Стирать это корень с чередованием
| Поиск по порталу
|
В русском языке довольно много слов с корнями, в которых гласные чередуются. (Под чередованием понимают закономерную смену звуков в пределах одной и той же части слова). Написание слов с чередующимися гласными в корне нельзя проверить подбором родственных слов.
Для того чтобы правильно написать чередующуюся безударную гласную в том или ином корне, необходимо знать правила.
Под ударением в корнях с чередованием гласных во всех случаях пишется та гласная, которая слышится: загар, зори, зарево, кланяться, поклон, заскочит, скачут, выравнивать, ровный.
В корнях с чередованием е-и пишется буква и, когда сразу за корнем следует под ударением гласный а: выберу — выбирать, вытер — вытирать, блестеть — блистать, расстелить — расстилать, вычет — вычитание.
Это следующие пары: -бир-/-бер-, -мир-/-мер-, -тир-/-тер-, -стир-/-стер-, -дир-/-дер-,
-стил-/-стел-, -пир-/-пер-, -жиг-/-жег-, -чит-/-чет-, -блист-/-блест-, -вис-/-вес-, -лип-/-леп-.
Исключения: сочетать (и однокоренные к нему сочетание, сочетаться); побирушка.
Правило написания корней, в которых а-я чередуются с -им- или -ин-, аналогично предыдущему (для е-и): если после них идет ударный а, то пишутся сочетания -им- или -ин- (а перед буквами М, Н): пожать — пожимать, прокляну — проклинать.
Корней с чередованием а-о всего одиннадцать. Их можно сгруппировать следующим образом:
гар — гор, зар — зор, клан — клон, твар — твор
лаг — лож, кас — кос, раст — рос, скак — скоч
мак — мок, равн — ровн, плав — плов
В группе 1 правописание о или а зависит от места ударения.
В группе 2 правописание о или а зависит от последующей буквы (букв).
В группе 3 правописание зависит от значения.
В корнях: -гар-/-гор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор- в безударном положении пишется -о-: погорельцы, наклониться, творец.
Исключения: пригарь, утварь.
В корнях: -зар-/-зор- в безударном положении пишется а: заря, зарница.
В корнях с чередованием а-о: -кас-/-кос-, -лаг-/-лож- пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а-: касательная — прикосновение, полагать — положить.
Исключение: полог, слоговой.
В корнях: -раст-(-ращ-)/-рос- перед -ст-, -щ— пишется а: растение, выращенный; перед -с- пишется о: выросли.
Исключения: росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, на вырост, отрасль.
В корнях: -скак-/-скоч- в безударном положении перед к пишется а: скакал, на всем скаку; перед ч пишется о: проскочить, выскочить.
Исключения: скачок, скачи, скачу.
В корнях: -мак-/-мок- пишется а, если слово имеет значение погружения чего-нибудь в жидкость: макать вареник в сметану, обмакнуть кисть в краску; буква о пишется во всех остальных случаях: моченые яблоки, промокашка.
Обычно корень —мок— пишется в словах со значением «пропускать жидкость»: ботинки промокают, непромокаемый плащ.
Исключение: в корне -моч- перед ч всегда пишется о: промочить.
В корнях: -равн-/-ровн- буква о пишется в словах, имеющих значение «делать гладким, ровным»: выровнять стопку тетрадей; буква а пишется в словах, имеющих значение «равный, одинаковый, наравне»: сравнить, уравнять, поравняться со мной.
Исключение: равнина.
В корнях: -плав-/-плов-/-плыв- в безударном положении а пишется в словах: плавучий, плавник, поплавок, жук-плавунец и производных от них.
Запомните: корень -плов- имеют только слова пловец, пловчиха;
корень -плыв- более распространен: выплыть, плывущий, плывун (слой грунта).
Параграфы 7-10 раздела «Правописание» учебника «Русский язык. Часть 1» Шмелева А.
*В современных правилах русского языка и, соответственно, в орфографических словарях нет слова зоревать (оно исключено из словарей в 1999 году). Слово з…ревать следует писать с гласной а в корне. Однако в некоторых учебниках по-прежнему сохраняется традиция включать слово з…ревать в список исключений с буквой о.
См. «Русский орфографический словарь».
Омонимичные корни
С чередующейся безударной гласной в корне | С проверяемой безударной гласной в корне |
мер-: умереть, замереть, вымереть, отмереть, обмереть, помереть; омертветь, помертветь, умертвить, мертвец, мертвецкий, мертвo, замертво, намертво, насмерть, омертвелый, помертвелый, смертельный, умерщвление мир-: вымирать, замирать, обмирать, отмирать, помирать, умирать, вымирание, замирание, отмирание, умирание | мер-: примерять костюм, измерять длину, отмерять ткань, вымерять дистанцию мир-: примирять ссорящихся, непримиримые враги, усмирять, смириться, помириться |
тер-: вытереть, перетереть | тер-: потерять, растеряться |
рос-: взрослеть, заросль, недоросль, поросль, повзрослеть, вырос | рос-: роса, росистый, оросительный |
твор-: творение, творить, творительный, вытворять, претворить, притворяться, сотворение, сотворить, столпотворение | твор-: затворить, затвор, притворить, створка |
гор-: загорать, угорелый, догорая, горелка, горючее, загораться, возгорание | гор1-: горняк, горняцкий, гористый гор2-: горевать, пригорюниться гор3-: огорчиться, прогорклый (исторически однокоренные слова) |
кос-: коснуться, неукоснительный, прикосновение, неприкосновенный, неприкосновенность, соприкосновение, соприкоснуться, соприкосновенный | кос1-: косец, косарь, газонокосилка; кос2-: косой, покоситься, искоса; кос3-: косичка, косоплетение |
зар-/зор-: зарево, лучезарный, светозарный и зори (мн.ч. слова заря), зорька, зоренька, зорюшка, бить (играть) зОрю; заря, заревой, зарница, зарничный, озарение, озаренность, озарить, озарять(ся), зарянка (птица), заря-заряница. | зар-/зор-: зариться, позариться, взор, надзор, обзор, подзорный, прозорливый; озорной, позор, узор, озорничать, озоровать, озорной (исторически однокоренные слова); разориться, разорение |
Обычно я даю ученикам теорию под запись: мы на уроке рисуем в тетради таблицы, схемы, фиксируем правила. И эта тетрадь на время подготовки к ЕГЭ становится настольной книгой одиннадцатиклассника, в которой он может найти ответ на любой вопрос, касающийся экзаменационных заданий. На мой взгляд, когда ученик каким-то образом самостоятельно фиксирует новый материал, теория усваивается лучше. Бывали случаи, когда я для экономии времени давала заранее распечатанные на листочках правила и просила вклеить их в тетрадь. Судьба таких листочков чаще всего была печальной: они терялись. Поэтому продолжаем всё записывать.
Никого это особо не напрягало (во всяком случае, недовольства никто не высказывал). Но вот появляется новый ученик и вежливо просит всю теорию выдавать в распечатанном виде. Со следующей недели приступаем к блоку орфография, поэтому попыталась свести всю теорию по корням с чередующимися гласными в один документ. Вот что у меня получилось:
Фото из личного архива автора
1.Чередование зависит от ударения:
Без ударения О
-гор-/гар- загОрелый /загАр
Искл.: выгарки (остатки от сгорания), изгарь (что-то перегоревшее), пригарь (привкус гари)
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корням с чередованием гор/гар (НЕ ЯВЛЯЮТСЯ КОРНЯМИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ): ГОРистая (местность), ГОРевать, ГОРизонт, ГАРмония, ГОРдиться, ГОРчица, оГОРчение, отГОРодиться и др.
-клон-/-клан- поклОн /клАняться
Омонимичный корень: КЛОНировать
-твор-/-твар- сотвОрение/твАрь
Искл.: утварь
Буквосочетания, созвучные корням с чередованием твор/твар: оТВАРить (картофель)
Без ударения А
-зар-/-зор- зАря/зОри
Искл.: зоревать (не спать на заре)
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корням с чередованием зор/зар: проЗОРливый, ЗАРываться и др.
Всегда А, кроме слов-исключений: пловец, пловчиха
-плав-/-плов- на плАву/ плОвец
2. Чередование гласной зависит от последующей согласной:
-лаг-/-лож- перед Г пишем А, перед Ж — О слАгаемое/слОжение
Искл.: полог
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корням с чередованием лаг/лож (НЕ ЯВЛЯЮТСЯ КОРНЯМИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ): бЛАГополучный, ЛОГичный, усЛОЖнённый и др.
-раст-/-ращ-/-рос- перед СТ и Щ пишем А, перед С — О вырАщенный/вырОсший
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корням с чередованием: сокРАЩение
Искл.: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав
Омонимичный корень: РОСинка
-скак-/-скоч- перед К пишем А, перед Ч — О выскАкивать/выскОчить
Искл.: скачок, скачу
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корням с чередованием: СКАЧать
3. Чередование зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-:
-кос-/-кас- если за корнем есть суффикс А, в корне пишем А
кАсаться/кОснуться
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корням с чередованием кос/кас: КОСой, выКОСить, КОСичка, КОСтёр, КОСтёл и др.
-бир-/-бер, -пир-/-пер-, -дир-/-дер-, -тир-/-тер, -мир-/мер-, -жиг-/ -жег-, -стил-/-стел, -блист-/-блест-, -чит-/-чет- если за корнем есть суффикс А, в корне пишем И
прибИрать/прибЕру; запИрать/запЕреть; удИрать/удЕру; утИрать/утЕреть; замИрать/замЕреть; зажИгалка/зажЕг; расстИлать/расстЕлить; блИстать/блЕстеть; вычИтать/вычЕт
Искл.: сочетание, сочетать
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корням с чередованием: сМИРение, приМИРять (врагов), приМЕРять (платье), МЕРидиан, суМЕРки, ПЕРцовый, ПЕРила, ПИРог, ПИРовать, ДИРижёр, ТЕРминология, СТИЛист, БЕРёзовый, БЕРёт, сБЕРежения, и др.
4. Чередование гласной зависит от значения слова:
-мок-/-мак
О — пропускать, впитывать жидкость вымОкнуть
А — погружать, опускать в жидкость обмАкнуть
-ровн-/-равн-
О — ровная, гладкая поверхность вырОвненное поле
А — равный, одинаковый урАвнение
Искл.: равнина, поровну
5. Корни с чередованием ИМ/А(Я), ИН/А(Я)
отжИМаться/отжАться; начИНать/начАть
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корням с чередованием: начИНить, почИНить.
Надеюсь, статья будет кому-нибудь полезна. Если у кого-то есть замечания или дополнения, с радостью выслушаю. Хотелось бы узнать мнение коллег, как вы предпочитаете давать новый материал: под запись или в готовом виде?
Если вы готовите(сь) к ЕГЭ по русскому языку, возможно, вам будут интересны следующие статьи:
Учимся писать сочинение в формате ЕГЭ: план, количество абзацев
Учимся формулировать проблему двумя способами
Учимся писать комментарий
Как сформулировать позицию автора?
Можно ли использовать литературный аргумент в сочинении ЕГЭ по русскому языку?
Откуда ноги растут у формулировки «автор ставит проблему» и является ли она единственно верной?
Также можете ознакомиться с вариантами сочинений:
сочинение по тексту Захара Прилепина о новогодних подарках
сочинение по тексту С. Мизерова о юношеской мечте.
сочинение по тексту В. Дудинцева «Встреча с берёзой»
сочинение по тексту В.Драгунского «Он упал на траву» (про лопаты)
О текстах, доставшихся одиннадцатиклассникам на экзамене в прошлом году, можно прочитать здесь.