Щедрин стирала женщина белье

РОДИОН КОНСТАНТИНОВИЧ ЩЕДРИН — выдающийся
советский композитор, с творчеством которого хорошо знакомы как в нашей
стране, так и за рубежом. Опираясь на лучшие традиции русской классики,
богатство русского фольклора, композитор создает свой, глубоко самобытный
стиль творчества, стремясь в своих сочинениях передать богатый духовный
мир современника.
Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве, в семье музыканта-педагога.
Первое музыкальное образование он получил у своего отца, который обучал
его игре на фортепиано. В 1941 году эти занятия были прерваны начавшейся
Великой Отечественной войной.
В 1945 году Щедрин поступил в Московское хоровое училище. Здесь будущий
композитор пел в хоре мальчиков пол управлением А. В. Свешникова, здесь
же начал сочинять музыку. Его первые сочинения — это небольшие хоровые
миниатюры и пьесы для фортепиано, которые разучивались и исполнялись учащимися
училища.

В 1950—1955 годы Щедрин—студент Московской консерватории по классу композиции
Ю. А. Шапорина и по классу фортепиано Я. В. Флиера. В годы учебы в консерватории
он участвовал в фольклорных экспедициях в Белоруссию (1951) и Вологодскую
область (1953). Собранный композитором богатый материал послужил основой
для создания ряда сочинений в различных жанрах. В эти годы Щедриным написаны:
фортепианная сюита Праздник в колхозе (1951), фортепианный квинтет (1952),
сюита для кларнета и фортепиано (1952), два струнных квартета (1951, 1954),
романсы на стихи В. Маяковского, Н. Хикмета и других поэтов, вокально-симфоническая
поэма «Двадцать восемь> на стихи М. Светлова (1953), посвященная подвигу
героев-панфиловцев в годы Великой Отечественной войны, музыка для театра
и кино. Тогда же композитор делает ряд обработок народных песен. В сочинениях
Щедрина намечаются черты, характерные для всего его творчества: связь
с современностью, с русской сказкой, народно-песенным творчеством. Особенно
интересным и оригинальным является использование современной народной
песнн-частушки.

В качестве дипломной работы к окончанию консерватории Щедриным были написаны:
Первый фортепианный концерт (1964), отмеченный премией на V Всемирном
фестивале молодежи в Варшаве (1955), и несколько сцен из балета «Конек-Горбунок»
(по сказке П. Ершова), полностью законченного в годы обучения в аспирантуре
и поставленного на сцене Большого театра СССР в Москве в 1960 году. В
1957 году симфоническая сюита «Конек-Горбунок» Щедрина была отмечена премией
на международном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов
в Москве. В эти же годы композитор пишет музыку к пьесе В. Маяковского
«Мистерия-буфф» — в Московском театре сатиры (1957), к кинофильмам «Высота»
(1956) и «Коммунист» (1957). Значительным сочинением тех лет явилась Первая
симфония, впервые исполненная осенью 1958 года.

Среди произведений, написанных в последующие годы, широко известны: опера
«Не только любовь» (на сюжет рассказов С. Антонова) с использованием интонаций
русской частушки, поставленная на сцене Большого театра СССР в Москве
в 1961 году; Вторая симфония— 25 прелюдий для оркестра (1965); Первый
концерт для оркестра — «Озорные частушки» (1963); балет «Кармен-сюита»
— транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе для струнных и ударных инструментов
(поставлен на сцене Большого театра СССР в 1967 году); Камерная сюита
для 20 скрипок, арфы, аккордеона и двух контрабасов (1961); Второй фортепианный
концерт (1966); «Бассо остинато», Соната (1962) и другие пьесы для фортепиано.
Для этих сочинений характерны тематическая выразительность, изобретательность,
контрастность, специфическая эффектность, использование вариантности в
развитии формы.

В конце 60-х и в 70-е годы композитор создает целый ряд значительных сочинений.
Это—«Поэтория» (1968) на стихи А. Вознесенского для поэта, женского голоса,
хора и оркестра — произведение, полное национального мелоса, непосредственной
выразительности; новая музыкально-сценическая редакция оперы «Не только
любовь», поставленная на сцене Камерного музыкального театра в Москве;
балет «Анна Каренина» (1971) с музыкой, полной экспрессии, соединения
современного музыкального языка с тонким чувством стиля н времени великого
русского писателя; оратория «Ленин в сердце народном» (1969) для солистов,
хора и оркестра — к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, значительно
обогатившая советскую музыкальную лениниану и отличающаяся органичным
соединением традиций народной музыки со смелым применением современных
музыкальных средств выразительности; Второй концерт для оркестра — «Звоны»
(1968), Третий фортепианный концерт (1973), 24 прелюдии и фуги для фортепиано
(1970), фортепианный цикл «Полифоническая тетрадь» (1972), впервые исполненный
на фестивале «Ленинградская музыкальная весна» в 1973 году. В 1972 году
за оперу «Не только любовь» (новая редакция) и ораторию «Ленин в сердце
народном» Щедрин был удостоен Государственной премии СССР.
Качественно новым этапом развития таланта Щедрина явилась постановка в
1977 году на сцене Большого театра СССР в Москве оперы «Мертвые души»
(по Н. Гоголю), над которой композитор работал десять лет, а также балета
«Чайка» (по А. Чехову), поставленного весной 1980 года. Произведения
передают эмоционально-психологическую атмосферу, в которой живут герои,
их душевное состояние и характеры — современным музыкальным языком, отличаются
глубиной постижения композитором сложных литературных первоисточников
русской классики.

Данью уважения к старинной русской культуре, к ее знаменному пению следует
считать «Фрески Дионисия» (1981), написанные в сравнительно редком для
Щедрина жанре камерного ансамбля. Этим произведением композитор продолжил
линию, начатую Вторым концертом для оркестра, связанным с традициями русского
колокольного звона.
Одним из значительных сочинений, написанных Щедриным в последние годы,
является «Музыкальное приношение» (1983) для органа, трех флейт, трех
фаготов и трех тромбонов, произведение огромных размеров, своего рода
концертное состязание органа с девятью инструментами. Оно посвящено 300-летию
со дня рождения И.-С. Баха.
Щедрин часто выступает в концертах как исполнитель своих фортепианных
сочинений. Он ведет большую музыкально-общественную деятельность в качестве
председателя правления Союза композиторов РСФСР (с 1973 года), депутата
Верховного Совета РСФСР 6, 9 и 10-го созывов, члена Советского комитета
защиты мира.В 1981 году Щедрину было присвоено звание народного артиста СССР, в 1984
году он стал лауреатом Ленинской премии, композитор награжден орденами
«Знак Почета» (1967), Трудового Красного Знамени (1971), медалями. Ярким
признанием таланта Щедрина явилось избрание его в 1976 году членом-корреспондентом
Баварской академии изящных искусств (ФРГ).
В предлагаемый сборник вошли произведения для хора без сопровождения,
написанные композитором в разные годы и получившие широкое признание музыкальной
общественности. В годы учебы в Московском хоровом училище Щедриным написаны
два небольших хора на стихи А. С. Пушкина (1950): «Пора, мой друг,. Пора!»
для смешанных голосов и «Тиха украинская ночь» (нз поэмы «Полтава») для
детских голосов, — хор, публикуемый здесь в переложении для смешанного
состава; в студенческие годы написан хор-фуга «Ива, ивушка» (Вокализ)
для смешанного хора (1954); в последующие годы композитор создает ряд
произведений для смешанного хора, среди них — хоровые циклы «Четыре хора
на стнхн А. Твардовского» (1968), посвященные памяти погибших в Великой
Отечественной войне; «Четыре хора на стихи А. Вознесенского» (1971), лирико-философские
картины нз современной жизни; хоры «Русские деревни» на стихи И. Харабарова
(1973) и «Стирала женщина белье» на стихи И. Ляпина (1975); в последующие
годы композитор написал также для смешанного хора цикл — Строфы «Евгения
Онегина», состоящий из шести хоров на стихи А. Пушкина из романа «Евгений
Онегин»; поэму «Казнь Пугачева» на слова А. Пушкина из «Истории Пугачева»
(1981) и «Концертино» в четырех частях (1982) по заказу Международного
фестиваля хоровой музыки в Корке (Ирландия), впервые опубликованное издательством
«Советский композитор» в 1984 году.
Композитор находится в расцвете творческих сил. Поэтому с уверенностью
можно сказать, Что мы еще не раз станем свидетелями его новых больших
творческих побед.
Э. Леонов

  • ДВА ХОРА на стихи А. С. Пушкина
    • 1. Пора, мой друг, пора!
    • 2. Тиха украинская ночь
  • ИВА, ИВУШКА! (Вокализ)
  • ЧЕТЫРЕ ХОРА на стихи А. Твардовского
    • 1. Лак дорог друг
    • 2. Прошла война
    • 3. Я убит подо Ржевом
    • 4. К вам, павшие
  • РУССКИЕ ДЕРЕВНИ. Слова И. Харабарова
  • СТИРАЛА ЖЕНЩИНА БЕЛЬЕ. Слова И. Ляпина.
  • ЧЕТЫРЕ ХОРА на стихи А. Вознесенского
    • 1. Тбилисский базары
    • 2. Первый лед
    • 3. Горный родничок
    • 4. Песня вечерняя
  • СТРОФЫ «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА». ШЕСТЬ ХОРОВ на стихи А. С. Пушкина из романа
    в стихах «Евгений Онегин»

    • 1. В тот год осенняя погода
    • 2. Вот по Тверской
    • 3. Теперь у нас дороги
    • 4. Мои богини
    • 5. Зачем же так неблагосклонно
    • 6. Блажен, кто смолоду
  • КАЗНЬ ПУГАЧЕВА. ПОЭМА для хора А CAPPELLA на слова А. С. Пушкина из «Истории Пугачева»
  • КОНЦЕРТИНО для смешанного хора А CAPPELLA
    • 1. Лестница вниз
    • 2. Колыбельная
    • 3. Сольфеджио
    • 4. Русские звоны

Скачать ноты Скачать сборник

Источник

28 марта 1797 года была запатентована первая стиральная машина. Этот вид бытовой техники стал неотъемлемым атрибутом жизни человека. Но так было не всегда. Когда-то стирка была тяжелой работой. Мы расскажем о том, как люди пытались облегчить свой труд и о появлении стиральной машины

Древний Египет.

Еще в Древнем Египте использовали различные химические вещества для чистки одежды. Так, примитивным «порошком» служила сода, которую специально добывали. Еще из древесного угля получали карбонат калия. Это средство для стирки просуществовало многие века. Еще до нашей эры из золы и жира животных люди приспособились варить мыло. Одежду стирали также воском. Использовали даже корни, кору и плоды растений. Например, обнаружилось, что сок мыльнянки в воде превращается в пену. Это свойство растения и определило его назначение в быту у древних людей.

Древняя Греция.

В Древней Греции был свой процесс стирки одежды. Это был целый ритуал, похожий на изготовление вина. Так, люди выкапывали небольшие ямы в глинистой почве, наливали туда воду, затем прачки кидали в них кучу одежды и топтались по белью. После такой процедуры, белье полоскали в чистой воде и сушили на берегу моря. Между прочим, и это не случайно. Прибой тер одежду о гальку, что делало ее еще более чистой.

Водоём для стирки в Этыре в городе Габрово

Древний Рим.

Древний Рим не случайно называли центром европейской цивилизации. Римляне достигли больших успехов в разных областях. Способы стирки у них тоже были передовые. Существует даже легенда о том, как получили мыло. Согласно ей люди на жертвенном костре растапливали жир, но его вместе с древесной золой смыло дождем в реку Тибр. Стиравшие люди на берегу заметили, что от этого одежда стала лучше отстирываться. О том, что римляне действительно использовали такое мыло, свидетельствуют его остатки, найденные на холме Сапо. Кстати, таким мылом никто не мылся по причине его жесткости. Зато для стирки оно подходило в самый раз.

Древняя Индия.

Интересно, что в Индии стиркой занимались только мужчины. И в некоторых районах страны эта традиция сохранилась до сих пор. Индусы-прачки на протяжении всего дня колотят белье об огромные валуны. Этот способ стирки был довольно распространен в разных уголках мира.

Средневековая Европа.

В Европе образовалась чуть ли не целая каста – прачки. Женщины трудились с утра до вечера под открытым небом в любую погоду. Места для стирки располагались у фонтанов или бассейнов. В некоторых регионах, где было рядом море или река, они располагались прямо на берегу. Для них там были пришвартованы своеобразные прачечные-лодки. Прачки никогда не оставались без работы. Сначала белье кипятили, а потом всю эту тяжелую мокрую ношу вытаскивали к реке. Там женщины становились коленями на деревянные мостки и полоскали ткани. Любопытно, что в XIX веке существовало наказание для проституток, их отправляли в прачечные на работу, так как она считалась очень тяжелой.

Как стирали моряки.

Женщин на борт корабля не брали, потому мужчинам приходилось справляться самим. Они придумали следующее: бросали связку белья на веревке за борт прямо на ходу судна. Быстрое течение смывало грязь с одежды. Такую стирку без моющих средств еще называли «сухоперкой».

Древняя Русь.

На Руси белье первоначально замачивали в огромных емкостях. У женщин были средства для отбеливания, конечно, растительного происхождения. Например зола от гречневой соломы или подсолнухов, а также отвары из картофеля и фасоли, кислое молоко. Среди отбеливателей были такие, как моча, свиной навоз и лимонный сок. Потом в чаны с бельем бросали горячие камни. Мылом служили бузина, сок алоэ.

Те хозяйки, которые не могли сдавать одежду прачкам, раз в месяц устраивали стирку. Но тогда уж процесс затягивался на целый день. Влажную обработку проходили далеко не все предметы одежды. Обязательно стирали постельные принадлежности, нижнее белье и детские вещи. А вот верхнюю одежду – тяжелые женские платья, мужские камзолы – держали над паром и чистили щеткой. Пятновыводителями служили спирт и керосин.

На Руси прачки, как, впрочем, и в других странах, использовали для стирки валек. Это деревянная пластина с короткой ручкой. Интересно, что форму валек сохранил на протяжении девяти веков. Изготавливали его из березы, липы, осины. Пользовались им так: белье, пропитанное мыльным раствором, укладывали на доски, а потом били вальком по белью. И так несколько раз.

Изобретение Леонардо да Винчи.

Первую модель стиральной машины изобразил в своих записях художник и изобретатель Леонардо да Винчи. Он нарисовал конструкцию механической стиральной машины. Однако он так и не построил ее. Между тем, до тех пор, пока исчезла профессия прачки, прошло много веков.

Появление стиральной машины.

Только в XVIII столетии придумали прибор, который ускорил и упростил процесс стирки. Это случилось в 1797 году. Патент на изобретение получил Натаниэль Бриггс в США. Конструкция первой стиральной машинки представляла собой ящик из дерева с движущейся рамой, что и создавало эффект очищения ткани. Вращающийся барабан придумал Джеймс Кинг полстолетия спустя. Далее достижения принадлежат Муру, который в 1856 году усовершенствовал механизм. В емкость складывали белье с шариками из дерева и заливали водой. Рама внутри устройства заставляла перекатываться шарики по белью. С этого времени начался бум стиральных машин, но все их объединял один принцип – они были ручными. Правда, во времена калифорнийской «золотой лихорадки» один предприниматель придумал заменить человеческий труд трудом мулов. Они крутили механизм машинки. А в 1861 году изобрели механизм для отжима белья.

Автором первой бытовой стиральной машины стал Уильям Блэкстон в 1874 году. Он подарил одну своей жене, а потом поставил производство машин на поток. Уже к следующему году в Америке существовало около двух тысяч патентов на такие приборы. Но только в 1900 году началось их серийное производство. Первооткрывателем стал Карл Миле. Он переоборудовал маслобойку и пустил изобретение в оборот. Машину стали раскупать.

Электрическая стиральная машина.

Появилась она опять же в США. Конструкция осталась та же, но движущиеся элементы механизма запускали в действие не руки, а мотор. Вскоре корпус машины стал металлическим. Запатентована она была в 1910 году. Чтобы привести в действие электродвигатель, нужно было нажать на рычаг. Однако у стиральной машины был существенный недостаток. Над процессом стирки нужно было все время следить, ведь, если ткань наматывалась на вращающиеся детали, мотор мог быстро перегореть. Решение проблемы вскоре предложил Джон Миллер. Он придумал активатор, который вращал воду, а не белье. Вскоре механизм получил всемирное признание. В 30-х годах машинки для стирки оборудовали таймерами и сливными насосами, а в 1949 году выпустили первую автоматическую стиральную машину. В начале 50-х годов машины получают функцию отжима. Сейчас существуют машины с горизонтальной и вертикальной загрузкой. А в 1978 году придумали стиральную машину, работающую от микропроцессора.

Музейный экспонат. Американская стиральная машина 1927 года фирмы Maytag

Источник

Бесков Эльсе

Как троллиха стирала королю белье

Эльсе Бесков

Как троллиха стирала королю белье

Неуютно стало троллям в Большом лесу. Люди всё сильнее досаждали им. Когда папа тролль был молодым, на семь миль вокруг не было ни одного человеческого жилья, а теперь на краю леса вырастал один дом за другим, новоселы без устали рубили лес и очищали землю под пашню. Люди вконец осмелели и подходили все ближе к владениям троллей. Стук топора, дым угольных ям, запах жареной свинины и кофе сердили папу-тролля до боли в печенке. Правда, мама-троллиха про себя думала, что пахнет вовсе не дурно, но каждый раз, когда папа-тролль говорил про этот запах, она с возмущением восклицала: «Тви вале!», но в темноте частенько подкрадывалась к домам подышать вкусным запахом и поглядеть в маленькие оконца: что там делают люди.

К тому же для троллей настала голодная пора. В доброе старое время в лесу было не перечесть волков, и медведей, и лисиц, и в троллиной горе каждый день угощались окороком из медвежатины, котлетами из волчатины, супом из лисьих хвостов. Теперь же звери в лесу повывелись.

Хитрые людишки понаставляли капканы да ловушки. Когда мама-троллиха намедни подкралась к ближайшей овчарне поглядеть, нельзя ли тут запастись чем-нибудь к завтраку, то сама застряла в ловушке, которую люди называют «лисьими ножницами», и чуть не осталась без хвоста!

Не мудрено, что звери подались отсюда — кому такое придется по вкусу!

Если бы у людей не было собак, то еще можно было бы терпеть, ведь тогда папа-тролль мог бы без труда подобраться к вкусным овечкам, а попробуй тут подберись, когда презлющие псы лают, рычат, хватают тебя за пятки и кусают за хвост! Нет, этого стерпеть было никак нельзя! И тролли потихоньку стали подаваться на север.

В конце концов в большой горе остался лишь папа-тролль со своей старухой и сынком, да и они не ушли лишь потому, что папа сильно ушиб спину. Мол, неужто он не может остаться в своей собственной горе, где его семья прожила три тысячи лет! Стоило его старухе завести речь о том, что пора уходить, он так свирепел, аж искры от шерсти летели. С годами тролль становился все злее и упрямее, под конец он вовсе не выходил из горы, и старухе с мальчонкой пришлось самим добывать еду где придется.

А однажды случилось неслыханное: люди начали взрывать гору папы-тролля. Один парень, что жег дрова на уголь неподалеку от Большой горы, решил, что в горе есть медная руда; он позвал других парней, и они принялись сверлить гору. Когда прогремел первый взрыв, папа-тролль до того разъярился, что сам разорвался на мелкие кусочки, которые тут же превратились в кучу камней и хвороста. Остались мама-троллиха и ее сын одинокими и без крова, ведь в горной пещере они остаться не могли, раз люди задумали взрывать ее.

— Пойдем-ка, матушка, в дальние дремучие леса, — предложил сын.

Но троллиха и слышать о том не желала. У нее были свои задумки, давно она затаила мечту, да не смела и намекнуть о ней папе-троллю. Чем больше она принюхивалась к аппетитному запаху кофе и аромату вкусной свинины, чем дольше глядела в окна домов, тем сильнее одолевало ее желание жить так же, как люди. И постепенно в ее троллином мозгу созрел план.

В полумиле от Большой горы, на берегу лесного озера, стояла заброшенная избушка. Уже шесть лет там никто не жил, с тех пор как умер старик, ее хозяин. Туда троллиха и решила перебраться с Друлле. Мол, они хорошенько подвяжут хвосты и наденут человеческую одежду. А такой одежды у нее скопилась целая куча — слоняясь в темноте возле домов, она таскала ее потихоньку у людей. А самое приятное, что она теперь станет варить кофе и жарить вкусную свинину, ну точно как люди. Но сперва им придется раздобыть блестящие кругляшки, которые люди называют деньгами, и как это сделать, троллиха знала. В двух милях к северу от хутора Каменистая Горушка жила женщина, которая зарабатывала на себя и детей, стирая людям белье. Троллиха часами глядела украдкой в окно поварни, где эта женщина стирала, и теперь ей было точно известно, как это делается. Она видела также, как женщина с хутора получала за стирку такие вот кругляшки, а после посылала детей в лавку обменять их на кофе, муку и свинину. Глаза у троллихи были зоркие! Она и в лавку заглядывала — подглядела, как там нужно себя вести. В большом троллином котле стирать будет куда как удобно, а если насыпать в него щепотку троллиного порошка, белье станет белее снега трудиться не надо. Недаром она родилась троллихой. Ах как славно они заживут, теперь им не придется больше сидеть в троллиной горе да грызть тощую заячью лапу!

Сын троллихи не привык думать обо всем сразу. Планы матери до того удивили его, что он обхватил голову обеими лапами, не зная, что делать. Но под конец желание есть жареную свинину победило и отогнало прочь все сомнения. И под вечер троллиха с сыном вышли из своей горы. Они надели троллиный котел на шест, чтобы было сподручнее нести его, взвалили на спину узлы с прочими пожитками и отправились к избушке на берегу озера, чтобы зажить, как настоящие люди.

На другой день, в сумерках, кто-то постучал в кухонное окно на пасторском дворе, и на порог ступила старая, страшная на вид женщина. Платок она надвинула до самых бровей, а руки спрятала под передник. Она остано-вилась у дверей и поклонилась.

— Я бедная женщина, — жалобно сказала она, — живу с сыном в лесной избушке, кормиться нам нечем. Не дадите ли мне, милостивая госпожа, белье постирать?

Случилось, что на пасторском дворе как раз в эту пору была уйма хлопот ждали гостей издалека, надо было в доме прибраться, варить пиво, жарить и печь, и пасторша просто не знала, как управиться с большой стиркой на этой неделе. Тут же порешили, что бедная женщина, которой нужно заработать, постирает белье с пасторской усадьбы и что пасторша сама назначит плату, когда получит белье и поглядит, хорошо ли оно постирано и не порвано ли.

Тут троллиха, ног под собой не чуя от радости, воротилась домой, а на следующее утро, покуда еще не рассвело, привезла с сыном на пасторскую усадьбу выстиранное белье на старой тележке, которую они нашли в сарае возле дома старика.

Благодаря троллиному порошку стирка удалась на славу, и пасторша сильно удивилась, получив так быстро все свое белье, белоснежное и сухое. Такая прачка была просто находкой! И как дешево брала за стирку! Хозяйка сама назначила цену — старуха не умела считать, и была, как видно, до смерти рада любым деньгам.

Пасторша рассказала о такой выгодной прачке ленсманше, купчихе и хозяйкам богатых крестьянских домов, и скоро у троллихи от заказов отбою не было.

Веселые денечки настали для троллей. Кофейник стоял на огне целыми днями, а на сковороде шипела свинина.

Да и утруждаться троллихе сильно не приходилось. Надо было лишь налить воды в котел, бросить в нее порошок да развести огонь. Стоило только положить белье в котел, как оно тут же становилось белее снега, его сразу отжимали и вешали на просушку. Троллихе даже полоскать его не приходилось! Если погода не годилась для сушки, троллиха махала разок-другой своим троллиным передником, что остался у нее с добрых старых времен среди немногих прочих вещиц, и откуда ни возьмись поднимался теплый ветер, и через несколько часов белье становилось сухим. Они так разбогатели, что обзавелись лошадью и телегой — возить белье, и Друлле купил себе зеленый галстук в красную крапинку.

Случилось так, что король повелел построить дворец в лесу, чтобы слабая здоровьем королева дышала прекрасным лесным воздухом, и, как настало лето, королева поселилась в нем с крошкой принцессой, которой было всего несколько месяцев от роду. В один прекрасный день пасторшу навестила гофмейстерша, и хозяйка завела речь о старухе с сыном, мол, они безобразны видом, нелюдимы и до смешного боятся собак, но стирают быстро и до того хорошо и дешево, что теперь дома затевать стирку вовсе ни к чему.

Источник