Древний рим моча стирать

В обычном древнеримском доме постирать одежду было очень сложно или почти невозможно: нет мыла, в инсулах мало воды, нет емкостей для мойки тяжелой шерстяной одежды. Грязные вещи отдавали на стирку фуллонам — это сукновалы и прачки древнего мира.
Римляне не знали мыла и не использовали это чудесное изобретение в своем быту. Возникает справедливый вопрос: чем же они тогда могли начисто отстирать одежду? И ответ на него слегка шокирует современного обывателя, избалованного гигиеной и обилием стиральных средств в магазинах. Фуллоны использовали для своей и без того нелегкой работы мочу и особую глину — так называемую «валяльную глину», которая очень хорошо впитывала жир. Хорошо отстирать ткань обычной водой без моющих средств невозможно, особенно, если одежду носили постоянно, почти не снимая. Таинственный древнеримский анонимус однажды заметил, что человеческая моча, постоявшая одну-две недели, образует в соединении с жиром, пропитавшим одежду (человеческая кожа выделяет жир), пенящееся вещество, хорошо отмывающее ткани, иначе говоря — жидкое аммониакальное мыло. «Это величайшее открытие в истории!», — подумал Анонимус, и побежал сушить описанную тогу.
Итак, римляне использовали для стирки мочу. А стирали они так: грязную одежду или ткань клали в глубокий чан, заливали мочой, в чан влезал работник-фуллон и, опираясь на стенки перегородок, между которыми стояли эти чаны, а если вместо чана был простой деревянный ящик, то на стойки, прибитые к его стенкам, начинал подпрыгивать, выжимая голыми ногами грязь из одежды. Занятие, надо сказать, не из приятных, не говоря уже о парящих в воздухе «ароматах». Затем мочу сливали, засыпали материю глиной (той самой особой), наливали воды и фуллон опять начинал подпрыгивать, как метко пошутил Сенека: фуллон начинал свою «пляску».
Потом вещи вынимали, раскладывали их на каменной плите, били палками или чем-то вроде валиков, после чего начисто отполаскивали в чистой воде. Выстиранные вещи развешивали на жердях для просушки, затем ворсовали с помощью щетки-дощечки, на которую были насажены головки какого-то колючего растения, родственного чертополоху, или была прибита шкурка ежа. И наконец, ткань (если она была белого цвета) натягивали на плетеное приспособление в виде полусферы, под которое ставили котелок с зажженой серой: серные пары придавали шерстяной материи особый блеск и мягкость. После этой процедуры ткань «крахмалили»: натирали другой особой глиной, для того, чтобы ткань не так быстро пачкалась. В конце одежду или ткань складывали и клали под пресс.

Все эти процедуры требовали специального оборудования, и лишь очень богатые люди могли обзавестись собственной прачечной-фуллоникой, которая бы обстирывала имение. Свои фуллоны были при императорском дворе и у таких богатых людей как Статилии Тавры или Волузии. Обычные люди пользовались услугами частных или городских фуллоник. В деревнях хозяева средней руки заключали с фуллониками договоры на обслуживание: при необходимости фуллоны приходили в усадьбу, прихватив с собой инвентарь, и стирали для заказчика.
Фуллоны своего ремесла ничуть не стеснялись и очень неплохо на нем зарабатывали. Существовали даже коллегии фуллонов и специальные учителя, в Кельне найдено надгробие, поставленное «Юлию Верину, учителю искусства фуллонов» — fulloniae artis magistro.
В Помпеях фуллоны, по-видимому, были даже самой мощной промышленной организацией, ведь помимо стирки они валяли сукно (изготавливали шерстяную ткань) и набивали тюфяки. О богатстве фуллоник говорят многие источники. И главное, население города и ближайших деревень никак не могло обойтись без их услуг.

С фуллонами также связан знаменитый исторический анекдот. Император Веспасиан обложил налогами общественные туалеты, как ошибочно считают, налог касался платы за вход. На самом деле император обложил налогом продажу урины из общественных туалетов кожевникам и фуллонам – ведь они использовали содержащиеся в моче кислоты в своем деле. И именно за этот налог упрекал Веспасиана его сын Тит, когда получил от отца всем известный ответ: «Деньги не пахнут!» («Pecunia non olet»).

по материалам книги М.Е. Сергеенко «Ремесленники Древнего Рима», 1968 г.

Иллюстрации к теме в этом альбоме: https://vk.com/album-10971354_141153394

DELETED

Да уж,запах…Запах от мочи двухнедельной выдержки такой,квириты,что от четырех литров ее,разбавленных в двух десятилитровых ведрах и разлитых в середине участка в десять соток,вонь стоит в любом конце участка,и даже у соседей.
Я практически уверен,что рабочие носили какие-нибудь древние марлевые повязки.

А еще пара вопросов.Я правильно понял,что до Веспасиана туалеты были бесплатные?А фуллоны всегда именно покупали мочу?То есть туалеты обслуживались (они же как-то обслуживались?) за счет этих сделок?
А почему бы тогда аналоги общественного туалета не сделать было в самих фуллониках?Так и платить не приходилось бы.Законодательно запрещено?

до Веспасиана, в правление Веспасиана и после него посещение туалетов было абсолютно бесплатным, даже Веспасиан не посмел бы посягнуть на естественные потребности)
налогом облагался только вынос мочи, коллегии фуллонов и кожевников заключали с общественными уборными контракты на вывоз урины, по-моему платили за нее 4 раза в год.
а туалеты обслуживались за счет государства, ведь речь об общественных туалетах — латринах.
Веспасиан ввел еще много разных налогов для того, чтобы поправить гос.казну, исхудавшую к его правлению
не очень понял этот вопрос: «А почему бы тогда аналоги общественного туалета не сделать было в самих фуллониках?»
ведь там только стирали и изготавливали ткань, тратить квадратные метры на туалеты невыгодно, да еще и драить их, гораздо дешевле просто покупать партии урины, когда запасы кончаются
фуллоники могли сами выбирать, в какой уборной покупать «моющее средство», к тому же фуллоны платили за пользование водой, за покупку привозной глины, местная не годилась, им было не привыкать закупать материалы для своей работы.

DELETED

правда я сам не очень понимаю, как они ее умудрялись собирать, ведь по всем свидетельствам нечистоты из туалета смывало водами из акведука в Клоаку максиму, и вода поступала регулярно. выходит, что для сбора мочи придумали какие-нибудь писсуары, пока что на этот счет не смог найти ничего внятного

DELETED

Общественные туалетчики скрывали это от фуллоник и продавали им суррогаты мочи.))

о как! я прав был)
нашел все же информацию, что фуллоны расставляли специальные сборники для мочи, но это немного противоречит введению налога на сбор:

«Помимо туалета, прохожий мог и имел право «отлить» в «посудину фуллона» – амфору с отбитым горлом, которую древнеримские сукновалы (фуллоны) расставляли в непосредственной близости от своих фуллоник. Собранная таким способом моча шла в работу – с ее помощью во время стирки очищали одежду.

Читайте также:  На сколько градусов стирать белые вещи в стиральной машине

Большая емкость для сбора мочи стояла в комнатке у входа в здание Евмахии на помпейском форуме. Поскольку в этом сооружении располагались торговые ряды коллегии сукновалов, то покупатель, зайдя за их продукцией, заодно мог помочь работе городских «химчисток».»
https://ulli-u.livejournal.com/84733.html

надо в первоисточниках порыться, чтобы уж точно сказать

Интересный парадокс-при отсутствии мыла римляне в среднем были более чистоплотны чем люди Средневековья, уже изобретшие мыло.

DELETED

Мигуэль, чистота-залог здоровья.Следовательно,нет лучшего способа умерщвлять плоть,чем не быть чистоплотным.)

Интересно, а другие обитатели Древнего мира-греки, египтяне, персы итд, которые тоже не были грязнулями, чем стирали одежёнку? Неужто та же жесть с мочой?:)

я вам не скажу за всю одессу, но за греков вам чуть-чуть скажу: они также стирали, и даже подозреваю, что римляне подсмотрели у них, т.к. местная римская глина не годилась для стирки и «крахмаливания», глину покупали из умбрии, сардинии, с о. кимола, одного из киклад, да и имена большинства фуллонов греческие, также М.Е. Сергеенко пишет, что среди хозяев фуллоник были «греки и люди с Востока (Горгий, Лет, Карп, Фавст, Агафопод, Аман)»
римлянин даже новую шерстяную ткань покупал уже постиранную таким способом, 100% постиранная так — если она светлая, потому что на ткацких станках ткань загрязнялась в процессе изготовления и даже абсолютно новая ткань требовала стирки, тем более, если она белая

зато варвары-галлы, по словам плиния, прекрасно знали мыло: используя золу с нутряным жиром

еще засек информацию, что викинги стирали мочой, но это мимолетно, не искал как следует

Так значит, мыльная индустрия-это галльская диверсия против устоев античного мира!?:)

Диего, по поводу непосредственно самих викингов сказать не могу, но мне попадалась информация о том, что непременной принадлежностью каждого крестьянского дома в Дании в 19 веке, была яма для сбора мочи отрытая в центре жилого дома. Мочу собирали именно для стирки.
Думаю, что никто не будет спорить с тем, что датчане являются прямыми потомками викингов.

А почему сейчас цивилизованный мир отказался от подобной технологии в промышленных масштабах? Ведь так вроде дешевле намного бы было-сырьё-то всегда в достатке может быть:)

все же в цивилизованном мире придумали более эффективные средства, менее пахучие, и даже экологически чистые

Все равно как-то в пустую уходит эта вся моча

Да, много ценного ресурса пропадает. Впрочем, можно надеяться на мощное развитие уринотерапии, возможно, что именно это сделает мочу востребованной медицинской промышленностью.

Понтифик, а вы сами лечиться уриной будете?

Я? Лечиться? Ну что Вы, я здоров как бык. Но вот продать ее готов всегда.))

Источник

Издавна мочу весьма широко использовали в хозяйственной деятельности. В далекой древности люди не знали, что такое мыло, зато широко использовали мочу в качестве первого из моющих средств.

Моча, постояв несколько дней, подвергается бактериальному разложению, и в ней образуется аммиак. При стирке этот аммиак, реагируя с жирами одежды или шерсти, образует жидкое аммиачное мыло.

Поскольку для стирки требуется много мочи, в Древнем Риме существовала профессия сборщика мочи, занимающегося одновременно и стиркой одежды. Люди этой профессии расставляли на улицах городов и поселений специальные горшки, куда мочились местные жители. Затем они собирали и увозили горшки в свои прачечные. Там они выливали мочу в большие каменные корыта, площадью до четырех квадратных метров. В корыта с мочой загружали одежду и мяли ее ногами. Далее одежду полоскали в речке или ручье, расстилали на лужайке для просушки, а после еще отбеливали серой.

Совсем недавно ирландские, германские и скандинавские прачки добавляли мочу в воду для полоскания, чтобы придать мягкость шерстяным изделиям. Еще в прошлом столетии знаменитый английский твид вырабатывали исключительно с применением человеческой урины для удаления пота с шерсти. Оказывается, аммиак мочи способствует лучшему удалению пота, кожного жира, чем что-либо другое!

В Афганистане и в североафриканских странах ковры по сей день моют верблюжьей мочой, чтобы краски были ярче.

В Англии, Франции, России женщины имели обыкновение мыть руки мочой для придания коже особой нежности. По древнему африканскому обычаю, мочой мыли сосуды для молока. Коренные народы Сибири использовали мочу для мытья кухонной утвари. Индейские женщины в Калифорнии для защиты от неблагоприятных погодных воздействий натирали своих детей смесью угольной пыли с мочой. Большинство населения Аляски мыли мочой лицо и руки. У эскимосов моча была самым предпочтительным средством для мытья волос.

В текстильном производстве с давних времен известен и широко применяется способ кубовой окраски тканей. Название способа происходит от слова куб (чан). С его помощью окрашивали ткань красителями, которые не линяли под воздействием воды и не выгорали на солнце.

Чтобы красить ткань, растительный краситель (индиго и другие) нужно было сначала преобразовать в водорастворимую форму. Краситель, отжатый из корней, листьев или древесины соответствующих растений, бродил в чане вместе с мочой. Аммиак, выделявшийся при брожении, позволял красителю выходить из сырья. Как только это происходило, в куб клали ткань для окраски. Вода и тепло распаривают волокна ткани, и те впитывают краску. Когда волокна достаточно пропитаются краской, ткань вывешивают на открытом воздухе. Кислород вызывал процесс закрепления красителя на волокнах ткани в нерастворимом состоянии. Так получали стойко окрашенную ткань.

Для дубления кож также применяли мочу.

При ковке стальных клинков для придания им особой прочности опять-таки использовали мочу. При термообработке стальных изделий производят насыщение их поверхностного слоя азотом. В этом случае сталь не требует быстрого охлаждения. Достоинства метода: процесс протекает быстрее и последующая обработка упрощается. При этом поверхностный слой металла насыщается азотом, что и придает изделию нужную прочность и твердость.

Другая сторона этого процесса заключается в том, что мочу заговаривают «на крепость». Закаливание стали в такой моче придает ей особые свойства.

В данном случае информация заговора с мочи передается на возбужденные атомы раскаленного железа, придавая им особые свойства (какие желали в заговоре).

Мочу применяли в качестве невидимых чернил. Напишите что-нибудь своей мочой на листе бумаги, подержите бумагу над лампой или свечой, и проявят себя мелкие кристаллики. Они приобретут окраску, и можно будет читать.

Читайте также:  Слушать вот они какие ручки небольшие маме помогают весело стирают слушать

До того как получили распространение пекарские дрожжи, европейские пекари применяли для закваски мочу.

При производстве сыра в средневековой Европе использовали мочу молодых девушек, чтобы сделать сыр более пряным и пикантным. Швейцарцы применяли мочу для ускорения брожения и созревания своего фирменного сыра.

Одному специалисту по сыроварению задали вопрос: для каких целей применяли мочу при изготовлении сыра? Он ответил: для улучшения вкусовых качеств и ускорения ферментизации. Добавляли немного. Это придавало сыру слегка терпкий вкус и характерный, отдающий смолой, запах.

В большинстве балканских стран крестьяне погружали творог для приготовления сыра в мочу мальчиков. Это способствовало зарождению сырных червячков, которые, будучи затем раздавлены с творогом, придавали сыру особенно пикантный вкус.

Смотрите также

Акушерские кровотечения

Основные причины кровотечений в первом триместре
беременности:

Самопроизвольные выкидыши

1. Кровотечения, связанные с пузырным
заносом

2. Шеечная беременность

3. Патол …

Аллергии

Под аллергическими реакциями в
клинической практике понимают проявления, в основе возникновения которых лежит
иммунологический конфликт. В диагностике аллергических реакций важно выявить

ПРЕДИСЛОВИЕ
Через две сотни лет после открытия гомеопатии она по-прежнему остаётся необъяснённой
до конца, и тому есть основательная причина. Даже если не принимать во внимание
противоречие относительно эффек …

Источник

Поговорим немножко о стирке белья в Древней Греции. Вроде бы, технология это не самая сложная, и  представляется издалека, из нашей современности, где множество порошков, добавок, приемов, традиционной, а для такого далекого прошлого  небогатой, наверное. Но это  не так  –  стирка в древности (начиная с мытья льна и шерсти) прошла определенные этапы развития и совершенствования, и стала довольно хитрым ремеслом. Даже подбирая практические средства «на ощупь», можно неожиданно сделать открытие. Так, стирка в Древней Греции неожиданно затронула класс «веществ будущего» и оказалась связана с технологиями, которые в наше время развернулись в полную силу. Но обратимся к конкретным деталям.
Есть интересная ваза, которая запечатлела сцену стирки, такой, какой она была примерно в середине V века до н.э.

Рис. 1. Сцена стирки на аттической вазе, около  470 BC–460 гг до н.э..
Более внимательно вглядываясь в руки женщины и помогающей ей девочки, мы видим, что они  держат: женщина в левой руке какой-то комочек, в правой нечто вроде прямоугольного скребка, а вот  у девочки в руках чаша, откуда этот комочек, вероятно, был взят (рис. 2) и   полотенце.

Рис. 2. Детали стирки. Комочек и чашка видны вполне ясно

В первой известной книге по минералогии «О камнях» (около 314 г. до н.э), принадлежащей греку Теофрасту   (372 — 287  гг до н.э), родом из города Эреса, на Лесбосе, он пишет, что существуют три или четыре вида природных земель, которые настолько же полезны, насколько необычны, а именно Мелийская, Кимолийская, Самийская и, кроме них, еще и Тимфайская, известная, как гипс. Теофраст упоминает, что Мелийская, земля с острова Мелос – (вероятно, чистая окись кремния, или минерал миловит), используется в живописи, Самийская земля с острова Самос – используется для очистки одежды. Отец Теофраста был профессиональным стиральщиком одежды (русское слово прачка, увы, только женского рода), и такое ее применение   было сыну  хорошо известно.  Добавим еще,  что Самийская земля идентифицирована како  каолин, то есть белая глина. Каолин был также очень ценим в строительстве — использовался для побелки и штукатурки, а также  в производстве керамики.
Странно, что в случае Кимолийской земли Теофраст не посчитал нужным  объяснить, что и она тоже моющее средство. Может быть на Лесбосе ее не использовали или применяли другим способом?
 
Рис. 3. Остров Кимолос  входит в  Кикладские острова.

Хотя о моющих свойствах Кимолийской земли было точно известно в Афинах почти за век до Теофраста. Она упоминалась впервые в «Лягушках» Аристофана (405 г. до н.э), где говорилось, что ею в смеси с древесной золой и содой и стирали белье. Причем,  в 1 веке н.э по свидетельству врача Диоскорида из Александрии оно оставалось лучшим моющим средством.

Зато раньше, у Гомера в «Одиссее», упоминается стирка на берегу – обычной глиной и водой. То есть известность в качестве моющего средства Кимолоийская земля приобрела уже после 8 века до н.э. Может даже, что лишь в том самом 5 веке, когда стала предметом изображения и внимания Аристофана.
Остается только взглянуть на упоминаемую землю,  которую возили с острова Кимолос (рис. 3) в греческие города, пока несколько позже не нашли другие аналоги  и заменители. Оказалось, что здешняя глина – это вид бентонита, то есть глины весьма специфичной. Минерал монтмориллонит, который составляет ее основу, известен, как вид алюмосиликата:  «Монтмориллонит является типичным продуктом выветривания алюмосиликатов. Он является одним из главных минералов во многих почвах, основным компонентом бентонита (образуется при выветривании вулканических пород — туфов и пеплов), обнаруживается во многих осадочных породах». Формула (Ca,Na…) (Mg,Al,Fe)2 [(Si,Al)4O10] (OH)2·nH2O.
Что еще важней,  это структура и свойства минерала: «Пакет трёхслойный (2:1): два слоя кремнекислородных тетраэдров, обращённые вершинами друг к другу, с двух сторон покрывают слой алюмогидроксильных октаэдров. В связи с этим связь между пакетами слаба, межпакетное расстояние велико и в него могут попадать ионы и молекулы воды. Из-за этого минерал при смачивании сильно набухает. Наличие изоморфных замещений, огромная удельная поверхность (до 600—800 м2/г) и лёгкость проникновения ионов в межпакетное пространство обуславливает значительную ёмкость катионного обмена (80—150 ммоль экв/100 г)».

Рис. 4. Минерал монтмориллонит. Это слоистая довольно  мягкая субстанция.

То есть греки стирали свою одежду сильным катионообменником и  сорбентом — вот как! Наверное, они использовали эту глину в виде толченого сухого порошка, который увлажняли перед употреблением содовым экстрактом золы. Так получался тот комочек глины, который мы видим на вазе.  Эта процедура подготовки также существенна, и вот почему.
В результате  смешение глины с содой (Na2CO3) и древесной золой, включающей в себя поташ K2CO3, происходит реакция обмена ионов натрия и калия с кальцием, в результате чего образуется активированная форма монтмориллонита, которая легче поглощает разные формы катионов, части загрязнений (например, крови, соков, вина). А сорбционные способности удивительной глины позволяли «втягивать» и другие  части грязи внутрь ее структур. Поскольку греки использовали многочисленные природные красители, которые лучше сохраняются на ткани в слабощелочных условиях, то и тут сода и поташ оказались на месте.
Любопытно, что  модификация бентонитов содой стала частью двух немецких патентов 1934 и 1936 годов (и соответствующих британских аналогов), и в них – о честные немецкие химики! — цитировался Аристофан. Причем, второй патент использовал как раз более дешевый  вариант увлажнения сухого бентонита содовым раствором.

Читайте также:  Как можно стирать кожу

Важны также предшественники и последователи в деле использования специфических  глин в стирке. В качестве предшественников приходится обратиться к минойцам – на Крите уже за 5000 лет до н.э. для мытья шерсти стали использовать местную зеленовато-серую глину, которая тоже содержала монтмориллонит.
А вот в Месопотамии, где нужные глины были редкостью, вначале для мытья стали использовать соду и щелок, то есть водную вытяжку золы, а потом добрались  до изобретения мыла синтезом из масла и золы (таблички из Лагаша, 2500 г. до н.э,) и к применению сапонатов, природных видов мыла. Растительные источники сапонатов Saponaria officinalis), Asphodill (Liliaceae), Gypsophyllum,  Lychnis.
В Стокгольмском папирусе, найденном в 1928 году в Фивах и датируемом временем около 300 г. до н.э. описывается применение моющего средства для шерсти, состоящего из водного раствора соды, Кимолийской земли, диспергированной в уксусе, гашеной извести и щелоке.  Кимолийскую землю, понятно,  доставляли в Египет греки.
Но это не совсем понятный набор: при наборе нескольких щелочей, действующих на глину, добавление уксусной кислоты кажется излишним.  Вероятно, тут смешаны воедино несколько этапов приготовления смеси.
Греческий способ  мытья, как мы видим, представлял более простой  вариант моющей субстанции, описанной в Стокгольмском папирусе.
Идея успешной стирки, конечно, вместе с множеством других греческих технологий, была подхвачена римлянами и получила очень интересные усовершенствования. Плиний старший  (23/24 — 79)  упоминает все ту же Кимолийскую землю,   “Terra Cimolia”, или Cimolian creta в своей  “Натуральной истории» Naturalis historia” (77 AD). Кстати, он упоминает, что лучшая по качеству Кимолийская глина была двух видов, белая и розовая, и что она имела свойства мягкого отбеливателя. Он также разбирает другие варианты глин-аналогов  из Фессалии, Ликии, Умбрии, а также Сардинии, которая применялась для стирки только белой одежды, не цветной. Хотя ее применяли для стирки  новой одежды, чтобы удалить плохую краску, что выглядел так:  стирка сардой (землей с Сардинии), которая приводила к тому, что плохая краска чернела, потом окуривание серой, разрушающей ее, а потом  стирка  Cimolian creta. Если одежда  была цветной и ценной, то ее мыли только Cimolian creta. Белая одежда сначала окуривалась серой, потом применяли глину saxum из Умбрии.
Вообще-то для стирки цветной одежды римляне применяли еще и старую мочу, то есть такую субстанцию, в которой мочевина уже распалась до аммиака. Слабощелочной раствор, как известно, фиксирует природные краски.
Сбор мочи осуществлялся прямо на городских улицах в большие керамические сосуды “dolia curta” or “testae”,. Нравы Рима спокойно принимали уличные уринарии, наполняемые прохожими, поскольку те были  учреждены ради понятных практических целей. Сосуды периодически собирались ремесленниками, которые стирали белье. Впрочем, те жаловались на качество мочи: римские пьяницы, пьющие много вина, мочились часто, но  не давали нужного количества мочевины (она является продуктом распада белков). Конкуренцию фуллерам составляли дубильшики кож, которым тоже нужна была моча.
Оба дурнопахнущих ремесла не были престижными, им занимались, к примеру, вольноотпущенники. Но они были далеко не безвыгодным делом (рис. 5) именно потому, что конкуренция тут была невысокой, а профессия нужной, востребованной. Это обстоятельство учел император Веспасин (9 – 79 гг. Н.э. император 69 — 79)  учредивший налог на мочу публичных уринариев.  Когда его сын Тит усомнился в моральности такого способа добычи денег, Веспасиан, как известно, показал ему серебряный денарий и спросил, пахнет ли он? Тит ответил “Pecunia non olet» — «Деньги не пахнут». Но в результате припахивать начало имя Веспасиана – во Франции публичные уринарии звались до наших  “Collones Vespasiennes” или “Vespasiennes”.

Рис. 5. Ванна  для стирки одежды (fullonicae)  в доме вольноотпущенника  Стефана в Помпеях, часть основательного хозяйства.

В 17 веке в Европе началось возрождение земель для стирки – большие запасы их были найдены у Лондона.  И тогда, кстати, земли использовали для стирки в комбинации со старой мочой // KNAPP  F (1847) Lehrbuch der chemischen Technologie. Vieweg-Verlag, Braunschweig, Band 2: 665//.  То есть, считая Древнюю Грецию за исходный пункт, наступил возврат к ее методам стирки спустя примерно 2100-2200 лет!

Кроме стирки, Кимолийская земля использовалась египтянами в косметике для получения эмульсий. Нетоксичность, высокая набухаемость, способность образовывать эмульсии – все это ценные качества. В этом качестве бентониты также продолжают традицию.

Рис. 6. Один из видов бентонита Добыча их растет год от года.

Те же глины использовались, вероятно, для осветления масла и вина, то есть в качестве эффективного сорбента, и в таком качестве технология пережила тысячелетия. Уже в 19 веке на этот метод обратили внимание американские гости Ближнего Востока, и его проверили эффективность. С 1878 года он стал применяться для осветления растительных масел.
Бентониты оказались хорошими средствами против отравлений и желудочных инфекций – примерно, как активированный уголь, благодаря своим сорбентам. Но имеют то преимущество, что способны поглощать и тяжелые металлы.
Далее бентониты все расширяли области применения – химия, пищевая промышленность, фармацевтика, изготовление бумаги, красителей, прочая керамики, буровых растворов, строительство (например, облицовка каналов) и многое другое (рис. 6).
Такие вот неожиданные аспекты возникают при рассмотрении древнегреческой стирки. Любопытно, что в смысле используемых материалов греки были довольно близки к современным открытиям. Можно, к примеру, представить себе развитие методов тонкослойной хроматографии на бентонитах, особенно помня, как много растительных экстрактов они использованили, – будь к этому древнегреческих исследователей и изобретателей соответствующий импульс. В определенном смысле технологии греков непосредственно соприкасаются с современностью.

Источники
Willi­ Pabst and Renata Кořénová PREHISTORY OF CLAY MINERALOGY – FROM ANCIENT TIMES TO AGRICOLA Acta Geodyn. Geomater., Vol. 6, No. 1 (153), 87–100, 2009
Beneke Klaus and Lagaly Gerhard From Fuller’s Earth to Bleaching Earth: A Historical Note ECGA (European Clay Group Association) Newsletter No.5, July 2002, page 57-78

Источник