Почему мозг стирает память

Как работает человеческая память и отчего людям свойственно забывать некоторые вещи? Что такое эффект дежавю с научной точки зрения? И почему все еще не могут изобрести таблетку для стирания или изменения воспоминаний? На эти и другие вопросы о памяти в интервью Anews ответил доктор биологических наук, профессор Павел Балабан.

Павел Балабан – доктор биологических наук, профессор, специалист в области клеточных механизмов памяти и обучения, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией клеточной нейробиологии обучения Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН.

– Было время, когда считалось, что память — это некий участок в мозге, куда складируется вся получаемая информация. Как сегодня наука определяет память и сам процесс “сбора и сохранения” информации?

– Согласно древним представлениям, память — это бочка, куда складываются глиняные таблички. Это идет еще от Диогена. Но на сегодняшний день достаточно ясно, что память — это каждый раз порождение чего-то. Представьте себе радиоприемник: из него звучит музыка. Вы открываете его, а музыки внутри нет, и все понимают, что ее быть не может.

А в мозге все ищут какие-то следы памяти. Там действительно что-то остается и как-то изменяется. Память — это динамичный приемник, который меняет свою структуру в зависимости от пользования. Каждый раз лучше и лучше. Так что память — это просто один из способов адаптации любого организма, имеющего нервную систему, к нынешней среде, больше ничего.

«Информационная емкость мозга в триллионы раз больше, чем у суперкомпьютеров»

– Есть ли у человеческой памяти какой-то предел, по достижении которого старая информация должна стираться, чтобы освободилось место для новой?

– Была посчитана информационная емкость мозга. Она больше, чем у суперкомпьютеров в миллиарды и триллионы раз. То есть вариантов настолько много, что эта емкость никогда не будет достигнута за время жизни человека. Но возможность пользоваться памятью ограничена. То есть имеется жесткий диск и файлы, но мы к ним чаще всего не имеем доступа.

Вообще, большая часть нарушений памяти — это, судя по всему, не столько стирание памяти, сколько исчезновение возможности доступа к ней или потеря связи между разными ее компонентами.

А память никогда не бывает в воздухе. Память о каком-то событии, запахе, цвете находится всегда в сочетании с чем-то. Если теряется эта связь с обстановкой, тогда память нарушается.

«Эмоционально важное событие стирает предыдущую память»

– То есть поэтому мы и забываем какие-то вещи?

– Это связано именно с нарушением связи каких-то двух событий. Например, когда вы набрали пин-код банковской карточки, а вас отвлекли внезапным звонком. На следующий день выясняется, что вы этот пин-код не помните. Эмоционально важное событие стирает активированную в данный момент память, потому что в формировании памяти и в эмоциональном отклике биохимически участвуют примерно те же молекулы.

– Что касается управления памятью (удаления или изменения какой-то информации) — ведутся в этом направлении исследования? И есть ли шанс, что в перспективе появится некая технология по удалению или изменению памяти, как в известном фантастическом фильме «Люди в черном»?

– Да, я этот слайд из фильма даже использую в своей лекции, когда говорю о стирании памяти, потому что это действительно было бы оптимально. На сегодняшний день твердо известно, что есть ситуации, при которых конкретную часть памяти или связь между какими-то событиями можно нарушить. Здесь участвуют те же молекулярные механизмы.

Как ускорить нарушение или отменить? В основном, это все связано с тем, что каждый раз, когда мы вспоминаем какое-то конкретное событие, память о нем заново перезаписывается. Если вмешаться в процесс этой перезаписи, когда память становится пластичной при вспоминании, ее можно изменить, нарушить.

кадр из х/ф «Люди в черном», 1997

– Если говорить о фармакологии, никаких таблеток еще не придумали, которые бы позволяли стирать или изменять память?

– Безусловно, именно к этому и хотелось бы прийти. Проблема в том, что когда ты исследуешь молекулярный механизм, понятно, какую молекулу изменили. Мы понимаем, какую таблетку сделать, чтобы нарушить память.

Однако проблема избирательности на сегодняшний день не решена. У нас миллиарды нейронов, а нужно изменить память всего тысячи, то есть на шесть порядков меньше, и адресно именно этих нейронов. Если все изменять, то человек либо станет овощем — вообще не будет памяти — либо останется та память, которую вы не хотели.

“Без эмоциональной реакции память не образуется”

– Отчего происходит так: какие-то вещи мы запоминаем с трудом, например, когда занимаемся иностранным языком или историей, а вот имена героев сериалов и прочую ерунду запоминаем легко?

– Дело в том, что эмоционально нейтральные вещи забываются очень легко. Молодой человек познакомился с девушкой, если она ему нейтральна, он на следующий день забудет, как ее зовут. Если нравится, то будет помнить всю жизнь.

Эмоциональная реакция — это основа подкрепления, а без него память не образуется. Никакое обучение невозможно без эмоций: позитивных, либо негативных, оба пути достаточно эффективны.

С обучением работает примерно так: если человек испытывает, например, страх, что его накажут за полученную двойку, это эмоции. И они могут помочь ему запомнить информацию.

depositphotos.com

– Повторенье — мать ученья. Говорят, чтобы быстрее что-то запомнить, нужно много раз повторять одно и тоже. Это правда?

– Я бы сказал, что это загадка. С одной стороны, это точно работает. С другой, хорошо известно, что при многократном воспроизведении памяти она меняется.

На сегодняшний день считается, что есть два вида памяти. Динамическая, которая может быть забыта — это то, что на поверхности, новая информация. Жесткую память, центральное ядро, уже не изменить и не стереть. К этой форме памяти относятся наши основные инстинкты, безусловные рефлексы, они тоже когда-то появляются в индивидуальном развитии. Если они переходят в основную, жесткую память, то это уже не стереть.

А динамическая память легко меняется. Это способ приспособления к окружающей среде. Вы переехали в новую квартиру и через неделю будете в ней с закрытыми глазами ориентироваться, как и в старой.

– С чем связана «избирательность» памяти: некоторые люди лучше запоминают визуальную информацию, некоторые — текстовую, а другие и вовсе запахи?

– Точно неизвестно. Есть предположение, что у людей просто разные геномы. У некоторых людей диапазон, например, чувствительности к запахам или к музыке просто огромен, а у некоторых эти гены не так экспрессировались. У нас все гены похожи, есть не так уж много их вариантов, но каждый из нас уникален по этому набору: что досталось от папы с мамой, от предков и прочее.

Некоторые помнят зрительно практически все. Некоторые умеют зрительно представлять себе длинные ряды цифр и помнить всю картинку последовательности, но они не математики. В основном, все это связано с индивидуальными особенностями. Это можно развить внутри диапазона, но нельзя приобрести.

«Компьютеры так не умеют, как человеческая память может»

– Как работает извлечение нужных воспоминаний из памяти в определенный момент времени? Например, когда нужно вспомнить какую-то дату, человек отыскивает из массы усвоенной ранее информации именно эту, а не что-нибудь другое.

– Это как раз то, чем отличается человек от компьютера. Если почти любого мало-мальски грамотного человека попросить назвать номер телефона Наполеона Бонапарта, то он улыбнется, и не будет перебирать возможности. А компьютер добросовестно неделями будет перебирать все известные ему телефоны и найдет Наполеонов Бонапартов где-нибудь в современной Франции, но это будет не то.

Человеческий мозг и память работают не по таким принципам. Есть конкретный алгоритм, который сразу отсекает ненужный вариант. Как это устроено? Это большая загадка на сегодняшний день. Компьютеры так не умеют, как человеческая память может. Те, кто сейчас пытается создавать искусственный интеллект, стараются придать ему свойства человеческого мозга, который работает быстрее любого суперкомпьютера по критерию достижения цели, не по вычислениям.

«Дежавю связано с тем, что наша память пытается по кусочкам восстановить целое»

– А эффект дежавю, о котором постоянно говорят, что такое с научной точки зрения? Почему он возникает?

– Это достаточно просто. Тут речь идет о связях между какими-то сенсорными событиями: образами, звуками, запахами и всей обстановкой в целом. Когда этих образных звуков или запахов где-то 70% от того, что может быть в какой-то обстановке, то вы вдруг начинаете считать, что вы тут уже были. И наоборот. Память обладает таким свойством, что если вы забыли 30-40%, но попали в эту же обстановку, вы сразу вспоминаете: «Да, я тут был. Я не помню этот дом, но какие-то ключевые сигналы примерно такие».

Дежавю связано с тем, что наша память пытается по кусочкам восстановить целое. Иногда восстанавливает то, чего не было. Это вполне объяснимо, и если разобрать по деталям, то получается, что 60-70% того, что было, хотя вы тут точно не были, совпало.

Кадр из киноновеллы «Наваждение», 1965

– Часто после серьезных травм человек теряет память. У одних она восстанавливается, у других — нет. От чего зависит процесс возвращения памяти?

– Есть кратковременная амнезия: на часы или несколько дней, пока человек просто придет в себя, амнезия только последних часов перед травмой. Это не восстанавливается. Это хорошо показано, известны молекулярные механизмы: накапливаются определенные вещества, и новая память не образуется. Почему стираются долговременные события — большая загадка.

Как это потом восстанавливается? Похоже, что в этом случае закрывается доступ к памяти. Она там есть, но мы не можем ей пользоваться, связи не установлены. У кого-то восстанавливается, у кого-то нет. Кстати, в большинстве случаев, если нет сильных поражений головного мозга, то частично, но восстанавливается. Потому что когда связи опять могут образовываться, то уже все хорошо. Если они по какой-то причине этого делать не могут, то память не вернется.

Кадр из х/ф “50 первых поцелуев”

«С двадцатых годов прошлого столетия ответа нет на этот вопрос»

– За время нашего разговора много раз прозвучало слово «загадка». Так вот самые сложные загадки о человеческой памяти, которые стоят перед учеными сегодня, в чем они заключаются?

– Почти все, о чем мы говорили. Первое — это стирание памяти или наоборот спонтанное восстановление. Еще у физиолога Павлова было показано, что можно заставить собаку что-то забыть, но через несколько дней память у нее спонтанно и самопроизвольно восстановится. Это загадка. Мы эту информацию стерли, проверили, что не помнит. Проходит несколько дней, и происходит самопроизвольное восстановление. С двадцатых годов прошлого столетия ответа нет на этот вопрос.

Как формируется память, какие пути, какие гены, молекулярные механизмы — это более-менее становится известно. Выход на системный уровень, когда это целостное и сложное явление в поведении, не на уровне небольшой сети нейронов — это большая загадка. Однако самая большая тайна — это сознание. Сознание и память неразделимы. Если у нас нет памяти, не может быть и сознания. Мы не осознаем, кто мы, потому что не помним.

«Основной совет — пользоваться мозгом по максимуму»

– И напоследок. Какие максимально действенные способы улучшения памяти вы могли бы порекомендовать?

– Самый действенный совет очень прост. Мозг — это такой же орган, и закон упражнения на него действует. Все знают, что если мышцу долго не упражнять, она атрофируется и становится маленькой. Ровно то же самое происходит с нервными сетями. Если мы не пользуемся ассоциациями, мало общаемся с другими людьми, то начинает уменьшаться количество нервных клеток и идет ухудшение связей. Надо пользоваться мозгом.

depositphotos.com

Именно поэтому пожилым людям все врачи рекомендуют читать стихи, обязательно общаться, а не сидеть в одиночестве дома. Нельзя просто сидеть на диване и смотреть телевизор. Если человек будет просто сидеть дома без общения, есть, спать, смотреть ТВ, то состояние мозга будет постепенно ухудшаться. Нужно, чтобы было активное общение с вашей стороны. Поэтому основной совет — пользоваться мозгом по максимуму.

Беседовала Эллада Карибова

Источник

Как работает мозг? Можно ли помочь ему запомнить информацию или избавиться от ненужной? Можно ли договориться с ним или хотя бы понять его правила игры? И хотя вопросов здесь больше, чем ответов, все же такие способы существуют.

Первая плохая новость, к которой пришли все нейробиологи, нейролингвисты и нейрофизиологи, что это мы принадлежим мозгу, а не мозг принадлежит нам. Об этом говорят в своих лекциях и Черниговская, и Анохин, и Бехтерева.

Следующая новость: мозг ленив, избирателен, и к тому же он искусный обманщик. Он подсовывает нам ложные воспоминания, меняет картинку прошлого, погружает в состояние дежавю. Память —  одна из функций мозга, и на ее примере отлично видно, какой непростой у него характер.

Как мозг запоминает информацию

Оказывается, наш мозг эмоционален и любопытен. Если его удивить (то есть как следует удивиться самому), то мозг, так и быть, запомнит эту информацию. Но игра по системе Станиславского не подойдет, удивление должно быть настоящим. Если вас поразила сама информация —

«Как! Морской огурец, спасаясь от врагов, выбрасывает свои внутренности!» — то, скорее всего, этот факт запомнится. Либо постарайтесь придать информации эмоциональную окраску: «Фу, какая гадость — плеваться своим кишечником!» Эмоционально окрашенное событие мозг запоминает лучше.

Мозг нужно убедить в том, что эта информация вам действительно нужна.  И повторить это ему придется не один раз.

Вы: “Мне это надо!”

Мозг: “А вот и не надо!”

Вы: “Все-таки надо!”

Мозг: “А может не надо?”

Кто упрямей, тот и победил. Для тех, кому очень нужно запомнить, когда был заключен Кючук-Кайнарджийский мир, лучше всего подойдет схема Эббингауза. Повторите сразу по окончании чтения, потом повторите через 20 минут, затем через 8 часов и, наконец, через сутки. Если же эти даты нужно пронести через всю жизнь, то придется повторить еще через две недели и спустя два месяца.

В неравной борьбе с мозгом собираем все шесть чувств и используем их для запоминания: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Чем больше сможем подключить, тем больше шансов, что мозг что-нибудь запомнит. Если вы визуал, все равно не лишним будет прочитать вслух, а аудиалу — прописать конспект. В идеале это выглядит так: ты слушаешь лекцию, пишешь конспект, ешь булочку с корицей, рядом дымится палочка сандала и ты поглаживаешь (ногой) пушистую кошку.

После такой массированной атаки оставьте мозг в покое — лягте спать. Это время необходимо для того, чтобы перевести информацию из кратковременной памяти в долговременную, на этом сходятся и нейробиологи, и народная мудрость «утро вечера мудренее». Но если вы планируете сдать экзамен и быстрее все забыть, то ложиться спать необязательно.

Мозг — сторонник здорового образа жизни, он хочет, чтобы мы бегали, ходили или хотя бы приседали, поскольку физическая активность стимулирует рождение новых нейронов, которые и отвечают за немедленное запоминание. Вы можете выращивать свои новые нейроны ежевечерними пробежками, можете отойти от рабочего стола и сделать пару приседаний, но сотрудники Эдинбургского университета подсказывают, что улучшают запоминание материала физические нагрузки, выполненные через 4 часа после обучения.

Как мозг стирает информацию

Легко.

Если вы не пользуетесь информацией — delete.

Если вам срочно поступает новая информация, старая — delete.

Но в некоторых случаях стереть информацию неплохо. Это реально, когда вы в момент извлечения информации ее меняете. Неудачный опыт (вождения, знакомства, выступления) заменяется успешным вариантом события. Если история не была травматической, конечно. Но и в этом случае есть успешные эксперименты, например, с американскими военными , прошедшими операцию «Буря в пустыне». На фоне «извлечения» воспоминания они принимали фармпрепараты, которые не давали информации «перезаписаться», и событие стиралось из памяти.

У мозга нет специальной комнаты с воспоминаниями, поэтому каждый раз, реконструируя какое-либо событие, он слегка его видоизменяет. В науке этот процесс называется «реконсолидация». В одном из экспериментов, которые провел британский ученый Ф. Бартлетт, студент рисовал древнеегипетскую букву М по памяти, и в итоге через год буква превратилась в фигуру кошки. Произошло это потому, что каждый раз мозг, обращаясь к последней реконструкции воспоминания, обогащает ее новым опытом и новым контекстом. Это говорит о том, что наш мозг созидающий и творческий.

Хорошие новости

Воспоминания не стираются и не исчезают. Просто мы теряем к ним доступ. Возможно, уже скоро будет найден способ его восстанавливать: об этом говорят эксперименты, проводимые в Лаборатории нейробиологии памяти под руководством К.В.Анохина. Подопытные цыплята после определенных манипуляций восстанавливали прошлый опыт. И хотя с людьми все немного сложнее, память стоит того, чтобы за нее бороться, ведь именно она делает нас теми, кто мы есть.

Источник

Ухудшение памяти: каковы причины и симптомы? Что означает – иметь проблемы с памятью? Каждый из нас время от времени что-то забывает: зачастую мы начинаем нервничать, если не можем вспомнить, где оставили ключи, когда забываем поздравить друга с днём рождения, по рассеянности путаем время и опаздываем на поезд, или забываем в какой день договорились о встрече с другом. Что происходит в нашем мозге, когда мы что-то забываем? Каковы причины возникновения проблем с памятью? Почему снижается память?

Думаете, что вам часто бывает трудно что-то вспомнить? Когда проблемы с памятью становятся серьёзными, и стоит беспокоиться по этой причине? В этой статье психолог CogniFit («КогниФит») Майрена Васкес расскажет вам о всё о проблемах с памятью.

Проблемы с памятью

Вам кажется, что у вас могут быть проблемы с памятью? Мы предлагаем вам пройти короткий тест, чтобы это выяснить. Вам предстоит выбрать ответ «Да» или «Нет» на каждый из 14 простых вопросов о симптомах, связанных с проблемами памяти.

1. Вы чувствуете, что ваша память ухудшилась?

2. Вам приходится по нескольку раз перечитывать текст, чтобы его понять?

3. Вы часто теряете личные вещи, как, например, ключи, деньги, очки и т.д.?

4. Вам кажется, что в процессе разговора, вам бывает трудно найти подходящие слова?

5. Часто вы забываете повседневные вещи, например, что вы ели вчера на обед?

6. Ваша работа не изменилась, но при этом вы замечаете, что в последнее время сталкиваетесь с бóльшим количеством трудностей?

7. Вы забываете о своих планах в краткосрочной перспективе? Например, вы знаете, что у вас была запись на прием в врачу, но вы не помните в какой точно день?

8. Вам было трудно использовать некий объект или устройство, которое раньше не вызывало у вас никаких проблем?

9. Вы замечали трудности в момент выполнения задач, требующих концентрации и внимания?

10. Ваши близкие обратили внимание, что в последнее время ваше память ухудшилась?

11. Вы ощущаете себя более дезориентированным, чем обычно, даже в тех местах, где вы часто бываете?

12. Сомневаетесь, совершили вы или нет какое-то определенное действие?

13. Вам кажется, что вы путаете слова, и вам стало сложнее вспоминать названия фильмов, знаменитых людей, и т.д.?

14. Вам удаётся с трудом вспомнить всех людей из вашего ближайшего окружения?»

Если вы ответили на все вопросы, и ваш ответ был положительным на 7 или более из них, то у вас могут быть проблемы с памятью. Однако, ни в коем случае не следует интерпретировать результаты этого теста в качестве диагноза.

Майрена Васкес, клинический психолог, далее поделится с нами знаниями о том, что означает иметь проблемы с памятью, в чем причины их возникновения, когда стоит беспокоиться по этому поводу и что делать, если у вас ухудшилась память.

Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когнитивного теста CogniFit.

Что означает – иметь проблемы с памятью?

Память может быть определена как способность сохранять и при необходимости иметь доступ к хранилищу информации. Наша память представляет собой общность систем, которые позволяют приобретать, хранить и получать доступ к информации. Проблемы с памятью – это первое, на что жалуются люди, имеющие когнитивные нарушения или приобретённые поражения мозга, а также главный повод для беспокойства со стороны их близких.

Проблемы с памятью являются одной из наиболее распространённых причин нейропсихологических консультаций. При этом речь идет не только о пожилых людях, так как сбои в работе памяти могут возникнуть в любом возрасте.

Забывчивость в лёгкой степени или небольшие провалы в памяти часто являются составляющей нормального процесса старения. Пожилым людям может потребоваться больше времени, чтобы вспомнить или научиться чему-то новому. Узнайте о пользе когнитивной тренировки для здорового и активного старения.

Тем не менее, время от времени у нас у всех бывают проблемы с запоминанием определённого имени или слова, мы теряем ключи или зыбываем о важных встречах.

Ежедневно многие из нас проявляют забывчивость и рассеянность. Но не все сбои в работе памяти являются симптомами когнитивных расстройств, болезни Альцгеймера или деменции другого типа. Эти патологии обычно проявляются в форме прогрессирующих проблем с памятью, которые имеют высокую частоту и тяжесть. Если потери памятиобнаруживаются родственниками или друзьями и начинают негативно влиять на повседневную деятельность человека (работа, социальные отношения и т.д.), ему рекомендуется выполнить профессиональное нейропсихологическое тестирование и обратиться за консультацией к квалифицированному специалисту в области лечения деменций и проблем с памятью.

Проблемы с памятью влияют на людей любого возраста, а не только на тех, кто старше 50 лет. По мнению нейропсихолога Альваро Бильбао (Álvaro Bilbao), всё чаще наблюдаются проблемы с памятью у молодых людей и даже детей, что, в свою очередь, может вызывать у них проблемы с концентрацией и поддержанием внимания. Тем не менее, проблемы с памятью являются одной из наиболее частых жалоб среди пожилых людей.

«Воспоминание – это единственный рай, из которого мы не можем быть изгнаны». (J.Paul; Fr. Richter)

Причины потери памяти

Каковы причины ухудшения или снижения памяти? Существуют проблемы с памятью различных типов, будь то проблемы, которые препятствуют доступу к воспоминаниям о прошлом ( «Что я вчера ел?» – ретроградная амнезия), или трудности при попытке вспомнить о новых событиях, например, что мы запланировали сделать на следующей неделе (антероградная амнезия). В то же время, проблемы с памятью могут возникать в результате любых приобретённых поражений головного мозга. Вне зависимости от того, по какой причине появляются проблемы с памятью, или о каком типе проблем идёт речь, человек, который этим страдает, может испытывать явное беспокойство, замечая сбои в работе своей памяти.

Так или иначе, проблемы с памятью часто обратимы и подлежат решению. В этих случаях, проблемы с памятью возникают по причинам, которые каким-либо образом можно контролировать. Однако, в любом случае, рекомендуется обратиться к врачу, чтобы найти лучшее решение или избежать ухудшения когнитивных способностей в будущем.

Карлос Регаццони (Carlos Regazzoni, невролог) утверждает, что некоторые возможные причины, которые могут привести к проблемам с памятью, бывают связаны с «повышением артериального давления, колебаниями уровня сахара в крови, а также, в большинстве случаев, стрессом от переутомления на работе». Именно по этой причине с каждым разом всё больше молодых людей жалуется на проблемы с памятью, и это далеко не всегда связано со страшным диагнозом «деменция». Для того, чтобы иметь доступ к воспоминаниям, важно сохранять информацию в памяти, и для этого нам необходимо использовать наше внимание. Часто сбои в работе памяти объясняются тем, что мы не уделяем чему-то должного внимания, или даже тем, что наш мозг иногда искажает действительность.

Наша память может демонстрировать сбои в работе по самым различным причинам. Среди основных причин, которые могут спровоцировать проблемы с памятью, выделяют следующие:

  • Стресс и усталость;
  • Побочные эффекты любого лекарства, а также эффект терапии при лечении некоторых заболеваний, например, при лечении онкологии;
  • Периоды изменений в нашей жизни, чрезмерное давление на работе;
  • Курение, систематическое употребление алкоголя или других препаратов, которые причиняют вред мозгу и негативно влияют на объем и качество памяти.
  • Депрессия или другие психические расстройства (например, шизофрения или биполярное расстройство); Пройдите нейропсихологический тест CogniFit на депрессию прямо сейчас!

Нейропсихологический тест CogniFit на депрессию

  • Инфекции, опухоли или травмы головного мозга;
  • Недостаток сна: когда мы спим, активируются области мозга, которые задействованы в процессах памяти. Поэтому, в случае дефицита сна, эти области будут ослаблены. Рекомендуется спать в среднем 8 часов в день;
  • Нейродегенеративные заболевания (например, рассеянный склероз, хорея Хантингтона, болезнь Паркинсона и т.п.);
  • Моменты, когда мы очень напряжены и нервничаем или переживаем слишком сильные эмоции;
  • Недостаток витаминов и несбалансированное питание: дефицит витамина B12 может вызвать проблемы с памятью. Поэтому эксперты рекомендуют включать в рацион пищевые продукты, богатые этим витамином. А в случаях беременных женщин или людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, следует также употреблять витаминные добавки. Даже высококалорийная диета (например, когда люди постоянно едят в ресторанах и кафе быстрого питания) может вызывать проблемы с памятью.

Память является нашим активом, о котором мы должны заботиться ежеминутно. Мы можем исключить из нашей повседневной жизни все факторы, которые могут наносить вред нашему здоровью, такие как плохое питание, курение, чрезмерное употребление алкоголя, наркотики, малоподвижный образ жизни или недостаток активности и тренировок для мозга.

Когда стоит беспокоиться о проблемах с памятью?

Если вы чувствуете, что проблемы с памятью постоянно дают о себе знать, то лучшим решением будет обратиться за консультацией к специалисту. Таким образом, вы можете определить, вызваны ли эти симптомы временным фактором, который может быть устранён, или они связаны с нормальным процессом старения, или же, наоборот, обусловлены каким-либо типом когнитивных нарушений или деменцией, и следует начать соответствующее лечение.

Рекомендуется при любых обстоятельствах сохранять положительный настрой и быть в курсе того, насколько важны тренировки для памяти. Если основная причина наших проблем с памятью – это стресс на работе и повседневная суета, следует меньше нервничать и беспокоиться по этому поводу, вместо этого постарайтесь уделить время тренировкам памяти с помощью различных стратегий. Вы можете выполнять такие действия, как чтение, изучение чего-либо, решение задач на сообразительность и т.д.

Проблемы с памятью: что я могу сделать, чтобы улучшить память?

Не стоит слишком зацикливаться на незначительных сбоях в работе памяти. Память имеет ограниченные возможности, и чтобы продолжать формировать новые воспоминания, мы должны избавляться от воспоминаний, которые больше не представляют ценности. Мы помним, как правило, людей, события и места, но мы склонны забывать детали. Таким образом, мы довольно часто что-то забываем, потому что наш мозг в этом нуждается.

Мы запоминаем 5% из того, что мы слышим, 15% из того, что мы видим, и 90% из того, что мы делаем. Что это значит? Хороший способ что-либо запомнить – это  сохранение информации по ключевым моментам, чтобы было проще найти ее в хранилище памяти. Что мы можем сделать, чтобы улучшить память?

  • Давать себе инструкции вслух: мы можем значительно уменьшить провалы в памяти, если будем давать себе инструкции вслух. Например: «Я должен взять ключи от машины, выходя из дома», «Я должен отправить email коллеге».
  • Визуализировать самих себя в будущем: мысленно визуализировать выполнение действия, чтобы не зыбыть о своих планах, это может помочь уменьшить забывчивость и сбои в работе памяти.
  • Используйте CogniFit (“КогниФит”), ведущую программу в области оценки и когнитивной стимуляции: CogniFit (“КогниФит”) – это немедикаментозное лечение, наиболее часто используемое для устранения проблем с памятью, лёгких когнитивных расстройств и деменций на ранней стадии. Технология CogniFit (“КогниФит”) стандартизирована и подтверждена научным сообществом. Она построена основе пластичности нашего мозга. Вам нужно только зарегистрироваться! Серия упражнений от CogniFit (“КогниФит”) позволяет оценить и точно измерить сильные и слабые когнитивные стороны любого человека.
  • Регулярно занимайтесь спортом: физические упражнения помогают решить небольшие проблемы с памятью, поскольку они обогащают мозг кислородом и омолаживают клетки.
  • Следите за своим питанием: диета, состоящая из фруктов, овощей и зерновых культур может помочь уменьшить проблемы с памятью. Антиоксиданты, которыми богаты эти продукты, могут помочь вам защитить нейроны.
  • Отдыхайте правильно: адекватный отдых имеет важное значение для обеспечения оптимальной производительности памяти.
  • Планируйте вашу деятельность и составляйте списки: некоторые люди считают, что запоминают все лучше, когда планируют и составляют списки всех важных дел с учетом приоритетности их выполнения.

Для укрепления памяти вам потребуются терпение, мотивация, усилия и постоянные упражнения. Как только вы заметите свои первые достижения, и увидите, что ваши проблемы с памятью постепенно исчезают, ваше настроение и общее самочувствие улучшится, и, следовательно, вы станете забывать гораздо меньше. «Мы – это то, что мы помним, и мы помним то, что мы есть».

Нейропластичность и проблемы с памятью

Если причина наших проблем с памятью является обратимой и специфичной, нет повода для беспокойства. Однако, если по результатам оценки и диагностики квалифицированного специалиста, была выявлена ранняя стадия деменции или когнитивные нарушения, необходимо сразу же приступить к лечению, чтобы замедлить эффекты заболевания, и поверить, что не все потеряно. Благодаря нейронауке и нейропсихологии было обнаружено понятие нейропластичности мозга.

В общих чертах, согласно последним исследованиям, мы можем сказать, что нейронная пластичность (или нейропластичность) – это «способность нервной системы изменять свою структуру и функционирование на протяжении всей своей жизни, реагируя на разнообразие и изменения окружающей среды».

Эта способность мозга позволяет замедлить прогрессирование заболевания и сохранить на более длительный срок когнитивные способности человека, улучшая его качество жизни.

Благодарим вас за чтение данной статьи. Будем рады, если вы поделитесь с нами своим мнением, вопросами и идеями в комментариях ниже.

Источник