Ученик стирает с доски
Учителя не имеют права заставлять школьников стирать с доски, поливать цветы или убирать класс.
Законы надо соблюдать — против этого тезиса не поспоришь. В том числе и закон об образовании, действующий на территории РФ. По информации пресс-службы Свердловской областной прокуратуры, в рамках надзора за соблюдением законов о несовершеннолетних в течение этого года прокурорские работники внесли 21 протест на незаконные правовые акты, ущемляющие права учащихся образовательных учреждений и их родителей.
А вот дальше начинается самое интересное. Протесты прокуратуры затронули те школы, где правила внутреннего распорядка и правила поведения учащихся (такие нормативные документы должны быть в любом учебном заведении) предусматривали дежурство учеников по классу. «Так, принесены протесты на привлечение обучающихся к не предусмотренному образовательной программой труду, на учеников-дежурных возлагались обязанности по подготовке классной доски, уборке класса после уроков, проверке санитарного состояния классов, уборке мусора в коридоре и т.д.», — говорится в сообщении пресс-службы прокуратуры. Попросту говоря, в обязательном порядке трудиться ученик должен только на уроках труда. Мытье школьной доски или поливка цветов в классной комнате в его обязанности не входят.
Если следовать букве закона, то все правильно. Ученик приходит в школу получать знания, а не совершенствоваться в ремесле уборщицы. Или, как модно сейчас говорить, клининг-менеджера. Во многих школах родители, организованные родительским комитетом, собирают деньги и дополнительно оплачивают уборку класса, мытье парт и прочие мероприятия по поддержанию школы в порядке. Либо в дополнение к элементарной ежедневной уборке регулярно устраивают родительские субботники по генеральной уборке классной комнаты. Не затрагивая педагогическую составляющую такого подхода, можно сказать, что это вопрос взаимоотношений родительского комитета и школьной администрации. Но вот как быть с классной доской? На ней пишут практически на каждом уроке, значит мыть ее и прополаскивать тряпку, которой стирали мел, необходимо каждую перемену. Где же столько уборщиц взять?
Страшно подумать, сколько раз в течение одного только учебного дня нарушается в среднестатистической российской школе закон об образовании! «Дело не в том, что запрещено дежурство по классу, — пояснил Interfax-Russia.ru начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних Свердловской областной прокуратуры Юрий Гисматуллин. — Но в документах нельзя оговаривать дежурство как обязанность. Кроме того, в некоторых из них были такие пункты, что учитель, например, может выгнать ученика из класса за несоблюдение правил. Или что за нарушение дисциплины его могут условно исключить из школы на определенный срок. Все это незаконно».
Тем не менее, дежурства по классу существуют практически повсеместно. Оказывается, для того, чтобы узаконить права и обязанности ученика относительно ведра и тряпки, необходимо соблюсти несколько бюрократических процедур. «Нагружать детей трудовыми обязанностями по школе можно только с письменного согласия родителей, — рассказала Interfax-Russia.ru специалист отдела общего и дошкольного образования главного управления образования Курганской области Татьяна Федорова. — Прежде всего, при поступлении ребенка в школу родители знакомятся с уставом учебного заведения и дают в том расписку. Затем, если в школе принято дежурить в классе, вытирать доску и так далее, родители ученика должны дать на это согласие. То есть написать заявление, в котором сказано, что они не возражают против привлечения их ребенка к определенным видам работ. Такое же письменное согласие должен дать и ученик. Тогда никаких проблем с законом возникнуть не должно».
По словам Федоровой, проблемы возникают с родителями учеников. Допустим, 20 заявлений от детей и родителей есть. А пятеро на дежурство не согласны. Заставлять их нельзя, уборщицу тоже не наймешь, а допускать, чтобы 20 детей класс убирали, а пятеро лодырничали — непедагогично. «Еще более парадоксально выглядит это требование закона в применении к воспитанникам детских домов, — говорит Татьяна Федорова. — Им также нельзя дежурить в столовой, накрывая столы, заниматься элементарной уборкой комнат, в которых они живут. Дети, выросшие не в семье, и так не слишком приспособлены к взрослой жизни. А буквальное выполнение закона, защищающего их права, на деле приводит к тому, что они оказываются беспомощными в быту».
Как рассказал представитель Свердловской областной прокуратуры Юрий Гисматуллин, в детских домах, которые проверяли сотрудники надзорного ведомства, из положения выходили путем создания специальных гостевых уголков. «Это небольшое помещение, где есть стол, стулья, холодильник, плитка, чайник, — говорит Гисматуллин. — Там воспитанники могут принять гостя или угостить друзей, приготовить чай или небольшое угощение. Но заставлять воспитанников дежурить по столовой закон запрещает».
Защита прав детей для России — больная проблема. Число преступлений в отношении детей, которые совершают педагоги и другие сотрудники образовательных учреждений, из года в год растет. По данным Следственного комитета при прокуратуре РФ (СКП РФ), за пять месяцев текущего года следственные органы возбудили 131 уголовное дело по фактам совершения преступлений в отношении учащихся сотрудниками образовательных учреждений или при их попустительстве. Это вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Серьезность проблемы подтверждает и тот факт, что 1 сентября, в день начала нового учебного года в российских школах, глава государства Дмитрий Медведев подписал указ об учреждении должности уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка. Детский омбудсмен наделен широкими полномочиями, свои уполномоченные появятся и в субъектах федерации. Одна из задач омбудсменов — координировать деятельность различных структур и ведомств по защите прав ребенка.
Правоохранительные органы, органы опеки и попечительства, образования социальной защиты, многочисленные общественные организации действуют пока разрозненно. Возможно, уполномоченный по правам ребенка окажется для них связующим звеном, позволит объединенными усилиями справляться, в первую очередь, с самыми тяжелыми проблемами. А пока не проходит и дня без новых известий о нарушениях прав детей и преступлениях против их здоровья и жизни.
На этом фоне отлучение школьников от ведра и тряпки выглядит не более чем курьезом.
12 июня отмечается Всемирный день отказа от детского труда. Сложно сказать, рассчитывала ли Международная организация труда (МОТ), устанавливая памятную дату, что ученики начнут говорить учителям «вы не имеете права заставлять меня мыть доску», ссылаясь на запрет детского труда. Однако, именно такими историями делятся друг с другом учителя. Мы поговорили с руководителями и педагогами московских школ, чтобы узнать, нужно ли детям трудовое воспитание?
В московской школе №118 о проблеме «школьник отказался стереть с доски» не слышали.
Андрей Вячеславович Колесов, заместитель директора по воспитанию, социализации и доп. образованию уверен, труд воспитывает личность и лишать школу возможности приучать ребенку к труду — нельзя.
«Всем родителям, которые хотят отдать детей в 118-ую школу, мы рассказываем о наших принципах: если ребенка не приучать к труду, к элементарному самообслуживанию, ему будет очень трудно во взрослой жизни. Из таких детей вырастают взрослые, которые не готовы отвечать за свои поступки, в будущем они не могут найти работу и свое признание в жизни. Наши ученики убираются во дворе школы на субботнике и понимают, что школа — общий дом. Они умеют ценить чужой труд благодаря тому, что сами трудятся. Взрослые педагоги и родители должны учить ребят получать удовольствие от созидательного труда. Субботники и экологические поездки в нашей школе превращают труд в праздник.
Школа должна, прежде всего, воспитывать. Трудовое воспитание — часть нравственного воспитания. Дети отказываются трудится только тогда, когда их заставляют. Впрочем, как и взрослые. Важно сделать так, чтобы субботник приносил ребенку удовольствие. Для этого надо убеждать и убеждать собственным примером. Если классный руководитель на субботнике сажает цветы, он обязательно будет окружен детьми».
На уроках труда мальчики учатся столярному и слесарному делу, выжигают по дереву, работают на станках. Девочки учатся шить, готовить, делают сувениры своими руками».
Мальчик хотел учиться готовить: «я буду поваром!».
Учитель технологии для мальчиков с гордостью показывает в мобильном телефоне фото работ своих учеников — абажур из шпилек, выжигание по дереву, вытачивание деталей. В классе работ осталось немного: «Все забирают домой», — объясняет преподаватель Игорь Роландович, — «На 23 февраля сделали мне подарок своими руками — подставку для карандашей. Девочки тоже иногда вызываются выжигать по дереву, а мальчики — приготовить вкусный салат. У нас был ученик, который просился в класс к девочкам — хотел готовить, говорил «я буду поваром».
Зачем детям видимость труда?
Анна Зеленкова, преподаватель школы «Перспектива» на Хавской улице. Анна уверена, приучать детей к труду необходимо, но сделать это непросто:
«Часто не самые успешные в учебе ребята очень радуются возможности потаскать парты или хотя бы стереть с доски, показывая всем, какие они сильные и полезные. Во времена известного педагога А.С. Макаренко труд был необходимостью! Никто за воспитанника тогда дров бы не нарубил. Сейчас все немного иначе. В младших классах к труду приучать очень сложно, потому что практически все, что сделает младшеклассник, надо переделывать за ним. Такая ситуация складывается, если школьник не привык к домашним обязанностям. А родители сталкиваются с той же проблемой и не спешат приучать ребёнка к труду. Младшему школьнику труд и интересен, и награда за труд интересна. Среднеклассник и старшеклассник вряд ли заинтересуются трудом и наградой за него. Труд для них — это скучно и регулярно.
Убраться в классе можно быстро и легко, если ты это умеешь. У Успенского в книжке про «Мохнатый интернат»одна девочка на дежурстве заметала мусор на ступеньки вверх. А классный руководитель будет объяснять технологию уборки? Тот, который будет, будет иметь меньше проблем с дежурствами. Но это же время.
Организовать уборку в классе необходимо, но не стоит это делать сразу. Начинать надо с понятных нерегулярных дел со всем заметным результатом. У нас в школе иногда появляются «домовые» классов по своей инициативе. В течение месяца парень может через день мыть пол (потом просит учителей и одноклассников помогать), а еще делает чайный уголок, приносит посуду и чаи, заваривает, угощает. У него появляется чувство дома: «я хозяин, у меня все будет чисто и красиво». Правда, от такого быстро устают. И это нормально в 14-18 лет. Получается, что чем больше в класс вложено своего, тем больше хочется поддерживать красоту, а то ведь и класса можно лишиться. У нас за беспорядок в класс могут не пустить, так на лестнице и придется заниматься, и к вещам доступа нет. Учеба от этого проигрывает, урок срывается. Но стратегически выигрыш очень большой. И в классе чище будет и отношение к школе серьезней. И отношение как ко взрослым, настоящая ответственность, о которой мечтают все подростки.
В итоге, качественно организовать уборку очень сложно, это требует множества разных мероприятий. Педагоги и раньше не были к ним готовы, а уж сейчас и подавно. Некачественная фикция и видимость навредит детям, все же понимают, что не трудятся на самом деле, а только притворяются. Поэтому труд, скорее всего, нужно оставлять в виде общественно полезных проектов с видимым результатом. Коммунарская педагогика поставила бы конечной задачей регулярные уборки, но в массовой школе мало педагогов-коммунаров».
Учиться, а не мыть полы
Ася Штейн, преподаватель московского лицея №1553, считает, что в школе надо получать знания, а не трудовое воспитание:
«Школа нужна для того, чтобы ребенок получил образование, а не научился убираться. Пусть школьный забор красят те люди, которые получают за эту зарплату. Я совершенно не понимаю, почему дети должны после уроков мыть полы. В школе, в которой я работаю это никогда не практикуется. Бюджет любой школы позволяет руководству нанять персонал, который будет заниматься уборкой.
В воспитательных целях полезнее было бы привлечь школьников к волонтерской деятельности, к участию в благотворительных акциях».
tana2008mak 3 года назад Глагол СТИРАТЬ несовершенного вида, так как отвечает на вопрос Что делать? А вот СТЕРЕТЬ совершенный вид — Что сделать? В данном корне имеется чередование ТИР/ТЕР. Правило гласит, что если после корня следует суффикс А, следует писать И, а в остальных случаях пишется Е. Значит правильно писать: стирать с доски (в данный момент) или стереть с доски (в будущем). автор вопроса выбрал этот ответ лучшим 88SkyWalker88 3 года назад Чтобы правильно написать это слово, нужно вспомнить правило чередования гласных «е» и «и» в корне «стир», «стер». Правило будет такое: если после корня идет гласная «а», то пишем «стир». Например: стирать, постирать, стиральная машина, простираться, выстирать, Если после корня гласной «а» нет, то пишем «стер». Например: стереть, Rogneda 3 года назад Стирать с доски написанное мелом лучше влажной тряпкой. Стирать или «стерать»? Чтобы выяснять верное написание слова, выясню его принадлежность к определенной части речи. Это слово обозначает действие и отвечает на вопрос: что делать? По этим грамматическим признакам определю, что это глагол в неопределенной форме, о чём говорит окончание -ть. Установлю морфемный состав, чтобы выяснить, в какой части слова имеется орфографическая проблема: с-тир-а-ть — приставка/корень/суффикс/окончание. Сразу становиться ясно, что в корне -тир- глагола стирать пишется буква «и», так как за корнем находится суффикс -а-, который «заказывает» её написание, как и в словах: зажигать огни; растирать ладони; замирать от испуга; упираться в землю; блистать остроумием; Если же суффикса -а- нет в составе слова, то в корне с чередующимися гласными е//и пишется буква «е»: стереть написанное; зажечь камин; растереть чеснок; замереть на месте; блестеть на солнце; упереться в камень. oniks28 более года назад Ошибиться в общем-то легко, если не знать простое правило. Тут мы имеем дело с чередованием гласных в корне ТИРТЕР. А по правилу, если после корня сразу же стоит суффикс А, то в корне следует писать И. Если же после корня этот суффикс отсутствует, значит мы напишем в корне Е. Для примера: 1 Учитель принялся стИрАть с доски ещё до того, как я успел переписать пример. Тут мы видим после корня суффикс-А, поэтому и напишем корень через букву -И. 2 Учитель попросил меня стЕреть с доски написанное. Здесь суффикса -А после корня нет . Поэтому пишем через -Е. Итак, верный вариант в нашем случае: СтИрать. Алиса в Стране 3 года назад Для того, чтобы узнать правильное написание заданного слова, вспоминаем правило русского языка о чередовании «е»и «и» в корнях «стер» и «стир». Правило несложное и хорошо было бы его запомнить. Заключается оно в следующем:
Ответ: стИрать. Master key 111 3 года назад Правильно конечно писать глагол «стирать» через гласную букву «и» проверочным словом в данном случае может выступить слово стирка или стиральная, например можно сказать «он стал стирать набранное сообщение», или же «нельзя стирать шелк в стиральной машине». Сергей Яценко 3 года назад Правильно пишется,стирать. Проверочное слово стирка. Ninaarc более года назад Слово «стирать» представляет собой глагол, а по вопросу «что делать?» определяем, что он несовершенного вида. Для того чтобы выяснить написание слова, разберем его по составу. В слове «стирать» корнем является часть слова «-тир-« (или «-тер-«), приставка здесь «с-«, окончание — «-ть», суффикс один — «-а-«. В корне слова может быть и гласная «и», и гласная «е». А теперь обратимся к правилу, которое определяет написание гласной в зависимости от следующего за корнем суффикса. Правило гласит, что если после корня стоит суффикс «-а-«, то в корне пишется гласная «и». А это означает, что в нашем слове «стирать» корень будет «-тир-«, а не «-тер-«. Пишем слово так: «стИрать». Только в одном случае в корне СТИР/СТЕР пишется буква И, это когда после корня стоит А. Это и есть как раз наш случай — правильно писать эту фразу будет «стирать с доски» Во всех остальных случаях пишем Е. владсандрович более года назад Слово «стирать», обязательно должно писаться через гласную «и». Все потому, что в данном слове мы столкнулись с чредованием корней стер и стир, а если после этого корня идет суффикс «а» и вообще есть суффикс «а», то тогда должен писаться только исключительно корень -стир-, сто есть слово «стирать». Красное облако более года назад Правильно писать «стирать». После корня у нас идёт гласная и не просто гласная, а буква «А» в этом случае пишем «стир» то есть «стирать» , а не «стЕрать». Вариант с буквой «Е» является ошибочным и ошибка довольно не приятная (серьёзная). Знаете ответ? |