Почему память стирает плохие воспоминания

Воспоминания. От одного только слова в голове могут возникнуть некие образы, которые перевернули жизнь человека. Воспоминания могут вызвать как улыбку, так и слезы. Во втором случае многие хотят навсегда вычеркнуть плохие события из памяти. Но можно ли «удалить» воспоминания, и что на этот счет говорят ученые — обо всем этом в данном материале.

Что такое воспоминания и чем опасны травмирующие события в жизни

Воспоминания — это комплекс впечатлений из прошлого, содержащий много контекста. События в голове, как правило, не состоят из строго выстроенных конкретных фактов. Обычно это много чувственных данных вперемешку с переживаниями в тот промежуток времени. Например, многие вспомнят свой первый экзамен в мелких деталях. Не только то, что было в билете, а еще и обстановку вокруг.

Как раз контекст помогает запомнить нам хорошие или плохие воспоминания. Вторые — самые опасные для человека. Воздействие неких травматических событий может нести за собой много последствий. Психические и эмоциональные проблемы, в том числе посттравматическое стрессовое расстройство. Или же тревожные болезни по типу фобий.

Лечить таких людей нелегко. В этом случае применяют когнитивно-поведенческую терапию отдельно или в сочетании с конкретными типами лекарств. Ученые активно исследуют те воспоминания, которые вызывают страдания. Можно ли их вообще стереть и забыть навсегда?

Можно ли стереть воспоминания?

Как уже было упомянуто, воспоминание состоит из комплекса впечатлений и деталей. Но что, если удалить отдельные факты из памяти и тем самым стереть «плохое» чувство из головы целиком? Исследователи провели эксперимент, в котором участвовали 2 группы человек. Людям требовалось выучить слова, одновременно запоминая картины пейзажей, чтобы создать контекст.

Участники из первой группы должны были просто выучить слова, а из второй — запоминать их, а потом забыть. После чего испытуемым надо было повторить все, что они отложили в память. При этом анализировалась активность мозга с помощью МРТ. Выяснилось, что участники из второй группы запомнили меньше слов и изображений. Активность участка мозга, ответственного за обработку визуальных образов, у этих людей была меньше.

Понятно, что ученые не открыли 100% рецепт по «удалению» воспоминаний. Это лишь маленький шаг на пути исследования новых уголков нашего разума. Важно понимать, что забывание может быть очень полезным в борьбе с «горькими» чувствами. Причем «стирание» некоторых деталей можно стимулировать из вне.

Успокоительное как метод борьбы с воспоминаниями

Исследование под руководством А. Вальехо показало, что воспоминаниями в отдельных случаях можно манипулировать. И что важно, действовать на тревожных чувства, которые особо опасны. Авторы исследования утверждают, что воспоминания изначально довольно нестабильны и чувствительны к помехам. Например, к электросудорожной терапии или общей анестезии. Они какое-то время стабилизируются и в результате становятся менее чувствительны к нарушению или модификации.

Учены решили проверить, можно ли изменить память при помощи анестетика — пропофола. А. Вальехо собрал 50 здоровых испытуемых и показал им 2 слайд-шоу негативного содержания. Исследователи перезвонили участникам эксперимента через неделю и показали им первый слайд одной из презентаций, при этом задав некоторые вопросы.

Как только участники вспоминали трагические чувства, их успокаивали пропофолом. Зачем испытуемых распредели на 2 группы. Предлагалось вспомнить, как те слайды, которые были показаны до приема препарата, так и те, которые вообще не упоминались исследователями во время звонка. Первые испытуемые проходили тест по оценке воспоминаний через сутки после введения анестетика. Участники из второй группы сделали это сразу после введения пропофола.

Выяснилось, что через 24 часа после введения пропофола нарушается объединительное свойство трагических воспоминаний. Таким образом, люди из первой группы хуже вспоминали негативные чувства. Но исследователи предупреждают, что увеличение продолжительности такого сеанса по «стиранию» воспоминаний может навредить долговременной памяти.

«Удаление» любых образов в голове пока невозможно. Исследования показывают лишь теоретическую возможность такой операции. Будущие исследования должны пролить свет на то, как можно «стереть» конкретные воспоминания, не задев нужных участков.

Источник

Наука постоянно делает новые открытия в сфере функций и возможностей нашего мозга. Сегодня уже проводятся эксперименты в области памяти, доказывающие, что на нее можно влиять и даже искусственно управлять ею. Молодой ученый, руководитель лаборатории нейронаук в Курчатовском комплексе НБИКС- природоподобных технологий Ольга Ивашкина в интервью порталу Москва 24 рассказала о том, каким образом можно влиять на память, реально ли стереть воспоминания о своих бывших и как искусственно внедрить новую информацию в мозг.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

Как и когда стало понятно, что воспоминаниями можно управлять?

Все началось довольно давно, когда стало понятно, что мы можем определить белки, которые образуются в нейронах, если нейрон детектирует что-то новое. В момент, когда с организмом происходит нечто новое, количество этих белков увеличивается, и мы можем пометить их в мозге. Так мы поняли, что можем увидеть эти клетки, которые специфически участвуют в конкретном воспоминании.

В нашей лаборатории активно исследовали формирование сложных ассоциаций. Например, если на вас накричит начальник, это будет яркая ассоциация, что офис, в котором это произошло, не очень дружелюбный. И мы запомним как всю комнату и ситуацию в целом, так и отдельные элементы: в нашем случае это красные стены, длинный стол. Нас интересовало, как мозг собирает эту сцену.

Тогда мы смоделировали эту ситуацию на мышах, поместив их в камеру и предложив им запомнить одновременно световой и звуковой сигналы, сочетая их с легким током на лапы. И нашли нейроны, которые кодируют ситуацию света и звука в комплексе, когда животное вспоминает, что произошло что-то неприятное. Более того, мы нашли место в мозге, где таких нейронов значительное количество – это теменная кора.

После чего стало понятно, что такую память можно угасить естественным путем. Если после столкновения с начальником я буду приходить в ту же комнату каждый день, и ничего происходить не будет, то сила ассоциативной связи, напоминавшая о плохом, ослабнет. То же самое и с мышами: если помещать их в ситуацию, когда мы включаем свет и звук, но не включаем ток, они постепенно избавятся от памяти, что ситуация была опасной, и перестанут там замирать (испытывать естественную для них реакцию при страхе).

Какие особенности запоминания есть у человека?

У человека есть кратковременная память на несколько часов, когда сеть нейронов и связь между ними еще не укрепились; долговременная – до месяца, и дальше супердолговременная, где состав функциональной группы нейронов уже изменился и этот процесс продолжается. Например, я вспоминаю свою свадьбу, которая произошла несколько лет назад. Если сейчас я посвящу этому обдумыванию какое-то время, то группа нейронов, которая кодирует это комплексное воспоминание свадьбы, немного изменится. И картина воспоминаний, обычно незаметная для нас, чуть изменится. Отсюда возникает понятие «ложная» память, когда нам кажется, что мы что-то помним, но на самом деле нет. И если нам очень хочется во что-то верить, то в нейрональную группу встраиваются другие нейроны, и получается уже немного другое воспоминание.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

Кстати, если спать мало, память будет работать не очень хорошо, потому что во сне происходят многие изменения, важные для укрепления воспоминания за день. Поэтому лучше спать достаточно, 6-10 часов в зависимости от потребностей конкретного человека.

Существуют и навязанные воспоминания. Были реальные эксперименты, когда у подростков спрашивали: «А ты помнишь, как потерялся в торговом центре, когда тебе было три года?» Этого события не было, но если с определенной частотой и нужными фразами ему это повторять, то человеку начинает казаться, что он помнит, как потерялся в торговом центре и даже как его искали.

Наиболее постоянной остается, пожалуй, только семантическая память о каких-то фактах. Например, что И. П. Павлов получил Нобелевскую премию или что главные сражения с французами были в 1812 году. События из эпизодической памяти о том, что происходило с нами, вспоминаются каждый раз по-разному, поэтому со временем люди могут путать годы и факты.

Бывают ли настолько сильные воспоминания, что их невозможно «стереть»?

Да, есть ситуации, когда ничего не помогает и никакими повторениями о том, что эта обстановка безопасная, мы не можем ее загасить. Например, травматическая память, когда у людей, побывавших в очень критических ситуациях (военные действия, теракты, катастрофы), развивается посттравматическое стрессовое расстройство.

Такая память ненормальная в том смысле, что примененная в той ситуации защитная реакция переносится и на повседневные ситуации. Например, человек может испугаться громкого двигателя машины, упасть на землю, закрыть голову руками. С такой памятью надо что-то делать. Очевидно, что возвращать военного в горячую точку для того, чтобы тот привык к ситуации и перестал испытывать чувство опасности, было бы слишком жестоким методом. Поэтому для таких случаев разрабатываются другие способы терапии.

Эксперименты с мышами доказали, что это можно сделать искусственным путем. Если мы применяем ток, то у них развивается травматическая память: она очень сильная, ее нельзя просто так погасить. Но если мы предложим им вспомнить эту ситуацию, ненадолго помещая их в “опасную” камеру, и введем ингибитор синтеза белка (вещество, останавливающее синтез. – Прим. ред.), то нейронные связи рассыпаются, и воспоминание исчезает. Но это очень сильное и широко действующее вещество, для людей оно не применимо.

Есть ли другие способы влияния на память?

Да. Можно тестировать различные фармакологические средства во время процесса воспоминания. Сегодня в лабораториях широко используют трансгенных мышей с необходимым набором искусственно введенных генов. Это позволяет изучить другие способы влияния на память. Или можно использовать вирус, который несет нужный нам генетический конструкт. Сеть нейронов мыши, которая только что запомнила событие, мы можем увидеть с помощью зеленого флуоресцентного белка, светящегося под лучами лазера.

Нейроны, активные в момент формирования памяти у мыши. Фото: предоставлено Курчатовским комплексом НБИКС-природоподобных технологий

Возможно ли стереть воспоминания о своих бывших?

Это никто не пробовал. Например, можем ли мы стереть воспоминание у самца мыши о том, где находится самка? Думаю, можем. Но сам по себе образ самки стереть не можем, потому что у мышей нет такой сильной визуальной ассоциации.

Гипотетически стереть воспоминания о бывшем возможно. Теоретически, если попросить вспомнить бывшего во всех красках, захватить эту группу нейронов генетически, внести туда изменения, потом «осветить» и «выключить», вероятно, возможно. Я могу представить, как вписать это в сценарий научно-фантастического фильма, чтобы это выглядело разумно для ученых с точки зрения текущих исследований. Но все же сегодня научные исследования нацелены на более высокие методы излечения или облегчения состояния человека.

Если возможно стереть определенный участок памяти, возможно ли внедрить определенные знания (например, уроки алгебры)?

Скорее нет, чем да. Если поместить мышь в «опасную» камеру (обозначим ее буквой “А”) c током и пометить те нейроны, которые запомнили обстановку, то при перемещении ее в безопасную камеру В и активации нужных нейронов у мышей формируется ложная память о том, что новая обстановка тоже опасная. Они начинают ее бояться, замирают. Такого типа ложные воспоминания можно формировать.

Можно также менять функциональную привязку. Если в опасной обстановке А (которую мыши выучили, где боятся и замирают) активировать светом нейроны, в которой была самка или вкусная еда, то они начинают меньше бояться обстановки А, потому что туда включаются нейроны, связанные с чем-то приятным. Но внедрить конкретные новые факты для запоминания, если с алгеброй вы ранее не сталкивались, практически невозможно.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

А как вернуть забытые воспоминания?

Есть болезнь Альцгеймера и есть «мышиные» модели болезни Альцгеймера, которые дублируют какие-то основные факторы, присутствующие у больных людей. В принципе, мыши болезнью Альцгеймера не болеют, мы лишь можем это генетически смоделировать. При этой болезни снижается способность формировать память, и устойчивые воспоминания формируются слабее, это же наблюдается и у мышей. Они сначала запоминали ситуацию с “опасной” комнатой, но потом это воспоминание не сохранялось должным образом. Но если пометить светочувствительными белками нейроны, которые были активны в момент формирования этой памяти, а затем активировать эти нейроны искусственно, то воспоминание возвращается.

То есть даже когда мы что-то забываем, вероятно, сети не до конца рассыпаются, впоследствии их можно каким-то образом восстановить. В нейронах что-то остается, просто мы не можем это воспроизвести.

Само понятие «я забыл» с физиологической точки зрения означает, что какие-то связи в нейронных группах ослабляются, какие-то нейроны выключаются, группы уже не так хорошо связаны внутри себя, поэтому мы и забываем.

Понятно, что людям, которые страдают болезнью Альцгеймера, в повседневной жизни «пометить» каждый номер телефона в памяти отдельными нейронами не получится, нужно искать другие способы. Предлагать им вспомнить что-то важное и в этот момент стимулировать нейроны. Или попробовать проговаривать ключевые вещи. Сейчас терапия болезни Альцгеймера сочетает многие вещи: физическую активность, здоровое питание, определенную диету, упражнения на пластичность мозга и память, различные препараты, стимулирующие нейроны. Но для чего-то особенно важного можно будет пробовать и метод, испробованный на мышах, когда это будет разрешено.

Какой объем памяти может храниться в мозге человека?

Всё, что происходит с нами в течение жизни, оставляет свои следы. Известны люди с феноменальной памятью, например, Соломон Шерешевский (1892–1958 годы. – Прим. ред.). Он запоминал каждый день с точностью до минуты и мог сказать, что делал 10 лет назад в 10:03 и какого цвета была салфеточка на обед. Это значит, что в мозге эти воспоминания могут оставаться всю жизнь, и его объема на это хватает.

Другое дело, что для нормального существования нам это не нужно, поэтому мозг исключает из текущей памяти ненужные события. Плюс есть механизмы забывания, но у людей с феноменальной памятью они, видимо, нарушены, поэтому они все помнят. Тем не менее их мозг не «раздулся», то есть объем ограничен каким-то стандартным сроком продолжительности жизни. Если бы не естественные механизмы забывания, думаю, мы могли бы все запоминать.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

Механизмы забывания созданы для снижения нагрузки на мозг, чтобы он расслаблялся?

В современном информационном потоке данные о том, что ты делал три года назад в 5:00 утра, нам не нужны. В первую очередь мы думаем о базовых потребностях: организму нужно поесть, выжить, оставить потомство. Забывание нужно для обеспечения безопасной жизнедеятельности человека. Главное – иметь возможность запомнить важные вещи. А всё не очень важное – зачем?

Мозг разных людей имеет одинаковый или разный потенциал?

У разных людей мозг в процессе развития по-разному формируется. И при том, что все основные блоки сохранены, у кого-то в одном месте больше связей, у кого-то – в другом. Одним проще запоминать написанное, другим – услышанное, а третьим надо обязательно написать самим, тогда они запомнят. С этой точки зрения мозг разных людей работает по-разному. Один с легкостью запоминает номера телефонов, другой хорошо различает лица и «считывает» людей. В данном случае играет роль как набор связей между нейронами, с которыми человек рождается, так и приобретенные факторы, потому что связи постоянно изменяются в процессе взросления.

В школе, к примеру, не всем одноклассникам одинаково просто запомнить стихотворение. Кто-то может прочитать его один раз и сразу выучить наизусть, а кому-то нужно заучивать это целый вечер, и только после 20-го раза у него сформируется это воспоминание.

Источник

Äî èçîáðåòåíèÿ ïèñüìà òîëüêî ãîëîâû ëþäåé õðàíèëè âîñïîìèíàíèÿ. Ïîãîâîðèòü ñ êåì-òî áûë åäèíñòâåííûé ñïîñîá óçíàòü î ïðîøëîì. Ñ êåì-òî, ó êîãî áîëüøèé îïûò è ñëûøàë áîëüøå, ðàçìûøëÿë î áîëüøåì. Äàæå ñåãîäíÿ ñî âñåâîçìîæíûìè íîñèòåëÿìè ïîä ðóêîé ñòàðåéøèå ñðåäè íàñ îñòàþòñÿ áèáëèîòåêàìè òîãî, ÷òî ôèçè÷åñêèå è öèôðîâûå íîñèòåëè ëèáî íå ìîãóò õðàíèòü â ïðèíöèïå, ëèáî íå ìîãëè, ëèáî ïîêà íå ìîãóò.

Êàê è âñå ñïîñîáû ñîõðàíåíèÿ – ëþäè íå âå÷íû. Íîñèòåëè ìîãóò ìîðàëüíî óñòàðåòü. Äàæå, åñëè êàðòà ïàìÿòè ïîä ðóêîé, ìîæåò íå áûòü ñïîñîáà å¸ ñ÷èòàòü. Óñòðîéñòâà ñî âðåìåíåì èçíàøèâàþòñÿ ïîäîáíî òîìó, êàê ìû çàáûâàåì.

Êîãäà âû óçíà¸òå ÷òî-òî íîâîå, â ìîçãó íå ïîÿâëÿåòñÿ åù¸ îäíà ìîðùèíêà èëè âðîäå òîãî. Ìîçã ñîçäà¸ò “öåïî÷êó” èç ñâÿçàííûõ íåéðîíîâ. ×òîáû ÷òî-òî âñïîìíèòü, ìîçãó íóæíî àêòèâèðîâàòü ýòó “öåïî÷êó”. ×åì ÷àùå ìîçã ýòî äåëàåò, òåì ïðî÷íåå ñâÿçü.

×òî òàêîå ïàìÿòü? Ïàìÿòü, Êðàòêî î ãëàâíîì, Äëèííîïîñò, Íàóêà, Èíòåðåñíîå, Èíòåðåñíî óçíàòü, Ôàêòû, Ëþáîïûòñòâî

Ìîåìó äðóãó áóäåò òÿæåëî ïåðå÷èñëèòü íàçâàíèå âñåõ êíèã, êîòîðûå îí ÷èòàë. Íî ñòîèò ìíå òîëüêî ïðîèçíåñòè íàçâàíèå êíèãè, òî îí áåç òðóäà ñêàæåò, ÷èòàë ëè å¸. Óñëûøàííîå íàçâàíèå, âåðîÿòíî, àêòèâèðóåò “öåïî÷êó”, êîòîðàÿ âåä¸ò ê âîñïîìèíàíèåì î ïðî÷èòàííîì. Èíîãäà, êîãäà ÿ ñìîòðþ íà êíèãè íà ïîëêå, òî ñðàçó æå âñïîìèíàþ î òîì, êàê ïîêóïàë, ãäå è ñ êåì.

×òî òàêîå ïàìÿòü? Ïàìÿòü, Êðàòêî î ãëàâíîì, Äëèííîïîñò, Íàóêà, Èíòåðåñíîå, Èíòåðåñíî óçíàòü, Ôàêòû, Ëþáîïûòñòâî

Íî åñëè âûðåçàòü “öåïî÷êó”, ñâÿçàííóþ ñ âîñïîìèíàíèåì? Ìîæíî ëè òàêèì îáðàçîì èçáàâèòüñÿ îò íåæåëàòåëüíûõ âîñïîìèíàíèé?

Òîëüêî, åñëè âûðåçàòü áîëüøóþ ÷àñòü ìîçãà. Âîñïîìèíàíèÿ õðàíÿòñÿ íå â îäíîé ÷àñòè ìîçãà, à õàîòè÷íî ðàñïðåäåëåíû ïî âñåì ÷àñòÿì. Îùóùåíèå âêóñà â îäíîé ÷àñòè, æ¸ëòûé öâåò â äðóãîé è ò.ä. Âìåñòå îíè îáðàçóþò âîñïîìèíàíèå, êàê ÿ âïåðâûå ïîïðîáîâàë ïþðå.

Êàêîâû ðàçìåðû íàøåãî õðàíèëèùà ïàìÿòè?

Ìîæíî ïðèìåðíî ïðåäïîëîæèòü, åñëè ïîñ÷èòàòü âñå íåéðîíû è òî, ñêîëüêî ñïîñîáåí ñîçäàòü “öåïî÷åê” îäèí íåéðîí. Ïîë Ðýáåð, ïðîôåññîð ïñèõîëîãèè èç ñåâåðî-çàïàäíîãî óíèâåðñèòåòà, ðàññ÷èòàë, ÷òî ìîçã ìîæåò õðàíèòü â öèôðîâîì ýêâèâàëåíòå äî 2.5 ïåòàáàéò ïàìÿòè. Ýòî, ïðèáëèçèòåëüíî, ñòîëüêî æå, ñêîëüêî çàïèñü òåëåâèçèîííîãî êàíàëà íà ïðîòÿæåíèè 300 ëåò. Ýòî èíôîðìàöèÿ îáî âñåõ âàøèõ óìåíèÿõ, ëþäÿõ, êîòîðûõ âñòðå÷àëè è ò.ï. Íî íàøà ïàìÿòü íå òàêàÿ íàä¸æíàÿ, êàê ìîæåò êàçàòüñÿ. Êîãäà êëåòêè ìîçãà ïîâðåæäåíû, òî âîñïîìèíàíèÿ òóñêíåþò, à çàïîìèíàòü ÷òî-òî íîâîå ñëîæíåå.

Ýôôåêò Ìàíäåëû.

Íåëüñîí Ìàíäåëà, ïðåçèäåíò ÞÀÐ ñ 94 ïî 99, óìåð â ñâî¸ì äîìå â Õîóòîíå 5 äåêàáðÿ 2013 ãîäà â 95 ëåò. Íî ìíîãèå ëþäè óòâåðæäàëè, ÷òî ïîìíÿò ñìåðòü Ìàíäåëû â òþðüìå â 80-õ. Ìíîãèå «ëîæíûå ñâèäåòåëè» äàæå âñïîìèíàþò ïîõîðîíû, êîòîðûå ÿêîáû òðàíñëèðîâàëèñü ïî ÒÂ. Ýôôåêò Ìàíäåëû – ÷èñòàÿ íåâíèìàòåëüíîñòü. Ìû íå ñòàðàåìñÿ çàïîìíèòü âñå äåòàëè.  2007 ãîäó Äæîðäæ Áóø ìåòàôîðè÷íî ñêàçàë, ÷òî Íåëüñîí óìåð. Ýòîìó äàæå ïîñâÿùåíà öåëàÿ ñòàòüÿ.

×òî òàêîå ïàìÿòü? Ïàìÿòü, Êðàòêî î ãëàâíîì, Äëèííîïîñò, Íàóêà, Èíòåðåñíîå, Èíòåðåñíî óçíàòü, Ôàêòû, Ëþáîïûòñòâî

Ìîæåòå ëè âû ïîìíèòü òî, ÷åãî íà ñàìîì äåëå íå ïðîèñõîäèëî?

 êíèãå «Ìèð, ïîëíûé äåìîíîâ: íàóêà — êàê ñâå÷à âî òüìå» Êàðë Ñàãàí óòâåðæäàë, ÷òî èìïëàíòèðîâàòü ëþäÿì ëîæíûå âîñïîìèíàíèÿ ëåãêî. Äëÿ íà÷àëà îöåíèòå äîâåð÷èâîñòü ÷åëîâåêà.  ïðèìåð Ñàãàí ïðèâîäèë ëþäåé, ÷òî ïî íàñòîÿíèþ âðà÷åé èëè ãèïíîòèçåðîâ íà÷èíàëè âåðèòü, ÷òî èõ ïîõèòèëè ïðèøåëüöû èëè âñïîìèíàòü æåñòîêîå îáðàùåíèå â äåòñòâå, êîòîðîãî íèêîãäà íå áûëî. Äëÿ ýòèõ ëþäåé ãðàíü ìåæäó ïàìÿòüþ è âîîáðàæåíèåì ðàçìûâàëàñü, è ñîáûòèÿ, íå ïðîèñõîäèâøèå íèêîãäà, âøèâàëèñü â ïàìÿòü êàê ðåàëüíûå. Ó÷àñòíèêè ýêñïåðèìåíòîâ äàæå ìîãëè äåòàëüíî îïèñàòü âûìûøëåííûå ñîáûòèÿ, ñëîâíî òå ïðîèñõîäèëè íà ñàìîì äåëå. Ó ëîæíûõ âîñïîìèíàíèé òå æå ñâîéñòâà, ÷òî ó íàñòîÿùèõ. Åäèíñòâåííûé ñïîñîá ðàçëè÷èòü èõ – íàéòè äîêàçàòåëüñòâà äëÿ âîñïîìèíàíèÿ, êîòîðîå íóæäàåòñÿ â «ïðîâåðêå». Ëîæíûå âîñïîìèíàíèÿ ñåëÿòñÿ â ãîëîâàõ ëþäåé ñ íèçêèì IQ, äåòåé è òåõ, êòî ñòðàäàåò îò ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé (øèçîôðåíèÿ). Åñëè ÷åëîâåê ïëîõî îòäåëÿåò âûìûñåë îò ðåàëüíîñòè, òî ëîæíûå âîñïîìèíàíèÿ ìîãóò çàðîæäàòüñÿ â åãî ãîëîâå. Ëîæíûå âîñïîìèíàíèÿ öåëûõ ñîáûòèé ìåíåå ðàñïðîñòðàíåíû, ÷åì ÷àñòè÷íûå (äóìàòü, ÷òî ìû âèäåëè îäèí äîðîæíûé çíàê âìåñòî äðóãîãî).

Âîñïîìèíàíèÿ ìîãóò ïîäòâåðäèòü, ëèáî ðàçðóøèòü îáâèíåíèå.

 ÑØÀ îñóäèëè ìóæ÷èíó çà òî, ÷òî îí íàñèëîâàë ñâîèõ ïðèåìíûõ äî÷åê. Äåâóøêè óæå â ñîâåðøåííîëåòíåì âîçðàñòå ïîäàëè íà íåãî çàÿâëåíèå. Ìóæ÷èíó ïîñàäèëè íà ïîæèçíåííîå çàêëþ÷åíèå. Ó äåâî÷åê áûëî íåëåãêîå äåòñòâî. Ïî ÑØÀ ïðîêàòèëàñü âîëíà èçíàñèëîâàíèé, ÷òî íàëîæèëî îòïå÷àòîê íà èõ ñîçíàíèå. Ѹñòðû, ïîñëå òîãî êàê îò÷èìà ïîñàäèëè, ñîîáùèëè, ÷òî òîò ïðîâîäèë îáðÿäû ñ æåðòâîïðèíîøåíèåì, à îñòàíêè æèâîòíûõ õîðîíèë íà çàäíåì äâîðå. Ïîëèöåéñêèå ïåðåêîïàëè âåñü äâîð íàèçíàíêó, íî òàê íè÷åãî è íå íàøëè. Ýòî áûëî ïåðâûì çâîíî÷êîì äëÿ îñâîáîæäåíèÿ íè â ÷åì íå ïîâèííîãî ÷åëîâåêà. Ïîñëå ïðîâåäåíèÿ ðÿäà òåñòîâ è äðóãèõ ïðîâåðîê, äåâóøåê ïðèçíàëè íåâìåíÿåìûìè.

Ýëèçàáåò Ëîôòóñ, ïñèõîëîã Êàëèôîðíèéñêîãî óíèâåðñèòåòà â Èðâèíå, ïîñâÿòèëà êàðüåðó èçó÷åíèþ ëîæíûõ âîñïîìèíàíèé.  1980-îì ïðèãëàñèëà äîáðîâîëüöåâ äëÿ èññëåäîâàíèÿ. Ëîôòóñ ïðèäóìàëà èñòîðèþ î ãðóñòíîé ïîåçäêå â òîðãîâûé öåíòð, ãäå òå çàáëóäèëèñü. ×òîáû ñäåëàòü ñîáûòèÿ ïðàâäîïîäîáíåå, äàæå ïðèïëåëà èõ ñåìüè. Òðåòü èñïûòóåìûõ âñïîìíèëà ñîáûòèå Ëîôòóñ â äåòàëÿõ.

Àìíåçèÿ, êîíôàáóëÿöèÿ, ïàðàìíåçèÿ — çàáîëåâàíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ïàìÿòüþ. Àìíåçèÿ – ýòî ÷àñòè÷íàÿ èëè ïîëíàÿ ïîòåðÿ ïàìÿòè. Ïàðàìíåçèÿ – ýòî èñêàæåíèå âîñïîìèíàíèé. Ïðè êîíôàáóëÿöèè æå ÷åëîâåê èñêàæàåò âîñïîìèíàíèÿ, äîáàâëÿÿ â íèõ âûìûñåë. Ó áîëüíûõ ïàðàìíåçèåé ñìåøèâàþòñÿ ïðîøëûå è òåêóùèå ñîáûòèÿ, ðåàëüíûå è âûäóìàííûå âîñïîìèíàíèÿ. Ýòî ïðîèñõîäèò ïîòîìó, ÷òî ÷åëîâåê ïðèäàåò áîëüøîå çíà÷åíèå ñîáûòèÿì, êîòîðûå ïðîèñõîäèëè ñ íèì â ïðîøëîì. Ïðè÷èíà âîçíèêíîâåíèÿ çàáîëåâàíèÿ – ñòðåññ, ïåðåóòîìëåíèå. «Êëàññè÷åñêèå» íàðóøåíèÿ – ïîäìåíà íåãàòèâíûõ âîñïîìèíàíèé íàèáîëåå ïðèÿòíûìè âîñïîìèíàíèÿìè. Ïñèõîëîãè÷åñêèå ïðè÷èíû – êîìïëåêñ íåïîëíîöåííîñòè èëè îùóùåíèå óùåðáíîñòè ëè÷íîñòè.  íàñòîÿùåå âðåìÿ íå ñóùåñòâóåò êîíêðåòíîãî ìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ.

Ïî÷åìó ëþäè ïëîõî ïîìíÿò ñâî¸ äåòñòâî?

Ñ âîçðàñòîì â ìîçãå ÷åëîâåêà ïðîèñõîäèò ïåðåçàïèñü ñòàðûõ êëåòîê íà íîâûå, â ïðîöåññå ÷åãî ñòèðàþòñÿ ðàííèå âîñïîìèíàíèÿ. Äåòñêèé ìîçã íå ñïîñîáåí õðàíèòü îáèëèå èíôîðìàöèè.

Âîñïîìèíàíèÿ – ýòî íàøà áèáëèîòåêà ñ êàðòèíêàìè, ñ êîòîðîé íàäî áûòü îñòîðîæíûì. Ðàñøèðÿòü å¸, òðåíèðîâàòü ìîçã ëîãè÷åñêèìè çàäà÷àìè è ò.ä. Âñ¸ ýòî óëó÷øèò êà÷åñòâî ïàìÿòè è ÷¸òêîñòü âîñïîìèíàíèé.

Источник