Батик отмыть от резерва

Так — как я уже долго работаю в технике холодного батика и преподаю его , я много рассказываю о технике и много нюансов, таких, которые приходят с опытом и в книжках про них не пишут. Весь опыт основан на собственных шишках , возможно в некоторых случаях субъективен, однако эта информация поможет вам понять некоторые моменты и избежать многих ошибок 🙂
(если мои ручки дойдут, эти самые «некоторые моменты» обязательно проиллюстрирую)
Коллеги, если вы с чем-то категорично не согласны или можете как-то дополнить — плиз 🙂

Вначале просто про резерв. Для чего он нужен – ответ прост, удерживать краску в заданных границах. Но очень часто случаются протеки.
Необходимо научиться « видеть линии», т.е. уметь определять целостность резервной линии, понимать пропитала ли она ткань и соизмерять ее толщину с плотностью ткани.

Проверить целостность линии можно на просвет — видны все огрехи. Линия должна быть сплошной, все стыки должны примыкать друг-другу и не иметь «щелей».
Чтобы проверить пропитал ли резерв ткань,посмотрите на работу с изнанки, и если где-то резерв плохо пропитал ткань — это видно. Волокна ткани остаются белесыми, а должны или потемнеть , если резерв бесцветный или полностью окраситься цветом, если он цветной. Но будьте внимательны !

Точно убедиться , что все хорошо — поможет всем известный способ. Распишите работу водой и все огрехи себя сразу обнаружат! Однако при не аккуратной росписи все равно возможны протеки. Помните, что если вы коснетесь кистью резервной линии – краска просто «перепрыгнет» на другую сторону.

Про резервы и фирмы.

Резервы делятся на две группы : резервы на основе резинового клея или каучука и соответствующего растворителя и на резервы на водной основе (контуры -резервы).

Резервы бензиновые и каучуковые хорошо держат краску, имеют неприятный запах, проще в работе. Не удаляются полностью из ткани, только после бензиновой ванны (или соответствующего растворителя). Если работать этим резервом без фанатизма, это совершенно не мешает, после глажки и стирки становится как-то мене ощутим, но может это у меня глюки?!
Если говорить о цветной группе этих резервов, то они очень неудовлетворительные.
В случае, когда резерв загустел, его можно чуть-чуть разбавить соответствующим растворителем , до необходимой консистенции, но аккуратно, чтобы это не повлияло на его резервирующие свойства. Если же такой резерв,наоборот, слишком жидкий, то ему надо дать немного постоять с открытой крышкой, лишняя влага уйдет и он станет более густым.

1.

Резерв фирмы «Гамма» на основе резинового клея и бензина.
Имеет резкий специфический запах. Работать им необходимо в легко проветриваемом помещении.
Бывает прозрачный , черный , красный, зеленый , синий, металик (золото, серебро, бронза).Хорошо пропитывает даже плотную ткань и хорошо держит краску.
Бесцветный резерв на ткани не заметен, но полностью не выстирывается, только при хим. стирке или в самом бензине / растворителе.
Цветной резерв при высыхании теряет цвет. Черный становится серым, остальные цвета также блекнут.

2.

Гута — контуры на основе каучуковой субстанции и растворителя разных иностранных фирм .
Имеет резкий специфический запах, но не такой сильный и неприятный как гаммовский. Хорошо пропитывают ткань. Цветные – тоже блекнут.
Т,е. если вам нужен не черный а серый цвет резервной линии — то вполне подходит, но это точно не черный.
Золотые и серебряные… в них как бы частички металла, их сложно размешать. Наносить на ткань неудобно, т.к частички металла неравномерно вытекают и пропитывают ткань.
Легко выстирываются из ткани – не понравились вообще. Но это я про иностранные, гаммовские металики я не пробовала, хотя видела /нюхала ( как я поняла принцип у них тот же — частички металла).

3.

Контуры – резервы на водной основе.
Не имеют резкого запаха.
Хорошо пропитывают тонкую ткань . Ткань средней плотности тоже хорошо пропитывают, но надо следить , чтобы линия была достаточно толстой,
либо применять двойное резервирование (с обратной стороны). Также при росписи красками надо стараться расписывать ткань полусухой кистью.
Бесцветный контур полностью выстирывается из ткани.Эти контуры — резервы
фиксируются утюгом и отлично сохраняют свой цвет. В составе металиков идет пигмент, держатся на ткани очень хорошо.
Цветные и металики обязательно надо хорошо проглаживать и потом можно стирать.
Я опробовала и довольна контурами фирмы PEBEO, MARABU и JAVANA
Явана и пебео у меня держат краску на эксельсиоре и фуляре.
Марабу держит даже на крепдешине, черный держит хуже, белый перламутр и графит держат даже на тонком атласе. Эти резервы бывают разной консистенции.
Если резерв сильно жидкий – слабый состав, не держит краску, если сильно плотный – плохо пропитывает ткань .
Контуры Lefranc & Bourgeois позиционируют себя как резервы, но краску держат очень плохо (во всяком случае у меня)

4.

Контуры декоративные и глитеры.
Предназначены только для декора ткани.

Проблемные моменты и как их избежать 😉

Вообще, я рекомендую начинать работу в холодном батике с резерва фирмы «Гамма» (резерв может быть и самосваренный, я имею ввиду резерв на основе резинового клея и бензина)
Он, конечно, имеет неприятный запах, но это резерв –зверь. Он самый простой в работе. Во-первых его можно наносить из трубочки, а более ровные линии получаются именно при нанесении резерва из трубочки (у начинающих), во – вторых по началу новички «не видят» линию.

Итак , начнем 🙂 Вот взяли Вы трубочку в руки, вытерли кончик бумажкой — рука немножко трясется — это нормально)))теперь запомните! Когда вы не работаете трубочкой , а зеваете или мечтательно засмотрелись в окно:) -вы держите трубочку ВСЕГДА так, чтобы верхний её конец всегда был выше, а носик трубочки при этом всегда смотрел вверх. Установите так трубочку и прикройте глаза, руки должны запомнить это положение, а кровь впитать его в мышцы:)
Почему ? Потому что как только вы перестали наводить линии этой трубочкой, очень часто вы , как бы по логике вещей, чтобы резерв не вытекал из носика … — переворачиваете трубочку вверх тормашками …и теперь резерв может вытечь из другого отверстия…:) Вот честно, у меня на курсах почти все так делают, поэтому предупреждаю.

Читайте также:  Чем отмыть руки после монтажной пены видео

Дальше можно поводить трубочкой на пробном кусочке ткани, желательно той, на которой будете делать работу. Зачем? Чтобы посмотреть как быстро/медленно надо вести трубочку , чтобы резерв пропитывал именно эту ткань .
Теперь приступайте к наводке резерва на работе. Да куда ж вы так спешите!!! Мы о чем уже столько толковали?
Да! Когда быстро ведешь трубочку — руки меньше трясутся и линия вроде аккуратней, но резерв-то не успел ткань пропитать, придется все равно проводить линию повторно, а попасть в первую линию скорее всего не удастся, поэтому линия получится еще менее аккуратная…Поэтому все-таки потренируйтесь на свободном кусочке, поймайте скорость с которой надо вести трубочку и приступайте.

Итак, вам кажется , что резервная линия сплошная и вполне себе не тонкая, что она удержит краску..,но опять таки, по началу , даже , если линия сплошная, но тонкая и ее нечаянно коснуться кистью при росписи – краска перепрыгнет на другой фрагмент… Просто помните об этом.

Работая гаммовским резервом легче сделать «правильную» линию, не имея опыта и навыков. При правильном нанесении держит краску даже на плотном атласе и туали.
Каучуковые из трубочки плохо льются, они по природе более вязкие, а если их разбавить так чтоб из трубочки – это уменьшит их резервирующие свойства. Поэтому только из тюбика.
А тюбик + аппликатор = неровные линии (без опыта.) Потому что работать им и упереть руку во что-то или на что-то сложно. Пахнут меньше, цвета тоже тускнут. А золото и серебро… в них как бы частички металла, которые из трубочки вообще не выползают, их сложно размешать для равномерного появления из носика этих самых частичек…легко выстирываются – не понравились вообще, но об этом я уже писала 🙂

Контуры -резервы на водной основе

Именно при работе с ними у новичков возникает большинство проблем. Попытаюсь их раскрыть и объяснить.
При работе резервами на водной основе важно уметь соизмерять толщину линии и плотность ткани. Даже если вы провели сплошную линию и она пропитала ткань, посмотрите на ее толщину!
Так как это резервы на водной основе,линии, проведенные ими при росписи частично подрастворяются и…и могут пропустить краску. Поэтому сделайте линию чуть толще и старайтесь работать с минимальным кол-ом воды. Такие резервы не любят, когда много влаги, бывает на кисти больше краски , чем может на данный момент впитать в себя ткань, лучше сразу уберите излишки полусухой кистью. Также линию желательно потолще, потому что по началу многие забывают что не надо подходить к резервной линии ближе чем на 2 мм. Краска сама растечется до заданных пределов. Однако если вы работаете акрилом, и повторно расписываете фрагмент, краска может хуже растекаться, ее надо немножко втирать и вы несомненно подойдете ближе к контурной линии, будьте аккуратны! Малейшее касание ее кистью и краска может перепрыгнуть , если линия тонкая. Если вы при работе этими контурами решили проверить все перед росписью и сделали заливку фрагментов водой и все окей, не спешите радоваться 😉 вы уже немного подрастворили свою резервную линию этой проверкой , удержит ли она теперь краску ?! Достаточна ли толщина этой линии?!

Вот это я называю уметь «видеть линию», приходит с опытом и «шишками» 😉
Работать с этими контурами лучше полусухой кистью, чем меньше воды – тем больше шансов на успех. А как же расписывать большие площади ? Только с водой, поэтому линия и ещё раз линия.
Можно страховать себя двойным наведением, т.е повторять линию с изнанки, мне этот метод кажется приемлемым только на очень плотных тканях, т.к. попасть точно в линию может не получиться, она станет толще. Так может лучше сразу сделать ее потолще ?!
Все рекомендации даны с учетом того, что я не фанат толстых линий 😉 А очень даже наоборот, вот.

В общем-то у меня собирается подобная статья по краскам , но когда это будет.., не знаю…

Источник

Подскажите новичку, если резерв густоват (резерв JAVANA) ЕГО МОЖНО СЛЕГКА РАЗБАВИТЬ ВОДОЙ? И ещё, чем все-таки удобней наводить резерв: трубкой или с помощью аппликатора в виде баночки с наконечником???

Водой разбавлять нельзя!!!! Яванной я никогда не пользовалась, но резерв либо на основе гутты, либо на основе бензина и парафина. Если гуттовый то существуют спец. разбавители. У Яванны наверно свои,надо посмотреть в магазинах, где продаются эти резервы. Если на основе бензина и парафина разбавляют очищенным бензином -«Калоша» или бензином для зажигалок. Чтобы линия получилась ровная и аккуратная, на мой взгляд, лучше стеклянная трубочка + нужна не одна , а несколько с разной толщиной наконечника, для тонких и толстых линий.

Спасибо огромное, попробую разбавить бензином для зажигалок. А промывать трубочки или аппликатор после работы тоже бензином?

Можно и ацетоном,но лучше бензином.

Лера спасибо Вам большое, что отозвались на крик о помощи!!! ))))))
Кое как отодрала все наклейки с банки, которые не давали прочитать все на этикетке. Так вот там написано, что это резерв ЯВАНА ГУТТА водорастворимый и при сгущении можно разводить водой. Попробовала слегка развести, но пыткой оказалось «переместить» сам резерв в другую «емкость» для разбадяживания водичкой. Ни пипеткой, ни спринцовкой он не набирается, хоть руками черпай. Кое как набрала в аппликатор, затем попробовала на ткани сделать линии. Да, стекать стал намного лучше, но к сожалению он плохо её пропитал. Может линии слишком тонкие??? Наконечник где-то 0,3 или 0,4 мм. Маленький, да????

Значит у Яванны есть и такой резерв. Я с этими резервами не работала,мне их сразу отсоветовали,поэтому могу лишь предположить, что можно попробовать ещё разбавить, и на первое время можно взять наконечник потолще,если есть. Линия будет грубее,но может хоть краска протекать не будет. А вообще, не мучайтесь купите бесцветный резерв «Гамма» и трубочку. Он не дорогой , а держит и пропитывает ткань не плохо.

Да вот в том и то и дело, что у нас в городе, в магазине для художников нет такого резерва «Гамма». Сегодня купила все для того, чобы сварить резерв самой: парафин, бензин, резиновый клей. На выходных займусь этим делом. А вот на счет трубочки надо действительно купить себе потолще трубочку. И попробовать чем лучше, аппликатором или трубочкой.
Вообще это для меня такое всё новое и интересное. Я ведь занимаюсь росписью по стеклу и фарфору, а на батик давно заглядывалась.
Лера, если не замучала вопросами, подскажите, чем лучше простирнуть шелк перед росписью. Читала, что многие это делают в обычном шампуне, а потом хорошо прополаскать и сразу утюгом прогладить?

Читайте также:  Отмыть ванну содой отбеливателем уксусом

Да, батик затягивает. Очень умиротворяющее занятие. Я стираю жидким мылом,ищу то что без добавок (бывает крем-мыло и т д). Можно шампунем без кондиционера. Главное не кусковым мылом=).

Лера спасибо большое за ответы. Нашла в соседнем городе резерв на бензиновой основе «Гамма», мне обещали купить, а на выходных все-таки попробую сварить сама тоже. Сейчас занимаюсь эскизом.
Ещё раз спасибо за советы.

Всегда пожалуйста! Творческих успехов!

Лера, ещё один маленький вопросик. Трубочки или аппликатор после «Гаммы» как промывать бензином? Можно положить в емкость с бензином или при помощи спринцовки в трубочку наливать его? Я прошу прощения за этот идиотский вопрос )))))), но никогда с этим дела не имела, поэтому, чтобы не «наломать дров» спрашиваю.

Да, очищенным бензином. Из спринцовки промыть несколько раз, обтереть и сложить туда где не побьются (трубочек должно быть много,они очень легко разбиваются=) )

Спасибо Лерочка большое. Купила сегодня пару трубочек, разные по диаметру наконечника. Завтра «сварю» резерв, а в понедельник мне уже передадут «Гамму» и можно начинать. Страшно, но ужасть как хочется. Смотрела ваш батик. ОЧЕНЬ впечатляет, красиво и здорово.

Лера, можно ещё пару вопросов?????? Прошу прощения за назойливость ))))))

Резерв сварила, получился, как на мой взгляд- нормальный. Попробовала на тренеровочном кусочке ткани (натуральный крепдешин) Резерв ложится ровно, без капель и подтеков. Мне понравилось работать трубочкой, удобно, рука сразу послушалась. Нанесла тренеровочный рисунок. Подождала приблизительно 1,5 часа, все высохло. На просвет «дырок» в линиях не было. Приступила к нанесению краски. Так вот вопросы:

— сначала смочила ткань — потом краской. Вроде все было хорошо, но после минут 15 краска затекла на резерв. В чем ошибка? Может слишком смочила ткань (мочила все сразу с резервирующей линией) и краска по водичке как по дорожке везде затекла? Смотрела разные видео ролики, так там показывают как кистью мочат все сразу и фрагменты и резервирующую линию. Как правильно?

— может плохо пропиталась ткань резервом? И надо было с обратки ещё раз? Но пробовала по сухому, вроде не течет на линию….

— и такой вопросик. Как сделать цвет сразу сочным. Утром посморела на «залитые» фрагменты, получаются слишком блекловатые. А сразу наносить в несколько раз краской, боюсь чтобы не было слишком «мокро»и опять же не затекла краска за резерв.

Если смочить всю ткань сразу то от резерва толку будет мало, смачивайте только сам фрагмент внутри резервирующей линии,не заходя на линию!! А какими красками вы все же работаете?? Вообще все зависит от концентрации краски и воды, самой яркой будет неразбавленная краска по сухому, если ткань смочить несильно тоже цвет будет яркий.

Спрашивайте, мне отвечать не трудно=) Сама так начинала, самоучками быть непросто зато очень эффективно=)

Лерочка спасибо большое за понимание и ответы.
Краски у меня ЯВАНА для шелка.
Пробовала на сухую ткань наносить, краска подтекая к резерву создает четкую или даже очень резкую ( в цветовом решении) линию. Краски не разбавляла пока водой, пробовала сразу из баночки, предварительно перед работой перемешала всё внутри баночки, т.к. виден хороший осадок внизу на дне.
На счет резерва поняла свою ошибку, теперь буду только сам фрагмент мочить водой.
А можно потом, повторно «пройтись» краской по одному фрагменту, тем самым делая его ярче. Немного дать ему подсохнуть и ещё раз сверху краской? А уже появившиеся затеки растушевать сухой кисточкой?

Это к сожалению проблема всех красок под утюг,если наносить краску по сухому возле контурной линии часто остаётся яркая полоса=(,остаётся только разгонять кистью до победного конца. Повторно наносить краску можно, но после того как фрагмент полностью высохнет, иначе не избежать подтеков!!!

Краски если разбавлять ,то лучше не сильно, что-бы они хорошо растекались. В красках под утюг часто можно найти спец. разбавитель или белую краску, этими средствами лучше разбавлять то получения нежного цвета.

Валерия здравствуйте! Подскажите пожалуйста как обрабатывается уже готовое изделие, шарф или платок. Просто подшивается на машинке или лучше отдать в ателье?

Добрый день, Евгения. Многие подшивают вручную,но шов получается, на мой взгляд, грубый. Я отношу портнихе, которая обрабатывает края на оверлоке, под закрутку. ширина шва 3 мм. Но нужно найти швею или ателье где есть хороший оверлок,способный обрабатывать шелк.

Источник

A_lena

Рег.
16.09.2008
Сообщ.
49

Выздоравливайте!!!

ирэн288

Рег.
24.04.2007
Сообщ.
24

Девочки, недавно стала заниматься батиком, подскажите, весь ли шелк надо стирать, я купила шелк для батика (за 380 руб) и постирала небольшой кусок хозяйственным мылом. Так вот, тот кусок, которы я постирала перестал блестеть и стал какой-то блеклый и немного мятый, а тот который не стирала блестит красиво. Что делать, хочу расписать на картину.
И второй вопрос — видела в интернете продают грунт-антирастекатель. Как его использовать правильно и можно ли применять этот грунт, если я использую краски Хобби батик анилиновые). Как потом при запаривании будет вести себя этот грунт.

Я-Luchik

Рег.
08.05.2008
Сообщ.
1791

Награды: 1

Ирэн288, не знаю, что тебе и ответить. Во-первых, вопрос : какой шёлк ты купила (название переплетения) и где? Аппретированный он или нет? Аппретируется ткань как раз для улучшения внешних качеств и товарного вида, а после стирки внешний вид может поменяться, как в твоём случае. Во-вторых: после стирки и полоскания нат. шёлк не выкручивают, а бережно промокают в махровом полотенце и для лучшего разглаживания начинают гладить во влажном состоянии. Для увеличения яркости краски и блеска шёлка при полоскании в прохладную воду добавляют немного уксуса(1-2 стол. ложки на литр воды).Соблюдала ли ты эти правила?
Я покупаю шёлк без аппрета и перед росписью не стираю его, делаю это только после росписи.Мои изделия блеска не теряют.
Про антирастекатель. Тоже, не видя его фото, вряд ли что-то можно сказать определённое. Я лично пользуюсь американским «No Flow» фирмы «Jacquard» и «Verdicker» фирмы «Marabu», они оба водорастворимые и добавляю их в любые краски. После стирки краска остаётся, а плотность от загустителя пропадает, т.е. он растворяется в воде. Думаю, что при обработке паром антирастекатель тоже растворится, хотя бы частично а остальное при стирке смоется.

Читайте также:  Чем отмыть декор от затирки

на фотохостинг →

A_lena

Рег.
16.09.2008
Сообщ.
49

Luchik
загуститель как я поняла для того, чтобы обойтись без резерва? А что такое загуститель, он продается? Какой лучше ? Или из подручных средств? Применяется ли при росписи парозакрепляемыми красками?
Где то можно об этом подробнее почитать?

Клопик

Рег.
10.01.2009
Сообщ.
33

Ответте пожалуйста на мой вопрос: Есть акриловые краски по ткани. можно ли их использовать для узелкового батика? (краски закрепляются утюгом) И чем они отличаются от набора гамма батик?

Я-Luchik

Рег.
08.05.2008
Сообщ.
1791

Награды: 1

A_lena

Luchik
загуститель как я поняла для того, чтобы обойтись без резерва? А что такое загуститель, он продается? Какой лучше ? Или из подручных средств? Применяется ли при росписи парозакрепляемыми красками?
Где то можно об этом подробнее почитать?

A_lena, оба средства, о которых я писала выше, антирастекатели или, по-другому, загустители красок, водорастворимые, т. е. если их использовать в качестве резерва для наведения ограничивающих линий, они растворятся и краску в этих границах не удержат. Во-вторых они очень густые и через трубочку не пойдут. Эти средства применяются для того, чтобы, добавив их в жидкие краски, сгустить их и расписывать ими без резерва в технике свободной росписи мелкие детали, веточки и т. д. Я лично добавляю загустители в любые краски (и термо- и паро-закрепляемые). Результат ОК. Да, он продается в отделах, где есть материалы и краски для батика. Литературы по этим средствам конкретно я не встречала, а так кое-где в инете прокакивают разные сведения. На всех красках и средствах обычно есть инструкции по применению.

Клопик

Ответте пожалуйста на мой вопрос: Есть акриловые краски по ткани. можно ли их использовать для узелкового батика? (краски закрепляются утюгом) И чем они отличаются от набора гамма батик?

Клопик, если ты имеешь ввиду акриловые краски фирмы «Гамма», то они жидкие и их можно применять для узелкового батика. Они отличаются от набора Гамма-хобби тем, что первые закрепляют утюгом, а вторые-паром.
Акриловые краски для ткани Олки и Декола очень густые и даже разбавленные водой плохо растекаются по ткани (неоднородно, с затёками).

Tineoidea

Рег.
18.11.2007
Сообщ.
5828

Простите, если повторяюсь, но поиском не нашла ничего.

Как отмывать трубочку от резерва? Полоскаю её в уайт-спирите минут 20 уже, аж голова кругом, а она всё равно внутри мутная.

ВерНик

Рег.
18.04.2007
Сообщ.
4457

Награды: 1

Tineoidea,я вопрос и ответ про трубочку нашла здесь https://club.osinka.ru/topic-53071?&start=15

Майя

Рег.
29.12.2008
Сообщ.
90

Tineoidea, может быть, конечно, я очищаю трубочку и не «по науке», но я делаю так: сначала максимально выдуваю остатки резерва, а затем слегка нагреваю (очень осторожно) трубочку зажигалкой и выдуваю все остатки (только чтобы не было пламени на кончике трубочки). Не знаю, насколько понятно мне удалось объяснить, но … я старалась

Tiamat

Рег.
28.09.2006
Сообщ.
8094

Награды: 1

Tineoidea

Простите, если повторяюсь, но поиском не нашла ничего.

Как отмывать трубочку от резерва? Полоскаю её в уайт-спирите минут 20 уже, аж голова кругом, а она всё равно внутри мутная.

Я промываю бензином. Раньше тоже нагревала спичкой, но поняла, что дешевле налить бензина в одноразовую рюмку, втянуть его в трубочку и оставить на минут 10. А потом промыть туда-сюда. Бензин «Галоша» имеется в виду. Уайт-спирит не надо — сдохнуть можно

KoNa

Рег.
31.01.2006
Сообщ.
11039

Награды: 1

Можно бензин налить в маленькую баночку с плотно прилегающей крышкой. В таком случае я использую эту промывку несколько раз. Промыла трубочку, банку заркрыла до следующего раза. Свойств своих не теряет. Естественно, если резерв используется цветной, то промывка должна быть отдельно от промывки после бесцветного.

Девочки, расскажите про туаль. Какие впечатления от работы с ней? Сильно мнется?

Gi-Gi

Рег.
07.11.2008
Сообщ.
4643

KoNa

Можно бензин налить в маленькую баночку с плотно прилегающей крышкой. В таком случае я использую эту промывку несколько раз. Промыла трубочку, банку заркрыла до следующего раза. Свойств своих не теряет. Естественно, если резерв используется цветной, то промывка должна быть отдельно от промывки после бесцветного.

Вот и я также — растворитель в банку налила, после работы заливаю трубочку на нек-е время, потом выдуваю обратно, банку закрываю.
У меня именно уайт-спирит, муж прикупил какой-то модный — не пахнет вообще.

Tiamat

Рег.
28.09.2006
Сообщ.
8094

Награды: 1

Ну, у меня просто пол-банки бензина с корявой надписью «Грязный» и всё я им промываю, наливая в стакан и т.д.

Ксяка

Рег.
10.03.2005
Сообщ.
12

Девлчки подскажите. я сегодня заказываю краски ГАММА. И хочу закать так же краски для ткани. Я хочу раскрасить тканевые сапоги, да и вообще хочу пориосвать по ткани Стоит заказывать гаммовский набор для батика или нет?

Tineoidea

Рег.
18.11.2007
Сообщ.
5828

Майя

Tineoidea, может быть, конечно, я очищаю трубочку и не «по науке», но я делаю так: сначала максимально выдуваю остатки резерва, а затем слегка нагреваю (очень осторожно) трубочку зажигалкой и выдуваю все остатки (только чтобы не было пламени на кончике трубочки). Не знаю, насколько понятно мне удалось объяснить, но … я старалась

Ага, понятно. Надо будет попробовать.

Выложу попозже свои батиковые потуги, оцените. Я только начала учиться.

А как вообще правильно ударение ставить — бАтик или батИк?

Источник