Стирать с доски в школе
12 июня отмечается Всемирный день отказа от детского труда. Сложно сказать, рассчитывала ли Международная организация труда (МОТ), устанавливая памятную дату, что ученики начнут говорить учителям «вы не имеете права заставлять меня мыть доску», ссылаясь на запрет детского труда. Однако, именно такими историями делятся друг с другом учителя. Мы поговорили с руководителями и педагогами московских школ, чтобы узнать, нужно ли детям трудовое воспитание?
В московской школе №118 о проблеме «школьник отказался стереть с доски» не слышали.
Андрей Вячеславович Колесов, заместитель директора по воспитанию, социализации и доп. образованию уверен, труд воспитывает личность и лишать школу возможности приучать ребенку к труду — нельзя.
«Всем родителям, которые хотят отдать детей в 118-ую школу, мы рассказываем о наших принципах: если ребенка не приучать к труду, к элементарному самообслуживанию, ему будет очень трудно во взрослой жизни. Из таких детей вырастают взрослые, которые не готовы отвечать за свои поступки, в будущем они не могут найти работу и свое признание в жизни. Наши ученики убираются во дворе школы на субботнике и понимают, что школа — общий дом. Они умеют ценить чужой труд благодаря тому, что сами трудятся. Взрослые педагоги и родители должны учить ребят получать удовольствие от созидательного труда. Субботники и экологические поездки в нашей школе превращают труд в праздник.
Школа должна, прежде всего, воспитывать. Трудовое воспитание — часть нравственного воспитания. Дети отказываются трудится только тогда, когда их заставляют. Впрочем, как и взрослые. Важно сделать так, чтобы субботник приносил ребенку удовольствие. Для этого надо убеждать и убеждать собственным примером. Если классный руководитель на субботнике сажает цветы, он обязательно будет окружен детьми».
На уроках труда мальчики учатся столярному и слесарному делу, выжигают по дереву, работают на станках. Девочки учатся шить, готовить, делают сувениры своими руками».
Мальчик хотел учиться готовить: «я буду поваром!».
Учитель технологии для мальчиков с гордостью показывает в мобильном телефоне фото работ своих учеников — абажур из шпилек, выжигание по дереву, вытачивание деталей. В классе работ осталось немного: «Все забирают домой», — объясняет преподаватель Игорь Роландович, — «На 23 февраля сделали мне подарок своими руками — подставку для карандашей. Девочки тоже иногда вызываются выжигать по дереву, а мальчики — приготовить вкусный салат. У нас был ученик, который просился в класс к девочкам — хотел готовить, говорил «я буду поваром».
Зачем детям видимость труда?
Анна Зеленкова, преподаватель школы «Перспектива» на Хавской улице. Анна уверена, приучать детей к труду необходимо, но сделать это непросто:
«Часто не самые успешные в учебе ребята очень радуются возможности потаскать парты или хотя бы стереть с доски, показывая всем, какие они сильные и полезные. Во времена известного педагога А.С. Макаренко труд был необходимостью! Никто за воспитанника тогда дров бы не нарубил. Сейчас все немного иначе. В младших классах к труду приучать очень сложно, потому что практически все, что сделает младшеклассник, надо переделывать за ним. Такая ситуация складывается, если школьник не привык к домашним обязанностям. А родители сталкиваются с той же проблемой и не спешат приучать ребёнка к труду. Младшему школьнику труд и интересен, и награда за труд интересна. Среднеклассник и старшеклассник вряд ли заинтересуются трудом и наградой за него. Труд для них — это скучно и регулярно.
Убраться в классе можно быстро и легко, если ты это умеешь. У Успенского в книжке про «Мохнатый интернат»одна девочка на дежурстве заметала мусор на ступеньки вверх. А классный руководитель будет объяснять технологию уборки? Тот, который будет, будет иметь меньше проблем с дежурствами. Но это же время.
Организовать уборку в классе необходимо, но не стоит это делать сразу. Начинать надо с понятных нерегулярных дел со всем заметным результатом. У нас в школе иногда появляются «домовые» классов по своей инициативе. В течение месяца парень может через день мыть пол (потом просит учителей и одноклассников помогать), а еще делает чайный уголок, приносит посуду и чаи, заваривает, угощает. У него появляется чувство дома: «я хозяин, у меня все будет чисто и красиво». Правда, от такого быстро устают. И это нормально в 14-18 лет. Получается, что чем больше в класс вложено своего, тем больше хочется поддерживать красоту, а то ведь и класса можно лишиться. У нас за беспорядок в класс могут не пустить, так на лестнице и придется заниматься, и к вещам доступа нет. Учеба от этого проигрывает, урок срывается. Но стратегически выигрыш очень большой. И в классе чище будет и отношение к школе серьезней. И отношение как ко взрослым, настоящая ответственность, о которой мечтают все подростки.
В итоге, качественно организовать уборку очень сложно, это требует множества разных мероприятий. Педагоги и раньше не были к ним готовы, а уж сейчас и подавно. Некачественная фикция и видимость навредит детям, все же понимают, что не трудятся на самом деле, а только притворяются. Поэтому труд, скорее всего, нужно оставлять в виде общественно полезных проектов с видимым результатом. Коммунарская педагогика поставила бы конечной задачей регулярные уборки, но в массовой школе мало педагогов-коммунаров».
Учиться, а не мыть полы
Ася Штейн, преподаватель московского лицея №1553, считает, что в школе надо получать знания, а не трудовое воспитание:
«Школа нужна для того, чтобы ребенок получил образование, а не научился убираться. Пусть школьный забор красят те люди, которые получают за эту зарплату. Я совершенно не понимаю, почему дети должны после уроков мыть полы. В школе, в которой я работаю это никогда не практикуется. Бюджет любой школы позволяет руководству нанять персонал, который будет заниматься уборкой.
В воспитательных целях полезнее было бы привлечь школьников к волонтерской деятельности, к участию в благотворительных акциях».
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452703 | íàâåðõ | |
Àâòîð: Öèíè÷íûé ãàä
Ñíà÷àëà íå ìîþò çà ñîáîé, ïîòîì âûðàñòàþò èìáåöèëû è íà ôîðóì ëåçóò | |||
8/0 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452710 | íàâåðõ | |||
Àâòîð: freedom2
àáñîëþòíî âåðíî. òîëüêî åñòü îäèí ìàëåíüêèé íüþàíñ- íà òå âûäåëåíèÿ óáîðùèö äëÿ åæå÷àñíîãî ìûòüÿ äîñêè íå
ÿ áû íå îñîáî ýòèì ãîðäèëñÿ….
âî-âî. íà÷íåòñÿ àíòèñàíèòàðèÿ… | |||||
3/1 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452712 | íàâåðõ |
Àâòîð: Oxetion Ìû ìûëè, è ïîë, è äîñêó, îêíà ìûëè è óòåïëÿëè, ñóááîòíèêè, ãåíåðàëüíûå óáîðêè òàì âñÿêèå! | ||
4/0 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452715 | íàâåðõ | |
Àâòîð: Juri V
Îôèãèòåëüíûå áàðûøè ïîëó÷àåò øêîëà ñ äåòåé êîòîðûå ìîþò ïîëû â êëàññàõ… âîí ÿ ñàì âèäàë äèðåêòðèññà âñÿ â áðþëèêàõ èç ëåêñóñà âûëåçàëà, à èñòîðè÷êà, òàê òà âàùå íà ïîðøå êàéîíå | |||
4/0 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452718 | íàâåðõ |
Àâòîð: Öèíè÷íûé ãàä Ïîêà òû ìåëþçãà ïóçàòàÿ, èìååøü îäíî ïðàâî: ìîë÷àòü! | ||
8/1 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452725 | íàâåðõ | |
Àâòîð: Ñ2K
Ëè÷êó çàïîëíè áîò | |||
| Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452726 | íàâåðõ | |
Àâòîð: Mini007
Íèêòî è íå ãîðäèòñÿ ýòî ñàðêàçì ñêâîçü ñëåçû! | |||
| Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452729 | íàâåðõ | |
Àâòîð: Ãëàâà ÑÓ
Ïðîêóðàòóðå áû ×ÀÌîì çàíÿòñÿ à íå ýòîé õåðí¸é. | |||
3/0 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452730 | íàâåðõ | |
Àâòîð: freedom2
àãà. âîîáùå íûíåøíÿÿ ìîëîäåæü- ïîòåðÿííàÿ. íèêàêîãî ñòåðæíÿ âíóòðåííåãî íåò, èäåé ïðèíöèïîâ, | |||
4/2 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452731 | íàâåðõ | |
Àâòîð: Íàòàëüÿ….
÷å çà áðåä | |||
3/3 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452736 | íàâåðõ |
Àâòîð: Sunny-PD À ïîòîì ìû óäèâëÿåìñÿ: ׸ ýòî ó íàñ ýãîèñòè÷íûå äåòè-ñâèíüè ðàñòóò?? | ||
4/0 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452737 | íàâåðõ | |
Àâòîð: freedom2
ñ ýòîé òî õåðíè íå îãðåáåøü ïðîáëåì. è ðàáîòó âðîäå êàê îáùåñòâî âèäèò… | |||
| Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452744 | íàâåðõ | |
Àâòîð: Juri V
Ñêàæèòå, òîëüêî ÷åñòíî, Âàì ñèëüíî ïîìåøàëî â âàøåé æèçíè òî ÷òî âû äåëàëè â øêîëå? Òî åñòü åñëè íà ðàáîòå âû ïðîëü¸òå ÷àé íà ñòîë, âû áåæèòå çà óáîðùèöåé èëè âñ¸-òàêè âûòðåòå ñàìè? (åñëè â îôèñå ðàáîòàåòå êîíå÷íî) Äîìà | |||
8/0 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452749 | íàâåðõ |
Àâòîð: Ñ2K Âû ÷å îôèãåëè ñòîëüêî áóêâ ïèñàòü,ÿ æ ìàëîãðàìîòíûé — ÷èòàòü íå óñïåâàþ | ||
3/0 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452755 | íàâåðõ | |
Àâòîð: Oxetion
ýìî âñÿêèå ïîÿâëÿþòñÿ, êîòîðûå òóïî ãðóñòÿò è ðåâóò, ïî÷åìó? íå ïîíÿòíî! ïðîñòî ãðóñòíî î÷åíü áåç ïðè÷èí! Íèêàêîé èäåîëîãèè! | |||
3/0 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452756 | íàâåðõ | |
Àâòîð: Öèíè÷íûé ãàä
Íàñòîÿùåìó ìóæèêó çàïàäëî â çðåëîì âîçðàñòå òðÿïêó áðàòü, íàôèãà áàáà òîãäà íóæíà? Òðÿïêà — æåíñêàÿ | |||
2/4 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452764 | íàâåðõ |
Àâòîð: Zombi (äîáðûé) Ìîæåò ïðîêóðàòóðà èìåëà ââèäó , ñîâðåìåííûå ïëàçìåííûå äîñêè? | ||
5/0 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452770 | íàâåðõ | |
Àâòîð: Juri V
Àãà, îñîáåíî åñëè æåíà â ýòî âðåìÿ ïðîâîäèò îòïóñê ñ äåòÿìè â êðûìó ãäå-íèáóäü èëè â àíòàëèè… ÿ ïîëàãàþ î÷åíü íà ñâèíàðíèê | |||
4/0 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452771 | íàâåðõ | |
Àâòîð: KAFFAA
Åëêè… î ÷åì âîîáùå ãîâîðèòü, î êàêîì ïðàâîâîì îáùåñòâå? Òóò ïðàâà âàøèõ æå ñîáñòâåííûõ äåòåé ïîïèðàþòñÿ, è òî âñå íîðìàëüíî òèïî «ìû æà ìûëè-äðàèëè, ÷î æå ïóñòü è îíå ïîìàþòñÿ óçíàþò ïî ÷åì ôóíò ëèõà». ìîæåò ìû íå âèäåëè, êàê ýòî | |||
3/14 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452790 | íàâåðõ | |
Àâòîð: freedom2
çàïàäëî- óáèðàòü çà äðóãèìè. çà ñîáîé- ýòî çàïàäëî íèêîãäà íå áûëî. â ïðèìåðå ïðî ñåìüþ- òåì áîëåå… | |||
1/0 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452792 | íàâåðõ | |
Àâòîð: Öèíè÷íûé ãàä
Íà òàêîé ñëó÷àé ó òåáÿ äîëæíà áûòü àëüòåðíàòèâà ââèäå | |||
2/0 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452797 | íàâåðõ |
Àâòîð: Sunny-PD Åñëè Âû ïðîòèâ òîãî, ÷òîáû ðåá¸íîê ìûë çà ñîáîé äîñêó, îòâåòüòå òîãäà ÊÒÎ äîëæåí çà íåãî ýòî äåëàòü? | ||
8/0 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452798 | íàâåðõ | |
Àâòîð: 861
Òåïåðü õîòèòå íàíÿòü òåòåíüêó, ÷òîáû îíà ñ äîñêè ñòèðàëà çàäà÷êè çà âàøèì ðåáåíêîì? | |||
6/0 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452807 | íàâåðõ |
Àâòîð: Nicky. ÿ ýòó íîâîñòü ïî ðàäèî ñëûøàë. òàêîé áðåä! ñêîðî íà ýòèõ ñàëàáîíîâ äàæå ïîñìîòðåòü íåëüçÿ áóäåò áåç ïðåäâàðèòåëüíîãî óâåääîìëåíèÿ èõ ðîäèòåëåé. | ||
9/0 | | Ïîäåëèòüñÿ: |
Re: Ïðîêóðàòóðà çàïðåòèëà øêîëüíèêàì ìûòü äîñêè â … | #2452814 | íàâåðõ | ||
Àâòîð: Juri V
Äåâóøêà, äëÿ òîãî ÷òîá òåáÿ
| ||||
9/0 | | Ïîäåëèòüñÿ: |