Пальчиковая гимнастика стираем белье
Татьяна Салова
Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
Карточка № 1
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыши. (Руки «домиком».)
Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Мы её не слышим… (Рука за ухом.)
Карточка № 2
Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)
В снежки играть,
На лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Карточка№ 3
Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
— Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)
Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)
— Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)
Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)
Карточка № 4
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили (лепят камочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили («крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели и спать легли (движения воображаемой ложкой; руки под щечку).
Карточка № 5
Пальчиковая гимнастика «На ёлке»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук
Мы на ёлке веселились, (ритмичные хлопки в ладоши)
И плясали и резвились. (ритмичные удары кулачками)
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнёс.
(дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу)
Дал большущие пакеты, («рисуют» руками большой круг)
В них же –вкусные предметы:(ритмичные хлопки в ладоши)
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша,
Яблоко, один
Золотистый мандарин.
(загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого)
Карточка № 6
Пальчиковая гимнастика «Подарки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук
Дед Мороз принёс подарки: (шагают пальчиками по столу)
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
(на каждое название подарка загибают по одному пальчику сначала направой, потом на левой руке)
Карточка № 7
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук
Перед нами ёлочка
(пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки»)
Шишечки, иголочки.
(кулачки; указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики,
(«шарики» из пальцев вверх, вниз)
Зайчики и свечки,
(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звёзды, человечки.
(ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе)
Карточка № 8
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев
Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю, (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.)
Но где же снежинки? (На вопрос сжать кулаки, на ответ —
В ладошке вода, разжать.)
Куда же исчезли снежинки? Куда? (На первый вопрос сжать кулаки, на
второй — разжать.)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи. (Мелкие потряхивания
Как видно, ладошки мои горячи. расслабленными ладонями.)
Карточка № 9
Пальчиковая гимнастика «Магазин»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев
В магазин пойдем и одежду мы найдем. (Пальчики «шагают.)
Шубу, куртку, плащ, пальто (на каждое название загибают по одному
И рубашечку еще. пальчику, начиная с большого)
Платье модное оденем (Ритмичные хлопки ладонями)
И одежду всю примерим: (Ритмичные хлопки по коленям)
Шубу, куртку, плащ, пальто (на каждое название загибают по одному
И рубашечку еще. пальчику, начиная с большого)
Карточка № 10
Пальчиковая гимнастика «Большая стирка»
Буду маме помогать,
Буду сам белье стирать
(трем пальчиками друг о друга имитируя стирку)
Мылом мылю я носки
(провести кулачком по ладошке)
Крепко трутся кулачки
(трем кулачками друг о друга)
Сполосну носки я ловко
(двигать кистями рук вправо-влево)
И повешу на веревку
(поднять руки вверх кисти согнуть имитация вывешивания носков)
Карточка № 11
Пальчиковая гимнастика «Я перчатки надеваю»
Я перчатку надеваю
Я перчатку надеваю
Я в нее не попадаю. (Дети поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатку)
Сосчитайте-ка, ребятки,
Сколько пальцев у перчатки. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Начинаем вслух считать:
«Раз, два, три, четыре, пять». (Загибают пальчики на обеих руках,
начиная с больших)
Карточка № 12
Пальчиковая гимнастика «Маша варежку надела»
Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». (Сжать пальцы в кулачок.)
Маша варежку сняла: (Все пальцы разжать, кроме большого.)
«Поглядите – ка, нашла! (Разогнуть большой палец.)
Ищешь, ищешь и найдёшь,
Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)
Карточка №13
Пальчиковая гимнастика «Курочка»
Как на нашем на дворе,
Зерна курочка клюет, Все пальцы соединены подушечками (в клюв, постучать по столу (курочка клюет зернышки).
Чистую водичку пьет, Локоть опирается на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмично наклонять и поднимать руку.
За собой цыплят ведет. Пошагать по столу указательным и среднем пальцем двумя руками.
Карточка № 14
Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»
Зерна курочка клюет, Обе ладошки вместе отклоняем от себя.
И цыплятки тут как тут. Щепотки «клюют» по очереди.
В воду уточка нырнет, Ладошки вместе «ныряют» вперед.
А цыплятки не нырнут. Погрозим пальчиком.
Карточка № 15
Пальчиковая гимнастика «Гуси»
Гуси песню распевали — гагага, гагага.
(смыкаем большой с остальными пальцами на руке — изображаем клюв гуся)
Посидели
(кулачки сжали и положили на коленки)
Поклевали
(пальцы собираем в щепотку и стучим (тыкаем) ими по коленкам)
Маму с Димой пощипали — гагага, гагага
(щипаем ножки)
Но от них мы убежали.
(пальчики бегут по ножкам)
Карточка № 16
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
(Ф. Фребель)
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
Карточка № 17
Пальчиковая гимнастика «Наш малыш»
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Карточка № 18
Пальчиковая гимнастика «Детки»
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(3. Александрова)
Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.
Карточка № 19
Пальчиковая гимнастика «Печём блины»
Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола — подойдут и коленки. Можно делать двумя руками одновременно, а можно поочередно — например, если левая касается тыльной стороной, то правая — ладошкой.
Мама нам печёт блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
(потягиваемся)
И едим их со сметаной.
(подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду)
Карточка № 20
Пальчиковая гимнастика «Торт»
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
Маму будем угощать! (одна рука пожимает другую)
Карточка № 21
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Два медведя, Буратино,
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок.
(поочерёдно загибают пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочерёдно разгибают пальчики)
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Карточка № 22
Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня:
(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран –
Настоящий великан.
(загибают пальчики на обеих руках)
Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать!
(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Карточка № 23
Пальчиковая гимнастика «Весна»
Иди, весна, иди, красна,
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
(загибают по одному пальчику с мизинца)
«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.
Приближается апрель.
(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)
Карточка № 24
Пальчиковая гимнастика «Ласточка»
Ласточка, ласточка, — За морем бывала,
Милая касаточка, Весну добывала.
Ты где была? Несу, несу
Ты с чем пришла? Весну-красну.
(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой, потом на левой руке)
Карточка № 25
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот!
(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(опять «варят» и «мешают»)
Карточка № 26
Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами пошли»
Палец сильный и большой
(поднять большие пальцы обеих рук)
В сад за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
(указательный жест указательным пальцем)
Средний палец самый меткий —
Он срывает сливы с ветки!
(средний оттянуть и отпустить)
Безымянный подбирает,
(«подбираем» безымянным)
А мизинчик в землю косточки сажает.
(мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)
Карточка № 27
Пальчиковая гимнастика «Однажды хозяйка с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла
(шагают пальчиками по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу.
(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох!
(хлопок)
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
(попеременные удары кулачками и ладонями)
Картошка? Капуста? Морковка?
Горох? Петрушка иль свёкла?
(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох!
(хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
(стучат ребром каждой ладони по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу.
(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох!
(хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
(ладони складывают крест-накрест на столе)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свёкла.
(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох!
(хлопок)
И суп овощной оказался неплох!
(показывают, как едят суп)
Карточка № 28
Пальчиковая гимнастика «Совушка-сова»
Ах, ты совушка-сова,
(соединить подушечки пальцев друг с другом, чтобы образовался шар)
Ты большая голова!
(покачать запястьями рук)
Ты на дереве сидела,
(запястья соединены, пальцы растопырены — «дерево»)
Головою всё вертела.
(соединить подушечки пальцев друг с другом, чтобы образовался шар)
Во траву валилася,
(покачать запястьями рук)
В яму покатилася!
(опустить руки вниз и покрутить кистями рук)
Карточка № 29
Пальчиковая гимнастика «Стая птиц»
Ну-ка, посчитай-ка!
(хлопки в ладоши)
Десять птичек — стайка.
(пальцы растопырены)
Вот ворона, галка тут,
(на каждую птицу загибают палец)
Здесь воробушки живут.
Голуби воркуют,
По теплу тоскуют.
Сидя на снегу глубоком,
Растрещалася сорока.
Красногрудый снегирек
Солнышку подставил бок.
Свиристели прилетали,
Всю рябину обклевали.
А синица-озорница
Со сестрицами резвится.
Дятел дерево долбит,
Молча клест в гнезде сидит.
Карточка № 30
Пальчиковая гимнастика «Кто живет в лесу»
Кто в лесочке живет?
(переплести пальчики, имитируя лес)
Под корягой — старый крот,
За горой — лисенок,
В ельнике — лосенок.
Под кустом — лисичка,
На сосне — синичка!
(загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Карточка № 31
Пальчиковая гимнастика «Лесное население»
Животных следы мы как книгу читаем.
(ладонями рук дети изображают открытую книгу)
В лесу кто живет мы легко отгадаем:
(закрываем «книгу»)
Вот лисьи следы,
Вот волчьи, лосиные,
Кабаньи и заячьи,
Медвежьи, ежиные.
Вот беличьи, рысьи,
А это — оленьи.
(загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных)
Какое большое в лесу население!
(поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз)
Карточка № 32
Пальчиковая гимнастика «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы Руки в вертикальном положении,
Небывалой красоты. ладони раскрыты.
К солнцу тянутся цветы – Потянуться, руки вверх.
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда, Взмахи руками, изображая ветер.
Только это не беда.
Наклоняются цветочки, Наклонить кисти рук.
Опускают лепесточки.
А потом опять встают Распрямить кисти рук, пальцы раскрыты.
И по-прежнему цветут.
Карточка № 33
Пальчиковая гимнастика «Каждый бутончик»
Каждый бутончик Пальцы рук собраны в щепоть – «бутончики».
Склониться бы рад
Влево и вправо, Раскачивать «бутончики».
Вперед и назад.
От ветра и зноя Соединить вместе локти и ладони рук,
Бутончики эти образуя один большой «букет».
Спрятались быстро
В цветочном букете.
Карточка № 34
Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»
У подсолнуха ладонь – ого-го! Показать левую ладонь.
Сто семян в ладони щедрой у него. Постучать пальчиками правой руки по
по левой ладони.
В тесноте, да не в обиде все сидят, Сжать левую ладонь в кулачок.
С ясным солнышком о лете говорят. Поднять обе руки вверх, астопырить
пальчики.
Карточка № 35
Пальчиковая гимнастика «В саванне»
Тигр, жираф, огромный слон,
Зебра, пума и безон,
Два шакала, бегемот,
Вот стоит разинув рот. (На каждое название животного загибают по одному пальцу, начиная с мизинца правой руки.)
А над ними – царь зверей.
Назови его скорей. (К концу стихотворения, назвав льва, разжимаем пальцы.)
Карточка № 36
Пальчиковая гимнастика «В жарких странах»
Если в жаркую страну
Я случайно попаду,
(Сжимать и разжимать пальцы в кулаки.)
То увижу там шакала,
(Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам.)
Кенгуру, гиппопотама,
Обезьяну, тигра, льва,
(Поочерёдно загибать пальцы одновременно на обеих руках.)
Крокодила и слона.
(Сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак.)
Хорошо живётся им –
(Сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак.)
Не бывает снежных зим.
(Хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны.)
Сечкарева Любовь
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.
Разнообразные пальчиковые игры для детей 3-4 лет, позволяют развивать такие навыки как:
• Речь – пальчиковые игры зачастую сопровождаются стихами и скороговорками. Таким образом, особое внимание в данном виде деятельности сосредоточенно на повторении ребенком слов, звуков в определенном ритме с разной скоростью. Стоит четко и раздельно выговорить каждое слово или его части, для лучшего и правильного усвоения ребенком грамотной речи. При этом, малыш может следить за речью не только слушая ее, но и наблюдая за мимикой, движением рта, языка и губ. Поэтому, пальчиковые игры для детей 3-4 лет хорошо помогают ребенку развивать речевой аппарат;
• Внимание и усидчивость – различные движения и ритм выполнения пальчиковой гимнастики приучают ребенка к спокойному наблюдению и правильному усвоению техники игры, через концентрацию внимания. Это хороший способ развития усидчивости и обучаемости ребенка, через использование тактильных, слуховых и визуальных рецепторов;
• Контроль собственных движений – у маленьких детей бывают проблемы с контролем движений, когда выполняя одно действие, другое может быть не контролировано. Это нормальное проявление специфичное для раннего возраста. Для развития физического контроля над положением рук и других частей тела можно выполнять пальчиковую гимнастику на полу в разных позах;
• Фантазия и воображение – во время применения пальчиковых игр, на какое-то время руки ребенка превращаются в животных, сказочных героев и других персонажей, которые танцуют и делают разные удивительные вещи. Таким образом, ребенок учится представлять и создавать мысленные образы самостоятельно. Это не только развивает фантазию, но и пробуждает творческие способности;
• Логическое мышление — пальчиковые игры для детей 3-4 лет характеризуются определенными движениями, которые должны выполняться в правильном порядке. Благодаря этому малыш не только учится чувствовать ритм, но и формирует понятие о закономерности и логическом порядке.
«Цветки»
Наши алые цветки (Ладони соединить лодочкой
перед собой.)
Распускают лепестки, (По очереди, начиная с большого,
развести пальцы в стороны.
Запястья оставить соединенными.)
Ветерок чуть дышит, (Подуть на руки-«цветки».)
Лепестки колышет. (Подвигать пальцами вперед-назад.)
Наши алые цветки (По очереди сложить пальцы,
соединив ладони лодочкой.)
Закрывают лепестки, (Покачать ладони вправо-влево.)
Головой качают, (Положить голову на сложенные
Тихо засыпают. ладони.)
«Снежок»
Раз,два,три,четыре, (Загибать пальчики.)
Мы с тобой снежок слепили (Лепить, меняя положение ладоней.)
Круглый,крепкий, (Показывают круг, гладят
очень гладкий. ладони друг о друга.)
Раз – подбросим («Подбросить»,посмотреть вверх.)
Два – поймаем. (» Ловят», приседают.)
Три – уроним (Встают, «роняют».)
И … сломаем! (Топают.)
«Дружба»
Пальцы делают зарядку (Четыре ритмичных хлопка ладошками.)
Чтобы меньше уставать. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
А потом они в альбомах (Трясем ручками в воздухе.)
Будут снова рисовать. (Хлопаем в ладоши.)
«Пальчик-мальчик»
Пальчик-мальчик, (Дети загибают первый пальчик.)
Где ты был?
С этим братцем — (Дети загибают второй пальчик.)
В лес ходил,
С этим братцем — (Дети загибают третий пальчик.)
Щи варил,
С этим братцем — (Дети загибают четвертый пальчик.)
Кашу ел,
С этим братцем (Дети загибают пятый пальчик.)
Песни пел!
Пел, пел и уснул. (Все пальцы сжаты в кулак.
«Дружба»
Дружат в нашей группе (Пальцы рук соединяются
Девочки и мальчики. ритмично в «замок».)
Мы с тобой подружим (Ритмичное касание
маленькие пальчики. одноименных пальцев обеих рук.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Поочередное касание одноименных
Начинай считать опять. пальцев, начиная с мизинцев.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Руки вниз, встряхнуть кистями.)
Мы закончили считать.
«Пальчики»
Этот пальчик хочет спать. (Загибаем мизинчик.)
Этот пальчик лег в кровать. (Загибаем безымянный пальчик.)
Этот пальчик чуть вздремнул. (Загибаем средний пальчик.)
Этот сразу же уснул. (Загибаем указательный пальчик.)
Этот крепко-крепко спит (Загибаем большой пальчик.)
И тихонечко сопит.
Солнце красное взойдет, (Поднять кулачок вверх и распрямить
Утро ясное придет, пальчики, пошевелить ими.)
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
«Горох»
Пять маленьких горошин (Переплетя пальцы, сжимаем
Заперты в стручке. руки вместе.)
Вот выросла одна, (Выпрямляем большие пальцы.)
И тесно ей уже.
Но вот растёт вторая, (Выпрямляем пальцы поочерёдно.)
И третья, а потом
Четвёртая, пятая.
Сказал стручок: «Бом!». (Хлопаем.)
«Пирог»
Тесто ручками помнем, (Сжимаем и разжимаем пальчики)
Пирог сладкий испечем. (Складываем ладони обоих рук в виде
пирога.)
Серединку смажем джемом, (Гладим пальчиками ладонь одной руки)
А верхушку вкусным кремом. (Приподнимаем ладошки выше и
выполняем круговые движения.)
И кокосовой крошкой (Имитируем посыпание крошки
Присыпаем пирог немножко, пальчиками обеих рук.)
А потом и чай заварим, (как будто помешиваем чай)
Пирогами вас одарим. (складываем пальцы в кулачки.)
«Апельсин»
Мы делили апельсин! (Руки сцеплены в замок, покачиваем.)
Много нас, (Пальцы растопыриваем.)
А он один. (Показываем только один палец.)
Эта долька для ежа, (Пальцы сложены в кулачок,
отгибаем по одному пальчику.)
Эта долька для стрижа, (Отгибаем следующий пальчик.)
Это долька для утят, (Отгибаем следующий пальчик.)
Это долька для котят, (Отгибаем следующий пальчик.)
Эта долька для бобра, (Отгибаем следующий пальчик.)
А для волка кожура! (Ладони вниз, пальчики растопырены.)
Он сердит на нас, беда! (Погрозить пальцем.)
Разбегайтесь кто куда! (Сымитировать бег пальцами по столу.)
«Игрушки»
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому
мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые
пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч
между ладоней.)
«Солим капусту»
Это что за куст такой? (Согнуть руки перед грудью,
пальчики плотно сцепить в «замок».)
Это что за хруст такой? (Немного разомкнуть «замок»,
«похрустеть» пальчиками.)
Как же я без хруста, (Поднять руки над головой и образовать
Если я – капуста? круг, соединив кончики пальцев.)
Мы капусту поливаем, (Имитировать полив капусты из лейки.)
А потом ее срезаем (Соединить прямые ладошки и делать
резкие рубящие движения двумя руками.)
Мы капусту рубим, рубим (Ладошки разъединяем, ребрами
прямых ладоней делаем
рубящие движения.)
Мы капусту солим, солим (Сложить пальчики щепотками и
«солить».)
Мы капусту мнем, мнем (Сжимать и разжимать кулачки.)
И морковку трем, трем (Тереть кулачки или ладошки
друг об друга.)
Все мешаем (Перемешивающие движения руками.)
В банки плотно набиваем (Поочередно складываем одну
ладонь на другую.)
В погреб опускаем (Наклониться вперед и коснуться
пола, руки держа в «замке».)
Эх, вкусна капуста! (Выпрямиться и погладить себя
по животу.)
«Паучок»
Паучок ходил по ветке, (Руки скрещены, пальцы каждой руки
«бегут» по предплечью.)
А за ним ходили детки. (Пальцы «бегут» по плечам.)
Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем
стряхивающее движение –«дождик».)
Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по коленям или столу)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты
друг к другу, пальцы растопырены,
качаем руками – «солнышко светит».)
Паучок ползет опять, (Действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки, (Действия аналогичны первоначальным)
Чтобы погулять на ветке. («Паучки» ползают на голове.)
«Машина»
Би — би — би — гудит машина. (Дети ритмично постукивают
кулачком одной руки о ладонь
другой.)
Тук — тук — тук — мотор стучит. (Ритмично хлопают руками.)
— Едем, едем, едем, едем, — (Ритмично потопывают ногами.)
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу. (Потирают ладони.)
Шу — шу — шу — они шуршат.
Быстро катятся колеса. (Делают ритмичную «вертушку»
Та — та — та — вперед спешат. руками.)
«Посуда»
Раз, два, три, четыре, (Чередовать хлопки в ладоши
и удары кулачками друг о друга.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит
по другой по кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибать пальчики, начиная с
И большую поварёшку. большого.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили, (Разгибать пальчики по одному,
Ковшик тоже развалился, начиная с большого.)
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Хлопок в ладоши.)
«Замок»
На дверях висит замок. (Пальцы в замок.)
Кто его открыть бы смог? (Наклонить замочек влево-вправо.)
Мы замочком повертели, (Круговые движения кистями рук,
сложенными в замок.)
Мы замочком покрутили, (Пальцы сомкнуты, ладошки трутся
друг о друга.)
Мы замочком постучали, (Пальцы сомкнуты, ладошки стучат
друг о друга.)
Постучали, и открыли! (Показать ладошки.)
«Сорока – белобока»
Сорока – белобока (Круговые движения ладошкой
Кашку варила, по ладошке.)
Деток кормила.
Этому дала, (Загибаем мизинчик.)
Этому дала, (Загибаем безымянный пальчик.)
Этому дала, (Загибаем средний пальчик.)
Этому дала, (Загибаем указательный пальчик.)
А этому не дала: (Шевелим большим пальчиком.)
Ты дров не носил, (Погрозить указательным пальчиком.)
Печку не топил,
Тебе каши не дадим! (Указательным пальчиком из
стороны в сторону – «отрицание».)
«Большая стирка»
Буду маме помогать, (Трем кулачки друг о друга.)
Буду сам белье стирать:
Мылом мою я носки, (Провести кулачком по ладошке.)
Крепко трутся кулачки, (Трем кулачками друг о друга.)
Сполосну носки я ловко (Двигаем кистями вправо и влево.)
И повешу на веревку. (Поднять руки вверх. Кисти согнуть.)
«Пальчики в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики собраны в кулачок.)
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел, (Разгибаем мизинчик.)
Это пальчик гриб нашел, (Разгибаем средний пальчик.)
Это резал, (Разгибаем средний пальчик.)
Этот ел, (Разгибаем указательный пальчик.)
Ну, а этот лишь глядел! (Разгибаем большой пальчик
и шевелим им.)
«Осень»
Ветер северный подул, (Дуем.)
Все листочки с веток сдул. (Пошевелить пальчиками и
подуть на них.)
Полетели, закружились (Помахать ручками в воздухе.)
И на землю опустились
Дождик стал по ним стучать (Постучать пальцами правой
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» руки по ладошке левой руки.)
Град по ним заколотил, (Щепотью правой руки
постучать по левой ладошке.)
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулачком правой руки
по левой ладошке.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук
вперёд- назад.)
Одеялом их накрыл. (Положить правую ладонь на
левую.
«Котята»
У кошечки нашей (Ладошки складываем,
Есть десять котят, пальцы прижимаем друг к другу.)
Сейчас все котята (Покачиваем руками из стороны
По парам стоят: в сторону, не разъединяя их.)
Два толстых, два ловких, (Постукиваем большими, а потом
указательными пальцами друг о друга.)
Два длинных, два хитрых, (Постукиваем средними, а потом
Два маленьких самых безымянными пальцами друг о друга.)
И самых красивых. (Постукиваем мизинцами друг о друга.)
«Мышка»
Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками
крадущиеся движения.)
На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными
в замок пальчиками.)
В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко.)
На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове
как ушки и шевелим пальчиками.)