Почему зайца легче научить бить в барабан а барсука стирать белье

1. Известно, что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под решающим воздействием биологических условий и на базе развития самих организмов, нервной системы. Как с этой точки зрения вам представляется символическое выражение идеи развития в филогенезе в заставке данной темы? Что бы вы считали необходимым внести в изображение дополнительно или как изменить его?

2. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики? В чем основное отличие чувствительности от раздражимости, с одной стороны, и восприятия – с другой?

3. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Используя материал, помещенный на с- 45, определите соотношение основных уровней Развития по названным линиям и выразите это схематично или в виде таблицы. Включите в характеристику уровней третий показатель – Развитие нервной системы.

4. Проанализируйте примеры поведения птиц, приведенные на с. 49, и назовите характерные его особенности. Сделайте вывод об основных признаках инстинктивного поведения

Рис. III.23. Типическое выражение лица шимпанзе (по Н.Н. Ладыгиной-Коте)

животных, сопоставьте его с определением, данным на с. 43.

5. Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не «узнает» ее, будучи даже голодным, в то время как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их?

6. Как известно, клевание у цыпленка – инстинктивный механизм, готовый к моменту рождения. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и мелкие камешки, и другие предметы. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их. На этом примере объясните взаимосвязь инстинкта и навыка. Определите, в чем основное отличие примеров поведения животных, приведенных в вопросах 5 и 6.

7. Проанализируйте примеры и данные эксперимента, приведенные на с. 48. Сформулируйте вывод об отличии навыка от инстинкта.

8. Почему зайца легче научить «бить в барабан», а барсука «стирать белье», чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных?

9. Проанализируйте примеры и данные экспериментов с обезьянами, приведенные на с. 52— 54. Сделайте вывод о характерных особенностях интеллектуального поведения животных.

10. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?

11. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания и побудившие Ф. Энгельса сказать: «… труд создал самого человека»? Какую роль в процессе развития человеческого сознания сыграла человеческая рука?

12. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? В чем их сходство и различие?

13. Почему на протяжении всей обозримой истории человека структура его организма, в том числе и мозга, осталась практически неизменной, в то время как в мире животных каждый новый уровень развития психики и форм поведения сопровождался изменениями организма, развитием нервной системы?

14. Используя материалы нас. 55, определите сущность человеческого сознания и его структуру. Постарайтесь найти для их выражения соответствующую схематическую форму.

15. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Если нет, то почему? Что практически дают эксперименты по изучению психики животных для изучения психики человека?

Рис. III. 24. Мимика радости – улыбка и смех шимпанзе (по Н.Н. Ладыгиной-Коте)

Рис. III. 25. Изменения в строении руки: 1 – рука африканской человекообразной обезьяны щИмпанзе; 2 – рука азиатской человекообразной обезьяны орангутанга; 3-4 – рука человека

Источник

Почему зайца легче научить бить в барабан а барсука стирать белье

Рис. III.6. Относительный вес мозга

47

тельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения.

Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения животных.

Сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах, называются инстинктами (см.).

Различают инстинкты питания, самосохранения, размножения и др.

Для инстинктов характерно их относительное постоянство, однотипность проявления у животных одного и того же вида.

Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками (см.).

Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животных. Чем выше стоит животное по уровню развития, тем легче и быстрее образуются у него навыки, тем сложнее по своему характеру они могут быть.

Интеллектуальное поведение (см.) животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задачи, использованием внешних

Почему зайца легче научить бить в барабан а барсука стирать белье

18

Рис. III.9. Схема процессов инстинктивной регуляции поведения: О — воспринимаемые объекты и их свойства, Р — рецепторы, РИ — распознающая инстанция, ИПР — инстанция принятия решения, ПП — поведенческие программы. О’ — измененные в результате выполнения поведенческих программ объекты, ОИ — оценочная инстанция, источник мотивации поведения

Рис. III.10. Врожденная реакция птенцов черного дрозда на приближение кисти руки человека к гнезду Предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных за-Дач, явлением инсайта

(внезапное на-х°Ждение решения) и т.д.

Интеллектуальный характер носят пРежде всего действия человекообразных обезьян.

Однако заметим, что интеллектуальные действия животных, в от-лИчие от человеческих, не вытекают

Рис. III.11 Гагарка «высиживает» камень вместо яйца, переложенного во время ее отсутствия на новое место и находящегося в поле ее зрения из знания объективных законов и не осознаются ими, не обобщаются и не передаются

«человеческими» способами (через речь, орудия и продукты труда).

Интеллектуальные действия даже высших обезьян крайне элементарны по своему характеру и не выходят за пределы круга задач, возникающих в естественных условиях их жизни.

49

Рис. III.12. Бобры строят плотину (по Г. 3. Рогинскому)

Почему зайца легче научить бить в барабан а барсука стирать белье

J&-

Рис. III.13. Заяц «играет» на барабане

50

Рис. III.14. Эксперимент с собакой: при усложнении условий опыта собака перенесла навык с передней лапы на заднюю и дотянулась до веревки с приманкой Особенностью поведения высших обезьян является их подражательность

(наппример, обезьяна может «подметать» пол, «тушить» огонь и т. д.). Но обезьяны подражают не результату действия, а самому действию. Подражание результату действий у обезьян ие доказано. Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения в абстракции.

Все развитие психики животных подчинено биологическим законам (наследственность, естественный отбор)- Интеллект обезьян при всей его кажущейся сложности ограничен. Он всецело определяется

образом жизни и чисто биологическими закономерностями. Обезьяна не способна понимать причинно-следственные связи. Она способна решать лишь те задачи, которые встречаются в естественных условиях ее жизни.

Интеллект обезьян качественно отличен от мышления человека.

Обезьяна решает совершенно конкретные задачи, связанные с непосредственно действующими на нее раздражителями. Осознать бессмысленность своих действий она не может. Например, целесообразно применив однажды лестницу для того, чтобы достать приманку, подвешенную к потолку у стенки, обезьяна затем пытается использовать ту же лестницу и Для того, чтобы достать приманку, Подвешенную к потолку посреди по-мещения.

Развитие психики животных обусловлено чисто биологическими законами. Именно биологическая обусловленность делает психику животных, даже в высших ее проявлениях, Качественно отличной от сознания че-

Почему зайца легче научить бить в барабан а барсука стирать белье

Рис. III.15. Позы доминирования у человекообразных обезьян ловека, которое с самого начала носит общественный характер.

В экспериментах с животными была предпринята попытка обучения обезьяны использованию знаковых средств. Пример системы сигнализации шимпанзе представлен на рисунке 111.22. Возникновение сознания человека явилось качественно новым этапом развития психики. Сознание (см.) — высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальны-

4*

51

Рис. III.16. Установление ассоциации по тождеству. Выбор по образцу различных стереометрических фигур

Почему зайца легче научить бить в барабан а барсука стирать белье

Рис. III. 17. Шимпанзе Рафаэль перебирается на другой плот, чтобы набрать воды из бака и ипить огонь, мешающий достать приманку. Зачерпнуть воды из озера обезьяна не догадывается

2

Рис. III. 18. Шимпанзе Парис отщепляет и употребляет лучину для доставания приманки из трубы

Рис. III. 19. Обезьяна не догадывается потянуть за оба конца веревки, чтобы достать чашку с Пищей

Рис. III.20. Обезьяна с помощью ящиков достает высоко подвешенный предмет

Почему зайца легче научить бить в барабан а барсука стирать белье

53

Рис. III.21. Обезьяна с помощью палки достает яблоко

ми условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга.

Становление человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с общественно трудовой деятельностью.

Возникновение трудовой деятельности коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде.

Сказанное позволяет говорить о том, что ведущим фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда.

Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.

Почему зайца легче научить бить в барабан а барсука стирать белье

Рис. III.22. Пример системы сигнализации для шимпанзе Для труда характерно:

употребление и изготовление орудий; осуществление в условиях совместной коллективной деятельности.

Основой перехода к сознанию человека явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных.

В процессе трудовой деятельности развивались и закреплялись функции руки, которая приобретала большую подвижность, совершенствовалось ее анатомическое строение. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания. Трудовая деятельность привела к тому, что активно действующая рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания.

Сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако, область психического шире области осознанного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны.

Бессознательной может быть мотивация действий и поступков, совершаемых человеком. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные зрительные, слуховые ощущения, неосознанные образы восприятия могут проявляться в феноменах, связанных с узнаваемыми ранее виденного, в чувстве знакомости.

Бессознательно запомнившееся часто определяет содержание мысли человека.

В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно.

Понятие «бессознательное» трактуется по разному представителями разных направлений психологической и философской мысли.

Развитие проблемы «бессознательное» было связано с психоанализом. 3. Фрейд разработал учение о бессознательном как продукте вытеснения запретных переживаний, которые сохраняют свой потенциал и проявляются в виде психических нарушений.

Важнейшие особенности

деятельности животных

деятельности человека

Инстинктивно-биологическая

Направляется

познавательной

потребностью, потребностью в общении

Не существует

общества,

нет

Каждое действие приобретает для людей

совместной Деятельности

смысл лишь в силу того места, которое

оно

занимает в их совместной

деятельности.

Руководствуются

наглядными

Абстрагирует,

проникает

в связи и

впечатлениями

отношения

вещей,

устанавливает

Почему зайца легче научить бить в барабан а барсука стирать белье

причинные зависимости

Типичны

наследственно

Передача и

закрепление опыта через

закрепленные программы поведения

социальные

средства общения (язык и

другие системы знаков)

зачатки орудийной деятельности не

Изготовление орудий труда

созда-ют никаких новых операций

55

К. Юнг развил учение о «личном» и «коллективном» бессознательном. «Личное» бессознательное

— это всякого рода конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, ттобы быть отмеченными в сознании. «Коллективное бессознательное» представляет собой хранилище следов памяти человеком и наших человекообразных предков. В нем отражены ты-сячи чувств, общих для всех человеческих существ и являющихся результатом нашего общего прошлого. Таким образом коллективное бессознательное откладывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

Понятие «социальное бессозна-тельное» выдвигает Э. Фромм. Для Э. Фромма главная проблема

— обре-тение личностью психологической свободы в условиях общества. Подавление свободы нивелирует человеческую личность. В связи с

чем человек, чаще всего, бессознательно «убегает от себя» и становится — «комформис-том» или «авторитаристом», полагая, что это и есть свобода.

Вотечественной физиологии неосознаваемые явления высшей нервной деятельности изучаются в связи с проблемами регуляции движений, корко-во-подкорковых соотношений, сна, гипноза и др.

Впсихологии изучение бессознательных явлений связано с исследованием таких проблем, как

мотивация, аффекты, направленность личности. Проблема бессознательного разрабатывается также в экспериментальных исследованиях, связанных с теорией Д.Н. Узнадзе.

Исследование бессознательного изложено в работе Ф.В. Бассина «Проблемы бессознательного».

Почему зайца легче научить бить в барабан а барсука стирать белье

Вопросы и задания по теме для упражнения и самоконтроля 1. Известно, что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под

решающим воздействием биологических условий и на базе развития самих организмов, нервной системы. Как с этой точки зрения вам представляется символическое выражение идеи развития в филогенезе в заставке данной темы? Что бы вы считали необходимым внести в изображение дополнительно или как изменить его?

2.Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики? В чем основное отличие чувствительности от раздражимости, с одной стороны, и восприятия — с другой?

3.Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюоции? Используя материал, помещенный на с- 45, определите соотношение основных уровней Развития по названным линиям и выразите это схематично или в виде таблицы. Включите в

харакТерИСТИКу уровней третий показатель — Развитие нервной системы.

4. Проанализируйте примеры поведения птиц, приведенные на с. 49, и назовите характерные его особенности. Сделайте вывод об основных признаках инстинктивного поведения

Рис. III.23. Типическое выражение лица шимпанзе (по Н.Н. Ладыгиной-Коте) животных, сопоставьте его с определением, данным на с. 43.

5.Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не «узнает» ее, будучи даже голодным, в то время как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их?

6.Как известно, клевание у цыпленка — инстинктивный механизм, готовый к моменту рождения. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и мелкие камешки, и другие предметы. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их. На этом примере объясните взаимосвязь инстинкта

и навыка. Определите, в чем основное отличие примеров поведения животных, приведенных в вопросах 5 и 6.

7.Проанализируйте примеры и данные эксперимента, приведенные на с. 48. Сформулируйте вывод об отличии навыка от инстинкта.

8.Почему зайца легче научить «бить в барабан» , а барсука «стирать белье», чем наоборот? Какой

обобщенный вывод можно сделать о навыках животных?

9.Проанализируйте примеры и данные экспериментов с обезьянами, приведенные на с. 52— 54. Сделайте вывод о характерных особенностях интеллектуального поведения животных.

10.В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?

11.Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? В чем заключены

характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания и побудившие Ф. Энгельса сказать: «… труд создал самого человека»? Какую роль в процессе развития человеческого сознания сыграла человеческая рука?

12. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека?

Почему зайца легче научить бить в барабан а барсука стирать белье

В чем их сходство и различие?

13.Почему на протяжении всей обозримой истории человека структура его организма, в том числе и мозга, осталась практически неизменной, в то время как в мире животных каждый новый уровень развития психики и форм поведения сопровождался изменениями организма, развитием нервной системы?

14.Используя материалы нас. 55, определите сущность человеческого сознания и его структуру. Постарайтесь найти для их выражения соответствующую схематическую форму.

15.Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Если нет, то почему? Что практически дают эксперименты по изучению психики животных для изучения психики человека?

57

58

Источник

Рис. III.23. Типическое выражение лица шимпанзе (по Н.Н. Ладыгиной-Коте)

животных, сопоставьте его с определением, данным на с. 43.

5. Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не «узнает» ее, будучи даже голодным, в то время как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их?

6. Как известно, клевание у цыпленка — инстинктивный механизм, готовый к моменту рождения. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и мелкие камешки, и другие предметы. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их. На этом примере объясните взаимосвязь инстинкта и навыка. Определите, в чем основное отличие примеров поведения животных, приведенных в вопросах 5 и 6.

7. Проанализируйте примеры и данные эксперимента, приведенные на с. 48. Сформулируйте вывод об отличии навыка от инстинкта.

8. Почему зайца легче научить «бить в барабан» , а барсука «стирать белье», чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных?

9. Проанализируйте примеры и данные экспериментов с обезьянами, приведенные на с. 52— 54. Сделайте вывод о характерных особенностях интеллектуального поведения животных.

10. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?

11. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания и побудившие Ф. Энгельса сказать: «… труд создал самого человека»? Какую роль в процессе развития человеческого сознания сыграла человеческая рука?

12. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? В чем их сходство и различие?

13. Почему на протяжении всей обозримой истории человека структура его организма, в том числе и мозга, осталась практически неизменной, в то время как в мире животных каждый новый уровень развития психики и форм поведения сопровождался изменениями организма, развитием нервной системы?

14. Используя материалы нас. 55, определите сущность человеческого сознания и его структуру. Постарайтесь найти для их выражения соответствующую схематическую форму.

15. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Если нет, то почему? Что практически дают эксперименты по изучению психики животных для изучения психики человека?

57

58

Рис. III. 24. Мимика радости — улыбка и смех шимпанзе (по Н.Н. Ладыгиной-Коте)

Рис. III. 25. Изменения в строении руки: 1 — рука африканской человекообразной обезьяны щИмпанзе; 2 — рука азиатской человекообразной обезьяны орангутанга; 3-4 — рука человека

59

Узловые вопросы темы

1. Человек. Индивид. Личность.

2. Биологическое и социальное в ичности человека. Проблема насле-ования психических свойств.

3. Психологическая структура ичности. Направленность как стерж-евая характеристика личности.

4. Активность личности. Фрей-истские и неофрейдистские концеп-ии активности. Потребности как ис-эчник активности.

5. Мотивация как проявление по-эебностей личности. Виды мотивов, ровень притязаний личности.

6. Интересы, идеалы и мировоззре-ие личности как условия, обеспечи-шщие целостность, устойчивость и аправленность личности.

7. Понятие о группах и коллекти-ix. Коллектив и личность. Конформ-эсть личности.

8. Межличностные отношения в >уппах и коллективах, методы их вы-зления и возможности изменения ‘атуса личности в коллективе.

IV. ЛИЧНОСТЬ. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Основные психологические понятия по теме

Ассоциация (в социальной психологии) — группа, межличностные отношения в которой опосредованы содержанием внутригруппового общения, а совместная деятельность либо отсутствует, либо не влияет на отношения между членами группы.

Активность — свойство всего живого. Активность личности проявляется в ее сознательных, избирательных действиях.

Аутсайдер — термин из зарубежной социальной психологии, обозначающий члена группы, отвергаемого ею по причине психологической несовместимости.

Барьер психологический — мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действия, в частности общению с определенным человеком или группой людей.

Группа — социальная общность людей, объединенных на основании ряда признаков, относящихся к содержанию совместно выполняемой ими

)

деятельности или характеру общения. Группы могут быть реальными или условными.

Диффузная группа — группа, межличностные отношения в которой не опосредованы содержанием совместной деятельности.

Индивид — отдельное живое существо, представитель биологического вида.

Индивидуальность — личность в ее своеобразии.

Интерес — одна из форм направленности личности, окрашенная положительной эмоцией, связана с проявлением познавательной потребности.

Когнитивный диссонанс — неприятное побудительное состояние дискомфорта, вызванное противоречием между противоположными знаниями.

Коллектив — группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества.

Конформность — внешнее согласие индивида с группой, подчинение любым ее влияниям при внутреннем несогласии, сознательное приспособленчество.

Личность — человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.

Личностный смысл — субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.

Личности нарушения — нарушение структуры и динамики отношения человека к окружающему миру и самому себе, наблюдающиеся при Различных заболеваниях.

Мотив достижений — характеристика мотивационной сферы человека, отражающая стремление к наилучшему выполнению деятельности в ситуациях достижения.

Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением

определенной потребности.

Мотивация — совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

Межличностные отношения — вид социально-психологических явлений, возникающих в группе людей как результат их взаимодействия в процессе общения.

Мировоззрение — система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.

Направленность — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий. Характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, мировоззрением.

Потребность — основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

Проекция — один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.

Ролевая теория — одна из концепций в социальной психологии, согласно которой человек обладает устойчивыми способами поведения в обществе (ролями), зависящими от его статуса в системе социальных и межличностных отношений.

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Ведущим компонентом с. является воспитание.

Социометрия — социально-психологический метод, предложенный Я. Морено, позволяющий определять структуру межличностных отношений в группе по числу взаимных выборов ее членов.

61

Самоконтроль — регуляция самой личностью своего состояния.

Самооценка — оценка личностью самой себя.

Тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в определенных ситуациях.

Уровень притязаний — стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. У.п. может быть адекватным возможностям человека и неадекватным (заниженным, завышенным).

Источник