Как стирать пастельные мелки

Заниматься творчеством я начала с самого раннего возраста. Сколько себя помню — всегда рисовала. Здесь, наверное, еще сыграл тот немаловажный фактор, что я родилась в семье художника-монументалиста. В доме всегда царила творческая атмосфера. Во всех комнатах на стенах были росписи, даже пол был расписан и покрыт лаком (в советские времена почему-то сложно было найти для ремонта то, что нравилось, поэтому приходилось делать все своими руками). Отец мой вел тогда кружок ИЗО в Доме Пионеров (теперь Дом Творчества), и, как он мне рассказывает, первое мое участие в международной выставке состоялось, когда мне было 4,5 года. С детства я решила, что буду художником. Рисование всегда доставляло мне радость, и все свободное время я посвящала творчеству.

По зову сердца и разума я стала художником. Начиная с детства, я перепробовала очень много техник и материалов. Это была керамика и резьба по дереву, роспись по ткани, линогравюра, роспись по керамической плитке, мозаика, витражи, жесткий гобелен, роспись по стеклу и, конечно, пастель, акварель, темпера, гуашь и многое другое. С масляной живописью я познакомилась позднее, лет в 11, наверное.

Сейчас у меня 3 любимые и основные техники, которыми я работаю — это пастель, акварель и масло. Огромное удовольствие мне доставляет работа пастелью. Конечно, нельзя говорить категорично, что только пастель! В каждой технике есть свои прелести, свое ощущение и даже разный трепет в душе, который испытываешь, приступая к новой работе. Но сегодня я расскажу о работе пастелью.

Это очень подвижный и податливый материал. Пастель может быть воздушной и мягкой, а, когда захочешь — резкой и плотной, яркой, насыщенной, в общем, послушной. Пастель вообще не капризный материал, не нужны дополнительные приспособления для работы с ней. Единственное — из всех техник, которыми я работаю, пастель, наверное, самая пыльная и маркая. Но мною были придуманы некоторые нехитрые приспособления, которые устраняют эти неудобства. Я расскажу вам о них и, надеюсь, вам они также помогут, как и мне.

Выбор пастели

Были перепробованы различные марки пастели как отечественного, так и зарубежного производства. И в моем арсенале присутствуют разные. За последнее десятилетие появился огромный выбор пастели и возможность выбирать. Все, конечно, упирается в ваш бюджет. Основываясь на своем опыте, я могу рассказать и посоветовать в выборе.

К сожалению, российская пастель уступает по качеству импортной (английской, голландской, итальянской). Она легко ломается, не все цвета покрывные, и при нанесении ее в несколько слоев становится глянцевой, начинает проскальзывать, что просто портит работу. Конечно, отечественной пастелью можно работать, можно найти к ней подход, но она не позволит вам сделать то, что могли бы, не позволит раскрыться в полной мере. Такой постелью я делаю эскизы и работу на начальной стадии. Но предпочитаю английскую Winsor & Newton серии Artist’s Soft и итальянскую Ferrario color. Эта пастель выгодно отличается по качеству от российского производителя. Она отлично наносится, растушевывается, легко ложится на предыдущий слой. Очень мягкая, насыщенная, бархатистая. Отличная палитра цветов и глубоких темных оттенков позволяет достичь потрясающих результатов и эффектов. У каждого художника есть своя цветовая гамма, в которой он работает, соответственно, какие-то цвета заканчиваются быстрее других. Их можно покупать поштучно, что очень удобно.

Выбор бумаги

Художник определяет для себя сам то качество бумаги, с которым ему удобно работать. Многие предпочитают использовать тонированную (цветную) бумагу, подбирая под конкретную цветовую гамму будущей работы. Она служит фоном и хорошо вписывается в цветовое решение, обобщает картину и дополняет. Это в том случае, когда между штрихами остаются промежутки. Я пастель всегда растушевываю и покрываю всю бумагу целиком. Поэтому нет необходимости пользоваться цветной бумагой.

Существует очень много специальной бумаги для пастели, как импортной, так и отечественной. Здесь мой выбор всегда определяется на ощупь и не зависит от производителя. Я всегда ее несколько раз покручу, пощупаю. Качество определяю по фактуре и плотности. Она должна быть бархатистой и шероховатой, это необходимо для лучшей связи пастели с бумагой (ведь пастель это спрессованный пигмент, состоящий из мельчайших сухих частиц). Если бумага будет гладкой, пастель просто не будет держаться и осыплется.

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 1

Организация рабочего места или нехитрые приспособления при работе пастелью

У меня собралось за годы работы много различной пастели. Есть и совсем маленькие кусочки, но очень необходимые цвета и оттенки, которые бы не хотелось потерять в общей массе. Кто работал с пастелью, знает, что пастель без обертки, да еще и светлых оттенков в одной коробке с темными со временем пачкается, превращаясь в неопределенный серый цвет.

На поиски нужного мелка уходит очень много времени, когда каждый момент дорог. И вместо того чтобы творить, вы ковыряетесь в коробке. Эту проблему я легко решила: разобрав пастель по близким цветам и тонам, поместила в разные коробочки. Холодные и темные – в одну, все светло-зеленые и голубые — в другую, теплые желтые, земляные и красные – в третью, светло-фиолетовые, розовые тона – в четвертую, а самые маленькие кусочки, которыми прорабатываются мелкие детали, предварительно разделив на холодные и теплые оттенки — в самые маленькие коробочки. После такого разделения, хочу сказать, работать стало удобнее и быстрее. Мелки перестали пачкаться, легко найти нужный цвет и оттенок!

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 2

Совет — так как при работе мелками не возможно избежать осыпания мелких частиц, все вокруг покрыто пастельной пылью. Очень просто с этим справиться с помощью бумаги и степлера. Нужно подобрать бумагу чуть больше размера будущей работы. Вырезаете полоску шириной примерно 15 см, загибаете края. Должно получиться что-то вроде ванночки. Скрепляете углы степлером и можно крепить к планшету либо мольберту. Такое приспособление будет отлично сдерживать все пылинки пастели. И еще один совет – так как руки пачкаются во время работы, всегда держите под рукой мокрую тряпку.

Читайте также:  В каком режиме стирать куртку пух

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 3

Начинаем работу

Я расскажу, как рисую пастелью на примере своего этюда «Жирона», выполненного акварелью. Этот этюд будет служить эскизом, так как я его считаю удачным и в нем уже найдено цветовое и композиционное решение.

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 4

После того как вы выбрали бумагу и сделали эскиз, можно приступать к работе. Существует несколько способов крепления бумаги на планшет: ее можно просто прикрепить обычными канцелярскими кнопками, либо натянуть (это необходимо, если вы будете работать в смешанной технике и делать подмалевок водорастворимыми красками). Я часто делаю рисунок акварелью, а иногда и подложку. Если бумагу не натянуть, при высыхании ее покоробит. Сейчас рисунок буду делать пастелью, поэтому бумагу просто крепим кнопками к планшету (кнопки нужно втыкать до конца, иначе бумага в процессе работы порвется).

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 5

Шаг 1

Самое главное в начале работы — не потерять при построении рисунка композиционный строй и сохранить пропорции. На эскиз кладем кальку и обводим все детали по контуру, чтобы потом быстро и просто с помощью способа «перенос по клеткам» нарисовать будущий пейзаж в увеличенном масштабе.

После того как перенесли все детали, на кальке чертим сетку. Я не пользуюсь сеткой, которая строится на квадратах — сложные расчеты. Можно сделать все на много проще: из углов проводим 2 диагональные линии. На их пересечении получаем середину листа. Через центральную точку проводим вертикаль и горизонталь, которые разделят лист на 4 равных прямоугольника. Повторяем ту же процедуру в каждом из прямоугольников: 2 диагонали, вертикаль и горизонталь. Количество таких прямоугольников зависит от сложности рисунка: чем больше сложных и мелких деталей, тем больше прямоугольников нужно начертить. Таким образом достигается точность переноса композиции. Чтобы точно перенести пропорции нужно сохранить отношение ширины и высоты эскиза. Например: размер эскиза — 10х15 см. Вы хотите сделать работу размером 50 см по большей стороне, но нужно точно знать размер второй стороны, чтобы не нарушились пропорции! Для этого меньшую сторону эскиза (10 см) делим на большую (15 см) и получаем коэффициент, равный 0,66. Известный вам размер (50 см) умножаем на этот коэффициент — у нас есть вторая сторона, равная 33,3 см. Так мы получили точные размеры будущей картины и сохранили пропорции.

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 6

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 7

Шаг 2

Обычно я начинаю раскрывать работу с центра композиции. Задаю основное цветовое и тональное решение, отталкиваясь все время от эскиза. Нахожу сначала самые светлые, яркие и темные цвета и тона. В данном случае раскрываю мелками желтый дом, потом красный, далее самый светлый (сразу прохожу тени, что дает контраст и ощущение солнца). Далее небо, которое в этой работе играет не маловажную роль, оно активное и держит все цветовое решение и зеленую крышу, которая задает самый темный тон. Ощущение цельности работы складывается тогда, когда самое темное, светлое и яркое пятна находятся в одном месте. Оно и является центром композиции. Когда же таких мест в работе несколько, создается ощущение дробности. За этим нужно внимательно следить. К найденным в центре цветовым и тональным отношениям, я начинаю искать окружение и, таким образом, раскрывается вся работа.

Здесь нужно отметить, что в каждый цвет я вплавляю большое количество оттенков этого цвета и другие цвета. К примеру, желтый дом: когда я его раскрывала, и охристые, и зеленые, и красноватые цвета, и различные оттенки желтого наносила разными слоями, один поверх другого. Или взять небо: кроме различных оттенков ультрамарина и голубых, присутствуют розовые, фиолетовые, охристые и красноватые цвета. Пройдя таким образом работу, можно увидеть ее целиком, и остановиться тогда, когда все отношения будут найдены. После этого можно приступать к растушевке.

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 8

Шаг 3

Здесь растушевку я начинаю с неба от центра. При растирании пастели все нанесенные цвета и оттенки смешиваются, что приводит к плотности (промежутки между штрихами закрываются). Получается глубокий и сложный цвет неба. Дальше так же, как и при раскрытии, — растушевываем от центра композиции к краям. На этом этапе за все труды вы получите вознаграждение. Нанесенное вами большое количество цветов и оттенков смешалось. Как результат — сложный и красивый цвет.

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 9

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 10

Шаг 4

После растушевки мы находим некоторые моменты, которые не устраивают. Надо усложнить цвет или сделать светлее или темнее. Снова проходим пастелью различных цветов и оттенков. Я увидела, какой дом надо высветлить, а какой сделать насыщенней. Все тени надо еще раз пройти, сделать их глубже, чтобы они зазвенели и задышали. Проходим еще раз мелками, где-то уже оставляя законченные куски (небо, частично крыши, делая трубы и антенны).

Главное в процессе работы — вовремя остановиться. Не гонять цвет то в одну, то в другую сторону, чтобы в работе было ощущение свежести и легкости. Именно для этого делается эскиз! Если что-то не получается, лучше оставить. Когда работа начнет собираться, вы сами увидите, что нужно изменить и как.

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 11

Шаг 5

Когда вас устраивает цветовое и тональное соотношение, можно приступать к завершению работы. Я прорабатываю центр композиции и перехожу к деталям. Конечно, нельзя сказать, что работаешь только в одном месте. Порой бывает так, что, работая над одной деталью, быстрей заканчиваешь другую.

Читайте также:  Интенсивная стирка что можно стирать

Многие художники предпочитают пастельные карандаши при проработке мелких деталей. Я ими не пользуюсь, то ли из-за большого слоя пастели (на бумаге остаются царапины, а пастель просто осыпается), то ли хорошие не попадались. Во время работы пастель ломается и крошится, хотите вы этого или нет. Остаются мелкие осколки, с их помощью я и прорабатываю детали. Если осколка нужного цвета нет, можно аккуратно отрезать ножом от большого мелка. Очень удобно работать острым ребром, детали получаются точными, нужной вам толщины и размера.

Мои секреты работы сухой пастелью, или Главное — вовремя остановиться, фото № 12

Шаг 6

Закрепление работы. Так как пастель это спрессованный пигмент, на бумаге остаются его частички. При любом контакте с окружающей средой они смазываются или обсыпаются, что, конечно, может испортить работу. Поэтому пастель необходимо закреплять. К сожалению, фиксатив для пастели, который бы не менял ее цвет после нанесения еще не придумали. Как правило, после любого фиксатива она темнеет. А если вы, не дай бог, перестараетесь, она не только потемнеет, но и станет жесткой, многие цвета изменятся до неузнаваемости, и работа будет испорчена. Исчезнет свежесть и бархатистость — вся прелесть этого материала.

Существуют специальные фиксативы отечественного и импортного производства. Продаются они в любом художественном магазине. Я пользуюсь обычным лаком для волос. И нет никакой разницы или превосходства между лаком и фиксативами. Здесь, конечно, каждый определяет сам для себя. Нужно перепробовать многие фиксативы и выбрать что-то, что будет вам по душе. Закреплять надо очень аккуратно, распыляя на расстоянии примерно 60-ти см, равномерно и не большими дозами. И если вы все же перестарались, пастель утратила свою свежесть и потемнела — не отчаивайтесь! Сверху можно опять пройтись мелками и вернуть ей все качества. Некоторые художники так и — чуть-чуть закрепляют, опять рисуют, снова закрепляют.

Оформление работы

Для хорошего восприятия и подачи пастели, а также для сохранности ее лучше всегда оформлять в рамку под стекло и паспарту. Большую роль играет правильно подобранный цвет и тон паспарту. Если у вас накопилось несколько работ, не надо их оформлять одинаково. Для каждой работы подборка осуществляется индивидуально! Паспарту лучше использовать толщиной не менее 2 мм, это придаст глубину работе (очень эффектно смотрится двойное паспарту, которое придает еще большую глубину), а так же некоторое расстояние от стекла, что не даст возможность соприкасаться пастели со стеклом. Правильно подобранное паспарту обогащает работу и дополняет ее. Рамы лучше делать простые, чтобы не отвлекали внимание от самой картины.

Надеюсь, мой мастер-класс обогатит ваши познания, умения и мастерство в работе пастелью.

Дерзайте, творите и получайте удовольствие от творческого процесса!

Источник

Пастельные мелки – очень красивые, но привередливые средства рисования. Для их использования нужно специально оборудовать рабочее место, а также приобрести особую бумагу. Но результат не разочарует!

Что такое пастель

Цвета пастели

Пастель в переводе с итальянского языка означает паста. В настоящее время распространено определение пастели, как материалов для рисования, техники рисования или даже произведения, выполненного пастельными мелками или карандашами. Это вид материала выпускают в виде карандашей или мелков. Оправы у них нет. Материалы продают в виде брусков с квадратным или круглым сечением. В состав пастельных мелков для рисования входит:

  • красящее вещество;
  • наполнитель из минералов (специальный вид глины или мел);
  • связывающее вещество (гуммиарабик, минеральное масло, воск и т. д.).

Все ингредиенты мелко перемалывают и прессуют в бруски.

Оттенков мягких цветных мелков много, более 1600 цветов. Они могут применяться как в живописи, так и в графике.

Пастель выпускают в трех разновидностях: сухая, восковая и масляная.

Сухая пастель

Сухой вид материала может быть твердым и мягким. Это зависит от концентрации в нем связывающего вещества. Чем его меньше, тем она мягче. Наиболее мягкие виды вовсе не содержат связывающего вещества и состоят исключительно из пигмента.

Мягкая пастель бархатистая на ощупь и очень легко может раскрошиться. При этом цвета у нее очень яркие, благодаря высокой концентрации пигмента. На бумагу такой материал ложится хорошо, широкими мазками. Мягкая пастель легко поддается растушевке и смешиванию. Мягкие пастельные мелки для рисования быстро крошатся, а рисунок на бумаге размазывается. Кроме того, трудно контролировать направление и ширину мазка. А из-за высокого содержания пигмента, руки от мелков пачкаются. Поэтому для работы с мягким видом материала нужна практика и повышенная аккуратность.

Рабочий набор

Твердая пастель менее привередлива в работе. Ее чаще всего продают в форме сухих пастельных мелков и карандашей. Благодаря высокой концентрации связывающего вещества, штрихи получаются четче и тоньше. При этом цвета менее яркие. Кроме того, благодаря меньшему содержанию пигмента, такие пастельные мелки оставляют руки чистыми.

Масляная пастель

Данный вид пастели получают путем добавления в состав льняного масла. Масляные пастельные мелки очень мягкие и обладают насыщенным цветом. При этом они намного более эластичные и упругие, чем восковые.

Работа с таким материалом позволяет создавать яркие, фактурные изображения с глубокими цветами. Но с ее помощью не получится растушевать изображение или добавить ему мягких переливов.

Восковая пастель

Восковые пастельные мелки получают благодаря смешиванию пигмента и высококачественного воска. Они позволяют создавать яркие штрихи насыщенных цветов.

Благодаря входящему в состав воску, изображения, сделанные с помощью таких пастельных мелков, не пачкаются и не стираются. Поэтому работа таким материалом выполняется на чистовую.

Какую пастель выбрать

Чтобы определить, какой набор пастельных мелков выбрать, следует решить, какого результата необходимо в итоге добиться.

Читайте также:  Сноубутсы демар можно стирать

Маленький набор

Если нужно создать яркое изображение с мягкими штрихами, лучше выбрать мягкую пастель. Кроме того, она позволяет, путем втирания мелка в бумагу, смешивать цвета и создавать в итоге яркий и гармоничный сюжет. Для рисования масляными мелками не требуются ни дополнительные приспособления, ни специальные инструменты.

След от сухих пастельных мелков легко можно сдуть, поэтому рисовать нужно очень аккуратно. Цвета такого материала более воздушные и прозрачные, поэтому рисунок в итоге получается прозрачным и легким. Для работы с мелками необходимо запастись ватными палочками или дисками, с помощью которых можно растушевать рисунок. Профессионалам можно использовать карандаш-закрепитель. Он поможет избежать затирания нарисованного фрагмента. Но стереть закрепленное изображение уже невозможно.

Тем, кто любит прорисовывать мелкие детали или просто предпочитает рисовать карандашами, лучше всего подойдут пастельные карандаши. Они помогают четко выделить все мелкие особенности рисунка, чего трудно добиться мелками. Кроме того, их можно комбинировать с красками и мелками для создания интересного и необычного рисунка. Важное преимущество карандашей в том, что они не пачкают руки. Большая палитра цветов позволяет проявить фантазию в полной мере.

Правила работы

Рисунок мелками

При работе с сухой цветной пастелью важно помнить, что она легко крошится, образуя большое количество цветной мелкой пыли. Поэтому при работе с ней необходимо следовать некоторым простым правилам:

  1. Не стоит держать напитки или еду рядом с рабочим местом, чтобы в них не попала пыль от пастельных карандашей или мелков.
  2. Не нужно сдувать мелкие пастельные крошки. В противном случае из-за них появятся пятна в различных местах дома.
  3. При работе с пастельными мелками необходимо надевать перчатки. Содержащийся в них пигмент быстро въедается в кожный покров, и смыть его можно, помыв руки несколько раз. При работе с карандашами перчатки не нужны.
  4. После рисования следует протереть все поверхности влажной тряпкой и подмести пол. Или же перед работой можно расстелить на полу газеты либо бумагу, а потом аккуратно сложить их и выбросить.
  5. После рисования пастель нужно очищать перед тем, как убрать в коробку.
  6. При работе с материалом нужно запастись влажными салфетками и держать их под рукой на случай необходимости.
  7. При работе с закрепительным лаком или фиксажем следует хорошо проветривать помещение.

Хранение пастели

Пастель очень привередлива к условиям хранения. Этот материал не любит, чтобы на него попадали прямые солнечные лучи. Также она портится при воздействии высокой температуры.

Рисунок пастелью

Хранить материал лучше всего при температуре +18…+20 °С градусов при влажности от пятидесяти до пятидесяти пяти процентов. Чтобы лишняя влага не попадала на материал, в коробку с пастелью профессионалы рекомендуют насыпать немного риса.

Чтобы рисунок из пастели дольше сохранился, его закрепляют специальным лаком – спреем или фиксажем. Некоторые используют для этого простой лак для волос. Но такие средства способствуют потере бархатистости и мягкости рисунка и немного его искажают. Поэтому хранить пастельные работы лучше всего в рамке под стеклом. При этом рисунок не должен соприкасаться со стеклом. Поэтому рамку следует выбирать потолще, чтобы между стеклом и работой оставалось немного места.

Выбор бумаги

Наждачная бумага

Для работы с пастелью обычная бумага не подойдет. Так как материал сильно крошится, для рисования необходимо выбирать шершавую бумагу. Есть несколько популярных вариантов такой бумаги:

  1. Пастельная. Лучше всего подходит для начинающих художников. Ее можно купить как поштучно, так и в наборе. Цветов у нее очень много, поэтому можно дать волю воображению.
  2. Акварельная. Также подходит для начинающих. Немного напоминает по фактуре пастельную. Цена приемлемая, поэтому ее не жалко испортить в процессе овладения пастельной техникой.
  3. Бархатная. Подходит для профессионалов, так как на ней трудно стирать изображения, и не все карандаши подходят для этой бумаги. Кроме того, цвет сложно растушевать. Зато работы на такой бумаге получаются мягкими и нежными.
  4. Велюровая. По ощущениям похожа на бархатную, но все же более прихотливая. Так как ворс на ней короткий, она еще хуже поддается растушевке. Зато, если зарисовка плотная, создается впечатление, что рисунок создан краской.
  5. Наждачная. Рисование на бумаге такого типа напоминает рисование на асфальте мелом. Растушевать картину не получится, зато рисунки получатся необычными и живописными. Для рисования следует использовать толстые мелки, поэтому листы нужно выбирать большого формата.
  6. Ручная работа. Такую бумагу изготавливают из трав и других компонентов, а затем окрашивают вручную. Она очень хрупкая, поэтому рисунки на ней нельзя сильно тереть. Изображения получаются очень высокого качества. При этом бумага очень дорогая, ее сложно найти в магазинах. Поэтому ее лучше всего заказывать у мастера и ждать, пока ее сделают.
  7. Картон и крафт-бумага. Благодаря шершавой поверхности, пастель хорошо ложится. Она лучше всего подходит для того, чтобы делать зарисовки.

Преимущества и недостатки

Бумага для пастели

Преимущества пастели, главным образом, исходят из ее состава. Благодаря тому, что она легко стирается, можно неоднократно возобновлять работу над рисунком, снимая и накладывая заново слой за слоем, а также перекрывая старые слои.

В этом же состоят и ее недостатки. Пастель очень чувствительна даже к маленьким повреждениям, осыпается и очень быстро стирается. Поэтому для ее использования нужно подбирать специальную бумагу. Кроме того, если использовать пастельные карандаши, их нужно подбирать по степени мягкости и маслянистости, чтобы легко можно было накладывать слои друг на друга.

Рисование пастелью – целое искусство, требующее времени и терпения. Но результаты того стоят.

Источник