Отмыть гудрон на мойке
Встречая знаки дорожных работ, продублированных табло ограничения скорости, лучше притормозить. Во-первых, так безопаснее. Шине гораздо сложнее цепляться за свежий асфальт, поэтому предостеречь себя от вылета в кювет все же стоит. Во-вторых, меньше хлопот с кузовом. Гудрон прилетит и на маленькой скорости, но количество черных точек будет заметно меньшим. Все же почему владельцы особенно новых авто бьют тревогу при обнаружении смолянистых следов? Чем так опасен битум для ЛКП автомобиля?
Почему смолу от асфальта необходимо быстро убирать с кузова автомобиля?
По определению битумы – это смолоподобные продукты, получаемые из нефти, каменного угля или сланца. Химсостав представлен углеводородами и их производными. Некоторые вещества на самом деле едкие, что и чревато для ЛКП.
Упрощённо действие компонентов дорожной смолы на поверхность кузова автомобиля можно сравнить с воздействием агрессивного растворителя. Принцип тот же – через некоторое время гудрон безвозвратно въедается в верхний слой лака, и полностью оттереть его с кузова автомобиля своими руками не получится. Необходима механическая полировка.
Посмотрите фото безуспешного удаления старых следов дорожного битума. Знаменитое жёлтое пятно получается уже после недельного отстоя смолы на кузове и, увы, автохимия здесь бессильна.
Чем оттереть свежий гудрон с кузова машины
Свежая смола водой не смывается, но отлично удаляется органическими растворителями. Их можно найти в уголке автомобильной химии, хозяйственном гипермаркете, или вовсе в аптеке. Но какое средство действительно позволяет избавиться от смолянистых пятен? Какой препарат действует быстрее, а какой стоит дешевле?
Автохимия для удаления смолы
Вразброс отзывы о том или ином химсредстве для удаления битума, не дают четкого понимания, что конкретно покупать. Один продукт требует долгой выдержки, другой – только брызнул и сразу же вытирай. При всем этом среди них есть откровенно бессильная химия, которой с трудом удается убрать гудрон получасовой давности.
Список достойных вариантов мы уже приводили в материале, чем оттереть почки тополя с машины. К слову, древесная смола не менее едкая, нежели дорожная и тоже требует своевременного удаления. Итак, уважения достойны препараты, которые действительно позволяют удалить битум с кузова. Они приведены в таблице.
Бренд | Страна-изготовитель | Объем, мл | Цена, рублей |
Texon | Россия | 520 | 150 |
Astrohim | 500 | 150 | |
Autoprofi | 500 | 200 | |
Grass | 500 | 250 | |
Kangaroo | Корея | 400 | 350 |
Sonax | Германия | 300 | 450 |
Liqui Moly | 400 | 500 | |
Pingo | 400 | 550 | |
Doctor Wax | США | 500 | 700 |
Убрать пятна гудрона по плечу каждому из упомянутых средств. Быстродействующие (брызнул и сразу вытер) Liqui Moly, Kangaroo, Astrohim, Autoprofi, Pingo, Sonax с первого раза могут и не справиться, но вторая-третья попытки обязательно увенчаются успехом. Grass и Texon – препараты медленного действия, требуют выдержки порядка 5-10 минут.
Что конкретно взять? Примите во внимание три совета и разберетесь, чем удобнее отмыть гудрон от машины именно вам:
- Быстродействующая химия с первого раза справляется только с пятнами, обнаруженными в дороге или сразу после поездки. В ином случае требуется повторная обработка, а это уже расход сверх нормы. Плюсы в том, что агрессивная жидкость не стекает вниз по кузову, поскольку тут же вытирается. Время локальной борьбы с загрязнением минимально.
- Препараты долгого действия требуют продолжительной выдержки, но одной попытки часто достаточно. Крупный минус – жидкость с легкостью стекает вниз.
- Отличное соотношение цена/качество – у Astrohim и Texon.
К сведению. Голубая глина также дает заметный результат, но очистить ей темное ЛКП – значит повредить его. Факт наличия трения, на котором построен механизм удаления битума данным способом, порождает эффект голограммы обработанного места. На это жалуется практически каждый владелец темного авто, который опробовал глину на практике.
Бытовые средства
В бытность автохимии не было. Тогда эталоном в борьбе с черными кляксами был авиационный керосин. Достать его и сейчас трудно. Впрочем, можно использовать обычный керосин. Он тоже хорошо справляется с такими загрязнениями.
Не обходите стороной керосиносодержащие средства. Например, спрей WD-40 удаляет свежие смолянистые пятна на ура. С такой же уверенностью можно использовать:
- Солярку.
- Бензин.
- Очиститель карбюратора.
Преимущество на стороне солярки – она меньше сушит кузов. К уайт-спириту следует относиться с осторожностью. В сети много примеров, когда обработанная им поверхность теряла блеск. Да и эффективность сольвентоподобной жидкости оставляет желать лучшего.
О причастности некоторых предметов быта к числу средств борьбы с дорожным битумом вы можете даже и не догадываться. К примеру, обычное сливочное масло растворяет гудрон любой толщины: клякса расползается, в результате чего ее легко смыть. С таким же успехом выполняет поставленную задачу смывка монтажной пены: пятен на ЛКП не оставляет, краску не разъедает.
Лекарственные препараты
Чудодейственные свойства аптечных микстур опробованы не одним автовладельцем. В частности, глицерин активно используется в методике, как сделать чернитель шин своими руками.
Итак, в почете:
- Нашатырь (раствор аммиака в воде).
- Муравьиный спирт.
- Спиртовой раствор борной кислоты (3%).
Это средства долгоиграющие. Скажем, вчерашнее пятно уже необходимо отмачивать не менее 10 минут.
Как отмыть свежую смолу от асфальта с машины
Имея дело с кузовом, хорошо разберитесь с последствиями процедур, которые собираетесь выполнять. Мы уже накладывали подобный принцип, рассматривая технологию, как убрать царапины со стекла автомобиля своими руками.
Оттолкнемся от обратного. Например, классический совет, брызните и вытрите, таит в себе как минимум два подводных камня. Во-первых, тереть тряпкой по краске – значит создавать потертости и царапины. А они 100% появятся, если кузов не будет чистым, о чем часто забывают предупредить. Во-вторых, выполняя работу на солнце, есть риск заполучить трудновыводимые пятна, особенно, если пользуетесь уайт-спиритом.
Команда Autostadt рекомендует пользоваться бесконтактным способом очистки кузова от гудрона:
- Помыть автомобиль с помощью мойки высокого давления. От контакта ветоши или губки с ЛКП лучше отказаться – так удастся избежать царапин.
- Загнать машину в тенек, например, под навес или дождаться вечера/раннего утра.
- Нанести на битум одно из средств. Если препарат покупной, изучайте инструкцию на предмет времени выдержки. Солярка, бензин, керосин растворяют дорожную смолу в пределах 2-5 минут. Аптечные снадобья требуют выдержки порядка 5-10 минут. Величины ориентировочные, поэтому пробуйте на конкретном пятне и засекайте, за сколько растворитель сделает свое дело. Например, свежие следы с легкостью убираются и без какого-либо отмачивания, а двух- трехдневные кляксы могут не поддастся с первого раза даже после длительного вымачивания.
- Смыть растворенный битум струей высокого давления.
- Помыть машину с использованием автошампуня.
Растаявший на солнцепеке битум, попадая на кузов, после высыхания не только засыхает и не смывается обычными автомобильными шампунями, но и может навсегда оставить битумные пятна на лакокрасочном покрытии. Не выводимые желтые пятна особенно заметны на светлых машинах. Дело в том, что большинство современных лакокрасочных материалов для автомобилей делают на основе растворителей. После нанесения на поверхность и полимеризации получаемое покрытие не способно на 100% противостоять воздействию сильных растворителей. А ими очень часто, собственно, и разводят смолу, которую используют ремонтники на дорогах.
И если оперативно не смыть битум, растворитель, подкрашенный пигментами смолы, проникает в структуру лака и краски. Сам он, конечно, испаряется, а вот краситель так и остается внутри слоя лака и краски, так что вывести образовавшиеся при этом битумные пятна уже невозможно. Поэтому битум нужно удалять сразу после поездки, а еще лучше – после преодоления расплавившегося участка дороги. Правда, для этого нужно всегда возить с собой очиститель битумных пятен, шампунь, воду, мочалку. Если растворитель проник в лак, но не глубоко, решить проблему может полировка со снятием слоя лака в зоне повреждения. Когда этот момент упущен, вернуть автомобилю первоначальный вид поможет только перекраска.
Откуда берутся битумные пятна?
Битумные загрязнения попадают на поверхность кузова автомобиля с асфальтового покрытия дороги. Наибольшую опасность представляют новые и только отремонтированные участки дорог. Зимой шипованные шины интенсивно выкрашивают асфальтовое покрытие, в результате чего микрочастицы битума попадают на кузов автомобиля. Такие частицы, естественно, не могут образовать на поверхности кузова значительные пятна, но, в смеси с противогололедными препаратами, образуют на поверхности трудноудалимый слой загрязнений, обладающий высокой адгезией к лакокрасочному покрытию и плохо смываемый автошампунями. Летом в жаркую погоду плавится и асфальт, и смола, использованная при заделке ям. Поверхность кузова на солнце нагревается до 50–80 градусов, а наиболее активно и быстро битум проникает в краску в нагретом состоянии. Особенно опасен жидкий битум, или гудрон, он содержит больше легких нефтяных фракций и, попав на краску, быстрее проникает в ее слои. При таких условиях бывает достаточно всего несколько часов, чтобы на лакокрасочном покрытии автомобиля образовалось несмываемое пятно. Постепенно битум твердеет, и если свежий битум снимается даже после одного смачивания, то более твердый, застывший, удалить сложнее, поскольку приходится поэтапно растворять очистителем толстый слой застывшего битума.
Чем можно отчистить битум с машины, так чтоб это было безопасно для краски?
Профессиональные параты для удаления битума можно разделить на две группы — универсальные и специальные. Универсальные препараты, в основном иностранных производителей, изготовлены на основе комплексов поверхностно-активных веществ и водорастворимых добавок — щелочей, спиртов и т. п. Эти препараты практически не имеют запаха, негорючи, они могут удалять следы насекомых, почек деревьев, птичий помет и прочие биологические загрязнения, однако они не всегда хорошо справляются со своей основной функцией — удалять нефтяные и битумные загрязнения. Комплекс ПАВ, как бы хорош он ни был, не способен растворить тяжелый российский битум, а концентрация растворяющих компонентов в импортных очистителях очень мала. Попутно отметим, что использование импортных очистителей битума в аэрозольных флаконах на автомойке нецелесообразно из-за высокой себестоимости, главное предназначение аэрозольной упаковки — оперативное удаление пятен владельцем автомобиля, пока пятна еще свежие. Застарелые пятна необходимо удалять труднолетучим растворителем, который способен проникнуть в глубь пятна, а многие аэрозольные препараты высыхают очень быстро, так и не успев размочить битум.
Профессиональные препараты производятся на основе нефтяных фракций со специальными добавками. В зависимости от фракционного состава входящего в очиститель нефтяного растворителя, антибитумные препараты могут обладать более или менее выраженным специфическим запахом. Препараты на основе нефтяных растворителей летучи и огнеопасны, поэтому при работе с ними следует соблюдать правила пожарной безопасности и промышленной санитарии. Профессиональные составы активны и могут отрицательно воздействовать на покрытие, могут вместе с битумом смыть и антикоррозионные покрытия: антигравий, «жидкий пластик» и т. п. При наличии на автомобиле подобных защитных покрытий необходимо не допускать попадания на них антибитумных препаратов.
В некоторых случаях немного замаскировать битумные пятна помогает цветная полироль. В первую очередь отметим специальные препараты для удаления битумных пятен. При этом следует учитывать, что большая их часть эффективно счищает только свежую смолу. Дело в том, что экологи борются за снижение содержания в подобных препаратах количества летучих, легко испаряющихся растворителей, поэтому их доля в составе средств для чистки автомобильных кузовов постоянно уменьшается. К подручным средствам, которыми можно удалять битумные пятна, относятся обычные растворители, уайт-спирит, ацетон, бензин, дизтопливо, керосин.
Правда, у них есть ряд недостатков – они неприятно пахнут, а также могут повредить лакокрасочное покрытие кузова. Из народных средств для смывания смолы подойдет маргарин – в нем содержатся так называемые жировые кислоты, которые, собственно, и растворяют еще свежий гудрон.
Одной из проблем, с которой часто сталкиваются на автомойке, является удаление битумных загрязнений и их последствий. Зимой остатки битума, перемешанные с солью и асфальтовой пылью, производимой шипами, представляют собой трудноудалимую смесь. Летом, в сезон дальних поездок, расплавленного асфальта и ремонтных дорожных работ ситуация не легче. Битум способен серьезно испортить лакокрасочное покрытие кузова. В отличие от многих других загрязнений, попадающих на кузов автомобиля, битум оставляет на нем несмываемые следы. При контакте с лакокрасочным покрытием легкие нефтяные фракции, входящие в состав битума, проникают в слои эмали и лака. Особенно страдают при этом краски «металлик» и «перламутр», а также двухслойные однотонные покрытия, поскольку в лак битум въедается быстрее всего.
Технология
Битум быстро внедряется в краску, поэтому легко удаляются только свежие пятна, которые находятся на поверхности не более суток. За неделю — другую битум проникает даже в однослойные эмали, а в двухслойные, покрытые лаком, и того быстрее. Перед удалением пятен автомобиль надо вымыть, чтобы не поцарапать лакокрасочное покрытие в процессе удаления битума. Ветошью следует лишь смочить пятна, а смывать лучше кисточкой, поскольку в толще старых битумных пятен всегда содержатся абразивы — песок, частицы асфальта и т.п. Лучше потратить лишние минуты на аккуратную очистку, чем получить вместо битумного пятна исцарапанную краску. Старые пятна приходится удалять постепенно, слой за слоем снимая загрязнения. Не следует для ускорения процесса прилагать большие усилия и сильно тереть тряпкой, так можно сильно повредить покрытие. Лучше немного подождать и дать поработать профессиональному антибитумному препарату.
Сразу же после удаления битумных пятен нужно обязательно тщательно вымыть автомобиль и отполировать защитными полиролями или нанести воск. Как уже говорилось, антибитумные препараты активно воздействуют на покрытие кузова, поэтому нелишним будет проверить стойкость краски на незаметном участке.
После удаления битума на лакокрасочном покрытии могут остаться следы от удаленных старых пятен — они имеют серый оттенок на темных машинах и желтоватый — на светлых.
Для удаления этих следов следует применить профессиональную полировку мягкоабразивными пастами, используя полировальную машинку и поролоновые круги. Если битум проник не на всю толщину эмали, то пятно можно удалить полностью. Легче всего такие пятна выводятся на обычных однокомпонентных эмалях, сложнее — на металликах.
Отдельно следует упомянуть о применении очистителя битумных пятен в качестве предварительной обработки кузова при бесконтактной мойке. Это актуально зимой, поскольку зимняя грязь плохо отмывается бесконтактной активной пеной. На мойках практикуется предварительное нанесение антибитума на пороги и нижнюю часть бортов перед нанесением активной пены. Такой способ дает хорошие результаты и избавляет от необходимости домывать вручную нижнюю часть автомобиля. Для такой обработки годятся и универсальные препараты на основе ПАВ, и очистители на основе нефтяных растворителей, но при использовании их следует разбавлять водой и не обрабатывать автомобили с внешним антикоррозийным покрытием по причинам, изложенным выше.
ПрофилактикаПоследствия битумных загрязнений будут значительно меньше, если кузов автомобиля защищен пленкой полирующего состава или защитного воска. Кроме защиты, полироль значительно облегчает сам процесс удаления битумных пятен с поверхности автомобиля. Наилучший результат дают твердые восковые полироли ручной полировки или машинная полировка высокотехнологичным воском.
Ñàìîèçîëÿöèþ îòìåíÿþò, à ãðàíèöû âñå åùå çàêðûòû. Ñàìîå âðåìÿ îòêðûòü äëÿ ñåáÿ âíóòðåííèé òóðèçì.  Ðîññèè ìíîãî ìåñò, ïîëíûõ âïå÷àòëÿþùèõ ïåéçàæåé è ëåãåíä, êîòîðûå ïîêîðÿò ñåðäöå äàæå ñàìîãî èñêóøåííîãî ïóòåøåñòâåííèêà. Âäîõíîâèâøèñü ýòèì, óëüÿíîâñêèé àâòîçàâîä çàïóñòèë ïðîåêò «Ïàòðèîò îòêðûâàåò ãðàíèöû» ìàñøòàáíóþ êàðòó ñ íàïðàâëåíèÿìè äëÿ àâòîïóòåøåñòâèé. Ðàññêàçûâàåì î íåñêîëüêèõ ìåñòàõ, îêóòàííûõ îðåîëîì òàéí, äî êîòîðûõ ìîæíî äîáðàòüñÿ íà ìàøèíå.
Íå ïðîïóñòèòå êîíêóðñ (ïîäðîáíåå â êîíöå ïîñòà) äëÿ ñàìûõ ëþáîçíàòåëüíûõ è àâàíòþðíûõ. Äåëèòåñü çàãàäî÷íûìè ìåñòàìè è ëåãåíäàìè Ðîññèè è âûèãðûâàéòå êðóæêó-õàìåëåîí è ïèêàáóøíóþ Ïå÷åíüêó!
ÓÐÎÂÅÍÜ «ËÀÉÒ»: ÄËß ÒÅÕ, ÊÒÎ ÕÎ×ÅÒ ÓÂÈÄÅÒÜ ÍÎÂÎÅ È ÍÅ ÓÑÒÀÒÜ
1. Âîðãîëüñêèå ñêàëû, Ëèïåöêàÿ îáëàñòü
Ëåãåíäà î Êîï÷åíîì êàìíå è Âîðîíå-êàìíå
Êàê äîáðàòüñÿ. Èç Ìîñêâû äîåõàòü äî Åëüöà ïî òðàññå Ì4, äàëåå äî Íèæíåãî Âîðãîëà.
Êîîðäèíàòû. 52.572727, 38.361889
 400 êì îò Ìîñêâû åñòü óíèêàëüíûå ñêàëû. Èõ ëàíäøàôò íàïîìèíàåò ñòåïíîé Êðûì. È åñëè äî ïîëóîñòðîâà äîáèðàòüñÿ ãîòîâû íå âñå, òî ïóòü äî Âîðãîëüñêèõ ñêàë çàéìåò îêîëî ïÿòè ÷àñîâ íà ìàøèíå ïî÷åìó áû íå ìàõíóòü íà âûõîäíûõ? Ïî ïóòè ìîæíî çàãëÿíóòü â «ñòàðîîáðÿä÷åñêèé» Åëåö èëè çàåõàòü â óñàäüáó êóïöà Òàëäûêèíà ñ çàáðîøåííîé ìåëüíèöåé.
Îñîáåííî ëþáÿò Âîðãîëû ñêàëîëàçû. Íî è äëÿ òåõ, êòî ïðåäïî÷èòàåò îòäûõ áåç ýêñòðèìà, åñòü ÷òî ïîñìîòðåòü. Äîëèíà ðåêè Âîðãîë äëÿ ñðåäíåé ïîëîñû Ðîññèè âûãëÿäèò íåòèïè÷íî: åùå ñî âðåìåí ëåäíèêîâîãî ïåðèîäà çäåñü ñîõðàíèëèñü ðåäêèå ðåëèêòîâûå ðàñòåíèÿ, êîòîðûå îáû÷íî âñòðå÷àþòñÿ â Àëüïàõ èëè íà Êàâêàçå.
Îäíà èç ìåñòíûõ ëåãåíä ñâÿçàíà ñî ñêàëîé-ïåùåðîé Êîï÷åíûé êàìåíü.  êîíöå 14 âåêà, ïîñëå èçìàòûâàþùåãî ñðàæåíèÿ ó Åëüöà ïîëêîâîäåö Òàìåðëàí ðåøèë âåðíóòüñÿ äîìîé â Êåø (ñîâðåìåííûé Øàõðèñàáç â Óçáåêèñòàíå). À ïîñëå ïåðåäûøêè âíîâü ðèíóòüñÿ â íàñòóïëåíèå ïîýòîìó îñòàâèë â ìåñòíûõ ïåùåðàõ ÷àñòü îòîáðàííûõ ó ðóññêèõ ñîêðîâèù. Ãîâîðÿò, òàì íàõîäèëè çîëîòûõ êóêîëîê, ÷òî êîñâåííî ïîäòâåðæäàåò, ÷òî ìèô ìîæåò îêàçàòüñÿ ïðàâäîé.
Èíòåðåñíà è ëåãåíäà î ñêàëå Âîðîí-êàìåíü. Ïîãîâàðèâàþò, ÷òî òàòàðû íà êîíÿõ ïðåñëåäîâàëè êàçàêîâ. Ïîñëåäíèå ðåøèëè ãåðîéñêè ïðèíåñòè ñåáÿ â æåðòâó è çàõâàòèòü âðàãà ñ ñîáîé. Âîèíû ïðèñêàêàëè ê íåçàìåòíîé ñ ïîëÿ ïðîïàñòè è áðîñèëèñü â íåå òàòàðû íå ãëÿäÿ êèíóëèñü âñëåä çà íèìè. Ïîãèáëè âñå. Ñêàëå è ïåùåðå äàëè íàçâàíèå â ÷åñòü àòàìàíà ãåðîè÷åñêîãî îòðÿäà ïî êëè÷êå Âîðîí.
2. Îçåðî Ñâåòëîÿð, Íèæåãîðîäñêàÿ îáëàñòü
Ëåãåíäà ïðî «ðóññêóþ Àòëàíòèäó» Êèòåæ-ãðàä
Êàê äîáðàòüñÿ. Èç Ìîñêâû ñíà÷àëà íóæíî äîåõàòü äî Íèæíåãî Íîâãîðîäà. Îòòóäà äî ñåëà Âëàäèìèðñêîå.
Êîîðäèíàòû. 56.819066, 45.092879
Åñëè ñêàëû íå äëÿ âàñ, â Íèæåãîðîäñêîé îáëàñòè åñòü îçåðî, ãäå, êàê ñ÷èòàþò ìåñòíûå, íàõîäèëàñü «ðóññêàÿ Àòëàíòèäà» Êèòåæ-ãðàä. Ïóòü îò ñòîëèöû äî îçåðà (540 êì) çàéìåò ÷àñîâ ñåìü, íî ëó÷øå ñïëàíèðîâàòü ïîåçäêó òàê, ÷òîáû çàñêî÷èòü åùå è â Íèæíèé Íîâãîðîä. Êàæäûé ãîä 6 èþëÿ íà îçåðå îòìå÷àþò ïðàçäíèê Èâàíà Êóïàëû è áîëåå ïîäõîäÿùåãî ìåñòà äëÿ ýòîãî, êàæåòñÿ, íå íàéòè: ñòàðîðóññêèå òðàäèöèè çäåñü ÷òóò ñ 13 âåêà. Çàîäíî äîáàâüòå â ñâîé ìàðøðóò ñåëî Âëàäèìèðñêîå. Ðÿäîì ñ íèì íàõîäèòñÿ Ñâåòëîÿð, ãäå ìîæíî íàéòè ìóçåé, ïîñâÿùåííûé Êèòåæó.
Ïî ëåãåíäå, êðàñèâåéøèé ãîðîä íà îçåðå Ñâåòëîÿð ïðîöâåòàë âïëîòü äî Íàøåñòâèÿ Áàòûÿ. Êîãäà çàùèòíèêè ãîðîäà óæå áûëè ñîâñåì áåç ñèë, ïðîèçîøëî ÷óäî Êèòåæ-ãðàä óøåë ïîä âîäó. Ìîíãîëû èñïóãàëèñü è îòñòóïèëè.
Ðåàëüíîñòü ïðîçàè÷íåå: èññëåäîâàòåëè äàæå íàìåêîâ íà áûëîé ãîðîä ïîä âîäîé íå íàøëè. Íî ýòî íå ìåøàåò ëþäÿì âåðèòü, ÷òî èçáðàííûì äàíî ðàçãëÿäåòü ñêâîçü òîëùó âîäû áåëîñíåæíûå õðàìû ñ çîëîòûìè êóïîëàìè, òåðåìà è õîðîìû è óñëûøàòü çâîí êèòåæñêèõ êîëîêîëîâ. Ñîãëàñíî åùå îäíîìó ïîâåðüþ, Êèòåæ ïîäíèìåòñÿ èç âîäû â äåíü Ñòðàøíîãî Ñóäà. Íàäååìñÿ, ðÿäîì áóäóò òå, êòî ñìîæåò ñíÿòü ýòî è âûëîæèòü â ñòîðèñ.
Åñëè âû åùå íè ðàçó íå áûëè â àâòîïóòåøåñòâèè, íî æàæäåòå èçâåäàòü ñòðàíó, çàãëÿíèòå íà «Òåððèòîðèþ ÓÀÇ». Íà èíòåðàêòèâíîé êàðòå íàéäóòñÿ ìàðøðóòû, ñ êîòîðûõ ïðîùå íà÷àòü. Âûáåðèòå ðåãèîí, îòêóäà ïëàíèðóåòå ñòàðòîâàòü Öåíòð, Þã, Óðàë, Ïîâîëæüå, Ñåâåð, Ñèáèðü èëè Äàëüíèé Âîñòîê, ïîäãîòîâüòå ìàøèíó ê äàëüíåé äîðîãå, íå çàáóäüòå ïðî çàïàñû åäû è õîðîøèé ïëåéëèñò. È âñå ðåöåïò êëàññíîãî ïóòåøåñòâèÿ ãîòîâ.
ÓÐÎÂÅÍÜ «ÌÅÄÈÓÌ»: ÄËß ÒÅÕ, ÊÒÎ ÕÎ×ÅÒ ÇÀÐßÄÈÒÜÑß ÝÌÎÖÈßÌÈ
3. Äåðåâíÿ Äàðãàâñ, Ñåâåðíàÿ Îñåòèÿ
Ëåãåíäà î ãîðîäå ìåðòâûõ
Êàê äîáðàòüñÿ. Ãîðîä ìåðòâûõ ñòîèò íà ïåðåñå÷åíèè Äàðãàâñêîãî è Êîáàíñêîãî óùåëèé, íà ñêëîíå ãîðû Ðàìèíûðàã. Èç Âëàäèêàâêàçà ïðîùå âñåãî äîåõàòü ÷åðåç Ãèçåëüñêîå øîññå äîðîãà çàéìåò îêîëî ÷àñà (38 êì).
Êîîðäèíàòû. 42.8412, 44.44546
×åì äàëüøå îò Ìîñêâû, òåì ìðà÷íåå ëåãåíäû. Âîçëå äåðåâíè Äàðãàâñ â Ñåâåðíîé Îñåòèè ìîæíî íàéòè íàñòîÿùèé ãîðîä ìåðòâûõ.  ïî÷òè ñîòíå ñêëåïîâ íà ñêëîíå ãîðû ïîêîÿòñÿ îñòàíêè ëþäåé. À âèíîâàòà â ýòîì, ïî ëåãåíäå, äåâóøêà (íó, êàê îáû÷íî). Îíà ïîÿâèëàñü â äåðåâíå ñëîâíî áû èç íèîòêóäà è ñâåëà ñâîåé êðàñîòîé ñ óìà âñåõ ìåñòíûõ ïàðíåé. Îíè áûëè ãîòîâû ðàäè íåå íà âñå. Æåíùèíû íàçûâàëè äåâóøêó âåäüìîé è òðåáîâàëè ïðîãíàòü. Ïîðóãàëèñü èç-çà äåâóøêè è ñòàðåéøèíû äåðåâíè, à ïîòîì ðåøèëè óáèòü åå, âèäèìî, ñëåäóÿ ïðèíöèïó «íå äîñòàâàéñÿ æå òû íèêîìó».
Ïîñëå ñìåðòè äåâóøêè â äåðåâíå âñïûõíóëà ÷óìà, à çåìëÿ íå ïðèíèìàëà îñòàíêè óñîïøèõ. Ïðèøëîñü îòñòðîèòü êàìåííûå ñêëåïû è õîðîíèòü ìåðòâåöîâ òàì. Åñëè óáðàòü èç èñòîðèè ìèñòèêó, òî ëþäè ïðàâäà ãèáëè îò ÷óìû: ëåêàðñòâà îò ýòîé áîëåçíè íå áûëî, è çàðàçèâøèåñÿ ìîãëè âûæèòü òîëüêî ÷óäîì.
Èç-çà öèðêóëÿöèè âîçäóõà òåëà ïîãèáøèõ ìóìèôèöèðîâàëèñü. Ïîíÿòü, õîðîøî ýòî èëè ïëîõî, ñëîæíî. Õîäèòü ïî ãîðîäó ñòðàøíî, íî çàâîðàæèâàþùå íå âàæíî, âåðèòå ëè âû â ëåãåíäû. Ñàìûå áåññòðàøíûå òóðèñòû äàæå óìóäðÿëèñü óíîñèòü ñ ñîáîé ÷åðåïà!
À åùå ðÿäîì ñ Äàðãàâñîì íàõîäèòñÿ ïå÷àëüíî èçâåñòíîå Êàðìàäîíñêîå óùåëüå. Èìåííî òàì ïðè ñõîäå ëåäíèêà â 2002 ãîäó ïîãèá àêòåð è ðåæèññåð Ñåðãåé Áîäðîâ-ìëàäøèé âìåñòå ñî ñâîåé ñúåìî÷íîé ãðóïïîé.
4. Ëåíñêèå ñòîëáû, ßêóòèÿ
Ëåãåíäà ïðî äðàêîíà
Êàê äîáðàòüñÿ. Çèìîé ðåêà Ëåíà çàìåðçàåò, è äîáðàòüñÿ äî ïàðêà «Ëåíñêèå ñòîëáû» ìîæíî ïðÿìèêîì íà ìàøèíå. Äëÿ ýòîãî åçæàéòå èç ßêóòñêà â ñòîðîíó Ïîêðîâñêà äî ïîñåëêà Áàòàìàé, è òàì ÷åðåç ðåêó äî ïàðêà. Ëåòîì íóæíî äîåõàòü äî ñåëà Åëàíêà, îñòàâèòü ìàøèíó (åñòü ïàðêîâêè), âçÿòü ëîäêó è äîïëûòü äî ìåñòà. Äîðîãà çàéìåò ïðèìåðíî ÷åòûðå ÷àñà (220 êì).
Êîîðäèíàòû. 61.2267, 128.5722
Âîçìîæíî, ßêóòèÿ ñëèøêîì äàëåêî, íî êàìåííûé ëåñ ñòîèò òîãî, ÷òîáû õîòü ðàç åãî óâèäåòü. Ñîãëàñíî ïîâåðüÿì, ìíîãî ëåò íàçàä íà ðåêå Ëàáûéà æèë äðàêîí. Îí ðåãóëÿðíî ñîáèðàë ñ æèòåëåé äàíü ñêîò, ïòèö è îëåíåé. À îäíàæäû ïîòðåáîâàë â æåíû äî÷ü ÿêóòñêîãî øàìàíà. Âîçëþáëåííûé äåâóøêè ñðàçèëñÿ ñ äðàêîíîì è ïîáåäèë åãî. Íî ïåðåä ñìåðòüþ äðàêîí ïðåâðàòèë äåâóøêó è þíîøó â ñêàëû è îêàìåíåë ñàì.
Åñòü è íå ìåíåå ðîìàíòè÷åñêàÿ âåðñèÿ î òîì, ÷òî íà ñàìîì äåëå Ëåíñêèå ñòîëáû ïðÿ÷óò ãîðîä äðåâíèõ áîãîâ. È ïîïàñòü òóäà ìîæíî, òîëüêî åñëè ïðîèçíåñòè íåêîå çàêëèíàíèå.  îáùåì, òî÷íî íå äëÿ íàñ, ïðîñòûõ ñìåðòíûõ!
Íåèñêóøåííûì àâòîïóòåøåñòâåííèêàì ñòîèò íà÷àòü ñ ïîåçäîê íà íåáîëüøèå ðàññòîÿíèÿ, à ê ïåðâîìó ñåðüåçíîìó âûåçäó òùàòåëüíî ïîäãîòîâèòüñÿ. Íàïðèìåð, ó÷åñòü, ÷òî ëåãêîâóøêà ïðîåäåò íå âåçäå, à â äîðîãå ìîæåò ïðîèçîéòè âñÿêîå. Ïðîñ÷èòàéòå ðèñêè: ìîæåòå ëè âû ãäå-òî çàñòðÿòü, åñòü ëè â ìàðøðóòå äëèííûå ó÷àñòêè äîðîãè áåç çàïðàâîê. Èíîãäà ëó÷øå ïîåõàòü â îêðóæíóþ, ÷åì ðèñêîâàòü, ïûòàÿñü äîáðàòüñÿ äî ìåñòà áûñòðåå.
ÓÐÎÂÅÍÜ «ÕÀÐÄ»: ÄËß ÒÅÕ, ÊÒÎ ÍÅ ÎÑÒÀÍÀÂËÈÂÀÅÒÑß ÍÈ ÏÅÐÅÄ ×ÅÌ
5. Îçåðî Ñóò-Õîëü, ðåñïóáëèêà Òûâà
Ëåãåíäà ïðî Ñèíåãî áûêà
Êàê äîáðàòüñÿ.  14 êì îò Ñóò-Õîëÿ íàõîäèòñÿ ñåëî Ñóã-Àêñû. Äî íåãî ïðîëîæåí àñôàëüò òàê ÷òî ïîïàñòü ñþäà èç ëþáîãî êðóïíîãî ãîðîäà íå ïðîáëåìà. Íî îò ñåëà äî îçåðà âåäåò ïðîñåëî÷íàÿ äîðîãà è ïåðåâàë ïîýòîìó â äîæäü äîáðàòüñÿ ìîæíî òîëüêî íà âíåäîðîæíèêå.
Êîîðäèíàòû. 51.5146, 91.1574
Ïîêà îäíè ìå÷òàþò îá îòïóñêå íà îçåðàõ Êîìî è Ãàðäà â Èòàëèè, ìû ñ÷èòàåì, ÷òî ïðèðîäà Òûâû (èëè Òóâû îáà âàðèàíòà ïðàâèëüíûå!) íè÷óòü íå õóæå. Îñîáûé êîëîðèò ìåñòíîñòè ïðèäàåò áóääèéñêàÿ êóëüòóðà. Ïîýòîìó äîëîé ðåòðèòû íà Áàëè ïðåäëàãàåì èñêàòü ïðîñâåòëåíèÿ â Ðîññèè è èññëåäîâàòü òóâèíñêèå îçåðà!
Íàçâàíèå îçåðà Ñóò-Õîëü ïåðåâîäèòñÿ êàê «ìîëî÷íîå îçåðî» òóâèíöû ñ÷èòàþò ìîëîêî ñèìâîëîì ÷èñòîòû. Îçåðî äëÿ òóâèíöåâ ñâÿùåííî. Êóïàòüñÿ â íåì çàïðåùåíî, à åñëè êòî íàðóøèò ýòî ïðàâèëî, òî ïîãîäà òóò æå èñïîðòèòñÿ è íà îçåðî îáðóøèòñÿ ãðàä. Âèäèìî, äàæå òóðèñòû ñëóøàþòñÿ, ïîòîìó ÷òî âîäà â îçåðå âñåãäà ÷èñòåéøàÿ.
Ìåñòíûå óâåðåíû, ÷òî â îçåðå æèâåò áåçðîãèé Ñèíèé Áûê ñ êðàñíûìè î÷àìè. Óâèäåòü åãî ìîæíî òîëüêî â ñåðåäèíå ëåòà. Êîãäà îí âûïëûâàåò, íà îçåðå íà÷èíàåòñÿ íåøóòî÷íûé øòîðì. Ãîâîðÿò, Õîçÿèí îçåðà (òî åñòü Áûê) ñïàñàåò óòîïàþùèõ, à îäíàæäû äàæå ïîäåëèëñÿ ñâîåé êðîâüþ ñ ëþäüìè, ÷òîáû âûëå÷èòü èõ îò áîëåçíè. Ïîñëå òàêèõ âäîõíîâëÿþùèõ ðàññêàçîâ õî÷åòñÿ âåðèòü, ÷òî ìåñòíîå Ëîõ-íåññêîå ÷óäîâèùå ñóùåñòâóåò.
6. Ìàíüïóïóí¸ð, Ðåñïóáëèêà Êîìè
Ëåãåíäà ïðî âåëèêàíîâ
Êàê äîáðàòüñÿ. Ïîåçäêà íà Ìàíüïóïóí¸ð çàäà÷à äëÿ ïîäãîòîâëåííûõ. Äîáðàòüñÿ ñþäà ïðîùå âñåãî íà âåðòîëåòå, íî ýòî äîðîãî. Íà ìàøèíå ïóòü çàéìåò íåñêîëüêî äíåé. Êðîìå òîãî, íóæíî îáÿçàòåëüíî ïîëó÷èòü ïðîïóñê îò àäìèíèñòðàöèè Ïå÷îðî-Èëû÷ñêîãî çàïîâåäíèêà.
Ñî ñòîðîíû Ñûêòûâêàðà íà ìàøèíå íóæíî äîáðàòüñÿ äî ïîñåëêà ßêøà (611 êì, 10 ÷àñîâ ïóòè), à äàëüøå ïðåîäîëåòü 200 êì ïî ðåêå Èëû÷ íà ìîòîðíîé ëîäêå. Ïîñëå ýòîãî ïðîéòè ïåøêîì åùå 38 êèëîìåòðîâ îäíàêî âñå óñèëèÿ áóäóò âîçíàãðàæäåíû, êîãäà âû äîáåðåòåñü äî ñòîëáîâ.
Êîîðäèíàòû. 62.2152, 59.3050
Êîãäà-òî íà ìåñòå ýòèõ ïîðàæàþùèõ âîîáðàæåíèå ñòîëáîâ âûñîòîé îò 32 äî 40 ìåòðîâ áûëè ãîðû, íî ñî âðåìåíåì îíè ïðàêòè÷åñêè ðàçðóøèëèñü. Îñòàëèñü òîëüêî òâåðäûå ñëàíöû.
Êàê ãëàñèò ëåãåíäà, íåêîãäà ó ïðàâèòåëÿ ìàíñè áûëè íåâèäàííîé êðàñîòû äî÷ü è õðàáðûé ñûí. Ìàíñè ïîêëîíÿëèñü äóõàì, êîòîðûå æèëè íà ãîðå ßëïèíã-Íüåð. Îäíàæäû ê äî÷åðè ïîñâàòàëñÿ âåëèêàí, íî îíà åãî îòâåðãëà. Òîãäà âåëèêàí íàïàë íà ñûíà ïðàâèòåëÿ. Âî âðåìÿ áèòâû âåëèêàí ðàçðóøèë õðóñòàëüíûé äâîðåö è áàøíþ, ãäå íàõîäèëàñü äåâóøêà. Âåëèêàíû óæå ïî÷òè íàñòèãëè åå è îòðÿä âûæèâøèõ âîèíîâ. Ñïàñëè âñåõ íåò-íåò, íå îðëû, à ãîðíûå äóõè, êîíå÷íî æå. Îíè ïîäàðèëè ñûíó ïðàâèòåëÿ ùèò è ìå÷, ñ êîòîðûì òîò âûñòóïèë ïðîòèâ âåëèêàíîâ, çàùèùàÿ ñåñòðó. Íà ðàññâåòå ëó÷è ñîëíöà îòðàçèëèñü îò îðóæèÿ è ïðåâðàòèëè âåëèêàíîâ â êàìåíü.
Ñåé÷àñ Ìàíüïóïóí¸ð ñâÿùåííîå ìåñòî äëÿ øàìàíîâ è òî÷êà ïðèòÿæåíèÿ äëÿ òóðèñòîâ, êîòîðûå õîòÿò óâèäåòü óíèêàëüíûé ïàìÿòíèê ïðèðîäû.
ÊÓÄÀ ÅÙÅ ÎÒÏÐÀÂÈÒÜÑß ÍÀ ÌÀØÈÍÅ ÏÎ ÐÎÑÑÈÈ
Çàõâàòûâàþùèå ïåéçàæè ïåðåâàëà Àèøõî, òàéíû Êàâêàçñêîãî õðåáòà èëè, áûòü ìîæåò, î÷àðîâàíèå ðóêîòâîðíîé Êóäûêèíîé ãîðû? Åùå áîëüøå âïå÷àòëÿþùèõ èäåé äëÿ ïóòåøåñòâèé èùèòå íà êàðòå ïðîåêòà «Ïàòðèîò îòêðûâàåò ãðàíèöû». À åñëè âû íå íîâè÷îê â àâòîòóðèçìå, äåëèòåñü ñ íàìè íåîðäèíàðíûìè ìåñòàìè Ðîññèè, äî êîòîðûõ ìîæíî äîáðàòüñÿ íà ìàøèíå.
ÒÅÏÅÐÜ ÏÐÎ ÊÎÍÊÓÐÑ Ñ ÌÅÐ×ÅÌ ÓÀÇ è ÏÈÊÀÁÓ
×òî íóæíî äåëàòü? C 22 ïî 28 èþíÿ âêëþ÷èòåëüíî íàïèøèòå ÷åðåç ñïåöèàëüíóþ ôîðìó íèæå, êàêèå åùå ëåãåíäû è çàãàäî÷íûå ìåñòà Ðîññèè âû çíàåòå? Åñëè âäðóã ó âàñ åñòü ôîòî èç ïóòåøåñòâèÿ áóäåò ïëþñîì!
×òî ìîæíî âûèãðàòü? Ñòèëüíûå êðóæêè-õàìåëåîíû ñ òåðìîðèñóíêîì ÓÀÇ è ëåãåíäàðíûå ïëþøåâûå Ïå÷åíüêè Ïèêàáó äîñòàíóòñÿ àâòîðàì ïÿòè ëó÷øèõ ëåãåíä. À åñëè âû âëàäåëåö ÓÀÇ, òî âàøà èñòîðèÿ ïîïàäåò íà áîëüøóþ êàðòó «Òåððèòîðèÿ ÓÀÇ» ñ ìàðøðóòàìè ïóòåøåñòâèé ïî Ðîññèè. Ðàáîòû ïîáåäèòåëåé îïóáëèêóåì 1 èþëÿ. Ïîëíûå ïðàâèëà êîíêóðñà òóò. Óäà÷è!