Стирал носки в армии

Слуцкий правозащитник Юрий Метельский, член Белорусского Хельсинкского Комитета, и Гарри Погоняйло, председатель юридической комиссии БХК, рассказали «Кур`еру», как бороться с дедовщиной в армии, что может стать поводом обращения к правозащитникам, нормально ли терпеть побои от дедов.

Юрий Метельский и Гарри ПогоняйлоЮрий Метельский и Гарри Погоняйло

В тему: Слуцкие дембеля рассказали о том, как выжить в армии

Что делать солдату и родителям, если в армии к нему применяют насилие? Как понять, где дедовщина, а где следование Уставу?

Юрий Метельский:

— Когда в порядке очереди тебя ставят дневальным в наряд, и ты убираешь туалет — это нормально. А когда приходят дедушки и приказывают стирать им носки — это ненормально. Уже в этом случае лучше обратиться за помощью. Сегодня солдат стирает носки и терпит, завтра стирает и терпит, а на третий день терпеть больше не может и вешается.

Гарри Погоняйло:

— Жалоб от военнослужащих о том, что в их подразделении процветает дедовщина, практически нет. Последний раз к нам обращались 7−8 лет назад. Тогда мама призывника, которого до суицида довели, в том числе и отношения с другими служащими, била во все колокола, жаловалась и оспаривала свою позицию. Но к нам она пришла уже поздно, когда дело было уже расследовано и ушло по накатанной.

Иногда ребята не говорят родственникам, девушкам, что происходит внутри части. Стесняются, проявляют солидарность, что это не должно выноситься за пределы службы. Родители могут обратиться к командованию, в военную прокуратуру, потребовать провести проверку, а также проследить за реакцией следователей на своё обращение.

Любой случай неуставных отношений между служащими становится поводом для правозащитников, чтобы принять меры, отследить ситуацию через органы прокуратуры и держать её на общественном контроле.

Как, по вашему мнению, нужно бороться с дедовщиной в белорусской армии? Почему она существует?

Юрий Метельский:

— Дедовщина есть во многих странах, не только в Беларуси, и есть опыт её искоренения. Армия — это такой «черный ящик». Человек туда попадает, там с ним что-то происходит, и возвращается оттуда труп. Общество не может туда заглянуть и посмотреть, что же там происходило.

Нужно создавать наблюдательные комиссии из правозащитников, общественных деятелей и депутатов, которые могли бы заглядывать в этот «ящик». Это очень сильно изменило бы ситуацию. Недавно подобная комиссия стала функционировать по местам лишения свободы.

И, конечно, надо проводить расследования по каждому случаю. Привлечение виновных к ответственности создаст чувство защищенности у новобранцев, а неотвратимость наказания будет сдерживать старослужащих.

Гарри Погоняйло:

— Общее положение с дедовщиной в армии понятно. Армейские традиции никуда не делись, время от времени случаи поступают в СМИ от родственников и самих служащих. Как правило, командование эти случаи скрывает. Хотя оно естественно проводит служебные расследования, кого-то наказывает, если произошёл вопиющий случай. Например, если кто-то покончил жизнь самоубийством из-за преследования стариков, несправедливого дисциплинарного наказания (например, лишения встречи с родными, девушкой, отпуска).

В частях суицид часто списывают на психические расстройства. Тогда есть нарекания в адрес призывных медкомиссий, которые должны глубоко изучать личность призывника. Узнать о наследственности, случались ли расстройства в допризывном возрасте, есть ли отклонения. Ведь психические заболевания можно определить и на ранних стадиях.

Но военкомат выполняет план по призыву молодых людей, и никого особенно не тревожит глубокое изучение состояние здоровья призывника. Все эти упущения сказываются в ходе службы, когда парень отрывается от семьи, служит в жёстком коллективе, где требуют строгого соблюдения дисциплины и физической нагрузки. Из-за армейской нагрузки у молодых людей слабых психически может произойти нервный срыв.

Армия — это закрытая структура для общественности, поэтому там есть почва для дедовщины, возможности замазать все её случаи в кабинетной тиши. Некоторые командиры приветствуют дедовщину как форму воспитания и подчинения со стороны младших командиров и старослужащих. Это порождает неуставные отношения, которые позволяют насилие над молодыми.

Нормально ли терпеть побои и издевательства от старшего периода, как думают некоторые солдаты?

Юрий Метельский:

— В унижении достоинства нет ничего нормального. Нормально бороться с этим. Отношение к солдату в первую очередь должно быть человечным. Попадая в армию, новобранец остается человеком и гражданином, за ним сохраняются все его права. Издевательства в отношении его недопустимы и незаконны. Есть приказы законные и незаконные. Если приказ противоречит Уставу, солдат не обязан его исполнять.

К чему надо подготовиться парню перед армией?

Гарри Погоняйло:

— К армии надо готовиться физически и морально. И надо быть готовым не только к службе в армии, но и к нахождению в мужском коллективе, где нередко действуют правила групповщины и правила сильного.

Ни школы, ни военкоматы не озабочены тем, чтобы морально подготовить призывников. Врачи сегодня говорят, что 90% школьников в той или иной степени нездоровы, среди них есть и психически неуравновешенные. Вы представляете, что могло бы быть, если бы в армию пошёл служить Казакевич? (Парня с бензопилой приговорили к 15 годам)

Что в дальнейшем происходит с делами о дедовщине?

Гарри Погоняйло:

— Если вопросы связаны с суицидом, и есть основания, что парня довели до самоубийства, то уголовные дела возбуждают. Но по многим из них трудно добраться до истины, потому что военное следствие не утруждается поиском виновных. Ни им, ни армии не нужны такие факты, поэтому всё хоронится, и крайне редко истинные причины доходит до суда и общественности.

СПРАВКА. Как сообщает Министерство обороны, по всем фактам преступлений в армии возбуждаются уголовные дела. По фактам нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, включая те, которые не были сопряжены с насилием, возбуждены уголовные дела: в 2014 году — 13, в 2015 году — 27, в 2016 году — 17, в 2017 году — 13.

Как пишет TUT.BY, за последние годы не одно дело по дедовщине было направлено в суд. Статьи, которые вменяли обвиняемым, разные: нарушение уставных правил, причинение тяжких телесных повреждений, доведение до самоубийства, злоупотребление властью.
Например, в июле 2015 года суд Московского района Бреста приговорил младшего сержанта к 5,5 годам лишения свободы в колонии усиленного режима. Оказалось, что он, увидев, как солдат медленно убирает казарму, ударил его кулаком в живот. В результате чего у рядового разорвалась селезенка. По приговору суда младший сержант обязан выплатить солдату 150 миллионов неденоминированных рублей.
В декабре 2016 года суд Лунинецкого района осудил двух солдат, которые не один раз издевались над сослуживцем. Их судили сразу по нескольким статьям УК, в том числе по ч.1 ст. 443 «Нарушение уставных правил». Один фигурант был приговорен к двум годам ограничения свободы, другой — к 1,5 годам ограничения свободы.

Происшествия в армии:

  • В 2009 году в ракетных войсках под Заславлем в воинской части 30 151-Ю погиб служащий.
  • В 2012 году повешенным в туалете 103-й воздушно-десантной дивизии нашли Евгения Рудака, версия — суицид.
  • В 2013 в воинской части 43 064б умер 18-летний Владислав Ягодкин, версия — ишемическая болезнь сердца.
  • В 2015 году в 72-м объединенном учебном центре ещё один военнослужащий срочной службы покончил жизнь самоубийством.
  • В августе 2016 года в Печах покончил с собой солдат, которому до окончания службы оставалось два месяца.
  • В марте 2017 года не стало 25-летнего Артема Бастюка. В октябре этого года повесился Александр Коржич, первоначальная версия — суицид.

Источник

Íåíàâèæó âîðîâ. Ëþáûõ. Íà÷èíàÿ îò âëàñòüèìóùèõ, çàêàí÷èâàÿ ìåëêèìè ìàãàçèííûìè âîðèøêàìè è öûãàíàìè. Áîëüøå âîðîâ ìåíÿ áåñÿò âîò òàêîé, âåñüìà ðàñïðîñòðàííåíûé òèï ðàññóæäåíèé:

«À ÷î òû âîðîâàòûõ ÷èíóø îñóæäàåøü. Êîãî íå ïîñòàâü ó êîðìóøêè, âñå âîðîâàòü áóäóò. È ÿ áû òàêæå âîðîâàë».

«Äà, íàø ìýð âîðóåò, íî â ïðåäåëàõ ðàçóìíîãî. À äðóãîé ïðèä¸ò, ãîëîäíûé, äîðâ¸òñÿ äî äåíåã è âîðîâàòü áóäåò áîëüøå. Ïóñòü ëó÷øå ýòîò áóäåò».

«ß óêðàëà ÿáëîêî ñ ïðèëàâêà ó ÷óðêè, êîòîðûé ìíå íà òîé íåäåëå ïðîäàë ãíèëûå îâîùè».

Ìîé çíàêîìûé ðàáîòàåò ïðîðàáîì íà ñòðîéêå è íå áåç ãîðäîñòè ðàññêàçûâàåò, êàê ïîñòðîèë ñåáå êîòòåäæ ñ áàíåé èç óêðàäåííûõ ñòðîéìàòåðèàëîâ. Êîãäà-òî ÿ ðàáîòàëà â ôèðìå, ãäå äèðåêòîð ïðèñâàèâàë ñåáå âûäåëåííûå èç áþäæåòà êîìïàíèè äåíüãè íà êîíöåëÿðèþ, áóìàãó äëÿ ïðèíòåðà, ìîþùèå ñðåäñòâà, òóàëåòíóþ áóìàãó è ìûëî. È íà âñå âîïðîñû ñîòðóäíèêîâ òîëüêî äåëàë ñòðàäàëü÷åñêîå ëèöî è ïðîñèë ïîòåðïåòü. Êðèçèñ æå â ñòðàíå. Êóïèòå ñåáå âñ¸ ñàìè, âû âåäü è òàê õîðîøî ïîëó÷àåòå.

Çàäóìàòüñÿ íàä îòíîøåíèåì ê âîðîâñòâó â íàøåì îáùåñòâå ìåíÿ çàñòàâèë âîò ýòîò ïîñò Ïðî êóêëû. Ñ áåçóìíî êðàñèâûìè èãðóøêàìè, ñäåëàííûì ñïåöèàëüíî äëÿ ïðàçäíè÷íîé ¸ëêè â îïåðíûé òåàòð.

 êîììåíòàðèÿõ ÒÑ ñîâåòóþò ïðèìàòàòü èãðóøêè ïîñèëüíåå, ÷òîáû íå óòàùèëè è ÒÑ îòâå÷àåò, ÷òî, â òîì ãîäó íà ¸ëêó áûëè èãðóøêè â âèäå ñêðèïîê è âîëòîðí, êîòîðûå óêðàëè, êðîìå òåõ, êîòîðûå âèñåëè âîçëå ñàìîé ìàêóøêè.

 êîììåíòàðèÿõ ìåíÿ çíàòíî çàáîìáèëî îò òîãî, ÷òî êàê òàê ìîæíî?  îïåðíûé òåàòð âåäü õîäÿò â îñíîâíîì èíòåëëåãåíòíûå ëþäè! Ýòî ÷òî, ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî âîðóþò íåçàâèñèìî îò çàðàáîòêà, ñòàòóñà è âîñïèòàíèÿ? Âçðîñëûå ëþäè äåéñòâèòåëüíî íå ïîíèìàþò, ÷òî âîðîâàòü íåëüçÿ? Ãäå ìû ñâåðíóëè íå òóäà? Íåóæåëè íàñ òàê ðàçâðàòèëà êîððóïöèÿ âî ìíîãèõ ñôåðàõ æèçíè? Åñëè âñå âîðóþò, òî ïî÷åìó ìíå íåëüçÿ?

Ñåé÷àñ ÿ ðàññêàæó î âîðîâñòâå â ìåáåëüíîì ìàãàçèíå, êîòîðîå îòëè÷àåòñÿ ñâîåé áåññìûñëåííîñòüþ, èáî ïî ïîäñ÷¸òàì ãîäîâîé èíâåíòàðèçàöèè, áÎëüøóþ ÷àñòü àêñåññóàðîâ, êîòîðûå âîðîâàëè ëþäè öåëûé ãîä, áûë øèðïîòðåá.

Äàâíûì-äàâíî ÿ ðàáîòàëà íà êðóïíóþ ôåäåðàëüíóþ ìåáåëüíóþ ñåòü. È ýòà êîìïàíèÿ íå ñêóïèëàñü íà îôîðìëåíèå âûñòàâêè. ×åãî ó íàñ òîëüêî íå áûëî: ðàçíîîáðàçíûå âàçû, ãîðøêè, ñòàòóýòêè, ïîñóäà, èñêóññòâåííûå öâåòû, êàðòèíû, ðàìêè äëÿ ôîòîãðàôèé, ÷àñû, øêàòóëêè, ïîäñâå÷íèêè, ìóëÿæè êíèã, áóñèíêè, äåêîðàòèâíûå êàìóøêè è ò.ä. è ò.ï. Âñþ ýòó êðàñîòó íåëüçÿ áûëî ïðîäàâàòü. Îíà áûëà ïðîíóìåðîâàíà, çàíåñåíà â èíâåíòàðèçàöèþ è ìû, ïðîñòûå ïðîäàâöû, îòâå÷àëè ñâîåé çàð. ïëàòîé çà å¸ ñîõðàííîñòü.

Óêðàøåíèÿ áûëè ðàçíûå: 70% êèòàéñêèé øèðïîòðåá, 20% íåïëîõèå, èíòåðåñíûå âåùè÷êè, êóïëåííûå â ðàçëè÷íûõ èíòåðüåðíûõ ìàãàçèíàõ è 10%. ýêñêëþçèâíûõ àâòîðñêèõ àêñåññóàðîâ. Íî òàùèëè âñ¸, ÷òî ìîæíî áûëî óòàùèòü. Êàê áû ìû íå îõðàíÿëè óáðàíñòâî íàøåãî îòäåëà, ñïóñòÿ ïðèìåðíî ãîä-ïîëòîðà, êîëè÷åñòâî àêñåññóàðîâ çàìåòíî ñîêðàùàëîñü è äèðåêòîðó ïðèõîäèëîñü âûäåëÿòü èç áþäæåòà ñðåäñòâà, ÷òîáû çàíîâî íàïîëíèòü âûñòàâêó.

Ñàìûé ãëàâíûé âîïðîñ, êîãäà ÿ îáíàðóæèâàëà î÷åðåäíóþ ïðîïàæó, áûë: «çà÷åì âàì ýòî ãîâíî, ëþäè?»…

1) Èñêóññòâåííûå öâåòû.

Äåøìàíñêèå èñêóññòâåííûå èðèñû, ðîçû, ãâîçäèêè è õðèçàíòåìû òûðûëè ïîñòîÿííî. Îñíîâíûå âîðèøêè — äåòè è èõ ðîäèòåëè. Ëè÷íî ó ìåíÿ òàêîãî ðîäà óêðàøåíèÿ àññîöèèðóþòñÿ ñ êëàäáèùåì, íî ìàëûøíå íðàâÿòñÿ ÿðêèå, êðàñèâûå öâåòû. È êîãäà î÷åðåäíîé êàðàïóç òÿíóë ñâîè ðó÷îíêè ê âàçå, ìàìà, ïàïà èëè áàáóøêà áåççàãîâîðî÷íî âûíèìàëè æåëàííûé öâåòîê è äàâàëè åãî ðåá¸íêó. Êàê æå ìíîãî áûëî äåòñêèõ èñòåðèê, ñëåç, ñîïëåé è êðèêîâ èõ ðîäèòåëåé: «Âàì æàëêî ÷òî ëè?», êîãäà ìû ïðîñèëè âåðíóòü öâåòîê îáðàòíî.
Êîãäà öâåòû âñ¸-òàêè óäàâàëîñü ëþäÿì óòàùèòü, ìû íåðåäêî èõ íàõîäèëè íà ïîëó â ÒÖ, ãäå áûë íàø îòäåë, â ìóñîðêàõ, â ÷óæèõ îòäåëàõ, â òóàëåòàõ. Èíîãäà öâåòû íàì ïðèíîñèëè óáîðùèöû. ×àñòî îíè áûëè ñëîìàííûìè è ãðÿçíûìè.

2) Âàçû, ôîòîðàìêè, ïîäñâå÷íèêè.

Ýêñêëþçèâ ñòîÿë òîëüêî íà òîé ìåáåëè, êîòîðàÿ áûëà ðÿäîì ñ ðåñåïøåíîì. Åãî íå òðîãàëè, ò.ê. âñåãäà áûë êòî-òî ðÿäîì (íî êàìåð, ê ñîæàëåíèþ, íå áûëî). Îñòàëüíûå íåïðèâèëåãèðîâàííûå êîëëåêöèè ðàñòàñêèâàëèñü, â îñíîâíîì, æåíùèíàìè.

— Îé, êàêàÿ ïðåëåñòü!, — ñëûøó êàê-òî ÿ òèõèé ãîëîñ çàêóòêå âûñòàâêè è ïîòèõîíüêó ïîäõîæó ê èñòî÷íèêó çâóêà. Êî ìíå ñïèíîé ñòîÿò äâå æåíùèíû 30 — 35 ëåò. Îäíà â ðóêàõ âåðòèò ñòàòóýòêó â âèäå õðîìèðîâàííîãî ÿáëîêà, ñäåëàííûì íàøèìè êèòàéñêèìè ñîñåäÿìè.

Ñòàòóýòêà âñÿ èñöàðàïàííàÿ, ñî ñêîëîòûìè êðàÿìè, ò.ê. ó íå¸ áûëî î÷åíü êðèâîå îñíîâàíèå èç-çà êîòîðîãî îíà ïîñòîÿííî ïàäàëà ñ ïîëêè. Òàêàÿ æå, íî öåëàÿ, íà àëèýêñïðåññå ñòîèëà â ðàéîíå 150-200 ðóáëåé. Íî çà÷åì èì öåëóþ è çà äåíüãè. Ëó÷øå ñî ñêîëàìè, íî áåñïëàòíî!

— Ëîæè (äà — äà, èìåííî «ëîæè») ñþäà, ïîêà íèêòî íå âèäèò!, — øåï÷åò åé ïîäðóæêà, îòêðûâàÿ ïàêåò. Ñòàòóýòêà óæå ãîòîâà óêàòèòüñÿ îò ìåíÿ, íî æåíùèíà, äåðæàùàÿ å¸ â ðóêàõ, âîðîâàòî îáîðà÷èâàåòñÿ, äàáû ïðîâåðèòü, íå çàïàëèë ëè èõ êòî, âèäèò ìåíÿ è ìîé «äîáðîäóøíûé» îñêàë.

— Îé, çäàñüòå! Êàê âû òèõî ïîäîøëè. Õà-õà-õà. Ñêîëüêî òàêàÿ ñòîèò?, — ïîêàçûâàÿ ìíå â ðóêå ñòàòóýòêó, ñïðàøèâàåò áåç 5òè ìèíóò âîð.

— Äîáðûé äåíü! Íà àëèýêñïðåññå òàêàÿ æå íå äîðîæå 200 ðóáëåé. Ìû æå àêñåññóàðû íå ïðîäà¸ì.

— Àãà. Ñïàñèáî! Ñòàâèò ÿáëîêî îáðàòíî è ñïåøíî óäàëÿþòñÿ. Ñó÷êè…

3) Ñòåêëÿøêè, êàìóøêè, áóñèíêè. (ïðî ýòîò ñëó÷àé ÿ ïèñàëà â ïîñòå ïðî îïåðíûé òåàòð).

Ýòó êîïåå÷íóþ ìåëî÷ü óíîñèëè â êàðìàíàõ è ðóêàõ âñå. Äî ñèõ ïîð ãàäàþ, çà÷åì? Çàñîâûâàòü ñåáå â çàäíèöó, ìîæåò áûòü. Ïî êðàéíåé ìåðå, ìíå î÷åíü õîòåëîñü õîòü îäíîãî òàêîãî âîðèøêó ïîéìàòü è íàïèõàòü óêðàäåííîå â åãî «åñòåñòâåííûé çàäíèé êàðìàí».

Íà òóìáå ñòîÿëà ïðîçðà÷íàÿ âàçà-áîêàë.

Îíà áûëà äî ïîëîâèíû íàïîëíåíà ðàçíîöâåòíûìè ñòåêëÿííûìè øàðèêàìè äèàìåòðîì 2-3 ñàíòèìåòðà. ×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ îñòàëîñü îêîëî 10 øòóê øàðîâ. Âñå îñòàëüíûå ñï*çäèëè.

Îäíàæäû â ñàëîí çàøëà ìîÿ çíàêîìàÿ. Ñòîèì ñ íåé íàïðîòèâ ýòîé âàçû, îáùàåìñÿ è òóò îíà âîñêëèöàåò:

— Êàêèå øàðèêè â âàçå ïðèêîëüíûå! Ìîæíî ãîðñòêó âçÿòü?

(ÿ, ïðèçíàòüñÿ, çíàòíî óäèâèâøèñü) — Íåò. ß çà ýòî ïîòîì ïëàòèòü áóäó. Âîò, ñêàæè ìíå, çà÷åì òåáå îíè?

— Íó íå çíààààþ. Îíè ïðîñòî êðàñèâûå. Ïðèâëåêàþò âíèìàíèå.

— Òàê çàêàæè èõ íà àëèêå. Îíè ñòîÿë êàê «ðóáëü øòó÷êà, òðè ðóáëÿ — êó÷êà».

— Íó òàê ýòî çàêàçûâàòü íàäî. Ïîòîì æäàòü. À ïîñûëêà ìîæåò è íå ïðèä¸ò âîâñå.

— Äåéñòâèòåëüíî. À òóò ïðîñòî — ïðèø¸ë, óâèäåë è â êàðìàí. Ðîìàíòèêà!

3) Ìóëÿæè êíèã.

Îíè áûëè ýêñêëþçèâíî çàêàçàíû êîìïàíèåé. Âèä èìåëè ñàìûõ íàñòîÿùèõ êíèã. Òâ¸ðäàÿ îáëîæêà ñ ëîãîòèïîì è çîëîòûìè âåíçåëÿìè, ôîðìàò À5, ñòðàíè÷êè èç ñàìîé äåø¸âîé áëåêëî-æåëòîé òîíêîé áóìàãè. Ïåðåïë¸ò áûë íå î÷åíü êà÷åñòâåííûì (÷òî åñòåñòâåííî äëÿ ìóëÿæà) è åñëè íåìíîãî ïîòÿíóòü çà ñòðàíèöó, å¸ ìîæíî áûëî ëåãêî âûòàùèòü.

Êàê æå ýòè êíèãè ïðèâëåêàëè âíèìàíèå ìóæ÷èí… Êàæäûé âòîðîé íå ìîã óäåðæàòüñÿ, ÷òîáû íå âçÿòü å¸ ñ ïîëêè. Îíè âåðòåëè â êíèãó ðóêàõ, îòêðûâàëè å¸, ðàññìàòðèâàëè, ïðèãîâàðèâàÿ: «Íó íàäî æå. Ïðÿì íàñòîÿùàÿ êíèãà!».

Îñîáûå öåíèòåëè êíèã (èëè õàëÿâû) äåëàëè óìîëÿþùèå ãëàçà êîòà èç «Øðåêà» è ðîáêî ìîëèëè ìåíÿ ïîäàðèòü èì ýòîò ìóëÿæ. Îñòàëüíûå ïðîñòî, òèõî, ìèðíî èõ óíîñèëè â ñóìêàõ, ïàêåòàõ, ïîä âåðõíåé îäåæäîé.

Êëèåíò, êîòîðûé îäíàæäû êóïèë ó íàñ áèáëèîòåêó â ñâîé êàáèíåò íå ìîëèë ìåíÿ, à óïîðíî íàñòàèâàë îòäàòü «ïî-õîðîøåìó» åìó ìóëÿæ êíèãè èëè îí å¸ óòàùèò. Íà åãî âçãëÿä îí, êàê êëèåíò, èìååò ïîëíîå ïðàâî óéòè ñ ïîäàðêîì! Ìîè îáúÿñíåíèÿ, ÷òî ó ìåíÿ åñòü ÷¸òêàÿ èíñòðóêöèÿ, ìàòåðèàëüíàÿ îòâåòñòâåííîñòü è øòðàôíûå ñàíêöèè, îí íå ñëóøàë è â¸ë ñåáÿ õóæå ìàëåíüêîãî ðåá¸íêà.

Äèðåêòîð ñäàëàñü ÷åðåç ÷àñ ìîèõ ìó÷åíèé è ñêîìàíäîâàëà ìíå îòäàòü ýòó ÷¸ðòîâó êíèãó è îòïðàâèòü êëèåíòà ñ ìèðîì.

Ïðîòÿãèâàÿ åìó çëîïîëó÷íûé ìóëÿæ, ÿ ñïðîñèëà:

— Åñëè íå ñåêðåò, ñêàæèòå, çà÷åì êíèãà âàì?

— Íå ñåêðåò. Áóäåò áëîêíîòîì.

— Ó íå¸ õðóïêèå ñòðàíèöû è ïåðåïë¸ò. Áîþñü, âàì áóäåò íåóäîáíî äåëàòü çàïèñè.

— Íîðìàëüíî ìíå áóäåò. Íà õàëÿâó è óêñóñ ñëàäêèé.

Ýòîìó ñêàíäàëèñòó åäèíñòâåííîìó ïîäàðèëè ìóëÿæ, îñòàëüíûå æå âñå ðàñòàñêàëè è ñëåäóþùóþ ïàðòèþ ôèðìà ïðèñëàëà òàêèå æå êíèãè, íî íå ñ ïóñòûìè ñòðàíèöàìè, à ñ âûðåçêàìè èç ñòàðûõ æóðíàëîâ è ãàçåò. Íî èõ òîæå ïðîäîëæàëè âîðîâàòü.

Òîãäà ôîðìàò êíèã áûë êîîðäèíàëüíî èçìåí¸í. Âìåñòî çàêîñà ïîä íàñòîÿùèå êíèãè, ìóëÿæè ñòàëè âûãëÿäåòü, êàê êàðòîííàÿ êîðîáêà ñ íàïå÷àòàíîé îáëîæêîé. Ïðèìåðíî âîò òàê:

Êîìïàíèÿ äóìàëà, ÷òî ýòèì îíà ïîáåäèò âîðîâñòâî ìóëÿæåé. Õà-õà 🙂 Èõ ñòàëè âîðîâàòü åù¸ áîëüøå. Òàêæå âîçðàñëî è êîëè÷åñòâî ïðîñÿùèõ ïîäàðèòü êîðîáêó â âèäå êíèãè. Âåäü, öèòèðóþ: «Óäîáíàÿ âåùèöà!  íåé ìîæíî çàíà÷êó õðàíèòü!».

Ïîòîì, ìóëÿæè êíèã ñòàëè ïðèõîäèòü çàêëåÿííûìè, ÷òîáû èõ íåâîçìîæíî áûëî îòêðûòü. Ïîìîãëî ëè ýòî — íå çíàþ. Íà òîò ìîìåíò ÿ â êîìïàíèè óæå íå ðàáîòàëà.

4) Îõîòà íà ñëîíà. Òðåø è óãàð ïî ôåíøóþ.

Ìû íàçâàëè ýòó ñòàòóýòêó â ÷åñòü ñàìîãî æåëàííîãî ìóæ÷èíû ïî âåðñèè êàêîãî-òî æóðíàëà â ëîõìàòîì 2010 ãîäó. Ïèòò… Áðåä Ïèòò… À ïî-ñâîéñêè ïðîñòî Ïåòÿ.

Èòàê, ñëîí Ïåòÿ áûë ýêñêëþçèâíûì àêñåññóàðîì, ïðåäñòàâëåííîì â òîëüêî â òåõ ñàëîíîâ, êîòîðûå ïîêàçûâàëè ëó÷øèå ðåçóëüòàòû. Âñåãî òàêèõ ñëîíîâ áûëî âûïóùåííî äëÿ íàøåé ôèðìû è îêîëî 80 øòóê âî âñåé Ðîññèè.

Ñëîí áûë äîñòàòî÷íî áîëüøèì (30 ñì â õîëêå), óâåñèñòûì, ñäåëàííûì èç ñïëàâà ëàòóíè è ìåäè. Õîáîò åãî áûë çàäðàí ââåðõ, à âñ¸ åãî òåëî ñäåëàíî èç óçîðîâ âåíçåëåé, êðóãëÿøêîâ, öâåòêîâ è ïðî÷èõ ïðèáëóä. Îõ, åñëè áû ìû çíàëè, ÷òî Ïåòÿ ïðèíåñ¸ò íàì ñòîëüêî íåðâîòðåïîê…

Èç-çà òîãî, ÷òî îí ÷èñëèëñÿ ñóïåð-ýêñêëþçèâîì è â èíâåíòàðèçàöèè åãî ñòîèìîñòü áûëà ÷óòü âûøå ìîåãî îêëàäà, ìû ðåøèëè ïîñòàâèòü Ïåòðà íà ðåñåïøåí, ÷òîáû îí âñåãäà â ïîëå çðåíèÿ. Ñ îäíîé ñòîðîíû — ýòî ëîãè÷íî, à ñ äðóãîé:

— ñòîéêà áûëà âûñîêîé, ñëîíà âèäåëè âñå, ê íåìó áåæàëè, õâàòàëè, òèñêàëè, ãëàäèëè, ñïðàøèâàëè ñêîëüêî ñòîèò, óäèâëÿëèñü, ÷òî íå ïðîäà¸òñÿ, ïûòàëèñü óãîâîðèòü ïðîäàòü, ïðîñèëè íàñ îòâåðíóòüñÿ, ÷òîáû ñëîíà ñï*çëèòü, ñïðàøèâàëè, ãäå òàêîãî æå êóïèòü, ñïðàøèâàëè ïðî åãî ñòîèìîñòü è êîãäà óçíàâàëè, óäèâëÿëèñü è íà÷èíàëè òîðãîâàòüñÿ ìîë, íà òåáå 5 òûù è ÿ åãî òèõîíüêî óíåñó çà ïàçóõîé

— êîãäà êëèåíòû ïðèõîäèëè îôîðìëÿòü ïîêóïêó íà ðåñåïøåí è âèäåëè íàøåãî Ïåòþ — îíè õâàòàëè, åãî, òèñêàëè, ãëàäèëè… Íó äàëüøå âû ïîíÿëè…

Êîðî÷å, âíèìàíèåì ñëîí áûë íå îáäåëåí. Ýòî ñòàòóýòêà áèëà âñå ðåêîðäû ïî êîëè÷åñòâó ïîïûòîê åãî óêðàñòü. Íî, çíàåòå, êòî âûìîðàæèâàë ìåíÿ áîëüøå âñåõ?

Ãð¸áàííûå ñåêòàíòû!

Îé, ïðîñòèòå ìåíÿ âåëèêîäóøíî, òå, êòî âåðóåò â ôýíøóé.

ß, êàê ÷åëîâåê äàë¸êèé îò ðàçíûõ

ñåêò

ãõì…ðàçíûõ ðåëèãèîçíûõ òå÷åíèé, ïîíÿòèÿ íå èìåëà, ÷òî ñëîí ïî ôåíøóþ — ýòî ñèìâîë áëàãîäåíòñòâèÿ, áîãàòñòâà è ïðîöâåòàíèÿ. Áóäåò äîìà ó òåáÿ ñòàòóýòêà ñëîíà — òû îáðåíåí íà ñ÷àñòüå, àòâè÷àþ!

 îñíîâíîì, ôåíøóèñòû (èëè êàê èõ òàì?) áûëè æåíùèíû è îíè íåâûíîñèìî âûíîñèëè ìîçã.

Ïîìíþ òðè ñàìûõ ñìàñíûõ ñëó÷àÿ.

Îäíà äàìî÷êà, ïîñëå òðàäèöèîííûõ óãîâîðîâ ïðîäàòü åé ñëîíà, ñïðîñèëà: «À åñëè ÿ ó âàñ êóïëþ êðîâàòü, ìàòðàñ è ïîñòåëüíîå — âû ìíå åãî ïîäàðèòå?».

Íà ÷òî êîíñóëüòàíò åé îòâåòèë: «Ìû âàì ïîäàðèì ïî àêöèè ïóôèê». ß áûëà ðÿäîì è âñ¸ ñëûøàëà. Æåíùèíà îôîðìèëà ïîêóïêó è ïîñëå äîñòàâêè âûíåñëà ìîçã âñåì, âêëþ÷àÿ äèðåêòîðà, ñâîèìè âîïëÿìè: «Ïóôèê åñòü, À ÃÄÅÅÅ ÌÎÎÎÉ ÑËÎÎÎÍ!».

Äèðåêòîð, êàê çàåçæåíóþ ïëàñòèíêó, ïîâòîðÿë ïî òåëåôîíó êëèåíòêå ìàíòðó: «Âñåìè ñîòðóäíèêàìè áûëî îáüÿñíåíî, ÷òî ñëîí íå ïðîäà¸òñÿ. Âû ñïðàøèâàëè ïðî ïîäàðîê — âàì ïðîäàâåö îòâåòèë, ÷òî â ïîäàðîê èä¸ò ïóôèê. Ïóôèê åñòü? Òîãäà êàêèå ïðåòåíçèè?».

— «ÂÛ ÌÅÍß ÀÀÀÁÌÀÍÓÓÓËÈ!!!», ïåðåõîäÿ íà õðèï êðè÷àëà êëèåíòêà, îò÷àÿííî áðîñèâ òðóáêó â êîíöå.

×åðåç ÷àñ ê íàì ïðèñêàêàë å¸ áëàãîâåðíûé. Òî÷íåå, íå ê íàì, à ê Ïåòðó. Äåëîâèòî îáúÿñíèâ äèðåêòîðó, êòî îí è îòêóäà, îí âçÿë ñëîíà è ìîë÷à íàïðàâèëñÿ ê âûõîäó. Äèðåêòîð ïðîáîâàëà åãî îñòàíîâèòü, íî ñèëû áûëè íå ðàâíû, îí å¸ îòòîëêíóë íà ðÿäîì ñòîÿùèé äèâàí.

Âíèçó åãî ñêðóòèëà îõðàíà, Ïåòÿ áûë âîçâðàù¸í îáðàòíî íà ðåñåïíø. Äèðåêòîð è ìóæ ôåíøóèñòêè äàâàëè ïîêàçàíèÿ (òîãäà åù¸) ìèëèöèè.

×åðåç íåäåëþ íàì ïîçâîíèëè èç ñëóæáû ñåðâèñà ïî æàëîáå êëèåíòà — îí õî÷åò âåðíóòü ìåáåëü, êîòîðóþ ìû îáìàíîì çàñòàâèëè åãî æåíó êóïèòü, íå ïîäàðèâ çà òàêóþ âåëèêóþ ïîêóïêó ñëîíà…

Åù¸ îäíà æåíùèíà è íè÷åãî íå ïðåäâåùàëî áåäû. Ñèäèì, îôîðìëÿåìñÿ, îíà ãëàäèò ñëîíà è ãîâîðèò:

— Ñðàçó âèäíî, ÷òî áåçãðàìîòíûé ÷åëîâåê âûñòàâêó âàøó äåëàë…

— À ÷òî íå òàê?

— Ñëîíîâ ïî ôåíøóþ äîëæíî áûòü äâîå! Îäèí ñ õîáîòîì íàâåðõ, êàê âàø, ÷òîáû ïðèòÿãèâàòü óäà÷ó, à äðóãîé õîáîòîì âíèç, ÷òîáû óâîäèòü âñå íåâçãîäû…*ìèíóòíàÿ ïàóçà*… Âîò ó ìåíÿ êàê ðàç åñòü ñëîí ñ õîáîòîì âíèç. Ïîäàðèòå ìíå âàøåãî ñëîíà?

ß, ïðîêëèíàÿ ïðî ñåáÿ ôåíøóé, íà÷èíàþ 100500 ðàç îáúÿñíÿòü, ÷òî ñëîí íå ïðîäà¸òñÿ. Æåíùèíà ïåðåáèâàåò ìåíÿ:

— Íå ïðîäàòü, à ïîäàðèòü! Ñòàòóýòêó ñëîíà íóæíî òîëüêî äàðèòü.

— Åñëè ÿ âàì ïîäàðþ ýòîãî ñëîíà, òî ïîòîì íà÷àëüñòâî ïîäàðèò ñåáå ÷àñòü ìîåé çàðïëàòû.

Æåíùèíà ñêâàñèëà ëèöî, íî ñïîðèòü íå ñòàëà.

Ñêîëüêî ðàç ñëîíà ïûòàëèñü óíåñòè — íå ñîñ÷èòàòü. Íî ñàìûé íàãëûé è òóïîé ñëó÷àé áûë ñ êëèåíòîì, êîòîðûé ïðèø¸ë âíåñòè äîïëàòó çà ìåáåëü.

Ïðèí¸ñ îí êóïþðó â 5000 è ìíå íè÷åãî íå îñòàëîñü, êàê èäòè â ñîñåäíèå îòäåëû ðàçìåíèâàòü.

Âåðíóëàñü ÿ ìèíóò ÷åðåç 5-7, îòäàþ åìó ñäà÷ó, ïðèêàëûâàþ ÷åê ê äîãîâîðó è ïîíèìàþ, ÷òî ÷åãî-òî íå õâàòàåò… Àààà, íó êîíå÷íî, íà ñòîéêå íåò íàøåãî Ïåòè.

Ó ìåíÿ íà÷èíàåòñÿ ïàíèêà. Ðóêè çàòðÿñëèñü, ëèöî ðàñêðàñíåëîñü, íà ëáó ïîÿâèëàñü èñïàðèíà. Ñèæó íà ñòóëå, íå ìîãó ñîáðàòü ìûñëè â êó÷ó, íî äîãîâîð êëèåíòà äåðæó â ðóêàõ. Åëå êàê ïîäàâèëà ïàíèêó, âçÿëà ñåáÿ â ðóêè, ñäåëàëà ãëóáîêèé âäîõ è ñïðàøèâàþ ó êëèåíòà, íå âèäåë ëè îí êóäà äåëñÿ ñëîí? Êëèåíò îòâå÷àåò:

— Ïîêà âàñ íå áûëî, çàøëà ñåìåéíàÿ ïàðà, âçÿëà ñëîíà è óøëà.

— È âû èõ íå îñòàíîâèëè?

Êëèåíò çàìÿëñÿ, íà÷àë áóáíèòü, ìîë, à ÷î, íàäî áûëî? Äà ÿ âîîáùå ñìñêó ïèñàë, êðàåì ãëàçà âñ¸ âèäåë.

«×òî-òî ïîäîçðèòåëüíî», — äóìàþ ÿ ïðî ñåáÿ, âñëóõ ãîâîðþ:

— Õîðîøî, ÷òî ó íàñ êàìåðû åñòü (ïîâòîðþ, èõ íåò è ÿ áëåôóþ). Ñåé÷àñ ñêàæó äèðåêòîðó, ïóñòü ïîñìîòðèò, êòî ïðèñâîèë ñëîíà.

— Êàêèå êàìåðû? Ãäå?, — ìóæ÷èíà ÿâíî ðàñòåðÿëñÿ.

— Êîìïàíèÿ òàêîãî óðîâíÿ, êàê íàøà ñòàâèò òîëüêî ñêðûòûå êàìåðû (àãà-àãà, íà ñëîíà äåíüãè íàøëèñü, à íà êàìåðû íåò). Âîí íàïðîòèâ çåðêàëî âèñèò, à çà íèì îäíà èç êàìåð.

— Ïîíÿòíî, ÷òî ó âàñ òóò êàìåðû. Ýòî æ î÷åâèäíî, — ãîâîðèò ìíå ìóæ÷èíà, óëûáàÿñü ñâîåé ñàìîé îáàÿòåëüíîé óëûáêîé, — äàâàéòå ìíå äîãîâîð, ìíå óæå åõàòü íàäî.

ß îòäàþ äîãîâîð, åãî äîáðîäóøíîå âûðàæåíèå ëèöà ìåíÿ ïîñòàâèëî â ñòóïîð è â ãîëîâå íà÷èíàþò çàêðàäûâàòüñÿ ìûñëè, ÷òî, íàâåðíîå, âñ¸ æå íå îí óêðàë ñëîíà.

Òåì âðåìåíåì ìóæ÷èíà âñòà¸ò íà ñòóëà, ïîäíèìàåò ïóõîâèê ñ ñèäóøêè âòîðîãî ñòóëà è ïîä ïóõîâèêîì íà áîêó ëåæèò ϸòð.

ß îò óäèâëåíèÿ îòêðûëà ðîò, ïîêóïàòåëü ðàäîñòíî ñêàçàë:

— Ñìîòðèòå! Äà âîò æå âàø ñëîí! Îí ïðîñòî óïàë íà ñòóë.

ß íà÷èíàþ ïðèõîäèòü â ñåáÿ, â äóøå çàêèïàåò ÿðîñòü:

— È âû íå óâèäåëè 30ñàíòèìåòðîâîãî ñëîíà è ëþáåçíî íàêðûëè ñâîåé êóðòêîé?! Äà ÿ ãîòîâà ïîêëÿñòüñÿ, ÷òî ñëîí áûë íà ñòîëå, êîãäà ÿ óõîäèëà. À êàê æå òà ñåìåéíàÿ ïàðà, êîòîðàÿ, ÿêîáû âçÿëà ñëîíà?

— Ïîêàçàëîñü…

— Íó íà êàìåðàõ âèäíî áóäåò, ÷òî âàì òàì ïîêàçàëîñü.

— Íå ïîéìàí — íå âîð. Äî ñâèäàíèÿ!

 äàëüíåéøåì, íàì ïðèøëîñü óáðàòü Ïåòþ â ñåéô è äîñòàâàòü òîëüêî êîãäà ïðèåçæàëî íà÷àëüñòâî.

*********************************************

Âîðîâàòü — ïëîõî.

Ãîðäèòüñÿ òåì, ÷òî òû âîðóåøü — ïîñòûäíî.

Âìåñòî ïîðèöàíèÿ âîðîâñòâà (â òîì ÷èñëå è ñâîåãî), îäîáðÿòü åãî è äàæå îïðàâäûâàòü — íåäîïóñòèìî.

Источник