Большой грех стирать в праздник

Иногда в церковной среде, а особенно от людей пожилого возраста приходится слышать что-то из серии: «в воскресенье и великие церковные праздники мыться грех». Так ли это, или же в действительности является очередным суеверием? Давайте попробуем разобраться почему вообще зародилось такое поверье, откуда оно пошло…

Совершим экскурс в историю вопроса. На самом деле зародилось это еще… нет не «до Революции», хотя формально до нее, но весьма задолго — аж в далекие-предалекие ветхозаветные времена, когда еще на землю нашу грешную не пришел Господь Иисус Христос, чтобы спасти весь род человеческий и дать нам Новый Завет в различных вопросах.

Седьмой день тогда назывался не воскресеньем, как сейчас, а субботой. Еще когда были живы Адам и Ева — первые люди Бог благословил день субботний и освятил его (Быт. 2:3). Так и повелось, что люди чтили этот день, помнили, что суббота — завет вечный (Исх. 31:16) Суббота была для древних евреев священным днем. Строго запрещались любые дела, под страхом различного рода наказаний, вплоть до смертной казни. В субботу нельзя было делать ровным счетом ничего, даже вкушать пищу, ну и конечно в том числе соблюдать гигиену, например, мыть тело.

Но вот проходят тысячелетия и воплощается Господь наш Иисус Христос, Который несколько скорректировал и смысл ветхозаветной субботы. Так, творя многие чудеса Господь исцеляет и в субботу, чем вызывает великое недовольство фарисеев. Итак, можно в субботы делать добро (Мф. 12-12) говорит нам Христос.

На протяжении веков многие святые, богословы сопоставляя эти слова Христа с четвертой ветхозаветной заповедью «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему…» (Исход 20:8-11) приходят к выводам, которые можно интерпретировать в то, что в субботу (а по нашему в воскресенье) можно (и даже нужно) делать добрые дела, совершать хорошие поступки, ходить в храм Божий, посвящая частичку воскресенья Богу, а работать же (например, делать дела по дому) — не следует.

Приближаемся к теме нашего вопроса. До сравнительно недавнего времени процесс помывки тела был весьма трудозатратным по своей подготовке. Так, требовалось наносить воды, наколоть дров, натопить баню…

А вместе с этим, как правило, затевалась еще и стирка — что тоже не такой уж легкий труд, когда он выполняется вручную. В (советских, например) квартирах, где зачастую не было машины, автомата, да и элементарной горячей воды, которую приходилось греть, все описываемые процессы тоже были весьма трудозатратны и растягивались иногда, если не на все воскресенье, то по крайне мере на половину его уж точно…

Но сейчас в наш век стиральных машинок-автоматов, квартир с горячей водой, процесс принятия душа, да и быстрой стирки не представляет собой практически никакого труда и подготовки и укладывается всего лишь в несколько минут. Не нарушается этим, пожалуй, не четвертая заповедь Бога, ни слова Христа. Если, конечно, мы ставим в машинку в стирку белье, или принимаем ванну вместо посещения церковной службы, или совершения какого-либо доброго дела — то это уже другой вопрос.

Напоследок приведем слова протоиерея Андрея Ефанова по этому вопросу, опубликованных на одном из православно-христианских порталов: …Мытье в воскресный день не считается грехом. Грех — то есть неправильный выбор — это если водные процедуры происходят вместо того, чтобы пойти в храм, как-то мешают духовной и молитвенной жизни… То, о чем Вы спрашивали, относится к разряду суеверий.

Просим всех подписаться на наш канал, поставить лайк, чтобы эту запись увидели как можно больше людей. Спаси вас Господи!

Источник

Что нельзя делать во время православных праздников?

Во время церковных праздников нельзя верить суевериям, которые дают нам неправильное понятие о проведении праздника. Церковные праздники нужно проводить по-христиански. С утра сходиться в храм, помолиться. Вечер провести в кругу семьи, быть чутким и заботливым.

Особых запретов на разные виды деятельности церковь не делает, главное, чтобы это не навредило душевному спокойствию православного. Работа не может осквернить душу, если человек помнит в Боге.

Если вы хотите преумножить свою веру, следуйте Библии. Не стоит слушать суеверия.

Почему нельзя делать уборку?

Вокруг этой темы всегда ходило много суеверий. Наши предки чтили старые приметы и всегда послушно следовали им. Как мы сказали, особых запретов церковь не делает. Главное, помнить о Боге. Некоторые суеверия пришли к нам из старины.

Приметы- почему нельзя убираться в церковные праздники как было раньше

Вот так проводили праздники наши предки: с утра умывались, одевались и шли в местную церковь на молитву. По пути назад заходили к родственникам и родителям. Заниматься мелкой работой начинали к вечеру. Накануне праздника генеральных уборок не делали. Это было грехом. Считалось, что человек может притянуть к себе плохое, выметая из дома добро. Мусор, неубранный накануне, становился святым. Убирать его в святой день нельзя. Это означало выкинуть из дома самое любимое и дорогое.

Православные считали, что человек, убирающийся в праздник, обречен на разные болезни. Боясь Бога и болезней, христиане четко следовали примете.

Современные священнослужители считают, что полностью следовать примеру предков не стоит.

Приметы против уборки

На Руси существовало множество примет против уборки.

  • Православные не убирались ночью и после заката. Так можно смыть благополучие семьи.
  • Пока близкие в пути, убираться в доме нельзя. Считалась, что таким образом мы выгоняем гостей, хотим, чтобы они больше не приехали.
  • Убираться дома нужно с закрытыми окнами. А не то будет ссора в семье.
  • Очень удобно убираться и готовить еду одновременно. Но, к сожалению, этого делать нельзя. По примете в семье пропадет еда. Хотя по мнению священников в совмещении домашних дел ничего плохого нет.

Следовать этим приметам – не стоит. Это все суеверия. Библия не заостряет внимания на подобных вещах. Единственное, что запрещает Библия – убираться по воскресеньям.

Что именно нельзя делать в церковные праздники?

  • Не ругаться. Даже в будние дни, ругаясь, люди оскверняют свою душу. Право говорить нам дано для общения с Богом и родными людьми, но точно не для брани. Сквернословие приравнивается к смертному греху. Христианство запрещает ругаться не только в Святые дни, но в любые другие.
  • Нельзя стирать. Стирка руками всегда была тяжелой работой. Особенно, если приходится таскать воду их реки или колодца. Если в семье есть новорожденный, то стирали после службы. Священники советуют провести это время за молитвой
  • Запрещено мыться. Считалось, что можно попасть на тот свет. Ведь чтобы помыться, надо наколоть дрова, затопить баню. Все это тяжелый физический труд. Церковь не рекомендует мыться. А заменять праздник «пляжным отдыхом» считает огромным неуважением к Богу.
  • Нельзя заниматься рукоделием. В то время не было магазинов одежды. Женщины шили одежду сами. Рукоделие не считалось приятным занятием. Это считалось работой. А иглы и спицы рассматривались церковью, как гвозди, которые вонзали в Тело Христа. Заниматься ли рукоделием? По мнению священника, можно в том случае, если вас об этом попросили. Делать добрые дела нужно в любые дни.
  • Православные люди не работают в огороде. Это запретная деятельность в праздники, так как забирала очень много сил. Отменить посев картофеля было возможно. Но доить корову и кормить скот приходилось. Работа в огороде во время праздника воспринимается священниками, как неуважение к себе и Богу.

В какие праздники лучше не планировать дел?

Основные праздники, в которые стоит воздержаться от работы – Пасха и Рождество.

Протоиерей Александр Ильяшенко говорил:

«Смысл всех запретов в православные праздники не в том, что нельзя. В православные праздники стоит посвящать день Богу. Начните день не с молитвы, а с посещения храма. Делайте милосердные поступки, заботьтесь о близких людях. Уборку, сделайте накануне, чтобы встретить праздник в чистом доме».

Источник

В настоящее время среди православных людей существует масса примет по тому или иному поводу. И хотя церковь твердит, что верить в суеверия нельзя (это противоречит религии), а следует жить, слушая свою душу и сердце, это вовсе не останавливает наш народ. Очень много примет можно услышать по поводу уборки в церковные праздники. Верить им или нет — личное дело каждого, но даже человек, далёкий от веры и церкви, а нет-нет и откажется от уборки на Пасху или Крещение.

Почему нельзя убираться в церковные праздники?

Давайте попробуем разобраться, почему уборка в церковный праздник — не самое лучшее занятие, а также рассмотрим, что думают по этому поводу служители церкви.

Что нельзя делать во время православных праздников?

Что нельзя делать во время православных праздников?

Во-первых, ни на одной странице в Библии вы не найдёте запрет об уборке. Во-вторых, верить в суеверия — уже большой грех. Благодаря вот таким приметам, у людей возникает неправильное понятие о проведении самого праздника. В-третьих, все праздники, а именно — церковные, нужно проводить по-христиански. Что это значит? Это значит, что в этот день нужно пойти в храм, помолиться, поставить свечу за здравие близких людей, исповедаться, причаститься и совершить другие ритуалы, которые вам велит ваше внутреннее состояние. Вечер в этот день лучше провести в кругу семьи, прислушаться к родным, заняться общим любимым делом.

Что нельзя делать во время православных праздников?

Никаких табу по поводу уборки церковь не диктует. Самое главное правило — любое действие не должно навредить ни самому человеку (в плане душевного спокойствия), ни кому-то ближнему. Если в человеке живёт вера в Бога, то никакая уборка не сможет его осквернить.

В какие праздники лучше не планировать дел?

Любой православный человек должен помнить, что в Библии нет ни слова о запрете уборки в церковные праздники. Но в ней есть требование перестать верить в приметы и суеверия.

Почему нельзя делать уборку?

Почему нельзя делать уборку?

Многие приметы, касающиеся уборки, в том числе и во время проведения православных праздников, пришли к нам далеко из прошлого. Считалось, что занимаясь физическим трудом в священные дни, человек может притянуть беду не только себе, но и своему дому, и всем, кто ему дорог. Православные и до сих пор считают, что уборка не только в этот день, но и накануне, способна привлечь болезни и даже смерть на человека. Якобы Бог покарает человека за содеянное.

Важно! Однако давайте повторим, что в Библии нет ни слова об этом.

Именно опасаясь страшных последствий, люди не принимались за уборку в доме, хотя даже служители церкви полностью отрицают подобные суеверия. Церковь не запрещает наводить порядок в любой из религиозных праздников.

Приметы против уборки

Приметы против уборки

Во времена Руси существовало просто уйма примет, в которые люди верили и строго им следовали:

  • убрать вечером или ночью — потеря благополучия, ссора с родными;
  • подмести, когда кто-то из близких в дороге — навлечь на него беду;
  • не открыть окна во время уборки — навлечь на семью крупную ссору;
  • совмещать уборку и приготовление еды — обрести себя на голод.

Следовать этим приметам вовсе не следует. Это всё суеверия, которые иногда могут вызвать нарушение душевного спокойствия. Ведь никто не отменял правило материализации наших мыслей. Когда вам нужно вынужденно убрать в церковный праздник и вы это сделаете, то потом будете ожидать кару от Всевышнего. И поверьте, неприятность случится. Но это будет лишь то, о чём вы думали — таким образом вы сами привлекли к себе внимание неприятностей.

Что именно нельзя делать в церковные праздники?

Что именно нельзя делать в церковные праздники?

Запреты, о которых говорят священнослужители, вовсе не относятся к уборке. Так, в церковные праздники действительно нельзя делать следующие вещи:

  1. Ругаться, ссориться, провоцировать скандал. Таким образом, вы не только оскверняете свою душу, но и обижаете того человека, который испытывает на себе ваш гнев. Особое внимание нужно обратить на чистоту своей речи. Сквернословие — страшный грех не только в церковный праздник, но и в любой другой день.
  2. Стирка. В этом случае речь идет о стирке, которая проводится руками. Это, безусловно, очень тяжёлый труд. Попробуй перестирать все вещи, особенно когда в семье есть маленькие дети. Церковь запрещает стирать в православные праздники только по той причине, что лучше это время уделить молитвам, времени с семьёй и мыслям о своей душе.
  3. Мыть тело. Это касается только тех случаев, когда у вас нет ванны или душевой кабины. Дело в том, что это табу пришло к нам с того времени, когда для того, чтобы помыться, нужно было наколоть дров и растопить печь для нагревания воды. Аргументы — те же самые, что и в случае со стиркой.
  4. Работа в огороде. Приравнивается к физическому труду. Занимаясь прополкой или собиранием урожая, вы тратите очень много сил, а церковь твердит, что лучше это время провести в покое, подумать о боге и помолиться.

В какие праздники лучше не планировать дел?

В какие праздники лучше не планировать дел?

Самыми важными церковными праздниками считаются Рождество и Пасха. Это особые даты, когда запрещено даже думать о плохом. В эти дни нужно полностью посвятить время Богу, помолиться вместе с семьёй, поблагодарить его за всё, что у вас есть, поговорить с детьми о Всевышнем и провести день в полном спокойствии.

В какие праздники лучше не планировать дел?

Подводя итог, можно сказать следующее: ни одна церковь не запрещает человеку убираться в церковный праздник. Мало того, если человеку от наведения порядка становится хорошо на душе, то лучше и вовсе этот день посвятить подметанию, мытью полов, посуды и приготовлению пищи. Если же убираясь, вы чувствуете дискомфорт, то лучше уборку отложить на другой день.

Источник

ЮЛИЯ
Заслуженный участникНеотложные дела делались и иудеями. Корова мычит, чтоб ее подоили, и в праздник. Скот кушать хочет, его выгнать на выпас надо или корм задать. Еду если и не сготовить, то вчерашнюю принести и многочисленное семейство накормить. Это все тяжелый труд, не то что накидать белья в машинку и кнопку нажать.
У автора темы (который, кстати, уже явно не нуждается в этом обсуждении) четко обозначено: на другой день надо срочно уехать, только поэтому поднялся вопрос о «тяжелом труде» собирании белья в охапку и засовывании в машинку. Дело оказалось неотложным.
Сам Господь говорил нам про то, что если мы уж вола отвязываем в субботу и ведем поить — то неужели людям не послужим.
Соблюдение установлений должно быть, в Новом Завете, по разуму. Нет, я ни в коем случае не призываю устраивать «трудовые воскресники». Но надо помнить и св. Спиридона Тримифунтского, который на первой неделе Великого поста предложил голодному путнику мясо. И когда тот отказался, сказав, что я-де не иудей и чту Пост — святитель сказал, что именно потому что не иудей — должен понимать, для чего пост. Для смирения своей плоти, а не «по букве закона». А в данном случае плоть и так смирена до предела…
Неофитка, вы много пишете о том, что день «должен быть посвящен Богу». Это, разумеется, более чем правильно. Расскажите, пожалуйста: как именно Вы посвящаете праздники Богу? Что Вы делаете?
Дмитрий Новиков
Заслуженный участникСлужить лишь Богу он хотел,
душею истины взыскуя,
и от земных, суетных дел
бежал, по горнему тоскуя.

Взор ввысь свой трепетно стремя,
искал божественной отрады
то средь страниц календаря,
то в буквах проповеди давней.

Уверенность его была
опорой в мире сем мятежном,
сомнений червь не возбуждал
вопросов вечных, безответных.

Но как-то раз, в закатный час
в душе раздался голос тихий:
«Обресть желаешь ты Меня,
но отчего ж не хочешь видеть,

что Я не в букве, но в душе,
участья ждущей в эту пору,
не в жесткой правил борозде —
в любви и милости откроюсь?

Ты праведность свою холишь
и жертвой мнимою восторжен,
а Я так малого лишь жду –
того смиренья, что неложно.

Узри Меня в хлопотах дня,
в докучливых словах соседа
и в отрешенности святой,
и в жажде творчества и дела.

Тогда пребуду Я всегда
везде с тобой в любую пору
и путеводная звезда в душе –
не в небе путь откроет».

Неофитка
Новичок Читательница
Мне бабушка говорила (когда была жива), что ничего нельзя делать в воскресенье, и что когда-то давно ничего не делали. Она мне даже не разрешала телевизор смотреть. Говорила — в церквях везде правят Святые Литургии, а ты телевизор смотришь —неужели нельзя подождать до обеда?

Бабушка ваша была совершенно права, и в старину благочестивые люди все так поступали. Если уж не можешь присутствовать на Литургии, то хотя бы мысленно будь в храме.

Что же касается стихов, которые привел Дмитрий Новиков, по всей видимости, для того, чтобы укорить меня за то, что я фарисейка и ставлю букву выше духа, то на это я вот что хотела бы ответить.

Естественно, ни я, ни кто бы то ни было из православных (если только они в своем уме) никогда не поставит букву и закон выше духа Христианства. Но говорить об этом, как мне кажется, имеет право только человек, который сам уже всю букву выполнил. Тогда да, можно себе представить, что какой-нибудь святой старец с сокрушением в сердце говорит самому себе: «Я все соблюл, что было предписано, все посты, все молитвенные правила, все послушания, но этого недостаточно, потому что Христианство не в соблюдении законов и правил, а в любви к Богу и ближнему.»

Это я могла бы понять и принять, но я думаю, что и такой старец, если только он не враг Православной Церкви, никогда не стал бы учить такому других людей, да еще и таких, которые стремятся соблюдать предписания Евангелия и Святых Отцов — это все равно как выбивать костыль у хромого. Дико было бы услышать от него совет: не надо тебе, чадо, ни поститься, ни праздники Божии чтить, Христианство, мол, не в этом. Такое мог бы сказать только простестант-обновленец.

А православный сказал бы наоборот: Святые Отцы были не глупее нас с тобою, чадо, и они вычитывали молитвенные правила, чтили церковные праздники, старались как можно чаще посещать Службы Божии. Считали ли они, что благодаря только этому одному спасутся? Конечно, нет. Но полагали, что в соблюдении церковных традиций и правил человеку предлагается помощь в его немощи. О какой настоящей любви к Богу можно говорить, если ты даже от куска колбасы не можешь отказаться или помолиться забываешь, или в храм ленишься пойти? Ты говоришь, что не в этом дело и что Бог у тебя в душе? Но словам грош цена. Особенно таким, которые не подкреплены делами.

И еще: Православие — это не восточная и не ньюэйджевская практика по самосовершенствованию человека и его души. Цель православного не самосовершенствование, а спасение. Научимся ли мы по-настоящему любить Бога и ближнего, еще неизвестно, но если мы будем стараться и соблюдать хотя бы самые простые церковные правила, то Бог, увидев наши старания, пошлет нам помощь и спасет нас, взяв к Себе.

А большего мне, грешной и недостойной, и не надо.

Vaclav
НовичокМы очень упрощенно подходим к разрешению той или иной жизненной ситуации. Конечно есть учение Церкви, есть труды святых отцов, сложившиеся традиции и т.д. Когда у нас кто-то о чем-то спрашивает, то мы очень «легко» даем советы. Дескать, вот сказано о посте так — то и выполняй, сказано о воскресном дне — вот тебе и правило. И только лишь, когда сам станешь лично перед разрешением такой же ситуации в своих жизненных условиях, то поймешь: какую ношу взваливал тогда на плечи человека. Когда жизнь прожита, то видишь: сколько ошибок было сделано по неразумию, сколько разрезано по-живому.
Каждый человек индивидуален. Святые отцы давали свои советы определенным людям, исходя из их совокупного жизненного положения: сословие, достаток, здоровье, работа, семья…. Мы порой забываем, что «суббота для человека», а не наоборот. Все, что мы имеем в Церкви — это как бы, эталон, на который нужно равняться. Это идеал христианина. Никакой священник, не зная человека, не сможет дать правильный ответ на то, как поступить в жизненной ситуации этому человеку.
«Стирать или не стирать?» Совершенно не важно руками или в автомате. В первую очередь нужно решать эту проблему с теми, кто находится непосредственно около Вас, и кто будет напрямую зависеть от решения этой проблемы.

[Исправлено: Vaclav (08-06-2011)]
 

Дмитрий Новиков
Заслуженный участник Неофитка
Что же касается стихов, которые привел Дмитрий Новиков, по всей видимости, для того, чтобы укорить меня за то, что я фарисейка и ставлю букву выше духа…

Мне очень неудобно, но вынужден поправить Вас — не привел, а написал специально для этой ветки Форума. Я ведь воровством не занимаюсь, в том числе и литературным, а по Вашим словам именно так и выходит. Приводя чужое стихотворение, я бы непременно привел и имя автора.

Что же касается укоров в фарисействе, то, к сожалению, этот вопрос так легко не решается, ибо слова человеческие крайне слабое орудие для выражения истины. И чем дольше живу, тем более убеждаюсь в этом. Посему не стал бы сразу делать однозначные выводы о фарисействе. Но симптом фарисейства, конечно, присутствует — что есть, то есть. Другие собеседники тут очень хорошо об этом сказали, повторять не буду.

Проблема ведь в чем? Само мышление человека дихотомично, то есть идет по путям, которые можно условно обозначить как: белое-черное, плохое-хорошее, выше-ниже… И совершенно не приспособлено для восприятия глубины пространства, также и пространства духовного — к тому, чтобы понять, увидеть не внешнюю канву событий, не их антагонизм, но единство. Отсюда и подавляющее большинство споров и философских столкновений, в которых противники видят как правило лишь одну, обращенную к ним самим сторону события и не замечают всего остального.

Неофитка
Новичок Дмитрий Новиков
Мне очень неудобно, но вынужден поправить Вас — не привел, а написал специально для этой ветки Форума.

Спасибо, я очень польщена. Не совсем, правда, понятно, почему вы вывели меня в виде мужчины, да и никак не могу, увы, сказать про себя, что меня «сомнений червь не возбуждал», но спишем это все на счет поэтических преувеличений. А вообще действительно спасибо, любовные стихи мне посвящали, а такие философские — нет, в первый раз.

Само мышление человека дихотомично, то есть идет по путям, которые можно условно обозначить как: белое-черное, плохое-хорошее, выше-ниже… И совершенно не приспособлено для восприятия глубины пространства, также и пространства духовного — к тому, чтобы понять, увидеть не внешнюю канву событий, не их антагонизм, но единство.

Ну почему же? Вот как раз на вашем примере мы видим, что дихотомично мышление далеко не каждого человека, что есть и среди нас «быстрые разумом Невтоны», способные легко преодолевать неподъемные для остальных антиномии и охватывать все глубины и высоты одним проницательным взглядом.

Дмитрий Новиков
Заслуженный участник Неофитка

Я, право, в замешательстве: как можно было так опростоволоситься — употребить род мужеский заместо женского? А все моя простота и наивная надежда быть понятым, пусть и в столь завуалированной форме… И как бы мне хотелось на этой дружеской ноте Вашей закончить диалог, но — нет, слаб, очень слаб я в классификации червей — не смог отличить червя сомнений от червя язвительности, который поднял-таки свою голову во второй части Вашего постинга.

Но ничего, все можно преодолеть, если есть на то добрая воля. Вот и надеюсь, что владеющие нами эмоции не помешают совместному поиску истины. А для этого нужно совсем немного — только чуть-чуть «прибрать басы» собственного эго и выпустить на волю мелодию сочувствия и сопереживания ближним своим и дальним…

Но если говорить уже совершенно прямо, то высказанное в стихотворении я обращаю к любому человеку и, в первую очередь, к самому себе. Ведь не допускаете же Вы мысли, что я считаю себя свободным от всех тех заблуждений, с которыми так желательно расстаться человеку, если он хочет хоть что-то понять в этой жизни?

Источник