Почему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать белье

Почему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать белье

Рис. III.6. Относительный вес мозга

47

тельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения.

Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения животных.

Сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах, называются инстинктами (см.).

Различают инстинкты питания, самосохранения, размножения и др.

Для инстинктов характерно их относительное постоянство, однотипность проявления у животных одного и того же вида.

Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками (см.).

Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животных. Чем выше стоит животное по уровню развития, тем легче и быстрее образуются у него навыки, тем сложнее по своему характеру они могут быть.

Интеллектуальное поведение (см.) животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задачи, использованием внешних

Почему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать белье

18

Рис. III.9. Схема процессов инстинктивной регуляции поведения: О — воспринимаемые объекты и их свойства, Р — рецепторы, РИ — распознающая инстанция, ИПР — инстанция принятия решения, ПП — поведенческие программы. О’ — измененные в результате выполнения поведенческих программ объекты, ОИ — оценочная инстанция, источник мотивации поведения

Рис. III.10. Врожденная реакция птенцов черного дрозда на приближение кисти руки человека к гнезду Предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных за-Дач, явлением инсайта

(внезапное на-х°Ждение решения) и т.д.

Интеллектуальный характер носят пРежде всего действия человекообразных обезьян.

Однако заметим, что интеллектуальные действия животных, в от-лИчие от человеческих, не вытекают

Рис. III.11 Гагарка «высиживает» камень вместо яйца, переложенного во время ее отсутствия на новое место и находящегося в поле ее зрения из знания объективных законов и не осознаются ими, не обобщаются и не передаются

«человеческими» способами (через речь, орудия и продукты труда).

Интеллектуальные действия даже высших обезьян крайне элементарны по своему характеру и не выходят за пределы круга задач, возникающих в естественных условиях их жизни.

49

Рис. III.12. Бобры строят плотину (по Г. 3. Рогинскому)

Почему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать белье

J&-

Рис. III.13. Заяц «играет» на барабане

50

Рис. III.14. Эксперимент с собакой: при усложнении условий опыта собака перенесла навык с передней лапы на заднюю и дотянулась до веревки с приманкой Особенностью поведения высших обезьян является их подражательность

(наппример, обезьяна может «подметать» пол, «тушить» огонь и т. д.). Но обезьяны подражают не результату действия, а самому действию. Подражание результату действий у обезьян ие доказано. Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения в абстракции.

Все развитие психики животных подчинено биологическим законам (наследственность, естественный отбор)- Интеллект обезьян при всей его кажущейся сложности ограничен. Он всецело определяется

образом жизни и чисто биологическими закономерностями. Обезьяна не способна понимать причинно-следственные связи. Она способна решать лишь те задачи, которые встречаются в естественных условиях ее жизни.

Интеллект обезьян качественно отличен от мышления человека.

Обезьяна решает совершенно конкретные задачи, связанные с непосредственно действующими на нее раздражителями. Осознать бессмысленность своих действий она не может. Например, целесообразно применив однажды лестницу для того, чтобы достать приманку, подвешенную к потолку у стенки, обезьяна затем пытается использовать ту же лестницу и Для того, чтобы достать приманку, Подвешенную к потолку посреди по-мещения.

Развитие психики животных обусловлено чисто биологическими законами. Именно биологическая обусловленность делает психику животных, даже в высших ее проявлениях, Качественно отличной от сознания че-

Почему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать белье

Рис. III.15. Позы доминирования у человекообразных обезьян ловека, которое с самого начала носит общественный характер.

В экспериментах с животными была предпринята попытка обучения обезьяны использованию знаковых средств. Пример системы сигнализации шимпанзе представлен на рисунке 111.22. Возникновение сознания человека явилось качественно новым этапом развития психики. Сознание (см.) — высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальны-

4*

51

Рис. III.16. Установление ассоциации по тождеству. Выбор по образцу различных стереометрических фигур

Почему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать белье

Рис. III. 17. Шимпанзе Рафаэль перебирается на другой плот, чтобы набрать воды из бака и ипить огонь, мешающий достать приманку. Зачерпнуть воды из озера обезьяна не догадывается

2

Рис. III. 18. Шимпанзе Парис отщепляет и употребляет лучину для доставания приманки из трубы

Рис. III. 19. Обезьяна не догадывается потянуть за оба конца веревки, чтобы достать чашку с Пищей

Рис. III.20. Обезьяна с помощью ящиков достает высоко подвешенный предмет

Почему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать белье

53

Рис. III.21. Обезьяна с помощью палки достает яблоко

ми условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга.

Становление человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с общественно трудовой деятельностью.

Возникновение трудовой деятельности коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде.

Сказанное позволяет говорить о том, что ведущим фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда.

Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.

Почему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать белье

Рис. III.22. Пример системы сигнализации для шимпанзе Для труда характерно:

употребление и изготовление орудий; осуществление в условиях совместной коллективной деятельности.

Основой перехода к сознанию человека явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных.

В процессе трудовой деятельности развивались и закреплялись функции руки, которая приобретала большую подвижность, совершенствовалось ее анатомическое строение. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания. Трудовая деятельность привела к тому, что активно действующая рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания.

Сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако, область психического шире области осознанного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны.

Бессознательной может быть мотивация действий и поступков, совершаемых человеком. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные зрительные, слуховые ощущения, неосознанные образы восприятия могут проявляться в феноменах, связанных с узнаваемыми ранее виденного, в чувстве знакомости.

Бессознательно запомнившееся часто определяет содержание мысли человека.

В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно.

Понятие «бессознательное» трактуется по разному представителями разных направлений психологической и философской мысли.

Развитие проблемы «бессознательное» было связано с психоанализом. 3. Фрейд разработал учение о бессознательном как продукте вытеснения запретных переживаний, которые сохраняют свой потенциал и проявляются в виде психических нарушений.

Важнейшие особенности

деятельности животных

деятельности человека

Инстинктивно-биологическая

Направляется

познавательной

потребностью, потребностью в общении

Не существует

общества,

нет

Каждое действие приобретает для людей

совместной Деятельности

смысл лишь в силу того места, которое

оно

занимает в их совместной

деятельности.

Руководствуются

наглядными

Абстрагирует,

проникает

в связи и

впечатлениями

отношения

вещей,

устанавливает

Почему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать белье

причинные зависимости

Типичны

наследственно

Передача и

закрепление опыта через

закрепленные программы поведения

социальные

средства общения (язык и

другие системы знаков)

зачатки орудийной деятельности не

Изготовление орудий труда

созда-ют никаких новых операций

55

К. Юнг развил учение о «личном» и «коллективном» бессознательном. «Личное» бессознательное

— это всякого рода конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, ттобы быть отмеченными в сознании. «Коллективное бессознательное» представляет собой хранилище следов памяти человеком и наших человекообразных предков. В нем отражены ты-сячи чувств, общих для всех человеческих существ и являющихся результатом нашего общего прошлого. Таким образом коллективное бессознательное откладывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

Понятие «социальное бессозна-тельное» выдвигает Э. Фромм. Для Э. Фромма главная проблема

— обре-тение личностью психологической свободы в условиях общества. Подавление свободы нивелирует человеческую личность. В связи с

чем человек, чаще всего, бессознательно «убегает от себя» и становится — «комформис-том» или «авторитаристом», полагая, что это и есть свобода.

Вотечественной физиологии неосознаваемые явления высшей нервной деятельности изучаются в связи с проблемами регуляции движений, корко-во-подкорковых соотношений, сна, гипноза и др.

Впсихологии изучение бессознательных явлений связано с исследованием таких проблем, как

мотивация, аффекты, направленность личности. Проблема бессознательного разрабатывается также в экспериментальных исследованиях, связанных с теорией Д.Н. Узнадзе.

Исследование бессознательного изложено в работе Ф.В. Бассина «Проблемы бессознательного».

Почему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать белье

Вопросы и задания по теме для упражнения и самоконтроля 1. Известно, что развитие психики в процессе эволюции видов животных происходило под

решающим воздействием биологических условий и на базе развития самих организмов, нервной системы. Как с этой точки зрения вам представляется символическое выражение идеи развития в филогенезе в заставке данной темы? Что бы вы считали необходимым внести в изображение дополнительно или как изменить его?

2.Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики? В чем основное отличие чувствительности от раздражимости, с одной стороны, и восприятия — с другой?

3.Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюоции? Используя материал, помещенный на с- 45, определите соотношение основных уровней Развития по названным линиям и выразите это схематично или в виде таблицы. Включите в

харакТерИСТИКу уровней третий показатель — Развитие нервной системы.

4. Проанализируйте примеры поведения птиц, приведенные на с. 49, и назовите характерные его особенности. Сделайте вывод об основных признаках инстинктивного поведения

Рис. III.23. Типическое выражение лица шимпанзе (по Н.Н. Ладыгиной-Коте) животных, сопоставьте его с определением, данным на с. 43.

5.Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не «узнает» ее, будучи даже голодным, в то время как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их?

6.Как известно, клевание у цыпленка — инстинктивный механизм, готовый к моменту рождения. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и мелкие камешки, и другие предметы. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их. На этом примере объясните взаимосвязь инстинкта

и навыка. Определите, в чем основное отличие примеров поведения животных, приведенных в вопросах 5 и 6.

7.Проанализируйте примеры и данные эксперимента, приведенные на с. 48. Сформулируйте вывод об отличии навыка от инстинкта.

8.Почему зайца легче научить «бить в барабан» , а барсука «стирать белье», чем наоборот? Какой

обобщенный вывод можно сделать о навыках животных?

9.Проанализируйте примеры и данные экспериментов с обезьянами, приведенные на с. 52— 54. Сделайте вывод о характерных особенностях интеллектуального поведения животных.

10.В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?

11.Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? В чем заключены

характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания и побудившие Ф. Энгельса сказать: «… труд создал самого человека»? Какую роль в процессе развития человеческого сознания сыграла человеческая рука?

12. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека?

Почему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать белье

В чем их сходство и различие?

13.Почему на протяжении всей обозримой истории человека структура его организма, в том числе и мозга, осталась практически неизменной, в то время как в мире животных каждый новый уровень развития психики и форм поведения сопровождался изменениями организма, развитием нервной системы?

14.Используя материалы нас. 55, определите сущность человеческого сознания и его структуру. Постарайтесь найти для их выражения соответствующую схематическую форму.

15.Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Если нет, то почему? Что практически дают эксперименты по изучению психики животных для изучения психики человека?

57

58

Источник

Защитные механизмы срабатывают в условиях конфликта одинаково сильных, но противоположно направленных стремлений личности, вызывающих “возмущение” в системе ее мотивации.

Пока поступающая извне информация поддерживает уже сложившееся у человека представление о мире и о себе, он живет в согласии с самим собой. С накоплением жизненного опыта у человека формируется система, выполняющая роль ограждения сознания от информации, которая может нарушить его внутреннее равновесие, опирающееся на сложившуюся у него картину мира, – система защитных психологических барьеров. Эта система может рассматриваться как особая форма переработки травмирующей информации.

Защитные механизмы представляют собой особого рода психическую активность, реализуемую в форме специфических приемов переработки информации, которые помогут предотвратить потерю самоуважения и избежать разрушения единства “образа Я”.

Психологическая защита проявляется в действиях человека по сохранению привычного мнения о себе, по отторжению или изменению информации, воспринимаемой как неблагоприятная и разрушающая базовые представления о себе или о других.

“Механизм психологической защиты, — пишет Р.М. Грановская, – связан с реорганизацией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы ценностей и изменением всей иерархии ценностей личности, направленной на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты”. Однако психологическая защита носит по преимуществу деструктивный характер, так как, поддерживая привычный уровень самоуважения, она блокирует адекватную оценку реального положения дел в социальной среде и в своем внутреннем мире, лишает человека воли, мужества и ответственности перед собой и другими.

Впервые защитные механизмы были выявлены З. Фрейдом; их специальное изучение связано с именем его дочери – А. Фрейд.

Наиболее изученные формы психологической защиты (как преобразования травмирующей информации) получили специальные названия: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, замещение, реактивные образования, сублимация.

Опишем наиболее часто “работающие” психологические механизмы защиты, как выявленные З.Фрейдом, так и описанные другими исследователями.

Отрицаниеопределяется как процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности. Этот механизм защиты обнаруживает себя в конфликтах, связанных с появлением мотивов, разрушающих основные установки личности; с появлением сведений, которые угрожают самосохранению, престижу, самоуважению. В житейском обиходе подобный механизм обозначают как “позицию страуса”. Например, клиническая практика свидетельствует, что первой реакцией пациента на сообщение врача о выявленном серьезном заболевании является отрицание такого диагноза, неверие в него.

Вытеснение– механизм избавления от внутреннего конфликта с помощью активного исключения из сознания неприемлемого мотива или нежелательной информации. Феномены забывания чего-либо очень часто связаны с вытеснением. Например, особенно неудобные факты для нас легко забываются.

Проекция– процесс приписывания (переноса) собственных чувств, желаний и личностных черт, в которых человек не хочет себе сознаваться из-за их неприемлемости, на другое лицо. Подмечено, что скупой склонен отмечать в других людях жадность, агрессивный — жестокость и т.п. Человека, постоянно приписывающего другим собственные неблаговидные мотивы, называют ханжой.

Идентификация– защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. В идентификации есть и позитивный момент, так как это механизм усвоения социального опыта, овладения желательными, но отсутствующими у индивида свойствами и качествами. Эмоциональное сопереживание зрителя или читателя героям художественного произведения основано на механизме идентификации с ними.

Регрессия – защитный механизм, посредством которого субъект в условиях повышенной ответственности стремится избежать внутренней тревоги, потерять самоуважение с помощью тех способов поведения, которые были адекватны на более ранних стадиях развития. Регрессия есть возврат человека от высших форм поведения к низшим. Инфантильность в поведении и отношениях — яркий феномен регрессии.

Реактивные образования– защитный механизм трансформации травмирующего мотива в свою противоположность. Безотчетная, не имеющая разумных оснований неприязнь к человеку может оборачиваться особой предупредительностью к нему, посредством которой субъект старается преодолеть собственные агрессивные чувства. Например, педагоги в агрессивном преследовании мальчиком-подростком своей одноклассницы “прочитывают” чувство первой влюбленности, видят в этом характерный для подростков ритуал ухаживания.

Рационализация понимается как приписывание логических или благовидных оснований поведению, мотивы которого неприемлемы или неизвестны, как оправдание перед другими или самим собой своей несостоятельности. В частности, рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного. Переживая психическую травму, человек защищает себя тем, что переоценивает (обесценивает) значимость травмирующего фактора в сторону его снижения.

Замещение— защитный механизм, связанный с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Замещение разряжает напряжение, созданное нереализуемой потребностью, недостижимой целью.

В заключение необходимо отметить, что работа с сознанием, в том числе преодоление психической защиты в случаях, когда они препятствуют формированию адекватной самооценки и самосовершенствованию личности, составляет центральный предмет психотерапевтической практики. С полным основанием сказанное можно отнести и к педагогической практике.

Задания для самоконтроля

1. Верны или неверны следующие утверждения:

§ механизмы психической защиты являются врожденными формами поведения;

§ механизмы психологической защиты не зависят от воли человека;

§ проекция – это приписывание другому человеку собственных мыслей и желаний;

§ вытеснение – это зрелый, эффективный способ психической защиты;

§ механизмы психической защиты способствуют поддержанию психического здоровья человека.

2. Определить, о каком блоке мозга идет речь:

· расположен в глубине мозга, в пределах верхних отделов мозгового ствола и тех образований серого вещества, которые составляют древнейшую основу его жизнедеятельности. Процессы, происходящие в сети нервных клеток этого блока обеспечивают “питание” мозга, его бодрствование;

· расположен в передних отделах мозга и включает в себя лобные доли, является мощным аппаратом, позволяющим формулировать программы действий, регулировать их протекание и контролировать успешное выполнение;

· расположен в задних отделах больших полушарий. Отдельные участки выполняют здесь определенны функции.

3. Закончить определения:

· свойство мозга, сущность которого определяется тем, что определенные участки мозга выполняют строго соответствующие функции, называется…

· свойство мозга, проявляющееся в том, что некоторые участки не несут определенных функций, называется…

· свойство мозга, проявляющееся во взаимозаменяемости участков, называется…

4. Приведите в соответствие:

А. Левое полушарие

Б. правое полушарие

· письмо,

· язык,

· чтение,

· цветовая чувствительность,

· креативность,

· выделение центра. фигуры

· чувства и эмоции

· случайное осознание

· расположение деталей, фактов

· целостные представления объекта

5. Выберите верные суждения:

§ развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде;

§ каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении психической организации;

§ развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики;

§ у многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций;

§ общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей;

§ основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.

6. Ответьте на вопросы:

1. Почему зайца легче научить “бить в барабан”, а енота “стирать белье”, чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных?

2. Почему сложное поведение пчел или муравьев нельзя назвать трудом?

3. Какая сторона активности — сознательная или бессознательная — имеет место в следующих ситуациях? Обоснуйте ответ.

А. Во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено “украсть бумажник” у товарища. Он не мог выполнить это задание гипнотизера. В то время как другие указания: умыться, съесть яблоко и т.д. испытуемый выполнял.

Б. Ученик быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правила их умножения.

В. Семиклассник, которого дразнили одноклассники, разорвал учебник и тетрадь, ударил одного из товарищей.

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник