Выветривает время имена стирает даты яркие когда то
Стихотворения из сборника «Колос» (1970)
* * *
Всю силу сердца, что дала
Ему не жадная природа,
Он отдал делу.
А дела
Бессмертны в памяти народа.
Пойдут они из рода в род,
Их дали времени не скроют:
Народ бессмертен.
И народ
Дает бессмертие герою.
* * *
Выветривает время имена,
Стирает даты, яркие когда-то.
Историей становится война,
Уходим в книги мы, ее солдаты.
Все взвесила ученая рука.
Живых примет от нас осталось мало.
Мы в книжках всего-навсего войска
Таких-то и таких-то генералов.
Нам не везут ни курево, ни щи,
Ни шапки, ни обмотки, ни патроны,
Да и зачем?
Мы в книгах лишь клещи,
Лишь клинья, лишь пунктиры обороны.
И трудно мне, и одиноко мне
На тихой, подытоженной войне —
На схемах и листах ее добротных
Искать свою
Среди частей пехотных.
Бредешь-бредешь — и вдруг тебе мелькнет
Знакомая речушка иль высотка,
И вспыхнет в памяти наш третий взвод
И рыжий чуб сержанта-одногодка.
И закипят на сердце имена,
И загрохочут, и застонут даты…
Историей становится война,
Уходим в книги мы, ее солдаты.
ЛЕС
Глядя на встревоженные стаи,
Что на юг поднимутся вот-вот,
Роща тоже силы собирает,
Тоже припасается в отлет.
Миллионы листиков, как крылья,
Рвутся в небо — в путь далекий свой;
Кажется: еще одно усилье,
И она взовьется над землей.
Но его как раз и не хватает!..
Дуэт осени сырая мгла.
Облетают листья, облетают
С рощи,
С ослабевшего крыла.
Голая она стоит и ропщет,
И над ней уже ленивый снег…
Роща, роща!
Трепетная роща,
Птица, в землю вросшая навек!
* * *
Как тихо в роще осени твоей!
Пропали птицы.
Отсверкали грозы.
Под синим пологом погожих дней
Застыли желтые, как мед, березы.
И в этой хрупкой золотой тиши
Лишь тихо-тихо цвинькает синица,
Покой уравновешенной души
Не нарушает
Вежливая птица.
И надо мной синеют небеса,
А солнце катит огненное сито.
И желтой осени моей краса
Давным-давно оборвана, обита.
И я слежу с тревогой за тобой,
Свою судьбу имея на примете:
Есть беспощадный ветер —
Листовой, —
Вдруг и к тебе ворвется этот ветер.
* * *
Не Волга я, ты не Ока,
Но я река и ты река,
За нашими плечами дали.
Сквозь растоянья, сквозь века,
Ища друг друга, мы плутали.
А жизнь плела свои дела,
Она нам усмехнулась грустно:
Уперла в скалы наши русла,
И вновь надолго развела.
Течем спокойные снаружи,
Боль в синих тростниках тая.
Все дальше от меня,
Все глуше
Твоя певучая струя.
Но что нам дали и века?
Мы из любого далека
Пробьемся, встретимся — мы реки,
Как с Волгой встретилась Ока;
И вместе потечем навеки —
Одна вода, одна река!
* * *
Не светит ни одна звезда,
В полночных тучах пропадая;
В кромешной тьме идет вода,
Тяжелая, как нефть,
Слепая.
И вдруг в отверстия,
Как в пропасти,
Срывается
Ее поток;
И волны,
Падая на лопасти,
Дают молниеносный ток.
Еще вдали, меж берегами
Плывут те волны в черноту;
А ток уж здесь:
Он фонарями,
Сияя, светит на мосту.
И удивляться не умея,
Вода пройдет между камней;
И зрячий свет, рожденный ею,
В пучине
Отразит своей.
* * *
О смерти
Некогда мне думать:
Я весь в заботе молодой.
Я рты сухие Каракумов
Пою бессмертною водой.
Стада лесов гоню в пустыни,
В глухие, черные пески.
Я поселяю жизнь,
Где ныне
Безбрежья нежилой тоски.
Я смутные смиряю смерчи
И песней радую зарю.
Когда же думать мне о смерти,
Коль я живой
И жизнь творю!
* * *
Про меня говорят иные,
Плугом борозду развалив:
— Это ж яблоки земляные,
Золотой полевой нелив.
И мне должное воздавая,
Валят в подпол за возом воз.
Я еда круглогодовая
И готовлюсь на всякий спрос.
Где меня, в какой пище нету?
И в супы иду, и в рагу,
И в окрошку, и в винегреты,
И начинкою к пирогу.
Я гожусь на крахмал и к чаю,
При нужде заменяя мед;
Даже спирт в себе заключаю,
Рюмку выпьешь — и дух займет.
Я везде расту, во всем мире,
Мной довольны и стар и мал:
Кто картошку не ел в мундире,
Кожурою в соль не макал?
И под тихий свист коростеля
Я в походных пекусь кострах.
У кого они не хрустели,
Мои корочки, на зубах?
А когда голод скулы сводит,
Я гожусь для черного дня.
Потому с давних пор в народе
Вторым хлебом зовут меня.
* * *
Третий день воюет человек:
Третий день
Летит на город снег.
Мертвый,
Он заносит все подряд.
Устают колеса, вязнут ноги.
Но его бульдозеры теснят,
Давят, жмут к обочинам дороги.
Даже ночью — несмотря на тьму —
Бой ведут железные солдаты.
И берут, берут из куч зиму
Загребущие автогопаты.
Нарастили кузова машин
Свежими досками на аршин.
В них изрубленного снега горки,
Их везут куда-то на задворки.
Третий день
Летит на город снег,
Третий день с ним бьется человек.
БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ
1
Плыла луна над горбами Карпат,
Светлила в Дунае воду,
Когда из могилы встал солдат,
В которой лежал три года.
Ладонью крошки земли отряхнул
С солдатских волос коротких.
И на здоровье трижды чихнул
И выбил пыль из пилотки.
В ночной тишине пропел петух.
И вздрогнул солдат и подумал вслух:
— Чего я торчал в могиле?
Живого, видно, зарыли.
Его освежил густой ветерок,
Пропахший лесом карпатским.
Солдат лостоял — и пошел на восток
Широким шагом солдатским.
Шагал солдат под небом чужим,
И наши дороги мерял,
И в то, что лежал в земле живым
И встал из могилы, —
Не верил.
2
Июль не жалел для земли тепла,
Намыливал воину спину.
И вот на выходе из села
Его догнала машина.
Шофер молодецки затормозил:
— Садись в кабину, служивый!
И, снова пыль заклубив, спросил:
— Ну, живы?
— Выходит, — живы.
Подробности
Родительская категория: Читателям
Категория: Рекомендуем
Опубликовано 03.12.2014 07:02
Автор: Администратор
2 декабря — день памяти Михаила Васильевича Шестерикова. В интернете информации о нижегородском поэте мало, и поэтому мы решили восполнить этот пробел. Предлагаем вашему вниманию обзор статей, посвященных его жизни и творчеству.
Долго и кропотливо изучает творчество поэта доктор филологических наук АФ ННГУ им. Лобачевского Галина Ивановна Родина. Её статьи публиковались в местных периодических изданиях, сборниках, размещались в интернете. Остановимся подробнее на материалах последних лет.
Родина, Г.И. М. В. Шестериков о Нижегородском крае // Саровский летописец: материалы IX исторической конференции, посвященной 320-летию образования первого поселения на Саровском городище (21-22 апреля 2011 г.) / отв. ред. В.А. Степашкин. – Саров-Арзамас: АГПИ, 2011. – С. 314-321.
Статья подготовлена к 105-летию со дня рождения Шестерикова. Автор рассуждает о том, как поэт в своём творчестве отражал действительность советского времени, выхватывая из него преимущественно позитивные моменты. Шестериков любил отмечать даже небольшие штрихи улучшения жизни людей. Например, его стихотворение «На Хватовку пришёл автобус» является откликом на реальное событие – организацию постоянного автобусного движения Арзамас-Хватовка. Но самое большое количество публикаций, по замечанию Родиной, Шестериков посвятил «литературной и культурной жизни области». Он всегда старался следить за творчеством нижегородских поэтов и прозаиков, помогал и учил молодых. К заслугам Шестерикова можно отнести своевременную поддержку Валерия Шамшурина, Владимира Половинкина, Александра Плотникова, Николая Рогова и других нижегородских талантов.
Родина, Г.И. Поэт М.В. Шестериков: вехи жизни и творчества // Арзамасское братство: антология литературных произведений выпускников, преподавателей, сотрудников, студентов АГПИ / ред. С.Г. Кондаков. – Арзамас: АГПИ, 2004. – 128-138.
Все исторические катаклизмы ХХ века отразились в судьбе Шестерикова. Первая мировая лишила его отца, Вторая оставила вдовами родных сестёр. Сам поэт ушёл на фронт в 1942 г. и прошёл путь от Сталинграда до Вены, и поэтому тема Отечественной войны навсегда прочно вошла в его творчество:
«Как я забуду о войне,
Когда она сидит во мне…»
По мнению Н. Рачкова Шестериков написал одно из лучших стихотворений о войне – «Балладу о солдате». Но творчество поэта этой темой, конечно, не ограничивалось. Шестерикову всегда была интересна преображенная действительность. В послевоенные годы в своих стихах он часто обращается к жизни современного города, размышляет о смысле жизни, преемственности поколений. Многие стихи Шестерикова до сих пор не устарели и по-прежнему звучат «свежо и современно».
Родина, Г.И. Нижегородский край в публицистике и в поэзии М.В. Шестерикова [Элетронный ресурс] / Г.И. Родина // Культура и образование. – 2014. — № 7. – Режим доступа: http: //vestnik-rzi. ru/2014/07/2227. – (Дата обращения: 30.11.2014)
Шестериков – поэт советской действительности. В своём творчестве он отразил все изменения в экономической и культурной жизни края: от работы первых колхозов до деятельности литературных кружков. Шестерикову были подвластны разные жанры: стихи, очерки и аналитические статьи. По мнению Родиной «тексты Шестерикова – это полувековая летопись истории и культуры Нижегородского края, написанная горячим патриотом своей страны».
Родина, Г.И. М.В. Шестериков и детская литература // Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. Арзамас, 26-28 октября 2011 г. / [тех. и худож. ред. С.П. Никонов] / – Арзамас: АГПИ, 2012. – С. 216-222.
Тема детства не раз звучала в творчестве М.В. Шестерикова. В довоенные годы поэт преподавал в институте историю детской литературы и часто в периодической печати публиковал рецензии на книги и статьи о значении литературы для детей. В его стихах того периода акцентировалось внимание на воспитании чувства патриотизма, «классовой остроты» и любознательности маленького читателя. В послевоенные годы настроения в обществе немного смягчились. Шестериков в это время пишет стихи не только для детей («Митя на море», «Туча», «Дождик на колёсах»), но и для родителей («Любвеобильный папаша»), придерживаясь принципов познавательности и нравственного воспитания.
В своей работе автор приводит обширный библиографический список литературы, состоящий в основном из газет и журналов 1930-1960-гг.
Алексеева, А. Простые слова // Волга. – 1967. — № 3. – С. 168-172.
В рубрике «Литературный портрет» была помещена статья известного нижегородского литературоведа и преподавателя А. Алексеевой о творчестве М. Шестерикова. В ней автор исследует поэмы, являющиеся своебразными вехами творчества поэта: «Записки колхозника»; «Начало биографии»; «Про моего деда»; «Петька»; «Валерий Чкалов»; «Огонёк моей юности»; «Нещаженная красота»; «Гардеробщик»; «Тетрадка». Профессионально и честно Алексеева пишет о недостатках, отмечая при этом и явные достоинства произведений. В целом автор статьи отмечает, что лирика Шестерикова соответствует «благородным традициям русской поэзии».
Алексеева, А.Н. «Жилая зона» большой стройки // Алексеева, А.Н. Наш современник: литературно-критические очерки / А.Н. Алексеева. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1973. – С. 7-31.
Автор предлагает читателям литературоведческий разбор послевоенной лирики Шестерикова, начиная с «Огонька моей юности» (1957) и заканчивая отдельными стихами 1973 года. Самое большое внимание Алексеева уделяет поэтическому сборнику «Жилая зона», изданному в 1970 г. Представив подробный разбор стихов, она приходит к выводу, что это одна из лучших книг Шестерикова.
Половинкин, В. Огонёк его юности // Нижний Новгород. – 2002. — № 4. – С. 132-134.
Воспоминания нижегородского поэта Владимира Половинкина посвящены его учителю – М.В. Шестерикову. Впервые они встретились в 1948 г. на собрании нижегородских литераторов. Каким внимательным слушателем, снисходительным критиком был Шестериков в ту пору для начинающих поэтов! Он умел ободрить, поддержать человека, если чувствовал в нём литературные способности. В разговорах с друзьями Шестериков становился ярким рассказчиком, часто вспоминал родное село Хватовку или недавнюю войну.
Половинкин, В. Выветривает время имена… // Земляки: нижегородский альманах. Вып. 8 / сост. О.А. Рябов. – Нижний Новгород: Книги, 2009. – С. 418-421.
Для заголовка автором не случайно выбраны эти слова. Полностью они звучат так:
Выветривает время имена,
Стирает даты, яркие когда-то.
Историей становится война,
Уходим в книги мы, её солдаты.
Шестериков так навсегда и остался солдатом Великой Отечественной, никогда не забывая о ней и сделав её одной из главных тем своего творчества. Пытаясь осмыслить то, как народ сумел выстоять против фашизма, Шестериков написал поэму «У огонька моей юности». По мнению Половинкина она является «вершиной творчества поэта».
«Выветривает время имена…», но Шестериков надолго останется в нашей памяти во многом благодаря своим книгам.
Представленные в обзоре статьи находятся в фонде ЦБ им. Горького. Это далеко не все материалы о творчестве М.В. Шестерикова, которыми располагает наша библиотека. Более полную информацию вы можете получить в информационно-библиографическом отделе.
Рекомендательный список художественных произведений
о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)
«Выветривает время имена,
Стирает даты, яркие когда-то.
Историей становится война,
Уходим в книги мы, её солдаты»
М.Шестериков
Тема Великой Отечественной, появившись с самого начала войны в нашей литературе, до сих пор волнует как писателей, так и читателей. К сожалению, постепенно уходят из жизни авторы, которые знали о войне не понаслышке, но они оставили для нас в талантливых произведениях своё проникновенное видение событий, сумев передать атмосферу горьких, ужасных и вместе с тем торжественных и героических лет.
События Великой Отечественной войны в отдельных странах подвергаются переоценке. Библиотекари считают, что необходимо ввести молодежь в трагический мир военной действительности.
Книги о войне надо читать с детства, чтобы не утерять нить памяти о доблести наших соотечественников, подаривших нам жизнь.
В память о Великой Победе отложите свои дела, прочтите хорошую книгу о войне (не важно – на экране монитора или, листая печатные страницы). Окунитесь в ту лихую годину, ощутите дыхание времени, переживите вместе с героями книг боль, гнев, отчаяние, восторг, чувство любви ко всему живому и настоящему.
Начальные классы
Воронкова, Л.Ф. Девочка из города
Повесть «Девочка из города», написанная в суровом 1943 году, до сих пор трогает сердца детей и взрослых. Всё лучшее в человеке ярче всего проявляется в годы тяжких испытаний. Это подтверждает история маленькой беженки Валентинки, оказавшейся среди чужих людей в незнакомом селе.
Кассиль, Л. Улица младшего сына
Повесть о жизни и смерти юного партизана Володи Дубинина — героя Великой Отечественной войны.
Катаев, В. Сын полка
Мальчик-сирота Ваня Солнцев волей судьбы попал в военную часть к разведчикам. Его упрямый характер, чистая душа и мальчишеская смелость смогли перебороть сопротивление суровых военных людей и помогли ему остаться на фронте, стать сыном полка.
Михалков, С. Быль для детей
«Быль для детей» — хорошее произведение о войне, способное донести до современных ребят перенесённое нашей страной в то страшное время. Поэма охватывает события 1941 — 1945 гг.
Осеева, В.А. Васек Трубачев и его товарищи
Герои трилогии «Васёк Трубачёв и его товарищи» жили, учились, озорничали, дружили и ссорились несколько десятилетий назад, но тем интереснее совершить путешествие на «машине времени» и заглянуть в их мир. Вот только безоблачная пора детства для Трубачёва и его друзей оказалась слишком короткой: её оборвала Великая Отечественная война.
Паустовский К. Г. Похождения жука-носорога
Солдат носил с собой в походной сумке жука-носорога, которого ему подарил на память перед уходом на фронт сын. Этот жук стал солдату добрым товарищем в ратной жизни. Прошли они вместе немало, обоим есть что вспомнить.
Симонов К. Сын артиллериста
Баллада К.Симонова основана на реальных событиях. Стихотворное повествование о майоре Дееве и Лёньке запоминается с первого прочтения, настолько просто, ясно и впечатляюще оно написано.
Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова
Юрий Яковлев в своих рассказах открывает детям всю правду жизни, не прячась от решения проблем за внешней увлекательностью сюжета. Книга «Девочки с Васильевского острова» – рассказ о маленькой Тане Савичевой, умершей от голода, написан на основе ее сохранившихся записей.
5-7 классы
Богомолов, В.О. Иван
Трагическая и правдивая повесть об отважном мальчике-разведчике, каждый день жертвующем собой, сознательно неся взрослую службу, которая по силам не каждому взрослому бойцу.
Козлов В. Витька с Чапаевской улицы
Книга рассказывает о подростках, которые ушли в поход перед самым началом войны. Они в полной мере пережили трудности и опасности войны, как и весь русский народ. Так пришло к ним взросление. Повестью «Витька с Чапаевской улицы» В.Козлова зачитывалось не одно поколение мальчишек и девчонок.
Корольков, Ю. Пионеры-Герои. Лёня Голиков
В годы Великой Отечественной войны, когда фашисты вторглись на новгородскую землю, Леня Голиков встал в ряды народных мстителей. Рассказ основан на реальных событиях.
Очкин, А. Я. Иван — я, Федоровы – мы
В этой повести подлинные события и почти все подлинные имена. Автор описывает боевые дела своего друга, «братишки» Вани Федорова, погибшего в Сталинграде смертью героя. Сам Алексей Яковлевич Очкин начал войну на Дону, участвовал в Сталинградской битве, на Курской дуге повторил подвиг Александра Матросова, еще не однажды был тяжело ранен, но дошел по дорогам войны до конца: участвовал в штурме Берлина и освобождении Праги.
Соболев, А.П. Тихий пост
Повесть «Тихий пост» о мужестве и героизме вчерашних школьников во время Великой Отечественной войны. Они оказались в предельно напряженной ситуации. Ребятам пришлось до конца осознать, что война не бывает далеко, что порой надо терпеть лишения, сохраняя жизнь врагу, и что рядовая служба в тылу может требовать ежедневного героизма.
Толстой, А.Н. Русский характер
Во время Курского побоища лейтенант Егор Дрёмов еле успел спастись из горящего танка. Он выжил и даже сохранил зрение, но обгоревшее лицо его после нескольких операций изменилось до неузнаваемости. Вот таким он и прибыл в родной дом. Об этом возвращении мы узнаём из рассказа «Русский характер».
8-9 классы
Адамович, А., Гранин, Д. Блокадная книга
Даниил Гранин назвал девятьсот дней блокады Ленинграда «эпопеей человеческих страданий». Документальная хроника основана на воспоминаниях и дневниках сотен ленинградцев, переживших блокаду.
Айтматов, Ч.Т. Ранние журавли
Суровые годы Великой Отечественной войны. Далекий киргизский аул. Мужчины — на фронте. Герои повести — школьники. Лучшие, сильнейшие из них должны поднять заброшенные поля, дать хлеб фронту, семьям. И дети глубоко понимают это. Война стала суровым испытанием для подростков, но она не убила в них умение радоваться жизни, видеть прекрасное, делиться радостью с другими.
Бакланов, Г. Навеки – девятнадцатилетние
Эта книга о тех, кто не вернулся с войны, о любви, о жизни, о юности, о бессмертии. В книге параллельно повествованию идёт фоторассказ. «Людей, которые на этих фотографиях, — пишет автор, — я не встречал на фронте и не знал. Их запечатлели фотокорреспонденты и, может быть, это все, что осталось от них».
. Васильев, Б. Л. А зори здесь тихие…
Это произведение – одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Светлые образы девушек – главных героинь повести, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая никого не щадит.
Казакевич, Э. Звезда
Это произведение создано на основе пережитого автором в боевом накале фронта, при виде страданий и гибели людей. Трагически-печальная и светлая повесть о группе дивизионных разведчиков звучит как откровение и проникает в души людей.
Космодемьянская, Л.Т. Повесть о Зое и Шуре
Дети Л.Т. Космодемьянской погибли в борьбе с фашизмом, защищая свободу и независимость своего народа. О них она рассказывает в повести. По книге можно день за днем проследить жизнь Зои и Шуры Космодемьянских, узнать их интересы, думы, мечты.
Полевой, Б. Повесть о настоящем человеке
«Повесть о настоящем человеке» — повесть Б. Н. Полевого 1946 года о советском летчике Мересьеве, который был сбит в бою Великой Отечественной войны. После тяжёлого ранения, врачи ампутировали ему обе ноги. Но он решил, что будет летать.
Твардовский, А.Т. Василий Тёркин
В глубоко правдивой, исполненной юмора, классически ясной по своей поэтической форме поэме «Василий Тёркин» А. Т. Твардовский создал бессмертный образ советского бойца. Это произведение стало ярким воплощением русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны.
Шолохов, А. Судьба человека
Рассказ в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» — это повествование о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу Родине. В образе Андрея Соколова сосредоточены черты русского национального характера.
Старшие классы
Адамович, А. Каратели
«Каратели» — кровавая хроника уничтожения батальоном гитлеровского карателя Дирлевангера семи мирных деревень на территории временно оккупированной Белоруссии. Главы носят соответствующие названия: «Поселок первый», «Поселок второй», «Между третьим и четвертым поселком» и т. д. В каждой главе помещены выдержки из документов о деятельности карательных отрядов и их участников.
Богомолов, В. Момент истины
«Момент истины» – самый знаменитый в истории отечественной литературы роман о работе контрразведки во время Великой Отечественной войны, переведён более чем на 30 языков.
Книга заслуженно выдержала девяносто пять изданий и в наши дни читается так же легко и увлекательно, как и много лет назад.
Быков, В. Сотников
Для всего творчества В.Быкова характерна проблема нравственного выбора героя на войне. В повести «Сотников» сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои произведения – Сотников и Рыбак – в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Читателю предстоит вместе с автором задуматься о вечных философских вопросах: цене жизни и смерти, трусости и героизме, верности долгу и предательстве. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики — одна из самых сильных сторон повести. Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви.
Воробьев, К. Убиты под Москвой
Повесть «Убиты под Москвой» стала первым произведением К. Воробьева из разряда тех, которые были названы критиками «лейтенантской прозой». Воробьев рассказывал о той «невероятной яви войны», которой сам стал свидетелем во время боев под Москвой зимой 1941.
Жуков, В. И. Узники “Ладемюле”, или 597 дней неволи
Осталось совсем немного очевидцев событий Великой Отечественной войны, которые могут рассказать о них новому поколению. Валентин Иванович Жуков — один из них. Документальная повесть «Узники “Ладемюле”, или 597 дней неволи» содержит дневниковые записи, свидетельствующие о трудностях военного времени и тяжёлых испытаниях, через которые пришлось пройти самому автору, попавшему в плен в Германию.
Кондратьев, В. Сашка
События в повести «Сашка» происходят в 1942г. Повесть показывает людей на войне и в жизни. Писатель считал своим долгом донести горькую военную правду до читателей. Он во всех деталях воспроизводит военный быт, что придает его повествованию особую реалистичность, делает читателя соучастником событий. Для людей, воюющих здесь, даже самая незначительная мелочь навсегда врезается в память.
В кровавом бою местного значения и в описании жизни тыла Вячеслав Кондратьев изобразил картину большой войны. Люди, показанные в повести, — самые обыкновенные. Но в их судьбах отражается судьба миллионов россиян во время тяжелейших испытаний.
.
Некрасов, В. В окопах Сталинграда
Сталинградская битва, решившая исход Великой Отечественной войны, запечатлена во многих произведениях искусства. Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» и сегодня потрясает глубиной и правдивостью. Великие и простые герои Сталинграда воочию предстают перед нами.
Пашкевич, В. Над рекой Берёзой
В годы Великой Отечественной войны в городе Борисове почти с первых дней оккупации и до освобождения активно действовало партийно – патриотическое подполье. В состав его входила и группа пионеров. Под руководством старших товарищей — коммунистов и комсомольцев – юные герои добывали и переправляли в партизанские отряды оружие, распространяли листовки, проводили диверсии на вражеских военных объектах, ходили в разведку, были связными. О боевых делах юных мстителей и рассказывает повесть.
Платонов, А. Взыскание погибших
Андрей Платонов в годы войны был военным корреспондентом. Он писал о том, что видел сам. Рассказ «Взыскание погибших» стал вершиной военной прозы А.Платонова. Посвящен он героической переправе через Днепр. И в то же время рассказ повествует о святости матери, идущей на могилу своих детей, святости, рожденной страданием.
Подкатик, Е. Точка
Основное действие повести «Точка» происходит в Минске в двух временных измерениях – октябрь 2009 года и период оккупации города во время Великой Отечественной войны. Главная героиня повести Людмила Стаханова принимает участие в Республиканской переписи населения 2009 года. При довольно странных обстоятельствах она знакомится с Миррой Львовной Андреевой – одинокой 92-летней старушкой, бывшей узницей Минского гетто. Эта нечаянная встреча двух женщин показала, что случайностей не бывает. Каждое наше действие может кого-то спасти, а кого-то погубить. Яркое тому подтверждение – невероятные жизненные коллизии Стеллы Андреевой и Минны Браун, судьбы которых тесным образом сплелись с жизнью Людмилы Стахановой.
.
Тендряков, В. Ф. Люди или нелюди
В. Тендряков ушёл на фронт добровольцем после окончания школы в 17-летнем возрасте. Был связистом. Некоторые факты его военной биографии отражены в эссе «Люди или нелюди». Это размышление писателя о том, как быстро происходит трансформация людей в нелюдей. Не щадя ни своих соотечественников, ни фашистов, автор показывает трагическую относительность человечности и нечеловечности в человеке в зависимости от обстоятельств.
Фадеев, А.А. Молодая гвардия
Роман о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной фашистами территории, многие члены которой геройски погибли в фашистских застенках.
Большинство главных героев романа: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Иван Земнухов, Сергей Тюленин и др. — реально существовавшие люди. Наряду с ними, в романе действуют и вымышленные персонажи. Кроме того, автор, использовав известные ему имена фактически существовавших юных подпольщиков, наделил их литературными чертами, характерами и действиями, творчески переосмыслив образы этих персонажей.
.
Шолохов, М.А. Они сражались за Родину
Страницы романа «Они сражались за Родину» воссоздают один из самых трагических моментов войны – отступление наших войск на Дону летом 1942 года.
Уникальность этого произведения в особой шолоховской способности сочетать крупномасштабность и эпичность изображения (традиция, идущая от «Войны и мира» Л. Толстого) с детализированностью повествования, с острым ощущением неповторимости человеческого характера.
В романе многогранно раскрыта судьба трех скромных рядовых людей — шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной преданностью Отчизне.