. 
      А. Кузнецов считает, что подвиг — это то, что комсомольцы, почти дети, пошли сражаться с врагом; подвиг — это то, что, когда их резали, жгли, они ничего не сказали врагу. А человек, не знающий, что такое героизм, не может размышлять об этом, так как это низко и подло по отношению к тем людям, которые защищали шли на смерть ради защиты своей Родины.
      Я полностью с автором в том, что автор данной статьи недостоин уважения.
      В качестве первого доказательства я хочу привести роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Один из главных героев, Пьер Безухов —

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

Критерии

  • 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
  • 3 из 3К4Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  • 0 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 0 из 2К6Точность и выразительность речи
  • 2 из 3К7Соблюдение орфографических норм
  • 2 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
  • 0 из 2К9Соблюдение языковых норм
  • 0 из 2К10Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1К11Соблюдение этических норм
  • 0 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 13 из 24

Готовые сборники сочинений и эссе от экспертов

✅ 46 идеальных эссе по истории

✅ 30 образцовых эссе по обществознанию

✅ 55 сочинений по литературе от эксперта

✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых

Источник

Ïðåäèñëîâèå

Ïÿòíàäöàòîãî ÿíâàðÿ, óòðîì, ïîñëå ïëîòíîãî çàâòðàêà íóæíî áûëî ñåñòü çà óðîêè. Æåëàíèÿ, êîíå÷íî, íèêàêîãî íå áûëî, õîòåëîñü îòëîæèòü âñå íà âå÷åð, íî êàêàÿ-òî íåâèäèìàÿ ñèëà âñå æå çàñòàâèëà ìåíÿ ïîñìîòðåòü, ÷òî âîîáùå íóæíî ïðèãîòîâèòü ê çàâòðàøíåìó äíþ. Âêëþ÷èâ êîìïüþòåð è çàéäÿ â ýëåêòðîííûé äíåâíèê, â ïîëå äëÿ ðàçìåùåíèÿ äîìàøíåãî çàäàíèÿ ïî ðóññêîìó ÿçûêó, ÿ óâèäåë ôàéëèê. Êëèêíóë ïî íåìó, è ïåðåä ìîèìè ãëàçàìè îêàçàëñÿ òåêñò íåêîåãî À.Í.Êóçíåöîâà. Òåêñò ïðî ïàòðèîòèçì è ïðîáëåìû ñ íèì ñâÿçàííûå. Òóò-òî ìåíÿ è ïðîðâàëî…

Ïðåæäå ÷åì ïåðåéòè ê ìîåìó òåêñòó, îçíàêîìüòåñü ñ èñõîäíûì.

Òàêæå âûíóæäåí äîáàâèòü, ÷òî ïîñëå äîëãèõ ïîèñêîâ ñòàòüè, óïîìÿíóòîé àâòîðîì â åãî òåêñòå, ÿ ïðèøåë ê âûâîäó, ÷òî â èíòåðíåòå åå íåò. Î÷åâèäíî, åñëè îíà è áûëà, òî óæå äàâíî óòðà÷åíà, òàê êàê âåðîÿòíåå âñåãî áûëà íàïèñàíà åùå â ÑÑÑÐ. À À.Í. Êóçíåöîâ, õîòü è óïîìÿíóò êàê ñîâðåìåííûé æóðíàëèñò, óìåð åùå â äåâÿíîñòûõ, òàê ÷òî ìîé òåêñò áîëüøå îáðàùàåòñÿ íå ê íåìó, à ê ñîâðåìåííîé æóðíàëèñòèêå â öåëîì.

Èñõîäíûé òåêñò

Åñòü æèâîòíûå, êîòîðûå íå ìîãóò ñëûøàòü, è èõ äóøà çàïîëíåíà ïóñòîòîé ì¸ðòâîãî áåçìîëâèÿ. Åñòü æèâîòíûå, êîòîðûå íàäåëåíû òîëüêî îäíîé ñïîñîáíîñòüþ — îùóùàòü òåïëî ïðèáëèæàþùåéñÿ æåðòâû, è, çàòàèâøèìñÿ â êðîìåøíîé òüìå, èì íåâåäîìî íèêàêîå ÷óâñòâî, êðîìå ñîñóùåãî èõ óòðîáó ãîëîäà. Îäíî äåëî, êîãäà ìû ãîâîðèì î áåçãëàñíîé ðûáå èëè î íåñïîñîáíîì ëåòàòü ïðåñìûêàþùåìñÿ, è äðóãîå äåëî, êîãäà ó íåêîòîðûõ ëþäåé îáíàðóæèâàåòñÿ ïîëíàÿ àòðîôèÿ òåõ ñïîñîáíîñòåé, êîòîðûå, êàçàëîñü áû, ñâîéñòâåííû ÷åëîâåêó ïî ñàìîé åãî ñóòè. Ïðî ýòèõ äóõîâíûõ êàëåê ïèñàë Ô¸äîð Òþò÷åâ: «Îíè íå âèäÿò è íå ñëûøàò, æèâóò â ñ¸ì ìèðå, êàê âïîòüìàõ…». Åñëè ÷åëîâåê íå âîñïðèíèìàåò êðàñîòó, òî ìèð äëÿ íåãî ñòàíîâèòñÿ îäíîòîííûì, êàê óïàêîâî÷íàÿ áóìàãà, åñëè îí íå çíàåò, ÷òî òàêîå áëàãîðîäñòâî, òî âñÿ ÷åëîâå÷åñêàÿ èñòîðèÿ äëÿ íåãî ïðåäñòà¸ò áåñêîíå÷íîé öåïüþ ïîäëîñòåé è èíòðèã, à ïðèêàñàÿñü ê âûñîêèì äâèæåíèÿì ÷åëîâå÷åñêîãî äóõà, îí îñòàâëÿåò æèðíûå îòïå÷àòêè ñâîèõ ðóê.

Îäíàæäû â îäíîé èç ñòîëè÷íûõ ãàçåò, èçâåñòíîé ñâîèì îáëè÷èòåëüíûì ïàôîñîì, ìíå ïîïàëàñü ñòàòüÿ, â êîòîðîé àâòîð óòâåðæäàë, ÷òî ïàòðèîòèçì ñâîéñòâåíåí ëèøü íàòóðàì ñåðûì, ïðèìèòèâíûì, íåäîñòàòî÷íî ðàçâèòûì, â êîòîðûõ èíäèâèäóàëüíîå ÷óâñòâî åù¸ íå âûçðåëî â ïîëíîé ìåðå.

3àòåì àâòîð, äîêàçûâàÿ òåçèñ î òîì, ÷òî ãåðîè÷åñêàÿ ñàìîîòâåðæåííîñòü ïîðîæäåíà íå áëàãîðîäñòâîì, êàê ýòî ïðèíÿòî äóìàòü, à íåðàçâèòîñòüþ ëè÷íîñòíîãî íà÷àëà, ïðèâîäèò âûäåðæêè èç ïðîùàëüíîãî ïèñüìà Óëüÿíû Ãðîìîâîé. Ýòà äåâóøêà âî âðåìÿ Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíû ñòàëà îäíèì èç ðóêîâîäèòåëåé ïîäïîëüíîé îðãàíèçàöèè «Ìîëîäàÿ ãâàðäèÿ», êóäà âõîäèëè ëþäè, ìíîãèì èç êîòîðûõ íå áûëî è äâàäöàòè ëåò. Ðåáÿòà ðàñêëåèâàëè ëèñòîâêè ñ ñîîáùåíèÿìè î ïîëîæåíèè íà ôðîíòå, âûâåøèâàëè êðàñíûå ôëàãè, ïîêàçûâàëè âñåì, ÷òî îêêóïàíòû çàâîåâàëè ãîðîä, íî íå ïîêîðèëè ëþäåé. Ôàøèñòû ñõâàòèëè ïîäïîëüùèêîâ, èçóâåðñêè ïûòàëè èõ, à ïîòîì êàçíèëè. Óëüÿíà Ãðîìîâà ïåðåä ñàìîé ñìåðòüþ óñïåëà íàïèñàòü ïèñüìî ðîäíûì.

Àâòîð ñòàòüè íàõîäèò â ýòîì êîðîòêîì ïîñëàíèè ïóíêòóàöèîííûå è îðôîãðàôè÷åñêèå îøèáêè: âîò òóò îáðàùåíèå íå âûäåëåíî çàïÿòûìè, òóò íåïðàâèëüíàÿ áóêâà â ïàäåæíîì îêîí÷àíèè èìåíè ñóùåñòâèòåëüíîãî… Îòñþäà âûâîä: äåâóøêà — òèïè÷íàÿ òðîå÷íèöà, ñåðàÿ ïîñðåäñòâåííîñòü, îíà ïîêà åù¸ íå îñîçíàëà áåñöåííîñòè ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè, à ïîòîìó ëåãêî, áåç ñîæàëåíèé ïîøëà íà ñìåðòü…

Êîãäà ëþäè ñàäÿòñÿ çà ñòîë, ïåðåä åäîé îíè ìîþò ðóêè. Êîãäà ïðèêàñàåøüñÿ ê âûñîêîìó è ñâÿùåííîìó, íàäî ïðåæäå âñåãî îòìûòü äóøó îò æèòåéñêîãî, ñóåòíîãî, ïûëüíîãî, ìåëêîãî… Æåñòîêèå è áåñïîùàäíûå âðàãè íàïàëè íà íàøó ðîäèíó, è êîìñîìîëüöû, ïî÷òè äåòè, ñòàëè ñ íèìè ñðàæàòüñÿ. Ýòî íàçûâàåòñÿ ïîäâèãîì! Êîãäà èõ ïûòàëè, ìó÷èëè, ðåçàëè, æãëè, îíè íè÷åãî íå ñêàçàëè âðàãó. È ýòî òîæå íàçûâàåòñÿ ïîäâèãîì! Ïîäâèã, êîòîðûé ðîæä¸í âûñîêèì ñîçíàíèåì ñâîåé îòâåòñòâåííîñòè ïåðåä ñòðàíîé, ïîòîìó ÷òî âðàãà ìîæíî ïîáåäèòü òîëüêî òàê: æåðòâóÿ ñâîåé æèçíüþ.

Ñîãëàñåí, ÷òî êàæäûé ÷åëîâåê èìååò ïðàâî íà ñâîþ òî÷êó çðåíèÿ, çíàþ, ÷òî çëåéøèì âðàãîì âñÿêîãî ïðîãðåññà ÿâëÿþòñÿ íå êðèòèêè, à òâåðäîêàìåííûå «ñòîðîííèêè». Íî âåñü âîïðîñ â òîì, êòî íåñ¸ò çíàíèå. Åñëè î ñóùíîñòè ïàòðèîòèçìà ðàçìûøëÿþò ëþäè, íå èñïûòûâàþùèå ëþáâè ê ðîäèíå, íå çíàþùèå, ÷òî òàêîå ãåðîèçì, òî ýòî áóäåò òî æå ñàìîå, êàê åñëè áû î ïðèðîäå ñîëíå÷íîãî ñâåòà ôèëîñîôñòâîâàëè ìîðñêèå ñêàòû, êî÷åíåþùèå â êðîìåøíîé òüìå âå÷íîé ïîäâîäíîé íî÷è.

À.Í. Êóçíåöî⠖ ñîâðåìåííûé æóðíàëèñò

«Ïàòðèîòèçì»

«Äóøà è ñóòü òîãî, ÷òî îáû÷íî ïîíèìàþò ïîä ïàòðèîòèçìîì, åñòü è âñåãäà áûëà ìîðàëüíàÿ òðóñîñòü».

—Ìàðê Òâåí

Ïàòðèîòèçì, åãî ñóùíîñòü, âàæíîñòü ïàòðèîòèçìà, ñïîñîáíîñòü ÷åëîâåêà ïîæåðòâîâàòü ñîáîé ðàäè äðóãèõ — ýòè ïðîáëåìû ïîäíèìàåò â ñâîåì òåêñòå Êóçíåöîâ À.Í.

Îíè äåéñòâèòåëüíî àêòóàëüíû, â íàøåé ñòðàíå â íàñòîÿùåå âðåìÿ ïàòðèîòèçì — êóäà íè ãëÿíü. Íà÷èíàåò àâòîð ñî ñðàâíåíèÿ ÷åëîâåêà è æèâîòíûõ: îí ãîâîðèò, ÷òî ó êàæäîãî æèâîãî ñóùåñòâà åñòü ñâîè âðîæäåííûå ñïîñîáíîñòè. Òàê ðûáà ïëàâàåò, çìåÿ ïîëçàåò, à ÷åëîâåê ìûñëèò î âåëèêîì. Çàòåì ñëåäóåò óòâåðæäåíèå: ÷åëîâåê, êîòîðûé íå îáëàäàåò «ñâîéñòâåííûìè åìó ïî ñàìîé ñóòè ñïîñîáíîñòÿìè» — äóõîâíûé êàëåêà, äëÿ êîòîðîãî æèçíü ëèøü ÷åðåäà ñîáûòèé, à ëþäè — ñåðàÿ ìàññà. Ðàññìàòðèâàÿ íåíàçâàííóþ ñòàòüþ èç íåíàçâàííîãî ñòîëè÷íîãî æóðíàëà íåíàçâàííîãî àâòîðñòâà, â êîòîðîé ïàòðèîòèçì ïðåïîäíîñèòñÿ ñ íåãàòèâíîé ñòîðîíû, ãäå ãîâîðèòñÿ, ÷òî ãåðîè÷åñêàÿ ñàìîîòâåðæåííîñòü ïîðîæäåíà íå áëàãîðîäñòâîì, à íåðàçâèòîñòüþ èíäèâèäóàëüíîñòè, ãäå ïî÷åìó-òî ïðèâîäèòñÿ äåòñêèé, äàæå ãëóïûé, àðãóìåíò, îñíîâàííûé íà îøèáêàõ â ïèñüìå îäíîé èç êîìñîìîëîê, Êóçíåöîâ ðàçíîñèò ñòàòüþ, ãîâîðÿ î òîì, êàê êîìñîìîëüöû, ïî÷òè äåòè, äàëè îòïîð æåñòîêèì è áåñïîùàäíûì çàõâàò÷èêàì, êàêèì ïîäâèãîì ýòî áûëî.

«Ýòî ïîäâèã, êîòîðûé ðîæäåí âûñîêèì ñîçíàíèåì ñâîåé îòâåòñòâåííîñòè ïåðåä ñòðàíîé, ïîòîìó ÷òî âðàãà ìîæíî ïîáåäèòü òîëüêî òàê: æåðòâóÿ ñâîåé æèçíüþ».  çàêëþ÷åíèå äîáàâëÿåò, ÷òî ëþäè, íå ëþáÿùèå ñâîþ ñòðàíó, íå ìîãóò ðàçìûøëÿòü î ïàòðèîòèçìå. Ñðàâíèâàåò èõ ñî ñêàòàìè, ôèëîñîôñòâóþùèìè î ñâåòå, æèâóùèìè ïðè ýòîì â êðîìåøíîé òüìå.

Ïîçèöèÿ àâòîðà ñâîäèòñÿ ê òîìó, ÷òî íóæíî áûòü ïàòðèîòîì ñâîåé ñòðàíû è â ëþáîé ìîìåíò áûòü ãîòîâûì îòäàòü çà íåå æèçíü.

Ñâîþ æå ìûñëü ÿ íà÷íó ñ òîãî, ÷òî âñåõ äóõîâíûõ êàëåê êàëåêàìè äåëàåò îáùåñòâî. Îáùåñòâî âîñïèòûâàåò ñâîèõ «äåòåé» òàê, ÷òî íåêîòîðûå èç íèõ ñòàíîâÿòñÿ ìîðàëüíûìè óðîäàìè (îïÿòü æå â ïîíèìàíèè ñàìîãî îáùåñòâà). Êàê ñîáàêà, êîòîðóþ ñ ùåíÿ÷üåãî âîçðàñòà ïèíàþò è ðóãàþò, à çàòåì ïðèñòðåëèâàþò çà òî, ÷òî îíà ñòàëà áðîñàòüñÿ íà ëþäåé è ñ ÷åãî-òî âäðóã ñòàëà àãðåññèâíîé. À åñëè â òàêîå îáùåñòâî ïîïàäåò ÷åëîâåê, âçãëÿäû è öåííîñòè êîòîðîãî íå ñîîòâåòñòâóþò ìåñòíûì ñòàíäàðòàì, åãî çàêèäàþò òóõëûìè ÿéöàìè ñ êðèêàìè âðîäå: «Âàëè ê ñåáå â ïåíäîñèþ! Íå÷åãî òóò â ìîåé ðîäèíå ãàäèòü!» À ÷òî, â âàøåì ïîíèìàíèè, ðîäèíà? Ñòðàíà, â êîòîðîé æèâåòå? Âàø ãîðîä? À ïàòðèîòèçì? Áåñïðåêîñëîâíîå ïîä÷èíåíèå ïðèêàçàì âëàñòåé? Óáèéñòâî íà âîéíå ñåáå ïîäîáíûõ? Áåññìûñëåííûå ñïîðû î ïðåâîñõîäñòâå Ðîññèè íàä äðóãèìè ñòðàíàìè? Îáëèâàíèå ãðÿçüþ ëþäåé, êðèòèêóþùèõ âàøè âçãëÿäû? Ñëåïîå ñëåäîâàíèå èäåîëîãèÿì ñòðàíû? À ÷åì òîãäà îò âàñ îòëè÷àþòñÿ ýòè æåñòîêèå è áåñïîùàäíûå çàõâàò÷èêè? Îíè òàêèå æå ëþäè, îíè òàêæå ñëåäóþò ñâîåé èäåîëîãèè, îíè òàêæå ëþáÿò ñâîþ ðîäèíó, äåëàþò âñå âîçìîæíîå äëÿ íåå. Âû ãîâîðèòå, èõ îòëè÷àåò ÷ðåçìåðíàÿ æåñòîêîñòü? Íåò, íå îòëè÷àåò. Êàê â ôàøèñòñêîé àðìèè, òàê è â ñîâåòñêîé áûëè æåñòîêèå ëþäè, à óæàñû òâîðèëèñü è íà òîé è íà äðóãîé ñòîðîíå.

Äëÿ ìåíÿ ðîäèíà — ïëàíåòà Çåìëÿ. Ýòî âñå æèâîå, íà÷èíàÿ ñ áàêòåðèé, áóëüêàþùèõ ó ìåíÿ â æåëóäêå, è çàêàí÷èâàÿ ÷åðíîêîæèì ñòàðöåì èç ïëåìåíè áóøìåíîâ. Äëÿ ìåíÿ ðîäèíó íå îïðåäåëÿþò òðàäèöèè, ãðàíèöû è ÿçûê. À ïàòðèîòèçì — ýòî óâàæåíèå êî âñåìó, ÷òî òåáÿ îêðóæàåò, ïðèíÿòèå ñîñóùåñòâîâàíèÿ, ñîâìåñòíîå äîñòèæåíèå öåëåé è ðàçâèòèå ÷åëîâå÷åñòâà.

 êà÷åñòâå àðãóìåíòîâ ÿ ïðèâåäó èñòîðè÷åñêèå ôàêòû. 1994 ãîä, âîéíà â ×å÷íå. 131-îé îòäåëüíîé Ìàéêîïñêîé ìîòî-ñòðåëêîâîé áðèãàäå áûëî ïðèêàçàíî çàéòè â Ãðîçíûé è çàõâàòèòü âîêçàë.  19:00 òîãî æå äíÿ áîåâèêè àòàêîâàëè íàøè âîéñêà, êîòîðûå îêàçàëèñü â ïîëíîì îêðóæåíèè. Îòðÿä ïîíåñ îãðîìíûå ïîòåðè, îäíèõ ïîãèáøèõ ñîëäàò áûëî áîëåå 150-òè. Èç ðàäèîïåðåãîâîðîâ áûëî ñëûøíî, êàê íàøè ðåáÿòà ðàññóæäàëè î ïðàâèëüíîñòè èõ äåéñòâèé. Ýòà âîåííàÿ êàìïàíèÿ áûëà ïðåäñòàâëåíà ñîëäàòàì êàê çàùèòà ðîäèíû, êàê íàñòîÿùåå ïðîÿâëåíèå ïàòðèîòèçìà. Âîò òàê ëþäè ïîãèáëè, ñðàæàÿñü çà ðîäèíó. Ðîäèíó, êîòîðàÿ áåç ÿñíîãî ïëàíà áîåâûõ äåéñòâèé ïîñëàëà èõ óìèðàòü.

À åñëè áðàòü âðåìåíà ðåïðåññèé… Ñêîëüêî ÷åëîâåê áûëî óáèòî âî èìÿ ðîäèíû? Ìèðíûõ ëþäåé! À ñêîëüêî õóäîæíèêîâ, ïîýòîâ, ïèñàòåëåé? Ðàéêèí íà îäíîé êîíôåðåíöèè ñêàçàë òàêóþ âåùü: «Óìíîå ïðàâèòåëüñòâî ïëàòèò èñêóññòâó çà òî, ÷òî îíî äåðæèò ïåðåä íèì çåðêàëî». Òî åñòü ïðàâèòåëüñòâî äîëæíî ñ÷èòàòüñÿ ñ ìíåíèåì óìíûõ ëþäåé, à íå óáèâàòü èõ è âûøâûðèâàòü èç ñòðàíû. È âñå ýòî íàçûâàëîñü ïàòðèîòèçìîì, ëþáîâüþ ê ðîäèíå. Âèäèìî, òå, êòî êðèòèêîâàë ïðàâèòåëüñòâî, ðîäèíó íå ëþáèë.

Ïîäâîäÿ èòîã, õî÷åòñÿ ñêàçàòü, ÷òî, ïîêà ëþäè íå íà÷íóò äóìàòü ñâîåé ãîëîâîé, î ïàòðèîòèçìå íå ìîæåò áûòü è ðå÷è. Ïîêà òî, ÷òî òâîðèòñÿ â íàøåé ñòðàíå, ÿ ìîãó íàçâàòü ëèøü äâèæåíèåì ôàíàòèêîâ, ïîä ðóêîâîäñòâîì ÎÏÃ. À ðàç óæ òàê âûõîäèò, ÷òî ìíå ïðèõîäèòñÿ ãîâîðèòü îò èìåíè ñêàòîâ, çàäàì àâòîðó òàêîé âîïðîñ: ðàçâå ñêàòû, êîòîðûå ïëîõî âèäÿò, êîòîðûå âîîáùå ÿâëÿþòñÿ äàëüòîíèêàìè, âîçâûøàþò ñåáÿ íàä äðóãèìè æèâûìè ñóùåñòâàìè?

Источник