Стирали на грушевке бабы отзыв
Загрузка…
Прошлое… Никто никогда не вернётся туда. Никто не повторит прожитого, не скажет сказанные слова, не совершит совершённые поступки. Но прошлое не уходит бесследно. Оно оставляет метки…Оставляет для того , чтобы поддерживать тонкую нить связи нашей прошлой жизни с жизнью настоящей.
«Стирали на Грушевке бабы»… Это стихотворение Анатолия Аврутина произвело на меня сильное впечатление. Оно поразило меня своей глубиной, выпукло-зримой, прописанной сюжетной реальностью. «Это всё было, и автор всё видел своими глазами,» -вот мысль, которая сразу же приходит в голову. Поэт обращается к теме войны. Стихотворение написано в повествовательной манере, лексика его проста.
Художественное время замедленно. Автор хочет показать всю глубину страданий женщин, не дождавшихся с Великой Отечественной войны своих мужей , отцов, сыновей , братьев. Грушевка — это не просто пространство, в котором находятся герои стихотворения, это символ того, что война оставила след во многих уголках России , Белоруссии и других республик .
Стихотворение написано трёхстопным амфибрахием. В нём очень много инверсий : «водою осенней , озяблой», «ниточкой тонкой», «обноски ребячьи», «рубаху мужскую». Они помогают читателю воспринять напевный ритм стихотворения. Эпитеты дополняют картину стихотворения: «грубой колонки», « влажную даль».
Совершенство формы стихотворения таково, что уже непонятно, в чём оно заключается, где его секрет,- так всё естественно и просто в этом стихотворении. Настолько просто, что достаточно прочитать его раз, другой и оно остаётся в вашей памяти надолго, если не навсегда .Композиция стихотворения такова: развёртывание- кульминация- завершение .Последняя строчка в первом четверостишии : «Смывали с одёжки войну»- задаёт и тему и, главное-настроение. Она ведёт нас в область глубоких человеческих переживаний. Инверсия создаёт явственно ощущаемое нарастание напряжения , волнения.
Стихотворение начинается глаголом «стирали», которому выпала очень важная роль: он не только означает действие ,фонетика его ведёт главную , «музыкальную» тему, потом подхватываемую в следующих строчках звук ли и ла : смывали, струилась, крутила. В некоторых словах нет льющихся звуков , а господствуют звуки щ, ск,ст, которые позволяют насторожиться.
За этой кульминацией- печальный завершающий аккорд- метафора «глазами тоскуя», переходящая в эпитет «влажную даль». Эмоциональную окраску определяют здесь гласные другого регистра : мрачные и «тоскующие» — у,у ,у(удивительно сливаются смысл и звучание в точно найденных определениях « мужскую рубаху» , «тугую спираль»
Стихотворение заканчивается так:
И дружно глазами тоскуя.
Глядели сквозь влажную даль
На ту, что рубаху мужскую
В тугую скрутила спираль.
Эти строки дают почувствовать , что поэзию Анатолия Аврутина отличает правдописание. Данное стихотворение сродни лермонтовским, где нет ничего лишнего, где каждая строка и каждое слово обеспечены мыслью и чувством.
Я согласен с мнением автора, что война несёт много горя. Она заставила женщин вынести на своих плечах всю тяжесть и боль .Так хочется забыть все беды и несчастья , принесённые ею. Но невозможно смириться с потерями близких. Вера в то , что они вернутся, остаётся навсегда .
Отборочный этап олимпиады «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность».
Отзыв на стихотворение Анатолия Аврутина
«Стирали на Грушевке бабы.»
Выполнил: обучающийся 9-го класса
муниципального казённого общеобразовательного
учреждения «Коммунаровская средняя
общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Вороненко Михаил
Руководитель: учитель русского языка
и литературы
Пашина Светлана Михайловна.
307921. Курская область Беловский район
пос. Коммунар ул Дружбы , дом 2.
Директор школы: Пашина Валентина Петровна
2013 год.
Отзыв о стихотворении Анатолия Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…»
аврутин стихотворение поэт
Поэзия… Это слово таит в себе изящество и красоту, душевность и теплоту. А еще в нем скрываются чувства и переживания. Не всегда светлые, радостные, но всегда глубокие, яркие. В этом я в очередной раз убеждаюсь, перечитывая стихотворение Анатолия Юрьевича Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…»
А. Аврутин поэт, публицист, литературный критик. Пишет он на русском языке, хотя родился и вырос в Беларуси, работает как на родине, так и за ее пределами (в России, Германии, Чехии). Большая часть произведений поэта — это звенья в цепи воспоминаний о детстве и юности, которые прошли в послевоенном Минске. Я же хочу поразмышлять над стихотворением «Стирали на Грушевке бабы…»
Это стихотворение имеет еще одно название — «Грушевка». Этот загадочный топоним проскальзывает еще в нескольких произведениях поэта. Что же такое Грушевка? Это микрорайон в Минске, малая родина поэта. Она-то и стала истоком его творчества.
Казалось бы, за основу взята обычная бытовая зарисовка. Но сколько здесь горькой правды и человечности!
Время, отраженное в стихотворении, конец войны, начало долгожданного мира. Тема произведения — возвращение к мирной жизни. Но каким непростым оно было! Как долго будет напоминать о себе война! Весь поэтический строй стихотворения: композиция, подбор языковых средств, эмоциональная окраска создает достаточно грустную картину.
Бытовое начало отражает конкретный факт:
Стирали на Грушевке бабы…
В этой скупой, сдержанной зарисовке заключена особая выразительность и художественная сила. Перед нами тяжелые последствия войны: измученные трудом, ожиданием не женщины бабы… Подобно художнику, поэт не сразу, а штрих за штрихом набрасывает черты послевоенной жизни: «бабы», слегка подоткнув подолы, стирают «одежки ребячьи», из колонки тонко, прерывисто течет вода. Не хватает умения, мужской сноровки, чтобы сделать ее напор сильнее. Еще один штришок-повтор «стирали» и картина детализируется: «одежки» «обноски» да «мелкое что-то», поэтому работа не в радость, а вызывает проклятия.
В стихотворении, состоящем из четырех строф, композиционно выделяются две части. Три первые строфы выдержаны в одной тональности. Они передают безрадостность и тусклость жизни женщин, переживших войну и вынужденных пережить еще и ее последствия. Последнее четверостишие несколько меняет звучание темы: среди горестных вдов появляется та, «что рубаху мужскую в тугую крутила спираль». Это не меняет общую тональность, а еще больше усиливает чувство горечи, потому что «та» вызывает зависть и боль. Об этих чувствах красноречиво говорят взгляды «сквозь влажную даль». В них угадываются страдания, несбывшиеся надежды белорусской женщины. И к мотиву вдовства прибавляется другой менее выраженный, но не менее важный.
Это мотив сиротства. «Обноски ребячьи» долго еще будут хранить на себе «войну», которую не смоешь вместе с обычной грязью. Война отняла у этих стойких и сильных женщин, в короткий срок ставших «бабами», очень многое, в том числе мужей. Именно эта мысль придает последней строфе такую драматичность. Мне кажется, что именно она раскрывает идею стихотворения, придает ему завершенность.
Когда я перечитываю последние строки, меня переполняет желание обратиться к тем, кто в современном мире помышляет о войне. Люди, не разжигайте вражды! Пусть нас, ваших детей, по утрам будит воркование голубей на крыше, а не звуки войны! Пусть в каждой семье стираются не «обноски ребячьи», а добротная одежда (и мужская тоже)! Пусть глаза увлажняются от счастья, а не от обиды и зависти вдовьей.
Автор стихотворения (он же лирический герой) не высказывает свое отношение к изображаемому, но его позиция проявляется в умении пробудить в читателе чувство неприятия войны. Поэт находит самые простые, самые убедительные слова для того, чтобы показать, как ужасны последствия этого события.
Он старается приблизиться к разговорной речи, воспроизвести особенности, характерные для беседы «баб»: озяблый, чуток, одежка, обноски, мелкое что-то. Эпитеты «водой озяблой, осенней» в сочетании с инверсией передают не только холод времени года неуютно, зябко от неустроенности быта, от недостатка семейного тепла. Эта неустроенность дополняется другими эпитетами: «из грубой, дощатой колонки» течет вода.
Звуковая организация строк
Прерывистой ниточкой тонкой
В корыто струилась вода,
в которых перекликаются звуки р-т, помогает не только увидеть, но и услышать струйку воды, ощутить ее слабость: вот она журчит (ре-ры), прерывается в капли (тр-т-т), опять набирает силу (тр-рт)… Усиливая значение строк, звуковые повторы помогают глубже прочувствовать трагизм ситуации. Долго придется ждать, пока наполнится корыто. Есть время рассмотреть стираемые вещи, задуматься о горькой доле и взглянуть, «глазами тоскуя», на «ту»…
В последних строчках
На ту, что рубаху мужскую
В тугую крутила спираль
ассонируется звук у, как будто сдавленный женский плач, душевная боль вот-вот вырвутся из груди. Это ощущение усиливает многоточие, поставленное в конце стихотворения.
Стихотворение А. Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…» помогло мне понять, что должно быть свято для каждого человека. Оно напомнило о том, что хотя война для нас стала историей, но тревога за судьбу Земли не прошла. Да и не должна пройти.
Коноваловой Таисии.
Сочинение-отзыв по стихотворению А.Ю.Аврутина «Грушевка».
Прочитав «Грушевку» Анатолия Аврутина, я без сомнений определила, что это именно то стихотворение, о котором мне хотелось бы написать свой отзыв. Безусловно, это поэтическое произведение мне понравилось, более того – оно меня поразило! Я захотела узнать об этом стихотворении больше, вникнуть в суть стихотворения, лучше понять автора.
Меня заинтересовало восприятие Аврутиным действительности. Скорее всего, автор показывает послевоенное время, но он показывает нам не разрушения, не мужчин-героев, не последствия боев, а, казалось бы, обычную бытовую зарисовку. Но в самом деле – сколько здесь правды, сколько человеческого!
Грушевка – микрорайон Минска, в прошлом – железнодорожный поселок, место, где в 1948 году родился А.Ю. Аврутин. Образы трудовой Грушевки, малой родины поэта, давшей исток его творчеству, нередки в произведениях Анатолия Юрьевича.
В послевоенный период протекало детство Аврутина. С воспоминаниями об этом времени связано его стихотворение.
Стирали на Грушевке бабы,
Подолы чуток подоткнув.
Водою осенней, озяблой
Смывали с одежки войну.
С самого начала задается настроение произведения. Осенние, приглушенные тона, холод, ощущение ледяной воды на своей коже… Самому становится зябко.
Как сильно сказано – смывали войну! Кажется, что вновь и вновь стирая одежду, женщины так же пытаются стереть из своей памяти те ужасные, тяжелейшие времена, которые не всем удалось пережить.
Из грубой, дощатой колонки,
Устроенной возле моста,
Прерывистой ниточкой тонкой
В корыта струилась вода.
Тоненькой, прерывистой ниточкой еле-еле льется вода, наполняя корыта. Можно подумать, что автор хотел показать как тонкая, прерывистая нить надежды наполняет души еще не отчаявшихся женщин.
От взглядов работу не пряча
И лишь проклиная её,
Стирали обноски ребячьи
Да мелкое что-то своё.
О чем же говорят эти строки? Как мне кажется, это означает, что женщины остались без мужчин. Война забрала из семей братьев и мужей, сыновей и отцов… Много она унесла: все изменилось, многое потеряно. Жизнь разделилась на «до» и «после».
Война коснулась всех. В то время Россия и Беларусь были едины. Бок о бок мужчины шли в бой, сражались за своих женщин и детей, за свои народы. Все вместе люди разделяли горечь поражений и потерь, все вместе радовались победе.
И, дружно, глазами тоскуя,
Глядели сквозь влажную даль
На ту, что рубаху мужскую
В тугую крутила спираль.
Сквозь влажную даль, сквозь слезы, стоящие в глазах, с грустью и тоскою смотрят бабы на ту счастливую, что дождалась своего мужчину домой.
По словам признанного мэтра Глеба Горбовского: «Последние четыре строки написал гений!» Казалось, нет ничего в них особенного, но, вникнув, понимаешь, что действительно автор закончил гениально, так чувственно, так трогательно…
В своей «Грушевке» Аврутин использует поэтические тропы, такие как метафора (смывали войну, глазами тоскуя), эпитет (озяблая вода, влажная даль). Встречаются причастные, деепричастные обороты. Благодаря этому автор улучшил моё представление о чувствах тех людей, что встретились в произведении, помог все прочувствовать самой.
Стихотворение оставило сильное впечатление, одно из тех, что надолго запоминается, западает в душу.
- Выдержка
- Похожие работы
- Помощь в написании
Отзыв о стихотворении Анатолия Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Отзыв о стихотворении Анатолия Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…»
аврутин стихотворение поэт
Поэзия… Это слово таит в себе изящество и красоту, душевность и теплоту. А еще в нем скрываются чувства и переживания. Не всегда светлые, радостные, но всегда глубокие, яркие. В этом я в очередной раз убеждаюсь, перечитывая стихотворение Анатолия Юрьевича Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…»
А. Аврутин поэт, публицист, литературный критик. Пишет он на русском языке, хотя родился и вырос в Беларуси, работает как на родине, так и за ее пределами (в России, Германии, Чехии). Большая часть произведений поэта — это звенья в цепи воспоминаний о детстве и юности, которые прошли в послевоенном Минске. Я же хочу поразмышлять над стихотворением «Стирали на Грушевке бабы…»
Это стихотворение имеет еще одно название — «Грушевка». Этот загадочный топоним проскальзывает еще в нескольких произведениях поэта. Что же такое Грушевка? Это микрорайон в Минске, малая родина поэта. Она-то и стала истоком его творчества.
Казалось бы, за основу взята обычная бытовая зарисовка. Но сколько здесь горькой правды и человечности!
Время, отраженное в стихотворении, конец войны, начало долгожданного мира. Тема произведения — возвращение к мирной жизни. Но каким непростым оно было! Как долго будет напоминать о себе война! Весь поэтический строй стихотворения: композиция, подбор языковых средств, эмоциональная окраска создает достаточно грустную картину.
Бытовое начало отражает конкретный факт:
Стирали на Грушевке бабы…
В этой скупой, сдержанной зарисовке заключена особая выразительность и художественная сила. Перед нами тяжелые последствия войны: измученные трудом, ожиданием не женщины бабы… Подобно художнику, поэт не сразу, а штрих за штрихом набрасывает черты послевоенной жизни: «бабы», слегка подоткнув подолы, стирают «одежки ребячьи», из колонки тонко, прерывисто течет вода. Не хватает умения, мужской сноровки, чтобы сделать ее напор сильнее. Еще один штришок-повтор «стирали» и картина детализируется: «одежки» «обноски» да «мелкое что-то», поэтому работа не в радость, а вызывает проклятия.
В стихотворении, состоящем из четырех строф, композиционно выделяются две части. Три первые строфы выдержаны в одной тональности. Они передают безрадостность и тусклость жизни женщин, переживших войну и вынужденных пережить еще и ее последствия. Последнее четверостишие несколько меняет звучание темы: среди горестных вдов появляется та, «что рубаху мужскую в тугую крутила спираль». Это не меняет общую тональность, а еще больше усиливает чувство горечи, потому что «та» вызывает зависть и боль. Об этих чувствах красноречиво говорят взгляды «сквозь влажную даль». В них угадываются страдания, несбывшиеся надежды белорусской женщины. И к мотиву вдовства прибавляется другой менее выраженный, но не менее важный.
Это мотив сиротства. «Обноски ребячьи» долго еще будут хранить на себе «войну», которую не смоешь вместе с обычной грязью. Война отняла у этих стойких и сильных женщин, в короткий срок ставших «бабами», очень многое, в том числе мужей. Именно эта мысль придает последней строфе такую драматичность. Мне кажется, что именно она раскрывает идею стихотворения, придает ему завершенность.
Когда я перечитываю последние строки, меня переполняет желание обратиться к тем, кто в современном мире помышляет о войне. Люди, не разжигайте вражды! Пусть нас, ваших детей, по утрам будит воркование голубей на крыше, а не звуки войны! Пусть в каждой семье стираются не «обноски ребячьи», а добротная одежда (и мужская тоже)! Пусть глаза увлажняются от счастья, а не от обиды и зависти вдовьей [https://referat.bookap.info, 10].
Автор стихотворения (он же лирический герой) не высказывает свое отношение к изображаемому, но его позиция проявляется в умении пробудить в читателе чувство неприятия войны. Поэт находит самые простые, самые убедительные слова для того, чтобы показать, как ужасны последствия этого события.
Он старается приблизиться к разговорной речи, воспроизвести особенности, характерные для беседы «баб»: озяблый, чуток, одежка, обноски, мелкое что-то. Эпитеты «водой озяблой, осенней» в сочетании с инверсией передают не только холод времени года неуютно, зябко от неустроенности быта, от недостатка семейного тепла. Эта неустроенность дополняется другими эпитетами: «из грубой, дощатой колонки» течет вода.
Звуковая организация строк
Прерывистой ниточкой тонкой
В корыто струилась вода,
в которых перекликаются звуки р-т, помогает не только увидеть, но и услышать струйку воды, ощутить ее слабость: вот она журчит (ре-ры), прерывается в капли (тр-т-т), опять набирает силу (тр-рт)… Усиливая значение строк, звуковые повторы помогают глубже прочувствовать трагизм ситуации. Долго придется ждать, пока наполнится корыто. Есть время рассмотреть стираемые вещи, задуматься о горькой доле и взглянуть, «глазами тоскуя», на «ту». .
В последних строчках
На ту, что рубаху мужскую
В тугую крутила спираль
ассонируется звук у, как будто сдавленный женский плач, душевная боль вот-вот вырвутся из груди. Это ощущение усиливает многоточие, поставленное в конце стихотворения.
Стихотворение А. Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…» помогло мне понять, что должно быть свято для каждого человека. Оно напомнило о том, что хотя война для нас стала историей, но тревога за судьбу Земли не прошла. Да и не должна пройти.
Показать весь текст
Õàðàêòåðèñòèêà ñîáûòèé, êîòîðûå îïèñûâàþòñÿ â ñòèõîòâîðåíèè ïîýòà, ïóáëèöèñòà è ëèòåðàòóðíîãî êðèòèêà «Ñòèðàëè íà Ãðóøåâêå áàáû ». Òåìà ïðîèçâåäåíèÿ — âîçâðàùåíèå ê ìèðíîé æèçíè. Öåííîñòè àâòîðà, êîòîðûå ïðîõîäÿò êðàñíîé íèòüþ â òåêñòå ñòèõîòâîðåíèÿ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Îòçûâ î ñòèõîòâîðåíèè Àíàòîëèÿ Àâðóòèíà «Ñòèðàëè íà Ãðóøåâêå áàáû »
àâðóòèí ñòèõîòâîðåíèå ïîýò
Ïîýçèÿ Ýòî ñëîâî òàèò â ñåáå èçÿùåñòâî è êðàñîòó, äóøåâíîñòü è òåïëîòó. À åùå â íåì ñêðûâàþòñÿ ÷óâñòâà è ïåðåæèâàíèÿ. Íå âñåãäà ñâåòëûå, ðàäîñòíûå, íî âñåãäà ãëóáîêèå, ÿðêèå.  ýòîì ÿ â î÷åðåäíîé ðàç óáåæäàþñü, ïåðå÷èòûâàÿ ñòèõîòâîðåíèå Àíàòîëèÿ Þðüåâè÷à Àâðóòèíà «Ñòèðàëè íà Ãðóøåâêå áàáû »
À. Àâðóòèí ïîýò, ïóáëèöèñò, ëèòåðàòóðíûé êðèòèê. Ïèøåò îí íà ðóññêîì ÿçûêå, õîòÿ ðîäèëñÿ è âûðîñ â Áåëàðóñè, ðàáîòàåò êàê íà ðîäèíå, òàê è çà åå ïðåäåëàìè (â Ðîññèè, Ãåðìàíèè, ×åõèè). Áîëüøàÿ ÷àñòü ïðîèçâåäåíèé ïîýòà — ýòî çâåíüÿ â öåïè âîñïîìèíàíèé î äåòñòâå è þíîñòè, êîòîðûå ïðîøëè â ïîñëåâîåííîì Ìèíñêå. ß æå õî÷ó ïîðàçìûøëÿòü íàä ñòèõîòâîðåíèåì «Ñòèðàëè íà Ãðóøåâêå áàáû »
Ýòî ñòèõîòâîðåíèå èìååò åùå îäíî íàçâàíèå — «Ãðóøåâêà». Ýòîò çàãàäî÷íûé òîïîíèì ïðîñêàëüçûâàåò åùå â íåñêîëüêèõ ïðîèçâåäåíèÿõ ïîýòà. ×òî æå òàêîå Ãðóøåâêà? Ýòî ìèêðîðàéîí â Ìèíñêå, ìàëàÿ ðîäèíà ïîýòà. Îíà-òî è ñòàëà èñòîêîì åãî òâîð÷åñòâà.
Êàçàëîñü áû, çà îñíîâó âçÿòà îáû÷íàÿ áûòîâàÿ çàðèñîâêà. Íî ñêîëüêî çäåñü ãîðüêîé ïðàâäû è ÷åëîâå÷íîñòè!
Âðåìÿ, îòðàæåííîå â ñòèõîòâîðåíèè, êîíåö âîéíû, íà÷àëî äîëãîæäàííîãî ìèðà. Òåìà ïðîèçâåäåíèÿ — âîçâðàùåíèå ê ìèðíîé æèçíè. Íî êàêèì íåïðîñòûì îíî áûëî! Êàê äîëãî áóäåò íàïîìèíàòü î ñåáå âîéíà! Âåñü ïîýòè÷åñêèé ñòðîé ñòèõîòâîðåíèÿ: êîìïîçèöèÿ, ïîäáîð ÿçûêîâûõ ñðåäñòâ, ýìîöèîíàëüíàÿ îêðàñêà ñîçäàåò äîñòàòî÷íî ãðóñòíóþ êàðòèíó.
Áûòîâîå íà÷àëî îòðàæàåò êîíêðåòíûé ôàêò:
Ñòèðàëè íà Ãðóøåâêå áàáû
 ýòîé ñêóïîé, ñäåðæàííîé çàðèñîâêå çàêëþ÷åíà îñîáàÿ âûðàçèòåëüíîñòü è õóäîæåñòâåííàÿ ñèëà. Ïåðåä íàìè òÿæåëûå ïîñëåäñòâèÿ âîéíû: èçìó÷åííûå òðóäîì, îæèäàíèåì íå æåíùèíû áàáû Ïîäîáíî õóäîæíèêó, ïîýò íå ñðàçó, à øòðèõ çà øòðèõîì íàáðàñûâàåò ÷åðòû ïîñëåâîåííîé æèçíè: «áàáû», ñëåãêà ïîäîòêíóâ ïîäîëû, ñòèðàþò «îäåæêè ðåáÿ÷üè», èç êîëîíêè òîíêî, ïðåðûâèñòî òå÷åò âîäà. Íå õâàòàåò óìåíèÿ, ìóæñêîé ñíîðîâêè, ÷òîáû ñäåëàòü åå íàïîð ñèëüíåå. Åùå îäèí øòðèøîê-ïîâòîð «ñòèðàëè» è êàðòèíà äåòàëèçèðóåòñÿ: «îäåæêè» «îáíîñêè» äà «ìåëêîå ÷òî-òî», ïîýòîìó ðàáîòà íå â ðàäîñòü, à âûçûâàåò ïðîêëÿòèÿ.
 ñòèõîòâîðåíèè, ñîñòîÿùåì èç ÷åòûðåõ ñòðîô, êîìïîçèöèîííî âûäåëÿþòñÿ äâå ÷àñòè. Òðè ïåðâûå ñòðîôû âûäåðæàíû â îäíîé òîíàëüíîñòè. Îíè ïåðåäàþò áåçðàäîñòíîñòü è òóñêëîñòü æèçíè æåíùèí, ïåðåæèâøèõ âîéíó è âûíóæäåííûõ ïåðåæèòü åùå è åå ïîñëåäñòâèÿ. Ïîñëåäíåå ÷åòâåðîñòèøèå íåñêîëüêî ìåíÿåò çâó÷àíèå òåìû: ñðåäè ãîðåñòíûõ âäîâ ïîÿâëÿåòñÿ òà, «÷òî ðóáàõó ìóæñêóþ â òóãóþ êðóòèëà ñïèðàëü». Ýòî íå ìåíÿåò îáùóþ òîíàëüíîñòü, à åùå áîëüøå óñèëèâàåò ÷óâñòâî ãîðå÷è, ïîòîìó ÷òî «òà» âûçûâàåò çàâèñòü è áîëü. Îá ýòèõ ÷óâñòâàõ êðàñíîðå÷èâî ãîâîðÿò âçãëÿäû «ñêâîçü âëàæíóþ äàëü».  íèõ óãàäûâàþòñÿ ñòðàäàíèÿ, íåñáûâøèåñÿ íàäåæäû áåëîðóññêîé æåíùèíû. È ê ìîòèâó âäîâñòâà ïðèáàâëÿåòñÿ äðóãîé ìåíåå âûðàæåííûé, íî íå ìåíåå âàæíûé.
Ýòî ìîòèâ ñèðîòñòâà. «Îáíîñêè ðåáÿ÷üè» äîëãî åùå áóäóò õðàíèòü íà ñåáå «âîéíó», êîòîðóþ íå ñìîåøü âìåñòå ñ îáû÷íîé ãðÿçüþ. Âîéíà îòíÿëà ó ýòèõ ñòîéêèõ è ñèëüíûõ æåíùèí, â êîðîòêèé ñðîê ñòàâøèõ «áàáàìè», î÷åíü ìíîãîå, â òîì ÷èñëå ìóæåé. Èìåííî ýòà ìûñëü ïðèäàåò ïîñëåäíåé ñòðîôå òàêóþ äðàìàòè÷íîñòü. Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî èìåííî îíà ðàñêðûâàåò èäåþ ñòèõîòâîðåíèÿ, ïðèäàåò åìó çàâåðøåííîñòü.
Êîãäà ÿ ïåðå÷èòûâàþ ïîñëåäíèå ñòðîêè, ìåíÿ ïåðåïîëíÿåò æåëàíèå îáðàòèòüñÿ ê òåì, êòî â ñîâðåìåííîì ìèðå ïîìûøëÿåò î âîéíå. Ëþäè, íå ðàçæèãàéòå âðàæäû! Ïóñòü íàñ, âàøèõ äåòåé, ïî óòðàì áóäèò âîðêîâàíèå ãîëóáåé íà êðûøå, à íå çâóêè âîéíû! Ïóñòü â êàæäîé ñåìüå ñòèðàþòñÿ íå «îáíîñêè ðåáÿ÷üè», à äîáðîòíàÿ îäåæäà (è ìóæñêàÿ òîæå)! Ïóñòü ãëàçà óâëàæíÿþòñÿ îò ñ÷àñòüÿ, à íå îò îáèäû è çàâèñòè âäîâüåé.
Àâòîð ñòèõîòâîðåíèÿ (îí æå ëèðè÷åñêèé ãåðîé) íå âûñêàçûâàåò ñâîå îòíîøåíèå ê èçîáðàæàåìîìó, íî åãî ïîçèöèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â óìåíèè ïðîáóäèòü â ÷èòàòåëå ÷óâñòâî íåïðèÿòèÿ âîéíû. Ïîýò íàõîäèò ñàìûå ïðîñòûå, ñàìûå óáåäèòåëüíûå ñëîâà äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîêàçàòü, êàê óæàñíû ïîñëåäñòâèÿ ýòîãî ñîáûòèÿ.
Îí ñòàðàåòñÿ ïðèáëèçèòüñÿ ê ðàçãîâîðíîé ðå÷è, âîñïðîèçâåñòè îñîáåííîñòè, õàðàêòåðíûå äëÿ áåñåäû «áàá»: îçÿáëûé, ÷óòîê, îäåæêà, îáíîñêè, ìåëêîå ÷òî-òî. Ýïèòåòû «âîäîé îçÿáëîé, îñåííåé» â ñî÷åòàíèè ñ èíâåðñèåé ïåðåäàþò íå òîëüêî õîëîä âðåìåíè ãîäà íåóþòíî, çÿáêî îò íåóñòðîåííîñòè áûòà, îò íåäîñòàòêà ñåìåéíîãî òåïëà. Ýòà íåóñòðîåííîñòü äîïîëíÿåòñÿ äðóãèìè ýïèòåòàìè: «èç ãðóáîé, äîùàòîé êîëîíêè» òå÷åò âîäà.
Çâóêîâàÿ îðãàíèçàöèÿ ñòðîê
Ïðåðûâèñòîé íèòî÷êîé òîíêîé
 êîðûòî ñòðóèëàñü âîäà,
â êîòîðûõ ïåðåêëèêàþòñÿ çâóêè ð-ò, ïîìîãàåò íå òîëüêî óâèäåòü, íî è óñëûøàòü ñòðóéêó âîäû, îùóòèòü åå ñëàáîñòü: âîò îíà æóð÷èò (ðå-ðû), ïðåðûâàåòñÿ â êàïëè (òð-ò-ò), îïÿòü íàáèðàåò ñèëó (òð-ðò) Óñèëèâàÿ çíà÷åíèå ñòðîê, çâóêîâûå ïîâòîðû ïîìîãàþò ãëóáæå ïðî÷óâñòâîâàòü òðàãèçì ñèòóàöèè. Äîëãî ïðèäåòñÿ æäàòü, ïîêà íàïîëíèòñÿ êîðûòî. Åñòü âðåìÿ ðàññìîòðåòü ñòèðàåìûå âåùè, çàäóìàòüñÿ î ãîðüêîé äîëå è âçãëÿíóòü, «ãëàçàìè òîñêóÿ», íà «òó»…
 ïîñëåäíèõ ñòðî÷êàõ
Íà òó, ÷òî ðóáàõó ìóæñêóþ
 òóãóþ êðóòèëà ñïèðàëü
àññîíèðóåòñÿ çâóê ó, êàê áóäòî ñäàâëåííûé æåíñêèé ïëà÷, äóøåâíàÿ áîëü âîò-âîò âûðâóòñÿ èç ãðóäè. Ýòî îùóùåíèå óñèëèâàåò ìíîãîòî÷èå, ïîñòàâëåííîå â êîíöå ñòèõîòâîðåíèÿ.
Ñòèõîòâîðåíèå À. Àâðóòèíà «Ñòèðàëè íà Ãðóøåâêå áàáû » ïîìîãëî ìíå ïîíÿòü, ÷òî äîëæíî áûòü ñâÿòî äëÿ êàæäîãî ÷åëîâåêà. Îíî íàïîìíèëî î òîì, ÷òî õîòÿ âîéíà äëÿ íàñ ñòàëà èñòîðèåé, íî òðåâîãà çà ñóäüáó Çåìëè íå ïðîøëà. Äà è íå äîëæíà ïðîéòè.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru