Можно ли стирать берцы в машинке

Как почистить обувь внутри? Ерофеевская Наталья

Обычно вопрос о том, как и чем помыть внутри обувь, например, как постирать замшевые сапоги, кожаные ботинки или кроссовки, чтобы они не пахли, возникает в тот момент, когда от любимой обуви появляется неприятный запах. Проходит время, запах даже и не думает исчезать, а в процессе ношения усугубляется и становится заметен не только самому владельцу, но и окружающим. Неприятно и неудобно? Да, дурно пахнущая (в прямом смысле!) репутация практически не подлежит восстановлению, а потому настало время предпринимать решительные действия и устраивать гигиенические процедуры для собственной обуви.

Плохо пахнущая обувь способна испортить и деловую встречу, и вечеринку у друзей, и романтическое свидание, поэтому так важно знать такие моменты, как: Можно ли стирать кожаную обувь, чтобы убрать запах внутри? Как помыть кроссовки, чтобы не пахли? Как постирать или помыть сапоги внутри? На эти и многие другие вопросы ответим в этой статье.

Женские кожаные лакированные ботинки на шнуровке не так просто постирать

Откуда берется этот запах?

Устрани причину – и исчезнет следствие: этот принцип работает и при появлении у обуви заметного амбре. Если ваши ботиночки воняют изнутри, зависит это от нескольких факторов:

  • сезонность ношения – в жаркую погоду тема появления неприятного обувного запаха наиболее актуальна;
  • конфигурация обуви – закрытая обувь недостаточно проветривается, интенсивнее запах у летней закрытой обуви;
  • связанный с предыдущим пункт – усиленное потоотделение ног владельца обуви: долгая ходьба, синтетические носки и колготки или жаркая погода вынуждают перегруженные мышечные ткани интенсивно охлаждаться, выделяется пот, который и впитывается внутренними слоями обуви;
  • брендовость кроссовок или туфель мало помогает от возникновения «ароматов»: какими бы фирменными ни были кроссовки, ноги в них все равно потеют, а в совокупности с серьезными физическими нагрузками потоотделение усиливается.

Противный запах от обуви – это не только запах и испытание даже для не самых чувствительных носов, это сигнал возникновения благоприятной для размножения бактерий среды, разрушенная микросреда нередко становится источником грибковых заболеваний. От обуви появился запах? Надо срочно спасать собственное обоняние и обоняние окружающих людей, а также здоровье ног.

Исходя из причин возникновения, следуют и два пути решения проблемы обувного зловония: регулярное соблюдение гигиены ног и своевременная чистка обуви. Про то, как мыть ноги и менять каждый раз носки, мы писать не будем, а вот на втором пункте, посвященном чистке обуви внутри, остановимся подробно.

Избавляемся  от убийственного запаха

Если кроссовки или ботинки уже пахнут, то даже ежечасное мытье ног с мылом и мочалкой не поможет. Не стоит забывать и о чистоте стелек, особенно, спортивной обуви. В зависимости от степени запущенности обуви одни способы могут оказаться более эффективными, другие менее.

Способ 1. Элементарное мытье

Первое, что делаем, если решились на самый элементарный в первую очередь приходящий в голову способ, меняем стельки. Стельки в силу механических нагрузок и непосредственного и плотного контакта с потеющей стопой подвержены максимальной возможности поражения бактериями. Простое мытьё и чистка стелек от пота щеткой не всегда хорошее решение: пористая поверхность стельки глубоко впитывает загрязнение, и поверхностная чистка от проблемы, увы, не избавляет.

Как и чем почистить обувь внутри от запаха? Спортивную обувь не рекомендуется стирать в машинке или тазу, но именно так многие и делают. Брендовая обувь не распадается и после нескольких стирок, а разнонаправленное кручение и потоки воды вымывают грязь и микробов даже из самых потайных местечек кед и кроссовок, при этом на внешней поверхности не остаются мыльные и грязевые разводы.

Для более капризной обуви подойдет лишь тщательная обработка снаружи и внутри мягкой влажной тряпочкой. Также следует учитывать рекомендации о том, как стирать кожаную обувь, чтобы она очистилась внутри и то, что такие материалы как нубук и замша требуют особенного подхода. Рассмотрим подробнее, как постирать или помыть обувь изнутри из разных материалов и разных фасонов:

  • стирать замшевые ботинки в стиральной машинке нельзя, потому что оттуда вы достанете деформированную обувь; чистка внутри должна быть деликатной и желательно сухой.
  • стирать зимние ботинки внутри не так просто: как правило, эта обувь высокая и меховая; в случае со съемной стелькой её вынуть и стирать отдельно, остальная часть ботинка максимально открывается и чистится влажной тряпкой со стиральным концентратом.
  • не так просто сказать, как стирать берцы или подобную крупногабаритную обувь, но стирать в машинке не советуем: и берцы могут испортиться, и машинка; лучше выбрать ручную чистки с использованием старой зубной щетки и стирального порошка или концентрата для стирки.
  • постирать туфли, чтобы они не пахли, лучше опять же в тазике, а не в машинке, потому что обувь испортится: от запаха избавимся, но и от туфелек.

Стирка кроссовок в стиральной машинке

Способ 2. Химический

От гадкого обувного запаха простое мытье не помогает? Тогда разберемся, как помыть ботинки внутри, чтобы ушел запах, химическими веществами. Как правило, с изделиями из любых материалов обращаться нужно аккуратно, поэтому проведите тест – обработайте незаметный кусочек обуви и посмотрите, не потерялся ли цвет, не осталось ли пятен. Протрите обувь изнутри смоченным ватным тампоном в:

  1. перекиси водорода,
  2. ненасыщенном растворе марганцовки (6 кристалликов на литр воды), обладающем антисептическим и дезодорирующим действием формидроне .

Для тех, кто привык к крутым мерам, а запах их обуви не оставляет иного выбора, рекомендуется использовать первый метод, то есть перекись водорода. Просто залейте внутрь ботинка средство: после того, как препарат перестанет пузыриться, перекись сливается, а обувь просушивается естественным образом (без использования батарей центрального отопления, электрических сушилок и прочих приспособлений).

Если обувь не представляет исключительной ценности, и вы не боитесь осложнений после процедуры ее очистки, освежить обувь от запаха можно нашатырным спиртом – только делайте это вне квартиры. Сапоги воняют внутри? Клин вышибают клином. Использование нашатыря возможно и при герметичном размещении на несколько часов обработанной обуви в пакете из полиэтилена или целлофана. Смывать нашатырь не требуется, через несколько часов он выветрится сам и заберет с собой вонючий запах.

Обычно спортивная обувь или кеды источают крайне неприятный аромат

Способ 3. Пищевой

Если вы решили, но не знаете, как правильно мыть обувь, как стирать зимние ботинки или постирать берцы внутри от сильного запаха, против которого и стиральная машинка бессильна, поможет ватка, смоченная в уксусе и оставленная внутри обуви на некоторое время.

Зеленый чай можно принимать внутрь не только человеческого организма, но и внутрь ботинка: обладающий лечебными свойствами, он избавит внутреннюю поверхность обуви от вредных микроорганизмов, если положить туда несколько влажных пакетиков или даже залить крепкую заварку. Оставленная на время, она уничтожит болезненную микрофлору, после чего обувь аккуратно просушивается – например, с помощью размещенной внутри мятой бумаги.

Следует помнить, что если обувь выполнена в светлой цветовой гамме, то заливания внутрь чего бы то ни было могут привести к разводам и пятнам, проступившим наружу. В этом случае ответ на вопрос – как почистить белые сапоги и мех внутри простой – использовать рецепты, ингредиенты которых не имеют красящих веществ.

Для тех, кто способен вытерпеть любые мучения ради уничтожения обувного амбре, есть неплохой, но неприятный способ: старые носки пропитываются спиртом или водкой, и на ноги надевается зловонная обувь – ходить в таком виде следует до полного просыхания и носков, и обуви.

Способ 4. Сухой

Если по некоторым причинам разведение сырости нежелательно или невозможно, рекомендуются сухие методы чистки внутренней поверхности обуви: мука, тальк или детская присыпка, морская соль, порошок активированного угля (только не используйте уголь для светлой обуви) засыпается внутрь и оставляется на два-три часа, после чего пылесосится. Еще одним вариантом, как помыть, почистить или постирать сапоги внутри, считается сода, эффективно поглощающая сторонние запахи, но ее использование для очистки черной обуви из натуральной кожи категорически запрещено.

Из натуральных средств хочется отметить ромашку аптечную: купленные в любой аптеке фильтр-пакеты просто кладутся в обувь на ночь, втягивают в себя неприятные запахи, да и стоят копейки. Одновременно обладающая противобактериальными характеристиками ромашка устраняет и оздоравливает микросреду ботинка, купирует и предотвращает размножение бактерий, которые и создают эти неприятные запахи.

Для сухого метода чистки обуви внутри используют тальк или присыпку

Способ 5. Холодный

Размножение вредоносных микроорганизмов, вызывающих такую вонь, останавливается низкими температурами. Реализация данного способа заключается в размещении каждой пары проблемной обуви в отдельном полиэтиленовом пакете и помещении его на ночь в морозильную камеру холодильника, в зимнее время пакеты выносятся на балкон. Но такой способ подходит не для всех: верхняя поверхность обуви должна быть рассчитана на воздействие низких температур, а для лаковой обуви этот метод и вовсе не подходит.

Прежде чем надевать вымороженную пару, следует дать ей время прогреться до нормальной комнатной температуры

Способ 6. Распыляющий

Это тот метод устранения запаха и неблагоприятной микрофлоры, который активно предлагается в магазинах спортивной обуви, специалисты которых точно знают, как помыть замшевые ботинки или сапоги от запаха. Специальные спреи-дезинфекторы и аэрозольные обувные дезодоранты распыляются на внутреннюю поверхность обуви по инструкции, выполненная вечером процедура позволяет надеть утром приятную, без запаха, обувь.

Способ 7. Противогрязевый

Если обувь загрязнилась изнутри, стелька вклеена и поменять ее не представляется возможным, а обувь не подлежит простирыванию в стиральной машинке, то есть простой способ, как отмыть кроссовки или дутики от грязи при помощи механической очистки. Для этого понадобится старая зубная щетка и стиральный порошок: внутрь засыпается порошок и смоченной в воде щеткой загрязнения успешно оттираются – удобная, тоненькая и маневренная щеточка легко обработает даже швы и стыки. После этого важно хорошо ополоснуть (если это позволяет материал обуви) или протереть внутреннюю поверхность, чтобы от порошка не осталось и следа.

Обычно достаточно просто хорошо просушивать обувь, чтобы там не появился «аромат»

Возвращаясь к ответу на вопрос о том, можно ли стирать кожаную обувь, нужно сказать, что это важный процесс, требующий поэтапного решения:

  • проверьте обувь на целостность и наличие деталей, которые могут отлететь во время стирки;
  • выньте стельки, шнурки;
  • тряпочкой протрите ботинки или сапоги;
  • освободите подошву от серьезных загрязнений щеткой под струей теплой воды;
  • в мыльной воде помойте стельки, шнурки, тряпочкой вымойте ботинки изнутри и снаружи;
  • ополосните все теплой водой;
  • отожмите стельки и шнурки;
  • просушивайте в хорошо проветриваемом помещении.

Когда обувь хорошо просохнет, натрите ее жиром (гусиным, норки) или обработайте обувным кремом.

Дополнительные рекомендации

После того как обувь очищена, а неприятный запах устранен, важно поддерживать обувь чистой, и предотвратить повторное появление «ароматов»:

  • После ношения оставляйте обувь раскрытой: голенища сапог, шнуровка ботинок должны максимально открывать внутреннюю поверхность, чтобы она успевала проветриться и просохнуть до момента надевания.
  • Рекомендуется иметь хотя бы две пары обуви, которые можно чередовать через день: обувь успеет «отдохнуть» и проветриться.
  • Ношенная неочищенная обувь не убирается в коробки на длительное хранение: следует устранить загрязнения и дать ей проветриться.
  • Любимый способ некоторых мужчин – убить двух зайцев, засунув носки в кроссовки сразу после ношения: верный путь для появления запаха и благоустройство непроветриваемой среды для размножения микробов.
  • И носки: лучше, если они из натуральных материалов: синтетика в любом виде нарушает естественную вентиляцию, усиливает потоотделение и дает толчок возникновению резкого запаха.

Чистые снаружи и внутри мужские ботинки

Как постирать зимние ботинки, берцы, сапожки или ботильоны можно узнать при покупке данной обуви в магазине. Даже профессионального качества обувь нуждается в грамотном и регулярном уходе: регулярная чистка и забота как о внешней поверхности ботиночек, сапожек, туфель и спортивных кроссовок, так и о внутренней продлит срок службы обуви и сэкономит финансы, обеспечит здоровый и полезный микроклимат для ног.

30 января 2014, 16:39

Дополнительная скидка +8% на все украшения SUNLIGHT при доставке (промокод «стиль8»)

Действует только при онлайн-заказе до 30.06.2020. Скидка не распространяется на золотые цепи, цепочные браслеты,
золотые обручальные кольца, акционные товары и товары Хит-цена. Не суммируется с остальными скидками.

Источник

Î÷åíü ÷àñòî ÿ ÷èòàþ â êîììåíòàðèÿõ ôðàçû òàêîãî òèïà:

«Ìåíÿ çà îáóâüþ íàó÷èëè â àðìèè óõàæèâàòü», «Âîò ñðî÷íàÿ ñëóæáà íàó÷èò ëþáèòü îáóâü», «Ó ìåíÿ â àðìèè ñàïîãè áëåñòåëè êàê ó êîòà ÿéöà» è òîìó ïîäîáíîå.

Ìíå âûïàëà ÷åñòü òàê æå ïðîõîäèòü ñðî÷íóþ ñëóæáó â Âîîðóæåííûõ Ñèëàõ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Ïðàâäà óæå ñëóæèë ÿ ëàéòîâî – îäèí ãîä, è íå â ïîðòÿíêàõ è ñàïîãàõ, à â íîñêàõ è áåðöàõ. Äà åùå è áåðöàõ äâóõ âèäî⠖ ëåòíèõ è çèìíèõ.

Äàâàéòå ðàçáåðåì æå ïîäðîáíåå, ÷òî òàêîå çíàìåíèòûé «àðìåéñêèé óõîä» çà îáóâüþ.

Áåðöû, à òî÷íåå «áîòèíêè ñ âûñîêèì áåðöåì», íî ìû èõ áóäåì íàçûâàòü ïî-ïðèâû÷íîìó, ñðî÷íèêàì âûäàþò íà ðàñïðåäåëèòåëüíîì ïóíêòå, âìåñòå ñ äðóãèì îáìóíäèðîâàíèåì è ìèíèìàëüíûì ñíàðÿæåíèåì. Èìåííî òóò ïðèäåòñÿ âûëåçòè èç ñâîèõ ñòàðåíüêèõ êðîññîâîê, à áëàãîðàçóìíî âûáðàòü èìåííî êàêóþ-íèáóäü ñòàðåíüêóþ îáóâêó ïåðåä ñâîèì ãîäîâàëûì ïóòåøåñòâèåì, ÷òîá îòïðàâèòü åå â ìóñîðêó è íå ïåðåäàâàòü ðîäíûì.  çàâèñèìîñòè îò âðåìåíè ãîäà ïðèçûâíèê ïîëó÷àåò ëèáî ëåòíèå, ëèáî çèìíèå áåðöû. Êîíå÷íî, â çàâèñèìîñòè îò ðàñïðåäåëèòåëüíîãî ïóíêòà ìîãóò áûòü íåçíà÷èòåëüíûå ðàçëè÷èÿ (ê ïðèìåðó, ëåòíèå îáëåã÷åííûå áåðöû â ñåòî÷êó ìîãóò âûäàòü ïàðíÿì, êîòîðûå óêàòÿò â Ñèáèðü. Çèìîé. Äà è äàæå åñëè íèêòî â Ñèáèðü íå ïîåäåò, à çà îêíîì çäàíèÿ ðàñïðåäåëèòåëüíîãî ïóíêòà ïðîñòî ìîðîç -20 ìîãóò âûäàòü ëåòíèå áåðöû, âèäèìî ñïèñàòü íóæíî). Íî ýòî óæå ìåëî÷è, ãëàâíîå – áóäóùèé âîèí ïîëó÷àåò ñâîþ îáóâêó íà áëèæàéøèé ãîä.

Ìîæåò ïîâåçòè, è ïîïàäóòñÿ ñòàðåíüêèå «êðîêîäèëû». Îñîáåííî, åñëè ðàçìåð íîãè 45 è âûøå. À ìîæåò íå ïîâåçòè, è ïîïàäóòñÿ áåðöû áîëåå íîâîãî îáðàçöà, êîòîðûå ìîãóò ðàçâàëèòüñÿ óæå ÷åðåç íåäåëþ. Îäèíàêîâî îäíî – â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ íîâàÿ îáóâêà ðàñòèðàåò íîãè äî êðîâè. ×àñòî óæå ïî ïðèáûòèþ â ÷àñòü, â ïåðâûé æå äåíü ñëóæáû íà÷èíàþòñÿ ïðîáëåìû ó ëè÷íîãî ñîñòàâà ó÷åáíîé ðîòû. È åñëè äåëî ëåòîì – ïîêà çàæèâàþò ìîçîëè ñ÷àñòëèâ÷èêè õîäÿò ïî òåððèòîðèè ÷àñòè â øëåïêàõ, ëèáî êðîññîâêàõ (âïîëíå êñòàòè íåïëîõèõ). Åñëè äåëî çèìîé – îíè ïðîñòî ñèäÿò â êàçàðìå. Åñëè êîìàíäèð ñîâñåì îòáèòûé, òî è çèìîé ñðî÷íèêè õîäÿò â øëåïêàõ ïî òåððèòîðèè ÷àñòè.

Âî âñÿêîì ñëó÷àå ïåðâûå ýòàïû «óõîäà» çà îáóâüþ íà÷èíàþòñÿ ñ îòáèâêè çàäíèêà íåíàâèñòíûõ áîòèíîê, êîòîðûå ïîêà ÷òî íè â êàêóþ íå õîòÿò ñîþçíè÷àòü ñ âîèíîì è ïðèíîñÿò åìó òîëüêî òðàâìû. Êàê ïðàâèëî, èç-çà îòñóòñòâèÿ èíñòðóìåíòà (îí êàê áû åñòü, íî åãî íèêòî íå äàñò) â õîä èäåò âñå ÷òî åñòü ïîä ðóêîé. À ïîä ðóêîé åñòü:

À) òàáóðåòêà

Á) êðóæêà. Ìåòàëëè÷åñêàÿ (åñëè íå çàáðàë ñòàðøèíà ïî ïðèáûòèþ â êàçàðìó)

Â) æåëåçíàÿ äóãà ñî âòîðîãî ÿðóñà ñîëäàòñêèõ êðîâàòåé (åñëè â êàçàðìå ðåìîíò âðåìåí ÑÑÑÐ è êðîâàòè íå çàìåíèëè íà íîâûå).

Êîå-êàê ïðèìîñòèâ áîòèíîê è îïåðåâ åãî íà íîñîê, áîåö ñ óñåðäèåì ëóïèò êàêèì-íèáóäü âûøåïåðå÷èñëåííûì ïðåäìåòîì ïî çàäíèêó. Î âíåøíåì âèäå ìàëî êòî çàäóìûâàåòñÿ, ïîýòîìó ðåäêî êòî-òî ÷òî-òî ïîäêëàäûâàåò íà çàäíèê (ïîëîòåíöå ê ïðèìåðó). Ïðè îñîáîì âåçåíèè óæå ïðè ïåðâîì ýòàïå óõîäà çà îáóâüþ âîçìîæíî îòîðâàòü çàäíèê îò ïîäîøâû (îíà ÷àùå âñåãî ïðîñòî ïðèêëååíà ê âåðõó áîòèíêà).

Ðàñòÿæèòåëü äëÿ îáóâè? Çà÷åì? Òåîðåòè÷åñêè åñëè áåðöû ïðèäóò â íåãîäíîñòü èõ äîëæíû çàìåíèòü. Âîò òîëüêî ó÷åáíàÿ ðîòà, êàê ïðàâèëî, íîðìàëüíî çà ñòàðøèíîé íå çàêðåïëåíà. È áåðöû çàìåíèòü î÷åíü ñëîæíî. Îòîðâàë çàäíèê? Ïîõîäèøü òàê. Çàáîëååøü? Âûëå÷àò, è îïÿòü îáóåøüñÿ â òå æå áåðöû.

Íà ïîìîùü ïðèõîäèò êëåé ñåêóíäà. Åñëè ëåíü çàøèâàòü ôîðìó – ìîæíî çàêëåèòü. Ëåíü ïðèøèâàòü ïóãîâèöó – ïðèêëåé! ×òî óæ ãîâîðèòü îá îòîðâàííîé ïîäîøâå. È òàê ñîéäåò)

 ïåðâóþ íî÷ü áåðöû, è îñòàëüíîå îáìóíäèðîâàíèå, êëåéìèòñÿ. Íà âíóòðåííåé ñòîðîíå ÿçû÷êà çàìàçêîé, ëèáî ìàðêåðîì ñòàâÿòñÿ öèôðû – ìåñÿö è ãîä ïðèçûâà, è íîìåð âîåííîãî áèëåòà. Ïîñëå, îñîáî ïðîøàðåííûå áîéöû, ÷òîáû áûñòðåå èñêàòü ñâîè áåðöû â ñóøèëêå ñðåäè äåñÿòêà òàêèõ æå, ìîãóò íàïèñàòü ñ âíóòðåííåé ñòîðîíû âåðõà ãîëåíèùà îãðîìíûìè áóêâàìè ñâîþ ôàìèëèþ. Èëè ÷òî-òî äðóãîå, íà ÷òî õâàòèò ôàíòàçèè. Ýòî âñå òîëüêî äëÿ áîëåå áûñòðîãî ïîèñêà, òàê êàê óæå ÷åðåç ïàðó ìåñÿöåâ ñëóæáû òû ñâîè áåðöû ñìîæåøü íàéòè äàæå ïðè òóñêëîì ñâåòå çàæèãàëêè. Äàæå ó÷èòûâàÿ, ÷òî òàêèõ åùå ïàðà äåñÿòêîâ ðÿäîì.

Ïåðâûé æå äåíü â ÷àñòè, îçíàìåíóåòñÿ ïåðâûì óòðåííèì ñìîòðîì. Íà êîòîðûé íåëüçÿ ïîÿâèòüñÿ â íå÷èùåííûõ áåðöàõ. Òóò ìîæíî íà÷àòü âòîðîé ýòàï àðìåéñêîãî êîìïëåêñíîãî óõîäà çà îáóâüþ. Ñåðæàíò ãîíèò ó÷åáíóþ ðîòó â «óáîðíóþ», ãäå âûñòðàèâàåòñÿ î÷åðåäü ê ñïåöèàëüíîé ïîäñòàâêå äëÿ ÷èñòêè îáóâè. Ïîìåùàåòñÿ, êàê ïðàâèëî, äâà – ìàêñèìóì òðè ÷åëîâåêà. Ïîýòîìó òå, êòî ÷èñòèò ïåðâûé ìîæåò óäåëèòü íà íåñêîëüêî ñåêóíä âðåìåíè áîëüøå, ÷òîá íàäðàèòü ëþáèìóþ ïàðó êàçåííîé îáóâè. Ïîñëåäíèå ìîãóò òîëüêî óñïåòü ïàðó ðàç ùåòêîé ìàõíóòü ïî íîñêàì è çàäíèêàì – èìåííî ê ýòèì ÷àñòÿì áîòèíêà áîëüøå âñåãî âîïðîñîâ íà óòðåííåì ñìîòðå. Îáóâü, ê ñëîâó ñêàçàòü, ÷èñòèòñÿ, íå ñíèìàÿ ñ íîãè. Ñî øíóðêàìè, øíóðêè òîæå ìîæíî íàìàçàòü êðåìîì. Êàêàÿ ðàçíèöà, ãëàâíîå, ÷òîá íà ñìîòðå âîïðîñîâ íå áûëî.

Âîîáùå âåñü êîìïëåêò ïî óõîäó çà îáóâüþ â êàçàðìåííîé «óáîðíîé» âêëþ÷àåò â ñåáÿ

À) ïîäñòàâêó, ÷òîá íîãó îáëîêîòèòü

Á) 3-5 øòóê îáëåçøèõ è äåôîðìèðîâàííûõ ùåòîê. Îáíîâëÿþòñÿ ê ïðèåçäó êîìèññèé.

Â) Õèòðîå ïðèñïîñîáëåíèå äëÿ «ôèíèøíîé ïîëèðîâêè» — ïàëêà, ñ íàìîòàííîé è ðàçðåçàííîé ïî òèïó êèñòî÷êå òðÿïêîé íà êîíöå. Ïîñëå íàíåñåíèÿ êðåìà ùåòêîé, ýòîé ïàëêîé ïîî÷åðåäíî ëóïÿòñÿîáòèðàþòñÿ áåðöû, óäàëÿÿ èçëèøêè êðåìà

Ã) ïëîñêèå äîùå÷êè. Èñïîëüçóþòñÿ äëÿ óäàëåíèÿ îñîáî áîëüøèõ êóñêîâ ãðÿçè ñ îáóâè. Òî÷íåå äîëæíû èñïîëüçîâàòüñÿ, ïî ôàêòó ïðîñòî âèñÿò. Èìè íå ñòîèò ïîëüçîâàòüñÿ, òàê êàê âñÿ ãðÿçü ñ áîòèíêà óïàäåò íà ïîë. Äíåâàëüíûé ðàçîðåòñÿ, ïðèáåæèò äåæóðíûé ïî ðîòå, ïðèáåæèò ñòàðøèíà, íó è äàëüøå çàâèñèò îò âåçåíèÿ è ëè÷íîãî îáàÿíèÿ äîáëåñòíîãî âîèíà)

Ä) óñòàâíîé êðåì. Êàæäûé ñðî÷íèê ñ÷èòàåò, ÷òî ýòî âûñøåå çëî, ÷òî îí ïîðòèò îáóâü – ñóøèò êîæó è ðàçúåäàåò ðåçèíó íà ïîäîøâå. Ïðè ïåðâîé æå âîçìîæíîñòè ñðî÷íèê íà÷èíàåò ïîëüçîâàòüñÿ íåóñòàâíûì êðåìîì äëÿ îáóâè (KIWI, Salton â æåëåçíûõ áàíêàõ, ëèáî âñÿêèå ýêñïðåññ êðåì-êðàñêè ñ ãóáêàìè, íó èëè ýêñïðåññ ãóáêè äëÿ ïðèäàíèÿ áëåñêà. Êàê ïðàâèëî òî, ÷òî çàâåçëè â ÷åïîê). Óñòàâíîé êðåì ëåæèò â êàæäîé òóìáî÷êå (âîçìîæíî ïî 2-3 áàíêè), èñïîëüçóåòñÿ äëÿ íàòèðàíèÿ êîëåñ ÁÒÐ÷èêó, ÁÌÏøå÷êå, ÊÀÌÀÇó, è ïî ñëóõàì, ãóñåíèöàì òàíêîâ.

Êàê áûëî ñêàçàíî âûøå, äîùå÷êè äëÿ óäàëåíèÿ îñîáî áîëüøèõ êóñêîâ ãðÿçè ñ îáóâè ïðàêòè÷åñêè íå èñïîëüçóþòñÿ – ïðîùå ïîñèëüíåå è ïîäîëüøå ïîòåðåòü ùåòêîé ñ êðåìîì – ëþáàÿ ãðÿçü ïîä äåéñòâèåì ñèë òðåíèÿ ðàçðóøèòñÿ, ñìåøàåòñÿ ñ êðåìîì è âñå – ñèÿþùèé áîòèíîê ãîòîâ.

Èòàê, áàçîâûé àðìåéñêèé óõîä âêëþ÷àåò â ñåáÿ:

À) ïîõîä â óáîðíóþ ê ñïåöèàëüíî îòâåäåííîìó ìåñòó äëÿ ÷èñòêè îáóâè ïîä ÷óòêèì ðóêîâîäñòâîì ñåðæàíòà

Á) íàíåñåíèå óñòàâíîãî êðåìà äëÿ îáóâè ïîâåðõ ãðÿçèïûëè íà áîòèíîê, íå ñíèìàÿ ñ íîãè

Â) (ïî íàñòðîåíèþ) ìîæíî îáòåðåòü ïîëó÷èâøóþñÿ ñìåñü õèòðûì ïðèñïîñîáëåíèåì òðÿïêà-íà-ïàëêå

Ñóøèòñÿ îáóâü ðàäèêàëüíî. Íà íî÷ü ñòàâèòñÿ â «ñóøèëêó» — ïîìåùåíèå, ãäå ñòîèò áóðæóéêàóñòàíîâëåíû òåïëîâûå ïóøêè (õîðîøàÿ, ãîäíàÿ ñóøèëêà)ïðîñòî ïðîâåäåíî íåñêîëüêî áàòàðåé-ðåãèñòðîâ.  îáùåì â äàííîì ïîìåùåíèè, ïðè õîðîøåì ñòàðøèíå, òåìïåðàòóðà ïîäíèìàåòñÿ äî óðîâíÿ ñàóíû. Íîñêè ÷àñòî âåøàþòñÿ íà âåðõíþþ ÷àñòü áåðöà – îäíîé ïîëîâèíîé îïóùåíû â áîòèíîê, äðóãîé – íàðóæó.

Ïðè ïëîõîì ñòàðøèíå òåìïåðàòóðà â ñóøèëêå ÷óòü âûøå êîìíàòíîé, â ðåçóëüòàòå áåðöû íå óñïåâàþò õîðîøåíüêî ïðîñîõíóòü çà íî÷ü. Îíè íîñÿòñÿ áîéöîì âñåãäà íåäîñóøåííûìè, íà÷èíàþò âîíÿòü. Íó è ïðî÷èå ïðåëåñòè íåäîñóøåííîé îáóâè ñ ñîêðàùåíèåì ñðîêà ñëóæáû.

Âîîáùå îò àðìåéñêîé îáóâè äëÿ ñðî÷íèêîâ íèêòî íåâîçìîæíîãî íå òðåáóåò (ïî êðàéíåé ìåðå íå äîëæíû òðåáîâàòü) – õâàòèò íà 365 äíåé è íà ìóñîðêó. Íî â ñâÿçè ñ èçâåñòíûì êà÷åñòâîì îáóâè, ïîñòàâëÿåìûõ äëÿ ÂÑ ÐÔ, «àðìåéñêèì êîìïëåêñíûì óõîäîì» è òåì, ÷òî â áåðöàõ âñå-òàêè íå òîëüêî â òåàòð õîäÿò, à è ïî îêîïàì ëàçÿò, ýòîò ñðîê ñòðåìèòåëüíî ñîêðàùàåòñÿ. À åùå ó õîðîøåãî ñòàðøèíû íè÷åãî íå îòïðàâëÿåòñÿ íà ìóñîðêó, ïîýòîìó ñïèñàííàÿ îáóâü õðàíèòñÿ â êàêîì-íèáóäü ñêëàäñêîì ñàðàé÷èêå, è ìîæåò âûðó÷èòü êàêîãî-íèáóäü áîéöà â áóäóùåì (êîòîðûé ìîã ïðîå*àòü îäèí áîòèíîê, íó èëè ïðèâåñòè â ïîëíóþ íåãîäíîñòü, èëè ðàçìåðà, ïîäõîäÿùåãî íà ðàñïðåäåëèòåëüíîì ïóíêòå íà åãî íîãó íå íàøëîñü). Ó õîðîøåãî ñòàðøèíû ñàðàé÷èê ðåãóëÿðíî ðåìîíòèðóåòñÿ. Ó ñòàðøèíû, êîòîðîìó ñêîðî íà ïåíñèþ – êðûøà íàïîìèíàåò äóðøëàã, â ðåçóëüòàòå áîòèíêè ìîãóò ñïîêîéíî òàê ïîêðûâàòüñÿ ïëåñåíüþ è ãíèòü, à çèìîé ïðåâðàùàòüñÿ â îäèí ñïëîøíîé àéñáåðã èç ñòàðûõ áåðö. Ïðè íàäîáíîñòè àéñáåðã äîëáèòñÿ ëîìàìè, è íóæíûé ýêçåìïëÿð âñå-òàêè äîáûâàåòñÿ.

Åñëè íà äâîðå çèìà, è íà âîîðóæåíèè âñå-òàêè çèìíèå áåðöû (êîòîðûå, êñòàòè, ñ ìåìáðàíîé) î ìåìáðàíå íèêòî íå çàäóìûâàåòñÿ – âñå òàê æå ÷èñòÿò îáû÷íûì êðåìîì ïðÿìî ïî ñèíòåòè÷åñêîìó ìàòåðèàëó.  ðåçóëüòàòå ìåìáðàíà ïðèõîäèò â ïîëíóþ íåãîäíîñòü. Ó õîðîøåãî ñòàðøèíû áîéöû çà ïîäîáíûé óõîä çà çèìíåé ïàðîé áåðö ïîëó÷àþò ïî æîïå) Íî ýòî íå ìåøàåò èì, êîãäà çîðêîå îêî íå íàáëþäàåò çà íèìè, ïðîäîëæàòü ÷èñòèòü «ïî ñòàðèíêå», íå ñìîòðÿ íà íîâûå èñïîëüçóåìûå òåõíîëîãèè.

Âðåìÿ èäåò, áîåö ïðèíèìàåò ïðèñÿãó, è ïîñòåïåííî ïðîõîäèò ïóòü îò äóõà ê äåäóøêå. Ïîÿâëÿåòñÿ áîëüøå ñâîáîäíîãî âðåìåíè, è, ïðè æåëàíèè, ìîæíî âíåñòè èçìåíåíèÿ â «êîìïëåêñíûé àðìåéñêèé óõîä» çà îáóâüþ. È âîò òóò ñòàëêèâàåòñÿ àðìåéñêèé ïîôèãèçì è ïåðåèçáûòîê ñâîáîäíîãî âðåìåíè. Áåðöû îäíèì áîéöîì ìîãóò íà÷èùàòüñÿ âàòíîé ïàëî÷êîé äîðîãóùèì êðåìîì (íó ñàìûì äîðîãèì â ÷åïêå, ýòî KIWI ñêîðåå âñåãî). Âîçìîæíî òàê æå è òî, ÷òî âîèí îáçàâåäåòñÿ îòäåëüíîé òðÿïî÷êîé (÷àùå âñåãî – ñòûðåííûé õëÿñòèê îò øèíåëè, ëèáî ñòàðàÿ ïîäøèâà) äëÿ ïîëèðîâêè. À ó äðóãîãî áîòèíêè íå áóäóò âèäåòü äàæå óñòàâíîãî êðåìà äî äåìáåëÿ.  ïîñëåäíåì ñëó÷àå, åñëè ñóøèëêà õîðîøàÿ è ãîäíàÿ, êàê ïðàâèëî äàæå áåðöû-«êðîêîäèëû» ê êîíöó ñëóæáû òðåñêàþòñÿ è äàþò çíàòíûå òðåùèíû â ñàìûõ íåîæèäàííûõ ìåñòàõ (íå îáÿçàòåëüíî â ìåñòàõ çàëîìîâ).

Ñàìûå ïðîäâèíóòûå äàæå ïàðó ðàç çà ñëóæáó ìîãóò èñïîëüçîâàòü âîäîîòàëêèâàþùóþ ïðîïèòêó â ñïðåå. Îíà âûëèâàåòñÿ çà ðàç ñðàçó ïîë áàëëîíà íà ïàðó áåðö, îñòàëüíûå ïîëáàëëîíà ðàñõîäÿòñÿ ïî ñîñëóæèâöàì, ÷òî õâàòàåò êàæäîìó ïàðó ðàç ïøèêíóòü íà áîòèíîê.

Âû ñïðîñèòå, à êàê æå áîéöû, êîòîðûå íå îñóùåñòâëÿþò «êîìïëåêñíûé àðìåéñêèé óõîä» óìóäðÿþòñÿ ïðîõîäèòü óòðåííèé ñìîòð? Âñ¸ ïðîñòî, áîòèíîê âûòèðàåòñÿ îá øòàíèíó äðóãîé íîãè. Ïðÿìî â ñòðîþ. À çèìîé ìîæíî ïîïèíàòü ñóãðîá.

Ñòîèò óïîìÿíóòü åùå îäíî âàæíîå ïðèìåíåíèå óñòàâíîãî êðåìà äëÿ îáóâè.  êà÷åñòâå âîñïèòàòåëüíîé öåëè òîò áîåö, êîòîðûé áóäåò íàãëî èãíîðèðîâàòü çàìå÷àíèÿ ñòàðøèíû è íåñêîëüêî ðàç áóäåò çàìå÷åí â ñòðîþ ñ íå÷èùåííûìè áåðöàìè, çàøüåò â êàæäûé êàðìàí ïî îäíîé (â îñîáî çàïóùåííûõ ñëó÷àÿõ – äâå) áàíêè óñòàâíîãî êðåìà, è ïðîõîäèò òàê ñ íèìè ÍÍîå êîëè÷åñòâî âðåìåíè. Çàâèñèò îò âåçåíèÿ è ëè÷íîãî îáàÿíèÿ äîáëåñòíîãî âîèíà)

Ñòîèò òàê æå îòìåòèòü, âîçìîæíî îñòàâøååñÿ â íåêîòîðûõ ÷àñòÿõ, ïî÷åòíîå âîçëîæåíèå îáÿçàííîñòè ÷èñòèòü áåðöû äîáëåñòíîãî «äåäóøêè» áîëåå «ìîëîäûì» ïî ïðèçûâó. Íàäî ëè îáúÿñíÿòü, ÷òî â ýòîì ñëó÷àå áîòèíîê ìîãóò íåçàìåòíî ïîäïîðòèòü âïîëíå íàìåðåííî, íó èëè, ïî êðàéíåé ìåðå, îñîáûì ðâåíèåì â óõîäå çà îáóâüþ îòëè÷àòüñÿ íå áóäóò.

Åùå äîáëåñòíûå âîèíû î÷åíü íå ëþáÿò ïîëíîñòüþ ðàñøíóðîâûâàòü áîòèíîê.  ðåçóëüòàòå ÷àñòî âåðõ áåðöà îòðûâàåòñÿ îò çàäíèêà, îñîáåííî â íîâûõ ìîäåëÿõ. Çàòî ëþáÿò çàáûòü î ñâîåì áîòèíêå, åñëè îí ñóøèòñÿ ó êîñòðà â ïîëÿõ.  ðåçóëüòàòå ÷àñòåíüêî ïëàâÿòñÿ øíóðêè ñ ïîäîøâîé.

Èíîãäà, ïîñëå êàêèõ-íèáóäü êîïàòåëüíûõ ðàáîò ïî óøè â ãëèíå, ëèáî ó÷åíèé, âçâîä âîçâðàùàåòñÿ â êàçàðìó, è ÷òîáû íå òàùèòü ãðÿçü çà ïîðîã, ñòðîé ïðîâîäÿò ïî ãëóáîêîé ëóæå. Îñòàòêè ãðÿçè ñ÷èùàþòñÿ «òàí÷èêàìè» (ýòî òàêèå ùåòêè äëÿ ÷èñòêè ïîëà â êàçàðìå) â æåëåçíûå âåäðà (âñå äëÿ òîãî æå ìûòüÿ ïîëà). Îñîáî ðèñêîâàííûå ìîþò áîòèíêè ïîä êðàíîì â ðàêîâèíå – çà ÷òî ìîæíî ñõâàòèòü âïîëíå ðåàëüíûõ çâèçäþëåé îò ñòàðøèíû).

Ðÿäîì ñ íåêîòîðûìè êàçàðìàìè, íà óëèöå, ðàñïîëîæåíû ìåòàëëè÷åñêèå àíàëîãè ïîäñòàâîê êàê â ñàíóçëå äëÿ ÷èñòêè îáóâè. Òåîðåòè÷åñêè, îíè äîëæíû èñïîëüçîâàòüñÿ äëÿ î÷èñòêè îáóâè îò ãëèíû ïîñëå è ãðÿçè â ñèëüíóþ íåïîãîäó. Ëåòîì íà íèõ äàæå ìîãóò ñòàâèòü áàíêè ñ óñòàâíûì êðåìîì. Åñëè îäèí ðàç áàíêó êòî-òî îòêðîåò, òî îíà àâòîìàòè÷åñêè óæå íå çàêðûâàåòñÿ.  íåå çàëèâàåò äîæäåì, îíà ñòîèò ïîä ñîëíöåì è êðåì íà÷èíàåò ðàçëàãàòüñÿ íà ñîñòàâëÿþùèå, ïîïóòíî âîíÿÿ.

 áûòîâêàõ ìíîãèõ ÷àñòåé åùå ñîõðàíèëèñü ëàïû è ðåìîíòíûå íàáîðû, à òàêæå ðóêîâîäñòâà â âèäå ïëàêàòîâ íà ñòåíå, äëÿ ïî÷èíêè êèðçîâûõ ñàïîã. Ïî âåäîìîñòÿì äàæå ìîæåò ïðîõîäèòü âíåøòàòíàÿ äîëæíîñòü áîéöà-ñàïîæíèêà. Âîò òîëüêî ÷èíèòü ýòèìè èíñòðóìåíòàìè â ñîâðåìåííûõ áåðöàõ íå÷åãî, òÿæåëàÿ ëàïà òîëüêî ñîáèðàåò ïûëü, à ñêëàäñêèìè çàïàñíûìè êàáëóêàìè ÷èñòèòñÿ àâòîìàò. Ñàïîæíèê, åñòåñòâåííî, íè ðàçó â æèçíè èíñòóðìåíòû äëÿ ðåìîíòà îáóâè â ðóêàõ íå äåðæàë.

Îòäåëüíûå áîéöû, áëèæå ê äåìáåëþ, ëåçóò èçó÷àòü èíòåðíåò íà ïðåäìåò äåäîâñêèõ ñïîñîáîâ íàäðàèâàíèÿ äî çåðêàëüíîãî áëåñêà. Êàê ïðàâèëî îñòàíàâëèâàþòñÿ íà áûñòðîì ñïîñîáå ñ çàæèãàëêîé. Âîçìîæíî äàæå «ñðàùèâàíèå» íîâîé (èëè ìàëî áó) ïàðû áåðö ñî ñêëàäà. Ïî ïðèõîäó äîìîé áåðöû óáèðàþòñÿ â ÷óëàí, èíîãäà ðàç â ïàðó ëåò ïîïàäàþòñÿ íà ãëàçà, âîçìîæíî äàæå èì ïðîèçâîäèòñÿ «êîìïëåêñíûé àðìåéñêèé óõîä», è óáèðàþòñÿ îáðàòíî. Åñëè æå è îáóâàþòñÿ, ê ïðèìåðó íà ðåäêóþ ðûáàëêó, òî îáÿçàòåëüíî çà ðàñïèòèåì êðåïêîãî ÷àÿ áóäóò âîñïîìèíàíèÿ î ñëóæáå, è î òîì êàê áåðöû «ñèÿëè» êàæäûé äåíü íà ðàäîñòü ñòàðøèíå.

Íå äóìàþ, ÷òî ÷òî-òî îñîáî ïîìåíÿëîñü ñî âðåìåí êèðçîâûõ ñàïîã. Âîçìîæíî áûëà óòðà÷åíà òåõíîëîãèÿ «îòãëàæèâàíèÿ» óòþãîì, à îòîðâàííàÿ ïîäîøâà íå ïðèáèâàåòñÿ ãâîçäÿìè, à ïðèêëåèâàåòñÿ êëååì ñåêóíäîé. Âîçìîæíî, â ñâÿçè ñ ñîêðàùåíèåì ñðîêà ñëóæáû, òåïåðü íå òðåáóåòñÿ îòòèðàòü çàñîõøóþ ñìåñü èç ãðÿçè è ñòàðîãî êðåìà ñêèïèäàðîì ïîñëå ãîäà ñëóæáû.  îñòàëüíîì æå:

À) ïðèøëè â óáîðíóþ ïåðåä óòðåííèì ñìîòðîì

Á) íàìàçþêàëè ãðÿçíûé áîòèíîê êðåìîì

Â) ÷åì-íèáóäü ñòåðëè èçëèøêè (ïðè æåëàíèè çàìîðî÷èòüñÿ – ñòàðîé ïîäøèâîé)

Ìîæíî ïîçàáîòèòüñÿ çàðàíåå, è íàìàçþêàòü áîòèíîê ñ âå÷åðà, ïåðåä îòáîåì, è ïîñòàâèòü â ñóøèëêó ÷òîá êðåì ïîëó÷øå âïèòàëñÿ çà íî÷ü â òåïëå. Íî ýòî äëÿ ôàíàòîâ)

Íó è ÷åì òóò õâàñòàòüñÿ? Äà, àðìåéñêàÿ îáóâü – íå ìîäåëüíûå äîðîãèå òóôëè. Íî è íà òóôëè íå ñòîèò ïåðåíîñèòü «êîìïëåêñíûé àðìåéñêèé óõîä». Òî, ÷òî ïðèåìëèìî â àðìèè, íå ñîâñåì óìåñòíî â ãðàæäàíñêîé æèçíè. Ê ïðèìåðó, ñïàòü ñòîÿ èëè íà ïîëó – ìíîãèå èç Âàñ ïðåäïî÷òóò ýòî îáû÷íîìó ñíó íà êðîâàòè? À âî âðåìÿ ñëóæáû èíîãäà è ñòîÿ çà ñ÷àñòüå áûëî ïîêåìàðèòü, îáëîêîòèâøèñü íà ñòåíêó. Êàê ïðàâèëî 80% áåðö óáèâàëîñü áîéöàìè äî äåìáåëÿ â õëàì. Êîíå÷íî çàâèñèò è îò âèäà äåÿòåëüíîñòè â òå÷åíèè ãîäà, è ëè÷íûõ êà÷åñòâ âîèíà (êòî-òî ëþáèë êèðïè÷è ïèíàòü). È ýòî ïðè òîì, ÷òî ó íàñ óæå áûëè çèìíèå è äåìèñåçîííûå áåðöû, òî åñòü íå îäíà ïàðà íà âñå 365 äíåé. È íà ôèçïîäãîòîâêó õîäèëè â êðîññîâêàõ. Ïî ñóòè âåñü àðìåéñêèé óõîä ñâîäèòñÿ ê åæåäíåâíîé îáðàáîòêå òîëñòûì ñëîåì êðåìà ïàðû îáóâè íà îòúåáèñü.

Äà, õîäèëè áàéêè, ÷òî â êàêîé-òî ÷àñòè, êîãäà òî, êàêîé-òî áîåö íàâåë ãëàññàæ, åãî ïîõâàëèëè è çàñòàâèëè íàâîäèòü ãëàññàæ âñþ ðîòó, ÷òîáû áûëî åäèíîîáðàçíî. Íî òàê æå èç ãîäà â ãîä õîäèò áàéêà ïðî ïàðíÿ íà ìåäîñìîòðå ó óðîëîãà, êîòîðûé âûïèë õîëîäíóþ âîäó èç ñòàêàíà êóäà íóæíî äîñòîèíñòâî îïóñêàòü).

Êñòàòè ëàéôõàê øëåïêàìè ÷èñòÿòñÿ çèìíèå áåðöû (êàê ðàç òà ÷àñòü, èç ñèíòåòè÷åñêîãî ìàòåðèàëà). È âïîëíå íåïëîõî. È åùå àâòîìàò. Âûãëÿäèò ýòî î÷åíü òóïî ñî ñòîðîíû). À âîò ÷òî äåéñòâèòåëüíî ïîëåçíî íà ñðî÷íîé ñëóæáå, òàê ýòî ïðèíóäèòåëüíàÿ ñòèðêà íîñêîâ êàæäûé âå÷åð.

Источник