Стирает ли хадж большие грехи

Хадж является одним из столпов Ислама. Однако совершение хаджа является обязанностью только для того человека, у которого есть на то возможность.

«От большого учёного Шафиитского мазхаба Аль-Кади Хусейна передаётся, что хадж является лучшим поклонением мусульманина, ибо хадж включает в себя имущественные и телесные деяния. Аль-Хулайми добавил, что хадж охватывает смысл всех ибадатов. Следовательно, человек совершивший хадж, подобен тому, кто соблюдал пост, делал иʻтикаф, выплатил закят, проявлял выдержку/хладнокровие на пути Аллаха и участвовал в газавате». («Мугни аль-мухтадж»)

Если мусульманин совершит хадж один раз за свою жизнь, ему этого достаточно. Тем самым он выполнит свою обязанность перед Всевышним Аллахом и получит большую награду. Однако желательно совершить хадж более одного раза. Если человек имеет возможность, для него настоятельной сунной является посещать святые места через каждые пять лет.

От Абу Са’ида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺсказал:

يَقُولُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ : إنَّ عَبْدًا صَحَّحْت لَهُ جِسْمَهُ ، وَوَسَّعْت عَلَيْهِ فِي الْمَعِيشَةِ تَمْضِي عَلَيْهِ خَمْسَةُ أَعْوَامٍ لَا يَغْدُو عَلَيَّ لَمَحْرُومٌ

«Поистине, Всевышний Аллах говорит: «Поистине, Мой раб, которому Я даровал здоровое тело, достаток в имуществе, и прошло пять лет, но он не приходит ко Мне (то есть он не навещает Мой дом Каабу и не совершает хадж) является лишённым«». (Ибн Хиббан, Байхаки)

«Всевышний Аллах лишает такого раба блага или дополнительной награды и полного прощения – такого, которое делает его таким же безгрешным, как в тот день, когда его родила мать, что указывает на то, что он не любит своего Господа». («Файд Аль-Къадир» 2/310).

«От ʻАли ибн Аль-Мунзира передаётся: «Мне рассказал один из моих товарищей, что Хасан ибн Хайй был потрясён этим хадисом, следовал ему, и он одобрял, когда здоровый человек, который имеет финансовую возможность, не оставлял хадж более, чем на пять лет (то есть совершал хадж минимум через каждые пять лет)». («Аз-Заваджир», Ибн Хаджар Аль-Хайтами)

Правда ли, что в хадже прощаются все грехи?

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:

من حج لله فلم يرفث ولم يفسق رجع كيوم ولدته أمه

«Кто совершит хадж ради Аллаха, избегая скверных слов, а также не станет совершать непристойные поступки, тот вернётся чистым от грехов, как в тот день, когда он был рождён своей матерью» (Бухари, Муслим).

Также от ‘Абдуллаха ибн ‘Исы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

الْحَاجُّ يَشْفَعُ فِي أَرْبَعِ مِائَةِ أَهْلِ بَيْتٍ ، أَوْ قَالَ: مِنْ أَهْلِ بَيْتِهِ ، وَيَخْرُجُ مِنْ ذُنُوبِهِ كَيَوْمِ وَلَدَتْهُ أُمُّهُ

«Паломник (совершивший хадж) сможет заступиться за четыреста человек из числа своих родственников», или он сказал: «… из числа членов его семьи, освободится от своих грехов и станет таким, как в тот день, когда родила его мать» (Баззар).

Стоит отметить, что в подобных хадисах подразумевается, что смываются только малые грехи человека. Что касается больших грехов, то для этого требуется истинное покаяние с соблюдением всех его условий. А в том случае, когда грех так или иначе затрагивает другого человека, согрешившему следует загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него.

Из вышеприведённого же следует, что если человек будет далёк от совершения больших грехов, его малые грехи будут прощены благодаря его хаджу и другим совершённым им поклонениям и благим деяниям.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Нурмухаммад Изудинов

Источник

Хадж – путь избавления от грехов

Каждый мусульманин, имеющий возможность, должен один раз в жизни совершить паломничество к досточтимой Каабе и исполнить все необходимые ритуалы. Однократное совершение хаджа является фардом (предписанным действием), совершение хаджа более одного раза является нафлем (дополнительным, вознаграждаемым действием). Каждый мусульманин должен стремиться совершить обязательный хадж, так как Всевышний Аллах сказал: » … и на людях священная обязанность пред Аллахом совершить хадж к Дому тем, кто в состоянии отправиться туда в путь …». Сура «Семейство Имрана», 97 аят.

Принятый хадж стирает грехи человека, которые он совершал на протяжении жизни. Пророк Мухаммад (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Подобно тому как вода очищает вас от грязи, так и хадж очищает вас от грехов» (Табарани). Пророк Мухаммад (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто думает, что его грехи не будут прощены в то время, когда он стоит на Арафате, совершил великий грех» (Хатиб). Помимо прочего паломник должен помнить, что грехи прощаются не у того, кто съездил в хадж, грехи прощаются у того, у кого принят его хадж. Пророк Мухаммад (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Принятый хадж уничтожает совершенные до этого грехи» (Байхаки).

Чтобы хадж был принят, следует совершить его своевременно и отстраниться от совершения нововведений. Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Не будет принят пост, хадж и джихад у того, кто совершает нововведения» (Дайлями).

Для успешного совершения хаджа нужно соблюсти все предписанные, обязательные и желательные действия. Начать следует с правильного намерения, отдалиться от показухи, совершать ритуалы паломничества от чистого сердца и отправляться в хадж на честно заработанные деньги.

Нельзя смешивать поездку в хадж с рабочими и мирскими делами. Перед хаджем нужно расплатиться с долгами, попросить прощения у тех, кого обидел, покаяться за свои грехи. Если соблюдены все вышеперечисленные условия, хадж будет принят. Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Совершайте хадж, и вы не будете из числа нуждающихся. Путешествуйте и будете обладать здоровьем». «Хадж приводит к достатку, а прелюбодеяние к бедности» (Taberani-Şir’a).

Когда человек едет в хадж, он не должен бояться того, что он может там умереть. Он должен понимать, что смерть по дороге в хадж является благословенной. Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Умершему по дороге в хадж или по возвращении оттуда простятся его грехи. Такой человек войдет в Рай без отчета и без мучений» (Исфахани). Также Пророк Мухаммад (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто умрет по пути в хадж, до Судного дня будет записываться награда равная награде павшего в бою воина» (Ebu Ya’la).

Читайте также:  Десять лет носки стирала песня текст

Во время хаджа человек не должен создавать неудобства другим паломникам, а также должен помнить, что даже если с чьей-то стороны он встретит грубость и недопонимание, он должен обращаться к таким людям мягко и вежливо. Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Тот, кто не проявил мягкость — не совершил благое». Паломник должен остерегаться жесткости в отношениях со своими единоверцами. Пророк Мухаммад (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: «Остерегайтесь жесткости и всего дурного. Мягкость украшает человека, жесткость очерняет его» (Муслим).

Безупречным является такой хадж, во время которого человек не совершает ничего греховного.

Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Тот, кто совершил хадж, не сквернословя и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся (домой таким же), каким (был он в тот день), когда родила его мать» (Аль-Бухари; Муслим).

Счастлив тот, кто потратил свое имущество для совершения хаджа. Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Тому, кто потратил имущество для совершения хаджа, Аллах возместит ему его имущество в семисоткратном размере» (Байхаки).

Источник

Злословие и клевета с точки зрения ислама

Злословие и клевета с точки зрения ислама

Большая часть мусульманской общины огорожена от совершения таких крупных грехов, как убийство, употребления алкоголя или же совершение блуда. Тем не менее, каждый из нас часто оказывается в ловушке нашего собственного языка, который становится основной причиной отдаления человека от Аллаха Всемогущего и Его милости.

Совершение как незначительных, так и крупных грехов закрывают наше сердце от Всевышнего. Мы также должны всегда помнить о том, что проявляемое нами упорство в совершении мелких прегрешений превращает их в более крупные, всё больше отдаляя нас от Творца.

Благочестивые предки не уставали повторять, что поклонение нашему Создателю не должно завершаться чтением намаза или обязательным постом в священный месяц Рамадан. Истинность поклонения Всевышнему проявляется в чистоте помыслов и языка.

Человек распускает слухи, любит посудачить о людских недостатках, совершённых ошибках и произошедших скандалах. По мнению учёных, все эти разговоры представляют собой что-то вроде развлечения для людей. «Гыйбат – обеденный стол с собачьей едой, приправа пищи развратителя и отвлекающие дела», — говорили они.

Гыйбат и Бухтан

Абу Хурайра сообщил, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) однажды спросил сподвижников: «Вы знаете, что такое гыйбат (злословие)?» Они ответили: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Он сказал: «Это если ты говоришь о своём брате нечто, что ему неприятно». Кто-то спросил: «А если то, что я говорю, правда?» Тогда Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Если это правда, то это злословие, если же это неправда, то ты оклеветал его» (передал Муслим).

Бухтан (клевета) – это когда вы говорите о своём брате что-то, что не соответствует действительности, тогда как гыйбат (злословие) – когда кто-то говорит о другом человеке правду, но это причиняет ему боль (в его отсутствие).

Так Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) определил понятие термина «злословие». Это значит негативно высказаться о своём товарище-мусульманине, обращая внимание на его тело, религию, жену, детей, одежду, походку, мимику или другое.

Стоит добавить ещё одну вещь: гыйбат может совершаться не только языком, но и через написанное слово, через язык тела. Он может быть явным и скрытым. Делать гыйбат – это, к примеру, делать акцент на том, что человек хромает, у него светлые волосы, тёмный цвет кожи. Что касается гыйбата в отношении религиозных воззрений человека, то злословить – это говорить, что этот человек лжец, угнетатель, не выражает должного почтения своим родителям или живёт в разврате.

Злословие – это мать грешников

Злословие – один из самых распространённых грехов, который люди совершают на подсознательном уровне не только при личных встречах, но даже и во время банкетов, свадебных церемоний, даже в печали. До тех пор, пока человеческий язык будет питаться людской честью, до тех пор люди будут погружены в злословие. Того, кто контролирует свой язык и каждую секунду помнит о вреде злословия, Аллах исцелит, исцелит и окружающих его людей.

Когда человек охраняет от пустых слов свой язык и проводит время в поминании Всевышнего, призывая к Нему, читая Коран, узнавая о добродетелях из Сунны Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) и вспоминает о высоких моральных качествах сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), то этот человек оберегает себя и своих близких.

Если же человек предпочтёт проводить время за обсуждением людей, то и он сам, и круг его общения будет наказан. Об этом можно понять из утверждения Умара (да будет доволен им Аллах), когда он сказал: «Поминания Аллаха – это лекарство, и упоминание людей – это болезнь…»

Гыйбат совершается не только языком

Как мы говорили выше, гыйбат совершается не только с помощью языка. Можно, к примеру, делать намёки, высказывать прямо или же делать жесты головой, использовать мимику. Всё это однозначно запрещено и в любой степени считается злословием.

При создании единого, нравственного, сильного общества мусульманам надо стремиться исключить напрочь из своей жизни любые проявления злословия или клеветы, иначе это разрушит целостность единого организма – уммы. Но если мусульманам всё равно, что их община переполнена ненавистью, враждой, завистью, переполнено горькими чувствами, то пусть они развяжут свои языки и совершают гыйбат.

Читайте также:  Айфон сам стирает текст

Я знаю друзей, которые каждый вторник в течение 17 лет регулярно встречались. Когда я спросил о причине такого постоянства, то один из них ответил: «На наших встречах нет гыйбата, поэтому они длятся так долго», ведь если бы имело место быть злословие или сплетни, то уже давно прекратились бы эти встречи.

Насмешки и мимика также считаются злословием. Поэтому, когда кто-то имитирует походку хромого человека, особенности его движения с целью насмешки, то это наихудший вид злословия. Кроме того, злословие – это рисовать карикатуры на людей, превращая их в объект всеобщей насмешки. Было сказано: «Ручка – это другой язык». На что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: «Остерегайтесь злословия, поскольку это хуже, чем прелюбодеяние».

Права людей основываются на правосудии, на Конституции, тогда как права Аллаха – на прощении.

Если вы оклеветали или посмеялись над кем-то, то в обязательном порядке следует пойти к этому человеку, просить его о прощении, а после этого необходимо перед всеми рассказать о своём нынешнем отношении к этому человеку. И только в этом случае можно надеяться на прощение.

Аллах прощает нам все грехи перед Ним (стоит только покаяться), но наши грехи, совершённые перед другими людьми, будут прощены только тогда, когда эти люди сами простят нас.

Существует заблуждение, что после совершения Хаджа, прощаются все грехи. Действительно, те, кто совершают Хадж, возвращаются в этот мир безгрешными, как дитя. Но это касается лишь тех грехов, которые были совершены перед Господом. Однако, что касается грехов между двумя людьми, то даже после Хаджа они не будут прощены до тех пор, пока обиженный человек не простит вас.

Islam-today

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Хадж и Умра: Паломничество: Определение, значение, и условия совершения

«У Аллаха три гостя: паломник, совершающий хадж, совершающий умру, и сражающийся на пути Аллаха»

Аллах Всевышний сказал: «Воистину, первый дом, который был воздвигнут, чтобы люди [предавались богослужению], – это тот, который в Бакке (Бакка – одно из имен Мекки). Он благословен и служит руководством к истине для обитателей миров. В том Доме – ясные знамения для людей. Это – Место Стояния Ибрахима. Тот, кто войдет в этот Дом, будет в безопасности. Аллах обязывает тех людей, кто в состоянии совершить поездку, отправляться в хадж к Дому. А если кто-либо не верует [и не совершает хаджа], то ведь Аллах не нуждается в обитателях миров» (Коран, 3:96-97).

Определение хаджа

Большинство ученых полагают, что хадж был предписан на шестой год Хиджры (Переселения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину), поскольку именно в том году был ниспослан следующий аят: 

«Совершайте хадж и умру во имя Аллаха» (Коран, 2:196).

Вывод основывается на толковании вышеприведенного коранического стиха, согласно которому «совершение» в сущности указывает на время, когда хадж впервые был определен в качестве обязанности. Такого же мнения придерживаются Алькама, Масрук и Ибрахим Ан-Накх. Тем не менее, Ибн Аль-Каим склоняется к тому, что хадж стал обязательным на девятый или десятый год Хиджры.

Великое значение хаджа

Даритель Божественного Закона завещал мусульманам совершать хадж.

Хадж – одно из наилучших дел

Передают со слов Абу Хурайры, что (однажды) Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и Его Посланника». (Его) спросили: «А после этого?» Он ответил: «Борьба на пути Аллаха». (Его снова) спросили: «А после этого?» Он ответил: «безупречный хадж» (хадж мабрур – безупречный хадж, свободный от грехов и удостоенный Божественного одобрения и милости).

Аль-Хасан сказал:

«Это означает, что человеку после совершения хаджа следует желать и стремиться скорее к жизни Будущей, нежели к материальным благам этого мира».

Еще в одном свидетельстве, переданном из достоверного источника от Пророка (мир ему и благословение) говорится, что праведное совершение хаджа завершается подношением пищи нуждающимся и добрыми словами окружающим людям.

Хадж – форма джихада

По свидетельству Аль-Хасана Ибн Али человек подошел к Пророку (мир ему и благословение) и сказал:

«Я несмелый и слабый человек. Что мне делать?» Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты можешь совершить джихад, который не требует борьбы, то есть хадж».

Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Хадж – это джихад для стариков, немощных и женщин».

Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«(Однажды) я сказала: «О Посланник Аллаха, мы считаем наилучшим делом джихад, так не принимать ли и нам участие в нем?» (На это Пророк) сказал: «Нет, ибо наилучшим джихадом (для вас) является безупречный хадж»» (Бухари и Муслим).

Хадж стирает прошлые грехи

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доловлен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Тот, кто совершил хадж, не сквернословя и не совершив ничего греховного и недостойного, вернется домой (таким же) каким (он был в тот день), когда родила его мать»» (Бухари).

Сообщается, что Амр Ибн Али Аль-Ас сказал:

«Когда направил меня Аллах к исламу, пришел я к Пророку (мир ему и благословение) и сказал: «О Пророк Аллаха! Протяни мне руку так, чтобы мог я заверить тебя в своей преданности». Пророк (мир ему и благословение) протянул мне руку, однако я отвел свою. Пророк спросил: «О Амр, что с тобой?» Я сказал: «Я бы хотел оговорить условие». Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Что же это?» Я сказал: «Все мои предыдущие грехи должны быть прощены». И Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О Амр! Разве ты не знаешь, что ислам стирает все предыдущие грехи, и Хиджра стирает все грехи, и (также) хадж стирает все прошлые грехи» (Муслим).

Читайте также:  Мутон можно ли стирать
Паломники – гости Аллаха

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Паломники и совершающие умру – гости Аллаха. Их молитвы будут услышаны, их мольбы опрощении будут удовлетворены».

В другом хадисе говорится:

«У Аллаха три гостя: паломник, совершающий хадж, совершающий умру, и сражающийся на пути Аллаха».

Вознаграждение за хадж – Рай

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Совершение каждой следующей) Умры (после предыдущей) служит искуплением (грехов, совершенных) между ними, что же касается безупречного хаджа, то не будет за него иного воздаяния, кроме Рая» (Бухари и Муслим).

В другом достоверном хадисе Ибн Джурадж передал со слов Джабира, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Дом Аллаха (Кааба) – столп ислама, потому всякий, направляющийся к нему с намерением совершить хадж или умру, находится под защитой Аллаха. Случится ему умереть (входе этого путешествия) – будет дарован ему Рай, если вернется домой он в сохранности – вернется с наградой».

Важность расходования денег во время паломничества

Бурайда передал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Расходование денег в хадже подобно расходованию на пути Аллаха, за каждый дирхем вознаграждение будет семисоткратным».

Хадж обязателен лишь раз в жизни

Среди мусульманских ученых существует единодушие относительно того, что хадж является обязательным лишь один раз в жизни человека (если только мусульманином не была дана клятва совершить дополнительный хадж – в этом случае он должен выполнить свое обещание). Дела, совершаемые сверх этого, – сверх должные и добровольные деяния.

Сообщается, что Абу Хурайра, сказал:

«Во время проповеди Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О люди! Аллах предписал вам хадж так, что вы должны совершать его». Человек спросил его: «Каждый год, о Пророк Аллаха?» Пророк (мир ему и благословение) хранил молчание. Когда человек повторил свой вопрос трижды, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Сказал бы я «Да», это стало бы ежегодной обязанностью и было бы неподвластно вам». Затем он добавил: «Оставь меня в покое, как я оставил тебя. Некоторые из тех, кто жили до тебя, были истреблены, ибо задавали слишком много вопросов и перечили своим Пророкам. Поэтому, когда я велю вам делать что-либо, вам надлежит повиноваться и исполнять наилучшим образом, но если я запрещаю вам что-либо, то избегайте этого» (Бухари и Муслим).

Передают со слов Ибн Аббаса, что

«однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение), обращаясь к нам, сказал: «О люди! Вам предписан хадж». Тогда Аль-Акра Ибн Хабис встал и сказал: «О Пророк Аллаха! Должны ли мы совершать хадж каждый год?» Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Сказал бы я «да», это стало бы (ежегодной) обязанностью, а если бы это стало (ежегодной) обязанностью, вы бы не смогли соблюдать ее. Хадж обязателен лишь раз в жизни. Все, что (человек) делает сверх того, является сверх должными (добровольными) деяниями».

Можно ли переносить хадж на более позднее время, или же для тех, кто в состояние исполнить его, паломничество становится обязательным немедленно?

Аш-Шафаи, Ас-Саури, Аль-Ауза и Мухаммад Ибн аль-Хасан придерживаются мнения, что хадж можно совершить в любое время на протяжении жизни человека. Потому нет ничего предосудительного в том, если кто-либо, для кого он является обязательным, откладывает его совершение на более позднее время, поскольку, несмотря на то, что хадж был предписан на шестой год Хиджры, Пророк (мир ему и благословение) отложил его исполнение на 10-й г. Хиджры. Если бы его немедленное совершение было обязательным, Пророк (мир ему и благословение) никогда бы не откладывал его.

Аш-Шафаи говорит:

«Таким образом, нам доподлинно известно об обязательности хаджа для каждого мусульманина, как мужчины, так и женщины, – со времени достижения зрелости и вплоть до самой смерти».

Абу Ханифа, Малик, Ахмад, ряд сторонников Аш-Шафаи и Абу Юсуф полагают, что хадж необходимо совершить немедленно, если человек в состоянии (физически и в финансовом плане) совершить его. Это их суждение основывается на хадисе, переданном со слов Ибн Аббаса:«Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Намеревающийся совершить хадж пусть совершит его безотлагательно, ибо он может заболеть, может лишиться средств (способности понести необходимые затраты во время путешествия) или же ему может помешать затруднительное положение, в котором оказался кто-либо иной» (Ахмад, Аль-Байхаки и др.).

Условия совершения хаджа

Общая позиция юристов-богословов относительно условий, при которых хадж является обязанностью человека, заключается в следующем:

  • человек должен быть мусульманином;
  • он должен достичь совершеннолетия;
  • пребывать в ясном уме;
  • быть свободным;
  • обладать необходимым достатком и быть способным совершить паломничество.

Каждый, кто не соответствует хотя бы одному из этих условий, не обязан совершать хадж. Эти требования, то есть, – быть мусульманином, достигнуть совершеннолетия, быть свободным и быть в состоянии исполнить свой долг – в равной мере применимы ко всем ритуалам поклонения в исламе. Они основываются на достоверном Хадисе Пророка:

«Трое не являются обязанными: спящий до тех пор, пока не проснется, младший – пока не достигнет зрелости и умалишенный – пока не вернется к нему рассудок».

Свобода является основным условием совершения хаджа, поскольку данный ритуал поклонения требует как времени, так и финансовых возможностей. В Коране говорится: 

«Аллах обязывает тех людей, кто в состоянии совершить поездку, отправляться в хадж к Дому» (Коран, 3:97).

islamonline.net, islam.com.ua

Источник