Можно ли стирать машинкой в православные праздники

Как объяснять суеверным людям, что различные приметы не имеют к православному празднику никакого отношения?

14 января – праздник Обрезания Господня. Он был установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и Ему было наречено имя – Иисус (Спаситель). Митрополит Вениамин (Федченков) так говорил, объясняя смысл праздника: «Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое».

Но для кого-то суть праздника – в том, что в этот день нельзя стирать, стричься, да и работать не желательно. Как объяснять таким людям, что все эти приметы не имеют к празднику никакого отношения? Стоит ли говорить, если тебя не спрашивают? А если спрашивают – как правильно отвечать? Советуют священники.

Без непрошеных замечаний

Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее, декан миссионерского факультета ПСТГУ:

Протоиерей Николай Соколов

Протоиерей Николай Соколов

– Специально подходить и начинать вразумлять, когда тебя не спрашивают, не стоит. Есть вещи, которые можно постичь, придя в Церковь, читая Священное Писание, изнутри узнавая веру, а не заглядывая со стороны. От наших непрошеных замечаний и назиданий человек точно сразу не начнет воцерковляться.

«За питье и еду никто не сидит в аду», – говорил один священник. Каждому нужно следить за собой, показывать пример – каким следует быть христианину, – это и будет миссией. Возможно, к нему потом и захочется подойти с вопросами. А вот влезать с советами и объяснениями, когда нас не просят – это может дать абсолютно противоположный эффект.

Да, люди не понимают смысл праздников, не стирают, не убираются, волосы не заплетают, лезут купаться – это их личное дело. Что же, Господь их за это накажет? Хуже, когда люди всё понимают, знают, но злобятся и осуждают.

Если же человек сам подошел с вопросом, то важно отвечать не свысока, что вот, ты давно в Церкви, всё понимаешь, а он – такой «необразованный». Услышан может быть только доброжелательный ответ, с любовью.

Если чувствуешь, что не сможешь доходчиво объяснить и рассказать, лучше направить человека к священнику.

Не просто «транслировать»

Наместник Никольского мужского монастыря Омской епархии игумен Зосима (Балин):

игумен Зосима (Балин)

Игумен Зосима (Балин)

– Прежде чем начинать рассказ о празднике или церковном событии, стоит мысленно испросить помощи Божией и мобилизовать весь свой внутренний потенциал доброжелательности и человеколюбия. Без этих двух составляющих все ваши усилия будут тщетны.

Успех половины дела (как минимум) зависит от того, с каким настроем вы «миссионерствуете». Нужно быть готовым к тому, что ваш собеседник вовсе не жаждет погрузиться в пучину высокого богословия. Начните разговор на бытовом уровне, о свечках и к какой иконе их поставить. А уж затем поведайте о содержании праздника и его глубинном смысле.

Остерегитесь «вываливать» на собеседника весь свой духовно-интеллектуальный багаж.

Не надо просто транслировать, нужно видеть и чувствовать реакцию человека. Протяните связующие нити к вещам, ему знакомым, например, расскажите, в каком храме вашей местности есть икона, о которой зашел разговор. Предложите, быть может, заехать помолиться и поставить свечу, когда появится свободная минута.

Не стесняйтесь сами себе задавать почаще вопрос: «А как бы я построил рассказ о празднике церковном, или чтимом образе, или житии угодника Божия?»

И, главное, помните, что результат всегда зависит от Господа и Его всеблагой воли, дабы не расстраиваться, если ваше сеяние не приносит плодов сиюминутно.

Первый шаг, второй, третий…

Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:

Можно ли стирать машинкой в православные праздники

Протоиерей Игорь Гагарин

– Дать один ответ на этот вопрос, посоветовать рецепт на все случаи жизни невозможно. Нужно иметь чувство такта. Иногда надо сказать, объяснить, а иногда – промолчать. Всё зависит от конкретной ситуации, от собеседника, от того, насколько он готов услышать.

С одной стороны, мы, конечно, должны свидетельствовать о своей вере и по возможности говорить людям о ней то, что считаем необходимым. Но делать это нужно разумно.

Все знают выражение «не мечите бисер перед свиньями» (Мф. 7:6). Оно вовсе не означает, что я на всех людей должен смотреть как на свиней. Но я должен трезво оценивать ситуацию и видеть, есть ли тут та почва, упав на которую, мои слова принесут должные плоды.

Люди в большинстве случаев не любят, когда их учат жить, раздражаются, когда их начинаешь поправлять, что-то им указывать. Нам точно не нужна такая реакция.

Пытаться подтолкнуть человека к вере – это лучший способ оттолкнуть от нее.

Поэтому подталкивать не надо. А вот если ты видишь, что сам человек ищет ответы на какие-то вопросы, с благодарностью примет то, что услышит от тебя, если ты видишь, что он сам тянется узнать, а не ты его подталкиваешь, – это совсем другое дело.

Говорить о вере нужно, но делать это очень осторожно, тактично, доброжелательно, с любовью. И только в том случае, если, повторяю, у меня есть основания предполагать, что буду услышан, что человек примет мои слова не как попытку навязать ему что-то.

А насчет «глупых» вопросов… Не стоит торопиться считать их глупыми. В вопросе по поводу веры, обращенному к нам, каким бы глупым этот вопрос ни казался, есть всегда что-то правильное и здоровое.

Ведь если человек подошел и просит, например, посоветовать икону «для удачи в работе», на ситуацию можно посмотреть с двух сторон. С одной стороны, налицо какой-то магический подход. Человек думает, что вот нужно сделать то-то, то-то и то-то, и результат должен быть положительным. Нам сразу хочется осудить.

Читайте также:  При каких градусах стирать полиэстер

Но, с другой стороны, можно посмотреть иначе: человек понимает – своих сил у него недостаточно, ему нужна помощь свыше. Вот он и обращается за этой помощью. Но, поскольку у него нет никакого церковного опыта, он может делать это неуклюже и, на первый взгляд, даже глупо.

Отнесись к этому с уважением, скажи: «Очень правильно и хорошо, что вы пришли и понимаете – нужно обращаться за помощью к Богу и к Церкви, что вы ищете доброе, Божие, ищите святого, который поможет вам в этом обращении». Ну а дальше важно постараться доброжелательно объяснить ему, что дело не в том, перед какой иконой о чем молиться…

Важно не только то, что мы говорим, а еще – как мы говорим. Когда мы это делаем с терпением, доброжелательно, выражая, может быть, одобрение человеку, то есть шанс, что нас услышат и поймут правильно.

Доброжелательность, приветливость – это непременные условия для успешного миссионерства.

Мне кажется, об этом мы всё время должны помнить в нашем общении с людьми, которые делают только первый шаг в Церкви, чтобы общение с нами пробудило в них желание сделать и второй, и третий…

Без безграмотной демагогии

Протоиерей Максим Брусов, настоятель Троицкого собора в городе Яхрома Дмитровского района Московской области:

Протоиерей Максим Брусов

Протоиерей Максим Брусов

– С библейско-евангельских времен бытовое миссионерство часто приобретало назидательный характер. Миссионерское свидетельство вне контекста личного опыта легко уклоняется в демагогию, чаще всего безграмотную. Выровнять эту ситуацию может только «бытовая» проповедь людей, богословски грамотных и имеющих личный опыт применения данных истин в личной жизни, сопоставленный с опытом Христовой Церкви.

Общинность является противовесом персонифицированности и гарантом того, что личное свидетельство – лишь ключ к двери, за которой открывается опыт христианской жизни. Жизни евхаристической общины как единой семьи, глава которой Христос.

Если человек пока не готов войти в общину, то есть другой путь – самообразования. Условия для этого созданы идеальные – масса литературы, различные СМИ, дело за малым – желанием человека услышать слово проповеди, но и этот опыт необходимо сопоставить с опытом людей, которые составляют Церковь.

В отношении же вопроса личной проповеди, думаю, он возможен только в ситуации, когда вас хотят слышать. Ответы должны быть предельно честными, нелицемерными и не расходиться с вашими жизненными принципами. Только в этом случае можно достигнуть главной цели христианской, пусть даже и «бытовой» миссии – пробудить личное доверие ко Христу, к Церкви, пробудить в человеке произволение ко спасению.

Читайте также:

  • Круглое не резать, есть земельку, читать заклинания – как бороться с «православными» суевериями?
  • Словарь «Правмира» — Праздники

Источник

ЮЛИЯ
Заслуженный участникНеотложные дела делались и иудеями. Корова мычит, чтоб ее подоили, и в праздник. Скот кушать хочет, его выгнать на выпас надо или корм задать. Еду если и не сготовить, то вчерашнюю принести и многочисленное семейство накормить. Это все тяжелый труд, не то что накидать белья в машинку и кнопку нажать.
У автора темы (который, кстати, уже явно не нуждается в этом обсуждении) четко обозначено: на другой день надо срочно уехать, только поэтому поднялся вопрос о «тяжелом труде» собирании белья в охапку и засовывании в машинку. Дело оказалось неотложным.
Сам Господь говорил нам про то, что если мы уж вола отвязываем в субботу и ведем поить — то неужели людям не послужим.
Соблюдение установлений должно быть, в Новом Завете, по разуму. Нет, я ни в коем случае не призываю устраивать «трудовые воскресники». Но надо помнить и св. Спиридона Тримифунтского, который на первой неделе Великого поста предложил голодному путнику мясо. И когда тот отказался, сказав, что я-де не иудей и чту Пост — святитель сказал, что именно потому что не иудей — должен понимать, для чего пост. Для смирения своей плоти, а не «по букве закона». А в данном случае плоть и так смирена до предела…
Неофитка, вы много пишете о том, что день «должен быть посвящен Богу». Это, разумеется, более чем правильно. Расскажите, пожалуйста: как именно Вы посвящаете праздники Богу? Что Вы делаете?
Дмитрий Новиков
Заслуженный участникСлужить лишь Богу он хотел,
душею истины взыскуя,
и от земных, суетных дел
бежал, по горнему тоскуя.

Взор ввысь свой трепетно стремя,
искал божественной отрады
то средь страниц календаря,
то в буквах проповеди давней.

Уверенность его была
опорой в мире сем мятежном,
сомнений червь не возбуждал
вопросов вечных, безответных.

Но как-то раз, в закатный час
в душе раздался голос тихий:
«Обресть желаешь ты Меня,
но отчего ж не хочешь видеть,

что Я не в букве, но в душе,
участья ждущей в эту пору,
не в жесткой правил борозде —
в любви и милости откроюсь?

Ты праведность свою холишь
и жертвой мнимою восторжен,
а Я так малого лишь жду –
того смиренья, что неложно.

Узри Меня в хлопотах дня,
в докучливых словах соседа
и в отрешенности святой,
и в жажде творчества и дела.

Тогда пребуду Я всегда
везде с тобой в любую пору
и путеводная звезда в душе –
не в небе путь откроет».

Неофитка
Новичок Читательница
Мне бабушка говорила (когда была жива), что ничего нельзя делать в воскресенье, и что когда-то давно ничего не делали. Она мне даже не разрешала телевизор смотреть. Говорила — в церквях везде правят Святые Литургии, а ты телевизор смотришь —неужели нельзя подождать до обеда?

Бабушка ваша была совершенно права, и в старину благочестивые люди все так поступали. Если уж не можешь присутствовать на Литургии, то хотя бы мысленно будь в храме.

Читайте также:  Выделить удалить не стирает

Что же касается стихов, которые привел Дмитрий Новиков, по всей видимости, для того, чтобы укорить меня за то, что я фарисейка и ставлю букву выше духа, то на это я вот что хотела бы ответить.

Естественно, ни я, ни кто бы то ни было из православных (если только они в своем уме) никогда не поставит букву и закон выше духа Христианства. Но говорить об этом, как мне кажется, имеет право только человек, который сам уже всю букву выполнил. Тогда да, можно себе представить, что какой-нибудь святой старец с сокрушением в сердце говорит самому себе: «Я все соблюл, что было предписано, все посты, все молитвенные правила, все послушания, но этого недостаточно, потому что Христианство не в соблюдении законов и правил, а в любви к Богу и ближнему.»

Это я могла бы понять и принять, но я думаю, что и такой старец, если только он не враг Православной Церкви, никогда не стал бы учить такому других людей, да еще и таких, которые стремятся соблюдать предписания Евангелия и Святых Отцов — это все равно как выбивать костыль у хромого. Дико было бы услышать от него совет: не надо тебе, чадо, ни поститься, ни праздники Божии чтить, Христианство, мол, не в этом. Такое мог бы сказать только простестант-обновленец.

А православный сказал бы наоборот: Святые Отцы были не глупее нас с тобою, чадо, и они вычитывали молитвенные правила, чтили церковные праздники, старались как можно чаще посещать Службы Божии. Считали ли они, что благодаря только этому одному спасутся? Конечно, нет. Но полагали, что в соблюдении церковных традиций и правил человеку предлагается помощь в его немощи. О какой настоящей любви к Богу можно говорить, если ты даже от куска колбасы не можешь отказаться или помолиться забываешь, или в храм ленишься пойти? Ты говоришь, что не в этом дело и что Бог у тебя в душе? Но словам грош цена. Особенно таким, которые не подкреплены делами.

И еще: Православие — это не восточная и не ньюэйджевская практика по самосовершенствованию человека и его души. Цель православного не самосовершенствование, а спасение. Научимся ли мы по-настоящему любить Бога и ближнего, еще неизвестно, но если мы будем стараться и соблюдать хотя бы самые простые церковные правила, то Бог, увидев наши старания, пошлет нам помощь и спасет нас, взяв к Себе.

А большего мне, грешной и недостойной, и не надо.

Vaclav
НовичокМы очень упрощенно подходим к разрешению той или иной жизненной ситуации. Конечно есть учение Церкви, есть труды святых отцов, сложившиеся традиции и т.д. Когда у нас кто-то о чем-то спрашивает, то мы очень «легко» даем советы. Дескать, вот сказано о посте так — то и выполняй, сказано о воскресном дне — вот тебе и правило. И только лишь, когда сам станешь лично перед разрешением такой же ситуации в своих жизненных условиях, то поймешь: какую ношу взваливал тогда на плечи человека. Когда жизнь прожита, то видишь: сколько ошибок было сделано по неразумию, сколько разрезано по-живому.
Каждый человек индивидуален. Святые отцы давали свои советы определенным людям, исходя из их совокупного жизненного положения: сословие, достаток, здоровье, работа, семья…. Мы порой забываем, что «суббота для человека», а не наоборот. Все, что мы имеем в Церкви — это как бы, эталон, на который нужно равняться. Это идеал христианина. Никакой священник, не зная человека, не сможет дать правильный ответ на то, как поступить в жизненной ситуации этому человеку.
«Стирать или не стирать?» Совершенно не важно руками или в автомате. В первую очередь нужно решать эту проблему с теми, кто находится непосредственно около Вас, и кто будет напрямую зависеть от решения этой проблемы.

[Исправлено: Vaclav (08-06-2011)]
 

Дмитрий Новиков
Заслуженный участник Неофитка
Что же касается стихов, которые привел Дмитрий Новиков, по всей видимости, для того, чтобы укорить меня за то, что я фарисейка и ставлю букву выше духа…

Мне очень неудобно, но вынужден поправить Вас — не привел, а написал специально для этой ветки Форума. Я ведь воровством не занимаюсь, в том числе и литературным, а по Вашим словам именно так и выходит. Приводя чужое стихотворение, я бы непременно привел и имя автора.

Что же касается укоров в фарисействе, то, к сожалению, этот вопрос так легко не решается, ибо слова человеческие крайне слабое орудие для выражения истины. И чем дольше живу, тем более убеждаюсь в этом. Посему не стал бы сразу делать однозначные выводы о фарисействе. Но симптом фарисейства, конечно, присутствует — что есть, то есть. Другие собеседники тут очень хорошо об этом сказали, повторять не буду.

Проблема ведь в чем? Само мышление человека дихотомично, то есть идет по путям, которые можно условно обозначить как: белое-черное, плохое-хорошее, выше-ниже… И совершенно не приспособлено для восприятия глубины пространства, также и пространства духовного — к тому, чтобы понять, увидеть не внешнюю канву событий, не их антагонизм, но единство. Отсюда и подавляющее большинство споров и философских столкновений, в которых противники видят как правило лишь одну, обращенную к ним самим сторону события и не замечают всего остального.

Неофитка
Новичок Дмитрий Новиков
Мне очень неудобно, но вынужден поправить Вас — не привел, а написал специально для этой ветки Форума.

Спасибо, я очень польщена. Не совсем, правда, понятно, почему вы вывели меня в виде мужчины, да и никак не могу, увы, сказать про себя, что меня «сомнений червь не возбуждал», но спишем это все на счет поэтических преувеличений. А вообще действительно спасибо, любовные стихи мне посвящали, а такие философские — нет, в первый раз.

Читайте также:  Стирает пот со лба

Само мышление человека дихотомично, то есть идет по путям, которые можно условно обозначить как: белое-черное, плохое-хорошее, выше-ниже… И совершенно не приспособлено для восприятия глубины пространства, также и пространства духовного — к тому, чтобы понять, увидеть не внешнюю канву событий, не их антагонизм, но единство.

Ну почему же? Вот как раз на вашем примере мы видим, что дихотомично мышление далеко не каждого человека, что есть и среди нас «быстрые разумом Невтоны», способные легко преодолевать неподъемные для остальных антиномии и охватывать все глубины и высоты одним проницательным взглядом.

Дмитрий Новиков
Заслуженный участник Неофитка

Я, право, в замешательстве: как можно было так опростоволоситься — употребить род мужеский заместо женского? А все моя простота и наивная надежда быть понятым, пусть и в столь завуалированной форме… И как бы мне хотелось на этой дружеской ноте Вашей закончить диалог, но — нет, слаб, очень слаб я в классификации червей — не смог отличить червя сомнений от червя язвительности, который поднял-таки свою голову во второй части Вашего постинга.

Но ничего, все можно преодолеть, если есть на то добрая воля. Вот и надеюсь, что владеющие нами эмоции не помешают совместному поиску истины. А для этого нужно совсем немного — только чуть-чуть «прибрать басы» собственного эго и выпустить на волю мелодию сочувствия и сопереживания ближним своим и дальним…

Но если говорить уже совершенно прямо, то высказанное в стихотворении я обращаю к любому человеку и, в первую очередь, к самому себе. Ведь не допускаете же Вы мысли, что я считаю себя свободным от всех тех заблуждений, с которыми так желательно расстаться человеку, если он хочет хоть что-то понять в этой жизни?

Источник

Иногда в церковной среде, а особенно от людей пожилого возраста приходится слышать что-то из серии: «в воскресенье и великие церковные праздники мыться грех». Так ли это, или же в действительности является очередным суеверием? Давайте попробуем разобраться почему вообще зародилось такое поверье, откуда оно пошло…

Совершим экскурс в историю вопроса. На самом деле зародилось это еще… нет не «до Революции», хотя формально до нее, но весьма задолго — аж в далекие-предалекие ветхозаветные времена, когда еще на землю нашу грешную не пришел Господь Иисус Христос, чтобы спасти весь род человеческий и дать нам Новый Завет в различных вопросах.

Седьмой день тогда назывался не воскресеньем, как сейчас, а субботой. Еще когда были живы Адам и Ева — первые люди Бог благословил день субботний и освятил его (Быт. 2:3). Так и повелось, что люди чтили этот день, помнили, что суббота — завет вечный (Исх. 31:16) Суббота была для древних евреев священным днем. Строго запрещались любые дела, под страхом различного рода наказаний, вплоть до смертной казни. В субботу нельзя было делать ровным счетом ничего, даже вкушать пищу, ну и конечно в том числе соблюдать гигиену, например, мыть тело.

Но вот проходят тысячелетия и воплощается Господь наш Иисус Христос, Который несколько скорректировал и смысл ветхозаветной субботы. Так, творя многие чудеса Господь исцеляет и в субботу, чем вызывает великое недовольство фарисеев. Итак, можно в субботы делать добро (Мф. 12-12) говорит нам Христос.

На протяжении веков многие святые, богословы сопоставляя эти слова Христа с четвертой ветхозаветной заповедью «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему…» (Исход 20:8-11) приходят к выводам, которые можно интерпретировать в то, что в субботу (а по нашему в воскресенье) можно (и даже нужно) делать добрые дела, совершать хорошие поступки, ходить в храм Божий, посвящая частичку воскресенья Богу, а работать же (например, делать дела по дому) — не следует.

Приближаемся к теме нашего вопроса. До сравнительно недавнего времени процесс помывки тела был весьма трудозатратным по своей подготовке. Так, требовалось наносить воды, наколоть дров, натопить баню…

А вместе с этим, как правило, затевалась еще и стирка — что тоже не такой уж легкий труд, когда он выполняется вручную. В (советских, например) квартирах, где зачастую не было машины, автомата, да и элементарной горячей воды, которую приходилось греть, все описываемые процессы тоже были весьма трудозатратны и растягивались иногда, если не на все воскресенье, то по крайне мере на половину его уж точно…

Но сейчас в наш век стиральных машинок-автоматов, квартир с горячей водой, процесс принятия душа, да и быстрой стирки не представляет собой практически никакого труда и подготовки и укладывается всего лишь в несколько минут. Не нарушается этим, пожалуй, не четвертая заповедь Бога, ни слова Христа. Если, конечно, мы ставим в машинку в стирку белье, или принимаем ванну вместо посещения церковной службы, или совершения какого-либо доброго дела — то это уже другой вопрос.

Напоследок приведем слова протоиерея Андрея Ефанова по этому вопросу, опубликованных на одном из православно-христианских порталов: …Мытье в воскресный день не считается грехом. Грех — то есть неправильный выбор — это если водные процедуры происходят вместо того, чтобы пойти в храм, как-то мешают духовной и молитвенной жизни… То, о чем Вы спрашивали, относится к разряду суеверий.

Просим всех подписаться на наш канал, поставить лайк, чтобы эту запись увидели как можно больше людей. Спаси вас Господи!

Источник