Стирают белье в речке
У прабабушек тоже были бытовые «гаджеты».
Агата Кристи уверяла: «Лучшее время для планирования книги – это когда вы готовите еду». Сложно не согласиться: даже современной женщине приходится столько времени тратить на домашнюю рутинную работу, что порой хочется кого-нибудь… сделать жертвой детективной новеллы. И это при наличии облегчающих труд домохозяйки чистящих / моющих средств и бытовой техники! А ведь нашим прабабушкам и прапрабабушкам было гораздо тяжелее, хотя даже в далёком прошлом у женщины были приспособления для облегчения домашнего труда. Данный материал посвящается «старинным гаджетам» и не менее старинным «лайфхакам».
1. Что может быть страшнее стирки, или Конь с вальком в помощь
Опять стирка?! Только не это!!!
«Опять вещей в корзине для стирки насобиралось…», – обречённо констатирует факт современная женщина. Нытьё от хорошей жизни? Но ведь даже 10 минут на распределение грязных вещей для «загрузок» по цвету и рекомендуемому режиму стирки, а затем ещё полчаса на «выгрузку» и развешивание 20 пар носков и прочей бельевой мелочи – это драгоценное время и силы и без того уставшей от «многовекторности» домашних обязанностей женщины. А сколько времени тратили на стирку наши прабабушки?
Валёк – «бита» для белья
Живописцы подтверждают: «бабу постарила» стирка… (Э. Н. Ярнефельт «День стирки»; А. А. Осмеркин «Прачка»)
«Совсем не варило бабу постарило, а возня с грязными сорочками и портками…», – говаривали на Руси. Утверждение, по мнению автора Novate.ru, спорное, но с долей истины. Несмотря на использование «старинной бытовой химии» (например, щёлока – едкого раствора золы для замачивания белья), стирка была невероятно трудоёмким процессом, требовавшим от женщины как минимум выносливости. Слово «прачка», кстати, – от глагола «прать» («колотить, жать, давить, переть, отжимать, выдавливать»).
Пральный валёк не давал грязи шанса, а женщинам – отдыха.
Основным «гаджетом» наших прабабушек был так называемый «пральный (то есть «стиральный») валёк» (один из диалектных вариантов – «прач») – деревянный плоский брусок для «катания» и «битья» белья. Валёк «выдавливал», «выбивал» из ткани «продукты жизнедеятельности». Эта привычная для женщин прошлых веков процедура была весьма энергозатратной и требовала изрядной физической силы. Забавный факт: в 19 веке женщин лёгкого поведения в качестве наказания заставляли работать в прачечных.
Бочка: в шаге от стиральной машины активаторного типа
Бочка – бабушка стиральной машины активаторного типа.
Странно, что это устройство не приобрело широкую популярность: конструкция для стирки в виде бочки на горизонтальной оси практически в одном шаге от стиральной машины активаторного типа.
Катящаяся бочка создавала обильную мыльную пену внутри.
В мыльной воде бельё крутилось и отстирывалось очевидно лучше, чем методом «битья». Единственный, но существенный минус устройства – необходимость вручную приводить в движение такой «барабан».
Ослик – лучшая прачка!
Наиболее разумные и находчивые использовали животных в качестве помощников: ослик, например, ходил по кругу с бочкой, в которой мыльный раствор очищал одежду, не повреждая ткань. В середине 19 века один калифорнийский золотоискатель придумал устройство для стирки большой партии белья, которое приводилось в движение десятью запряжёнными мулами. Правда, количество рубашек, которые можно было единовременно постирать (примерно полтора десятка или полторы дюжины), не впечатляет: на каждого мула по две рубашки – это как-то несерьёзно.
Способ моряков: лень = прогресс
Всё, что нужно было отмыть до блеска, моряки бросали за борт.
Что делают моряки дальнего плаванья без женщин? Стирают бельё сами! А поскольку ни один приличный мужчина не станет напрягаться сверх минимальной надобности, «моряцкий» способ стирки весьма прост и надёжен. Нет жены – есть вода: грязную одежду (в некоторых источниках добавляют «намыленную», но что-то автора Novate.ru берут сомнения насчёт данного этапа) на верёвке выбрасывали за борт и ждали, пока «потрепыхавшееся» в пучине морской бельишко очистится от бытовых загрязнений.
Лень – двигатель прогресса. И всё чистенько без усилий!
Речникам повезло ещё больше: после подобной «стирки» в пресной воде никаких дополнительных манипуляций не требовалось. Существовало такое понятие (в основном в диалектах), как «сухоперка» – это стирка без моющих средств, а также предмет одежды (чаще всего рубаха), не требующий тщательной стирки.
2. Рубель: глажка белья – дело накачанных женщин
Рубель и скалка вместо утюга.
О неподъёмном чугунном утюге с углями внутри рассказано-перерассказано. А вот до появления утюга способ глажения был гораздо более экзотичный – механический. Выстиранную и высушенную вещь аккуратно накручивали на специальную скалку, а затем, положив на свёрток рубель (он же «валёк», только гладильный), «катали» его по ровной жёсткой поверхности с максимально сильным нажимом. Ребристая поверхность рубеля (прямоугольной доски с закруглёнными зарубками на рабочей поверхности и рукояткой) разминала жёсткую после стирки ткань и разглаживала «морщины».
Рубель – изысканный подарок для девки на выданье.
Рубель часто украшали замысловатыми узорами и преподносили в качестве подарка. Так, завидный жених вполне мог подарить рубель красавице на выданье (вырезав в дополнение к узору инициалы девушки), а заодно и проверить будущую хозяйку на «годность». «Декоративно-утилитарные» вариации рубеля часто намеренно изготавливались похожими на женский силуэт: утолщённый конец рукоятки напоминал голову, а рабочая часть – туловище.
3. Мутовка – миксер энергичных прабабушек
Мутовка – прототип миксера… Но способна и посоревноваться с ним, если нет электричества.
С помощью этого незамысловатого «гаджета» можно было идеально перемешать продукты и даже взбить различные смеси. Название «мутовка» – от глагола «мутить», т.е. «мешать». Палочка с 4–5 «рожками» на конце – прототип венчика и миксера – не требовала особых навыков в использовании: мутовку вертикально погружали в ёмкость, а затем верхнюю часть интенсивно крутили, зажав между ладонями. При определённой сноровке белки можно было взбить не хуже, чем миксером.
Мутовки – худший враг деревьев?..
Кстати, мутовку сделать было очень просто – сама природа подарила идею. Фрагмент тонкого ствола сосны или ели с мутовчатым расположением (т. е. на одной высоте) отходящих в разные стороны веточек – это уже практически готовая мутовка. Боковые веточки укорачивались до 3–5 сантиметров, рукоятка шлифовалась, чтобы не травмировать ладони. И можно мутить пироги!
4. Голик-деркач – «отдраиватель» полов
Чтобы у хозяйки всегда был чистый пол, заготовим голики-деркачи.
До рождения спасителя бабушек Мистера Пропера для очистки полов использовали «голик», или «деркач» – старый веник из веток без листьев. Поскольку в старину полы были некрашеными (хорошо, если вообще были!), грязь постепенно въедалась в древесину, и простого выметания сора было недостаточно. В таких случаях старый голик использовали в качестве наждака для очищения пола от въевшейся грязи. Самый необременительный способ – катать по полу ногой, предварительно бросив под голик-деркач дресву (крупный песок или мелкий щебень).
5. Семейство Тыквенные – поставщик посудных «ёршиков»
Листья тыквы, кабачка, огурца – эффективный «ёршик» для посуды.
Никто не любит отмывать ёмкости с нешироким горлышком (банки, кувшины, бутылки, вазы): даже специальный ёршик справляется не на 5+. А вот прабабушки знали «лайфхак» и не «запаривались»: в грязную ёмкость клали листья тыквы / кабачка / огуречные и т. п. (то есть использовали растения, у которых листья жёсткие, с колючими «ворсинками»), заливали водой и интенсивно взбалтывали. Автор Novate.ru вряд ли поверил бы в эффективность подобной чистки, если бы на его глазах 5-литровая пластиковая бутыль со стенками, потемневшими от воды из дачной колонки, не очистилась с помощью листьев кабачка за 10 секунд.
Итак, не все старинные «гаджеты» и «лайфхаки» бесполезны и суровы. Но убедить домохозяек в лояльности современного мира постарается статья 10 силиконовых штучек: копеечные помощники из магазина китайских товаров.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Оказалось, что ничего – вода с прошлого века даже стала чище, а в законодательстве прямой запрет прописан лишь в некоторых местах. Жители Петербурга с юмором восприняли новость про обустройство мест для стирки в Великом Устюге за счет госбюджета: 21-й век, ракеты с ядерными двигателями, а в России кто-то в это время несет исподнее к речке. Вот только петербуржцы, как рассказал «Фонтанке» историк Лев Лурье, сами не так давно ушли от этой практики. А в Смольном добавили, что к ней мешает вернуться только здравый смысл. Хоть сейчас объявляй аукцион.
Администрация вологодского Великого Устюга, родины Деда Мороза, куда ежегодно приезжает 250 тысяч туристов, не первый раз размещает на портале госзакупок конкурс на «выполнение работ по обустройству, обслуживанию и демонтажу мест для стирки и полоскания белья на реке Сухона». Как говорится в документации, от подрядчика требуется установить полоскалки из металлических поплавков, соединенных между собой деревянными трапами, все лето их обслуживать, а после 25 сентября разобрать. На эти работы выделяют 200 тысяч рублей.
Конечно, для жителей больших мегаполисов, как Петербург, такое ноу-хау выглядит возвращением к истокам, вот только для поселков и малых городов России (в Великом Устюге живет всего 35 тысяч человек) это суровая правда бытия. Да и в самой Северной столице, как выяснилось, от этой практики отказались относительно недавно.
– Еще на моей памяти, в 1950 – 1960-е годы, белье в Ленинграде стирали на реках. Не в центре, а где-то на Охте, – вспомнил для «Фонтанки» историк Лев Лурье. – Вплоть до изобретения стиральной машины стирали в разного рода водоемах Петербурга. Вспомните «Преступление и наказание», где описываются грязные каналы у Сенной площади. Массово стирать перестали только после войны – начали делать это дома в корыте.
По словам Лурье, чем больше становился город, тем дальше на окраины уходила стирка в реках. Раньше рабочими окраинами считались большая часть Петроградской стороны, Старая и Новая деревни, нынешний Кировский район.
– Использовались для стирки Таракановка, Охта, Оккервиль, Екатерингофка, Карповка, Смоленка, – отметил историк. – На это не было никаких запретов. Может быть, только указания санитарной полиции: вода на небольших реках была к осени насыщена вибрионами холеры, и власти запрещали ее использовать.
По словам начальника отдела водных ресурсов Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга Михаила Страхова, в современном Петербурге достаточно сложно представить, чтобы кто-то выходил на спуски набережной и стирал белье. В первую очередь такая стирка навредит самим водоемам.
– В прошлом веке люди стирали щелоком, использовали естественные продукты, – отметил Страхов. – Сейчас, если и будут стирать, то с использованием порошков. Они содержат фосфаты и поверхностно-активные вещества, которые крайне негативно сказываются на состоянии водных объектов и на их биологическом состоянии. А Петербург расположен на берегу Финского залива и имеет определенные обязательства перед Хельсинкской комиссией. Мы должны обеспечивать в наших реках определенное количество азота и фосфора, потому что именно эти вещества вызывают цветение водорослей, так называемое «цветение воды», замор рыбы и так далее.
Против любителей стирки в реке есть законодательные запреты, но они ограничены.
– Есть утвержденный правительством Санкт-Петербурга перечень пляжей, на которых граждане могут купаться. Есть определенные правила, как правильно вести себя на пляжах, чтобы вода была приемлемого качества. На пляже и на определенном метраже в его районе запрещена стирка белья, – рассказал Страхов. – Кроме того, стирка белья запрещена в границах зон санитарной охраны питьевого водоснабжения.
В Петербурге более 98% водоснабжения идет из Невы. На реке шесть городских водозаборов, в границах зон которых запрещена стирка. Но малые реки и каналы законом не защищены.
– Фонтанка, Мойка, канал Грибоедова – там не установлено действующих ограничений на осуществление стирки. Но есть понимание, наверное, что это не очень эффективно — там очень низкие скорости течения.
Одно дело стирать в реке в Великом Устюге или в Неве на территории Ленинградской области, где течение может достигать 1 – 2 метров в секунду, и совсем другое – в реках и каналах. При этом качество самой воды для стирки не помеха.
– Если мы сравниваем состояние воды два века назад, век назад и сейчас, то оно совершенно разное. Антропогенная нагрузка существенно выше, чем тогда. Но в то же время качество воды улучшается. Например, до 1978 года все стоки города сбрасывались без очистки. Представляете себе стоки Ленинграда? Сейчас 98,5% хозяйственно-бытовых и общесплавных стоков проходит очистку, – отметил Страхов.
В случае, если вы увидели, что кто-то стирает белье у водозаборов на Неве, то можно жаловаться в Роспотребнадзор — он наблюдает за качеством питьевой воды. На пляжах за стиркой следит комитет по законности и правопорядку. Но в большинстве случае, как отметил Страхов, остается надеяться только на здравый смысл горожан.
Илья Казаков,
«Фонтанка.ру»
© Фонтанка.Ру
В 7-14 веке наши предки не придавали должного значения вопросам чистоты и гигиены. В городах отсутствовала центральная канализация, потому мылись не чаще раза в месяц. В деревнях за водными процедурами ходили на реку или к ручью, но только в теплое время года. Культура ежедневного мытья пришла значительно позже, а стирка вещей и вовсе не считалась чем-то необходимым.
Почему в Средние века стирали редко?
Стирка в средние века
Низкий уровень жизни подавляющего большинства жителей Средних веков диктовал свои условия быта. Люди были озадачены военными конфликтами, выращиванием урожая, воспитанием детей. Образование, медицина и гигиена волновали горожан и крестьян в последнюю очередь.
За отсутствием водоснабжения, стирка становилась трудоемким и длительным процессом, а потому для нее выделяли отдельный день. Чистота одежды, в том числе и нижнего белья, не особо занимала средневековых жителей, а неприятный запах маскировали цветочными ароматами и благовониями. Большая стирка не проводилась чаще одного раза в несколько месяцев.
Одежду, нательное белье, постельные принадлежности собирали и относили к водоему. За неимением такового часто использовали городские фонтаны. Места стирок пользовались популярностью, и постирать в одиночестве не получалось. На Сицилии до сих пор сохранились старинные общественные прачечные: в каменных полах делали углубления, по типу корыт, которые заполняли водой и моющими средствами. Белье замачивали, били, скребли, а после полоскали в чистой воде. Сушили стирку развесив на веревках на свежем воздухе или попросту разложив на траве.
Способы средневековой стирки
Рецепты для стирки натуральными веществами
Стиральных порошков, отбеливателей и пятновыводителей в средние века еще не изобрели. Чтоб добиться чистоты одежды и белья хозяйкам приходилось изрядно потрудиться. Европейцы стирали белье в открытых водоемах, корытах, каменных чашах фонтанов.
Вместо мыла использовали щелок — смесь золы деревьев лиственных пород и воды. С его помощью создавали щелочную среду, которая справлялась с загрязнениями. Потом белье скребли песком, золой, колотили палками, терли о камни, топтали ногами. Иногда вместо щелока использовали мочу. Еще один способ средневековой стирки — кипячение. Для этого белье замачивали в воде с щелоком, а после кидали туда раскаленные камни, которые доводили воду до кипения.
В горячей воде белье отстирывалось куда лучше. Тяжелую зимнюю одежду, одеяла, изделия из меха не стирали в воде. Им держали над паром, а после вычищали грубой щеткой. Для придания после стирки приятного аромата на одежду наносили душистые масла, или держали у зажженных благовоний.
Состоятельные граждане могли позволить себе услуги прачек, которые стирали не только платья, но такие редкие аксессуары, как скатерти и салфетки. Так как стирали редко, а некоторые вещи и вовсе обходились без чистки, паразиты были верными спутниками людей весь период Средневековья.
Как стирали на Руси
Стирка на Руси
Стирка на Руси также не была повседневным процессом. Стирали обычно на всю семью в один день. Хозяйки замачивали в воде комья золы из печи, получая щелочной раствор.
В нем замачивали, а после полоскали белье. Для удаления пятен белье наматывали на рифленую доску “рубель” и катали по твердой поверхности. На Руси стирали в кадках или в открытых водоемах, стирка в бане была под запретом и считалась грехом.
А вы бы часто стирали в таких условиях?
Также вам может быть интересно:
Калигула: нездоровая страсть императора
Император Гелиогабал превзошел Калигулу в своих развлечениях
Корабли Калигулы предназначались для неприличных развлечений
Рысси 7 месяцев назад Наши предки к земле были ближе, и потому они многое про нее знали, не то что нынешнее племя. Вода всегда почиталась священной, при ней, принесенной из колодца в дом, нельзя было сказать хульного слова и повышать голос, если это случалось — ее тогда приходилось взбалтывать — ступкой толочь и успокаивать как ребенка малого, чтоб не сердилась и хулу на домочадцев не перенесла. Наши предки знали, что вода самый лучший хранитель информации. Также она и самый лучший очиститель негатива. Достаточно сердитому по побережью погулять — так и головную боль и хмурые думы как рукой снимает. Самый лучший нейтрализатор негатива вода текущая, проточная. Вот потому-то и полоскали бабы в реке белье, да не просто в реке, а перед стремниной или просто в том месте, где река бежит резво. Текст для бв автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Rafail 7 месяцев назад В речной воде они не стирают, а полощут. Стирают дома в мыльном растворе в горячей или тёплой воде. А вот для полоскания нужно много воды, но совсем не обязательно, чтобы она была тёплой. Поэтому с выстиранным не не выполосканным бельём идут на ближайший водоём и в нём полощут. ЯАлечка 7 месяцев назад Белье в реке не стирают, а полощут. Потому что для того чтоб хорошо прополоскать белье от моющего средства необходимо большое количество воды, по этому проще отнести белье на речку и прополоскать на речке, чем тягать воду из речки домой для того чтоб закончить стирку. rodleoil2 7 месяцев назад А в какой воде им, собственно, стирать? Замочили дома или прямо рядом с рекой, в мыле или стиральном порошке. Мыло или порошок сделали свое дело (растворили жиры). Далее требуется тереть, прополаскивать, менять воду и т.д., т.е. выполнять процедуры, которые требуют большого количества свежей воды, желательно, проточной. Водопровод был далеко не у всех, воду из колодца или из родника(реки) не натаскать, а тут воды много, она проточная, достаточно чистая (для белья, по крайней мере), вот и стирали. Вопрос удобства при соответствующих условиях, не более того. АлинаМилла 7 месяцев назад В водоеме женщины не стирают, а полощут белье. Как мы знаем, что для полоскания белья нужно большой объём воды. И для этой процедуры, манипуляции не обязательно вода должна быть теплой, главное, чтобы она была мокрой, и главное чтобы не было достаточное количество. В реке к тому же очень удобно это делать. Так не нужно тогда женщинам в дом носить ведрами воду разов 150. Одно дело удобно, а другое дело холодная вода вредит нашим суставам, но это уже другая история. MILA K 7 месяцев назад Конечно, полоскать бельё в реке, экологически — неправильно. Хотя в советское время женщины стирали хозяйственным мылом ( натирали его на тёрке) и поэтому натуральное вещество для водоема, не было страшным веществом. А сейчас, конечно, стиральный порошок — это яд, для живущих в реке или водоёме. А полощут в водоёмах, потому, что невозможно натаскать много воды для полоскания, если нет водопровода. PUBLICA 7 месяцев назад В водоемах женщины не стирают белье, а полощут. Как обычно деревни строились вдоль рек с обоих сторон. Так с давних времён повелось, что женщины стирают дома, а полоскать носили на водоем. Так, как уклад жизни был у всех одинаковый, то и стирались почти в одно и то-же время. Полоскание белья позволяло пообщаться и узнать свежие новости. Знаете ответ? |