Ткань для батика стирать

Вещи, расписанные по технике батик, пользуются большой популярностью. Ведь выглядят они стильно, оригинально и изысканно. Но со временем одежда и аксессуары теряют первоначальный эстетичный внешний вид, а при неправильном уходе и вовсе приходят в негодность.

Классический порошок и не подходящий режим стирки могут навсегда испортить вещь с батиком. Поэтому важно организовать правильный уход за такими деликатными изделиями. В статье мы узнаем, как стирать батик.

Понятие и виды

Батик — общее название разных методов ручной росписи по ткани. Здесь нужные места материала покрывают специальным составом, они остаются неокрашенными, и в результате получается необходимый узор. Чтобы получить четкие границы и контуры, используют специализированные препараты на основе воды, парафина либо бензина.

В зависимости от вида используемых материалов обработки и вида самой ткани роспись разделяют на несколько типов:

  • Горячий батик подразумевает применение воска, который ограничивает распространяющуюся краску. В работе воск расплавляют, наносят красящий элемент в несколько слоев, и затем воск удаляют. Горячий батик подходят для хлопка;
  • Холодный вариант применяют для декорирования шёлка и синтетики. Здесь используют краски на основе анилина. Покрывающий материал выполнен на базе бензиновых либо резиновых компонентов. На ткань наносят один слой краски, поэтому при данном методе требуется большая аккуратность, в отличие от горячего способа;
  • Свободная роспись широко применяют, чтобы декорировать натуральные шелковые ткани и искусственные волокна. В данном случае применяют анилиновые и масляные краски;
  • Техника складного батика “шибори” представляет, что ткань перевязывают определенным образом, а затем окрашивают. За счет полученных перегибов, скручивания, складок и образуется узор или рисунок;
  • Узелковый метод предполагает, что на материале делают несколько маленьких узелков и перевязывают каждый ниткой. После этого ткань окрашивают, а узелки осторожно убирают.

В качестве тканей, которые расписывают по технике батик, используют хлопок, шерсть, шелк и синтетические волокна. Уход и стирка для каждого материала должна быть крайне деликатной.

Как постирать батик

Чтобы постирать батик, сначала выполним сухую чистку. Для этого встряхиваем изделие и убираем пыль. При необходимости аккуратно пылесосим ткань на минимальной мощности без насадки с наружной стороны и с изнанки. В теплой воде с температурой примерно 40 градусов разводим небольшое количество геля, жидкого мыла, шампуня или другого мягкого гелеобразного средства для стирки.

Стирать батик нужно без предварительного замачивания, без сильного сжимания, выкручивания и трения материала. Просто слегка вращайте изделие в воде, а затем дважды прополоскайте при температуре 20-30 градусов. Если роспись поблекла, оживить краски поможет уксус. При полоскании добавьте две столовые ложки состава на десять литров воды.

После завершения водных процедур изделие заворачиваем в махровое полотенце и аккуратно отжимаем. Когда лишняя влага впитается в полотенце, вещи раскладываем в помещении и оставляем сохнуть при комнатной температуре, вдали от солнечного света, батареи, электроприборов и так далее.

Для многослойной вещи, типа блузки, потребуется несколько полотенец. Подкладываем изделие под каждый слой материала. Компактные предметы, наподобие шарфика или платка, достаточно завернуть в одно полотенце. Высохшее изделие можно прогладить негорячим утюгом с температурой 100-110 градусов без пара. Гладьте с изнаночной стороны, при этом не натягивая ткань.

Что нельзя делать

  • Запрещено стирать батик в стиральной машине, даже в режиме бережной, деликатной или щадящей стирки;
  • Нельзя сильно тереть рисунок в процессе стирки. Стирайте вещи аккуратно и бережно;
  • Нельзя предварительно замачивать изделия, сразу стирайте. Иначе узор расплывется, а вещь полиняет.
  • Не допускается использовать традиционные порошки, порошкообразные моющие средства, отбеливатели пятновыводители и составы с содержанием агрессивных веществ;
  • Нельзя гладить изделия снаружи и при высокой температуре;
  • Нельзя стирать вещи в горячей воде и сушить батик на батарее;
  • Нельзя тереть батик тряпками, особенно влажными.

После стирки батика вода может слегка покраситься. Не пугайтесь, это привычно для таких материалов. Если вы соблюдаете правила ухода, с изделиями ничего не случится, только цвет станет более выдержанным. Сегодня в технике батик расписывают не только одежду и аксессуары, но и картины. А такие предметы интерьера активно притягивают и быстро накапливают пыль, поэтому требуют регулярной чистки.

Для чистки полотняной картины с росписью сначала снимаем раму, а затем пылесосим полотно. В завершении можно аккуратно обмыть изделие холодной водой с добавлением небольшого количества уксуса. А что сделать, чтобы пыль меньше накапливалась в квартире, читайте по ссылке https://vsepodomu.ru/uborka/kak-izbavitsya-ot-pyli-v-kvartire/.

Источник

Энциклопедия Технологий и Методик

 

Технологии по работе с тканями

 

Подготовка ткани для батика

Ткань для батика стирать

Ручную роспись можно делать на тканях с разным волокнистым составом: хлопчатобумажных, льняных, вискозных, ацетатных, триацетатных, капроновых, шерстяных и на натуральных шелках. Однако чаще всего для росписи применяют хлопчатобумажные, вискозные, капроновые и натуральные шелковые ткани. При производстве ткани на ткацких станках используют аппрет и разные замаслители. Их перед росписью с ткани нужно удалить, предварительно замочив ее в воде на 1-2 часа, а потом, выварив в мыльно-содовом растворе (его можно заменить любым универсальным стиральным порошком) 30-40 минут. После этого ткань нужно тщательно прополоскать в теплой, потом в холодной воде. Следует учесть, что после вываривания и стирки ткань дает усадку.

Ткани, на которых исполняется роспись, не должны иметь ткацких дефектов (узлов, петель, утолщенных ниток, блесен и т. д.). Петли и узелки еще до росписи следует срезать так, чтобы не повредить структуру ткани.

Читайте также:  Как вы стираете кухонные полотенца

При росписи важное значение имеет ткацкое переплетение ткани, ее толщина и плотность (особенно это касается росписи ткани способом холодный батик). От этих показателей зависит густота резерва и ширина резервной линии, которую наносят на ткань. Например, при других одинаковых условиях, чем меньшую связь имеют между собой нитки основы и утка, тем шире должна быть контурная линия, нанесенная резервом (на ткани атласного переплетения линия должна быть немного шире, чем на ткани полотняного переплетения). Чем толще и плотнее ткань, тем реже должен быть резерв, шире линия, и наоборот.

Наилучшими для росписи (особенно холодным батиком) являются тонкие гладкие ткани полотняного переплетения. Однако расписывать можно и ткани саржевого, сатинового, мелкоузорчатого переплетений. Роспись тканей способом горячий батик и свободную роспись делают на таких же тканях. Но в этом случае менее важное значение имеют переплетения, толщина, плотность и пушистость ткани.

Из хлопчатобумажных тканей для росписи рекомендуются такие: батист, шифон, маркизет, мадаполам, бязь и полотно. Наилучшими для росписи являются первые три ткани. Они тонкие, легкие и не имеют на своей поверхности значительной пушистости, как у мадаполама, бязи и полотна, которая становится особенно заметной после снятия аппрета. В сравнении с первыми тремя, эти ткани хуже в росписи способом холодный батик, в этом случае резервную линию следует делать шире и во время нанесения краски не подводить кисть или тампон с краской близко к этой линии, потому что возможно затекание краски через резервную линию по выступающим волокнам. Резерв на таких тканях нужно наносить с обеих сторон, следя за тем, чтобы контуры резервных линий с обеих сторон рисунка совпадали.

Из искусственных тканей для росписи применяются отбеленные и светло-закрашенные ткани, изготовленные из вискозных волокон (полотна) и комплексных вискозных, ацетатных и триацетатных ниток (плательные, рубашечные, подкладочные ткани). Их роспись не вызывает особых трудностей, среди них лучше поглощают краски ткани из вискозных волокон.

Наилучшими для росписи являются ткани из натурального шелка. Они тонкие, не имеют на поверхности пушистости, краски на них хорошо растекаются и равномерно покрывают плоскость рисунка без ореолов, пятен, затеканий. Из этих тканей в росписи применяют: туаль, полотно, крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон. Наилучше растекаются краски на туали, крепдешине, пологие, хуже — на креп-жоржете и креп-шифоне (нитки в этих тканях имеют высокую крутку, и поэтому краска их хуже пропитывает и медленнее подтекает к линии, сделанной резервом). Линии резервом при этом можно исполнять любой толщины, начиная с самых тонких.

Из синтетических тканей для росписи используют капроновые (отбеленные и светло-закрашенные). Линии резервом на них, как и на натуральном шелке, можно делать любой толщины. Однако краски на этих тканях растекаются плохо, кисть или тампон с краской следует подводить до самого края резервной линии, при этом могут быть пятна, ореолы, затекания краски и неравномерное покрытие плоскости рисунка краской.

Способы
распознавания волокон при сжигании.

Волокно

Поверхность волокна

Поведение волокна

Запах при горении

Оттенок после горения

при
поднесении к огню

в огне

при выносе
из огня

хлопок, лен

рыхлая,
шероховатая,
матовая, сминается

не
плавится, не сжимается

горит
быстро

продолжает
гореть ярким желтым

жженой
бумаги

светло-серый
или черный рассыпчатый пепел

вискоза

гладкая,
блестящая, сминается

—//—

—//—

—//—

—//—

—//—

шелк натуральный

гладкая, блестящая,
не сминается

скручивается

горит медленно, вспышками

горит медленно или
прекращает горение

жженого пера

маленький черный шарик,
растирающийся в пальцах

шерсть

рыхлая,
шероховатая, пушистая, матовая, не сминается

—//—

—//—

—//—

—//—

—//—

ацетатное, триацетатное

гладкая, блестящая,
сминается

спекается

горит быстро, одновременно
спекаясь

продолжает гореть

уксуса

спекшийся
бурый шарик, мало пепла

лавсан

гладкая,
матовая, не сминается

плавится,
сжимается

плавится,
а потом горит слабым желтым пламенем

горит
пламенем желтого копотью, из образовавшегося смоляного шарика
легко вытягиваются нитки

без
характерного запаха

твердый
шарик, не растирается пальцами

капрон, нейлон

гладкая,
блестящая, не сминается

—//—

плавится,
а потом горит слабым желтым пламенем

—//—

—//—

—//—

нитрон

рыхлая,
шероховатая, пушистая, матовая, не сминается

скручивается,
сжимается

скручивается,
горит ярким пламенем, выделяя много копоти

горит
ярким пламенем, выделяя много копоти

—//—

рыхлый,
неправильной формы шарик, легко растирается пальцами

хлорин

—//—

спекается

размягчается
и скручивается без горения

размягчается
и скручивается

запах
дуста

—//—

смешанное синтетическое и натуральное

зависит
от состава, не сминается

сжимается

горит
медленно, уменьшаясь в размере

продолжает гореть

зависит
от состава ткани

черный,
спекшийся шарик

Из книги «Подарки из батика», автор А. Я. Жолобчук

Автор-составитель: Патлах В.В.
https://patlah.ru

© «Энциклопедия Технологий и Методик» Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Источник

Наверное, многие знают или хотя бы догадываются, что изделия из шелка требуют к себе бережного обращения. А если это батик, то здесь тоже есть свои нюансы. Про картины я сейчас говорить не буду — там уход заключается в протирании запылившегося полотна почти сухой тряпочкой. Поговорим об одежде, шарфах и платках с косынками. Вот несколько советов, которые позволят Вам как можно дольше сохранять свои шелковые вещи в первозданном виде:

Читайте также:  Как стирать белые слипоны

1. Выбор средства для стирки.

Благодаря рекламе, все мы знаем про «Дрефт» и «Ласку», которые созданы специально для того, чтобы стирать вещи из шелка и шерсти. Однозначно не подходят для этого такие СМС (синтетические моющие средства), как Ариэль, Тайд и прочие Мифы. Очень неплохо себя зарекомендовала марка Амвэй, во всяком случае их универсальный Лок годится вполне для стирки и шелка, и шерсти, и деликатных тканей. Если уж совсем швах в доме не оказалось ничего подходящего (о том, подходит средство или нет — читайте на упаковке), то сгодится и шампунь, лучше, если для окрашенных волос — он обладает свойством сохранять краски лучше, чем обычный. Главное, чтобы средство было не агрессивное, мягкое, как для себя любимой))

2. Процесс стирки

Если вещь не большая, делаем так: берем подходящую по размеру банку, наливаем туда прохладной воды (градусов 30 вполне хватит), капаем шампуньку (или чего мы там нашли) — буквально капельку, добавляем немного уксуса ( в принципе, можно и без него, но если вы боитесь, что батик начнет линять, то лучше добавьте, он поможет сохранить краски на ткани), помещаем туда изделие, закрываем крышечку и слегка взбалтываем, без фанатизма, только чтобы пена появилась. Если нужно только освежить, то вполне хватит немного поболтать и успокоиться перейти к полосканию. Если все-таки загрязнения серьезные — булькайте банку пока эти загрязнения таки не исчезнут, но надолго замачивать не нужно — все-таки любой, даже хорошо закрепленный батик может не выдержать такой нагрузки и слегка поблекнуть. Но если все делать правильно, то не бойтесь — ничего ему не грозит (я сейчас за свои шарфики говорю, за чужие не буду брать грех на душу ничего обещать). Если вещь объемная, то можно просто налить в тазик воды, добавить уже 2-3 капли шампуня и того же уксуса, слегка там побултыхать рукой, чтобы появилась пена, поместить туда весчь (например, платье или сарафан) и проделать разные манипуляции руками — слегка пожулькать, пожамкать, поднять вверх и снова опустить в тазик, вобщем — постирать ее, главное сильно не тереть. Помним, что это шелк, а не льняная скатерть.

Теперь переходим к полосканию. Тут тоже все просто, главное правило — не выкручивать, а слегка отжимать. Воду меняем, пока не выполощем пену. В конце можно прополоскать с уксусом — это добавит шелку блеска, а краскам яркости. Уксуса нужно не сильно много — около 50 мл столового уксуса на небольшой тазик. Пусть изделие минуты три-пять полежит в этом растворе, можно еще раз напоследок прополоскать в чистой воде (если с уксусом переборщили и теперь оно сильно пахнет). Можно прополаскать с кондиционером — это сделает изделие мягким. Кроме того — кондиционер дает антистатический эффект и убирает заломы. Отжимать нужно бережно, не выкручивая, а как бы слегка сжимая комок в ладошках, можно воспользоваться махровым полотенцем и отжать в него, растряхиваем, вешаем слега подсохнуть и идем пить чай, кофе, курить, заниматься другими важными делами, только не долго — минут 20.

3. Сушка. Важно! Если у вас есть автоматическая сушка или стиральная машинка поддерживает такую функуцию — не поддавайтесь на соблазн быстро высушить изделие. Это приведет как минимум к тому, что разгладить будет нереально и придется снова мочить, либо вещь может и вовсе испортиться.

Сушить лучше в расправленном виде, где-нибудь вдали от отопительных приборов и не под лучами солнца. Не пересушивать! Платок или шарф можно гладить буквально минут через 30-40 после стирки.

4. Глажка.

Не нужно допускать полного высыхания батика, лучше приступать к глажению, когда он еще сохранил влажность, но при этом вода уже с него не капает. Дело в том, что брызгать на шелк не рекомендуется- могут остаться некрасивые разводы. Гладить нужно с изнанки. Утюг в положении шелкшерсть, хотя,если честно, я глажу на максимальном режиме, но это, конечно, от утюга зависит, поэтому лучше не рисковать и начать с малого.

Погладили? Надевайте, завязывайте всякими такими или такими красивыми способами и носите с удовольствием!

Источник

Сегодня я расскажу о тканях, которые использую в работе. В основном это конечно же натуральный шелк. С ним приятно работать и он великолепно смотрится, а так же комфортен в носке. Но натуральный шелк — это только состав ткани. Натуральный шелк может быть тонким, плотным, мягким, упругим, гладким, шероховатым, из него даже ковры ткут! Одни виды шелка подходят для традиционной росписи, другие скорей для экспериментальной. Одни хорошо драппируются и потому отлично смотрятся в платках, другие хорошо держат форму и не растягиваются, поэтому их лучше использовать для штор и панно. Поэтому из всего многообразия шелков я выбрала несколько видов и работаю в основном с ними, иногда обращаясь и к менее распространенным типам полотна.

Дальше я буду рассказывать о каждом виде с точки зрения использования шелка в жизни: как носится, драпируется и т.д., и с точки зрения художника: насколько приятна ткань в работе.

Читайте также:  Стирать спортивную сумку в машинке

Атлас.

Скорей всего при слове «шелк» вы представили себе атлас. Именно он, король шелков, воплощает в себе все лучшее: благородный блеск, мягкость, красивые складки, игру цвета. Правда, некоторые не любят его за скользкость и чрезмерную нежность. На тонком атласе довольно просто поставить зацепку или сдвинуть волокна при стирке. Поэтому в своих работах я чаще использую атлас плотностью 14. Он не намного тяжелее атласа 12плотности, но при этом его основные нити расположены более плотно и полотно не так легко травмировать.

Выбираем ткань для батика., фото № 1

Я люблю атлас за то, что краски на нем легко растекаются, цвета выглядят ярче, чем на других шелках, и атлас всегда сохраняет мягкость. Не люблю за тянучесть. Довольно сложно бывает изобразить на атласе прямые линии, особенно ближе к краю, который невозможно натянуть идеально ровно. К тому же у атласа есть лицо и изнанка, не очень удобно для платков.

Выбираем ткань для батика., фото № 2

Крепдешин.

Этот шелк как раз для тех, кто не любит блеск и скользкость. Крепдешин имеет чуть шероховатую поверхность (которая все равно остается шелковой, ее не сравнить со льном, например). А не любят его как раз за эту шероховатость и отсутствие блеска. Каждому свое. При этом он мягкий и легко драпируется.

Выбираем ткань для батика., фото № 3

У меня бывают периоды большой любви к крепдешину, когда я отдаю должное его способности держать линию при свободной росписи, мягкости и сдержанности. Нет блеску и роскоши атласа, даешь благородство крепдешина!)) Но есть у него и свои недостатки: он тянется гораздо больше атласа, то есть с прямыми линиями еще сложнее, и может заметно сократиться в размерах после снятия с рамы и стирки.

Туаль.

Третий кит батика А может первый. Свои первые опыты в росписи я ставила именно на нем. Он дешевле атласа и крепдешина, не тянется, достаточно тонок, чтобы хорошо пропитываться резервом, цвета на нем не меняют свою насыщенность в зависимости от угла падения света. В общем с ним работать легко. Но в конечном итоге выглядит он скромнее, чем атлас и крепдешин. Он не так мягок, не обладает роскошным блеском или интересной фактурой. И тем не менее он прекрасно подходит для вещей, которым необходимо держать форму (галстуки, наволочки, шторы,одежда), для легких летних платочков, или вещей с росписью, где много прямых линий. И на мой взгляд туаль — это лучшая ткань для панно.

Выбираем ткань для батика., фото № 4

Саржа или твил.

Признаюсь, я затеяла эту статью ради саржи Сейчас это моя любимая ткань, но поскольку раньше я ее не использовала, мои заказчики, возможно, мало с ней знакомы. Поэтому я ее немножко понахваливаю. Итак саржа подобно туалю мало тянется, поэтому на ней возможна самая замысловатая роспись, обладает легким блеском и интересной фактурой. Она мягкая и хорошо драпируется. Одинакова с двух сторон. И особый момент, платки Hermes по большей части делаются именно из саржи.

Выбираем ткань для батика., фото № 5

Недостатки…, я в своей влюбленности их пока не вижу. Ну, возможно, вы просто не любите саржу, а любите атлас.

Шифон.

Шифон я почти не использую, но иногда случается, поэтому опишу. Шифон тонкая, чуть шероховатая ткань. Хорошо подходит для одежды, поскольку не скользит. Например для тонких накидок. Или для платков. Большой-пребольшой шифоновый платок можно упаковать в маленькую-премаленькую сумочку и достать в нужный момент. Удобно для летних путешествий.

В работе я шифон не люблю. Он слишком тянется, быстро сохнет, краска на него ложится не очень равномерно. Возможно, я просто не умею его готовить

Фуляр.

Упомяну и фуляр, справедливости ради, поскольку давно с ним не работаю. Фуляр тонкая шелковая ткань. Очень тонкая, очень нежная. Зацепки, сдвиги основных нитей — спутники фуляра. Но он мягче туаля и иногда может быть предпочтительней.

Не 100% шелковые ткани.

Я люблю работать с шелком. Для меня, как для художника, это идеальный холст, на которым краски текут и играют и работа движется с удовольствием. Другие ткани это сложная территория, иногда она подсказывает новые интересные решения, иногда просто добавляет сложностей. Но бывает же что и шелк приедается и хочется чего-то новенького, необычного.

Батист, хлопок/шелк.

Интересная ткань. Не блестящая, мягкая, с интересной фактурой. Хорошо драпируется. Для меня это «зимняя» ткань, хотя она достаточно тонкая и подойдет для летних вещей тоже.

Поскольку краски хорошо растекаются на батисте, он может использоваться для росписи в классических техниках батика. А его чуть шероховатая поверхность прекрасно подходит для свободной росписи. Надо учитывать, что цвета на батисте получаются более приглушенными, чем на 100% шелке.

Выбираем ткань для батика., фото № 6

Шерсть/шелк.

Зимняя ткань. Грубоватая на вид, с выраженной фактурой, но довольно мягкая. Отлично подходит для свободной росписи, а вот классический холодный батик на ней выполнить довольно сложно.

Выбираем ткань для батика., фото № 7

Вот такие ткани я использую. Почти любой платок или шарф может быть повторен на другом виде ткани, чем он был выполнен изначально. Поэтому не стесняйтесь предлагать новые решения, возможно это пойдет на пользу старому сюжету

Источник