Стирала белье в церковный праздник

Как объяснять суеверным людям, что различные приметы не имеют к православному празднику никакого отношения?

14 января – праздник Обрезания Господня. Он был установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и Ему было наречено имя – Иисус (Спаситель). Митрополит Вениамин (Федченков) так говорил, объясняя смысл праздника: «Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое».

Но для кого-то суть праздника – в том, что в этот день нельзя стирать, стричься, да и работать не желательно. Как объяснять таким людям, что все эти приметы не имеют к празднику никакого отношения? Стоит ли говорить, если тебя не спрашивают? А если спрашивают – как правильно отвечать? Советуют священники.

Без непрошеных замечаний

Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее, декан миссионерского факультета ПСТГУ:

Протоиерей Николай Соколов

Протоиерей Николай Соколов

– Специально подходить и начинать вразумлять, когда тебя не спрашивают, не стоит. Есть вещи, которые можно постичь, придя в Церковь, читая Священное Писание, изнутри узнавая веру, а не заглядывая со стороны. От наших непрошеных замечаний и назиданий человек точно сразу не начнет воцерковляться.

«За питье и еду никто не сидит в аду», – говорил один священник. Каждому нужно следить за собой, показывать пример – каким следует быть христианину, – это и будет миссией. Возможно, к нему потом и захочется подойти с вопросами. А вот влезать с советами и объяснениями, когда нас не просят – это может дать абсолютно противоположный эффект.

Да, люди не понимают смысл праздников, не стирают, не убираются, волосы не заплетают, лезут купаться – это их личное дело. Что же, Господь их за это накажет? Хуже, когда люди всё понимают, знают, но злобятся и осуждают.

Если же человек сам подошел с вопросом, то важно отвечать не свысока, что вот, ты давно в Церкви, всё понимаешь, а он – такой «необразованный». Услышан может быть только доброжелательный ответ, с любовью.

Если чувствуешь, что не сможешь доходчиво объяснить и рассказать, лучше направить человека к священнику.

Не просто «транслировать»

Наместник Никольского мужского монастыря Омской епархии игумен Зосима (Балин):

игумен Зосима (Балин)

Игумен Зосима (Балин)

– Прежде чем начинать рассказ о празднике или церковном событии, стоит мысленно испросить помощи Божией и мобилизовать весь свой внутренний потенциал доброжелательности и человеколюбия. Без этих двух составляющих все ваши усилия будут тщетны.

Успех половины дела (как минимум) зависит от того, с каким настроем вы «миссионерствуете». Нужно быть готовым к тому, что ваш собеседник вовсе не жаждет погрузиться в пучину высокого богословия. Начните разговор на бытовом уровне, о свечках и к какой иконе их поставить. А уж затем поведайте о содержании праздника и его глубинном смысле.

Остерегитесь «вываливать» на собеседника весь свой духовно-интеллектуальный багаж.

Не надо просто транслировать, нужно видеть и чувствовать реакцию человека. Протяните связующие нити к вещам, ему знакомым, например, расскажите, в каком храме вашей местности есть икона, о которой зашел разговор. Предложите, быть может, заехать помолиться и поставить свечу, когда появится свободная минута.

Не стесняйтесь сами себе задавать почаще вопрос: «А как бы я построил рассказ о празднике церковном, или чтимом образе, или житии угодника Божия?»

И, главное, помните, что результат всегда зависит от Господа и Его всеблагой воли, дабы не расстраиваться, если ваше сеяние не приносит плодов сиюминутно.

Первый шаг, второй, третий…

Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:

Стирала белье в церковный праздник

Протоиерей Игорь Гагарин

– Дать один ответ на этот вопрос, посоветовать рецепт на все случаи жизни невозможно. Нужно иметь чувство такта. Иногда надо сказать, объяснить, а иногда – промолчать. Всё зависит от конкретной ситуации, от собеседника, от того, насколько он готов услышать.

С одной стороны, мы, конечно, должны свидетельствовать о своей вере и по возможности говорить людям о ней то, что считаем необходимым. Но делать это нужно разумно.

Все знают выражение «не мечите бисер перед свиньями» (Мф. 7:6). Оно вовсе не означает, что я на всех людей должен смотреть как на свиней. Но я должен трезво оценивать ситуацию и видеть, есть ли тут та почва, упав на которую, мои слова принесут должные плоды.

Люди в большинстве случаев не любят, когда их учат жить, раздражаются, когда их начинаешь поправлять, что-то им указывать. Нам точно не нужна такая реакция.

Пытаться подтолкнуть человека к вере – это лучший способ оттолкнуть от нее.

Поэтому подталкивать не надо. А вот если ты видишь, что сам человек ищет ответы на какие-то вопросы, с благодарностью примет то, что услышит от тебя, если ты видишь, что он сам тянется узнать, а не ты его подталкиваешь, – это совсем другое дело.

Говорить о вере нужно, но делать это очень осторожно, тактично, доброжелательно, с любовью. И только в том случае, если, повторяю, у меня есть основания предполагать, что буду услышан, что человек примет мои слова не как попытку навязать ему что-то.

А насчет «глупых» вопросов… Не стоит торопиться считать их глупыми. В вопросе по поводу веры, обращенному к нам, каким бы глупым этот вопрос ни казался, есть всегда что-то правильное и здоровое.

Ведь если человек подошел и просит, например, посоветовать икону «для удачи в работе», на ситуацию можно посмотреть с двух сторон. С одной стороны, налицо какой-то магический подход. Человек думает, что вот нужно сделать то-то, то-то и то-то, и результат должен быть положительным. Нам сразу хочется осудить.

Но, с другой стороны, можно посмотреть иначе: человек понимает – своих сил у него недостаточно, ему нужна помощь свыше. Вот он и обращается за этой помощью. Но, поскольку у него нет никакого церковного опыта, он может делать это неуклюже и, на первый взгляд, даже глупо.

Читайте также:  Хлопок стирать при температуре

Отнесись к этому с уважением, скажи: «Очень правильно и хорошо, что вы пришли и понимаете – нужно обращаться за помощью к Богу и к Церкви, что вы ищете доброе, Божие, ищите святого, который поможет вам в этом обращении». Ну а дальше важно постараться доброжелательно объяснить ему, что дело не в том, перед какой иконой о чем молиться…

Важно не только то, что мы говорим, а еще – как мы говорим. Когда мы это делаем с терпением, доброжелательно, выражая, может быть, одобрение человеку, то есть шанс, что нас услышат и поймут правильно.

Доброжелательность, приветливость – это непременные условия для успешного миссионерства.

Мне кажется, об этом мы всё время должны помнить в нашем общении с людьми, которые делают только первый шаг в Церкви, чтобы общение с нами пробудило в них желание сделать и второй, и третий…

Без безграмотной демагогии

Протоиерей Максим Брусов, настоятель Троицкого собора в городе Яхрома Дмитровского района Московской области:

Протоиерей Максим Брусов

Протоиерей Максим Брусов

– С библейско-евангельских времен бытовое миссионерство часто приобретало назидательный характер. Миссионерское свидетельство вне контекста личного опыта легко уклоняется в демагогию, чаще всего безграмотную. Выровнять эту ситуацию может только «бытовая» проповедь людей, богословски грамотных и имеющих личный опыт применения данных истин в личной жизни, сопоставленный с опытом Христовой Церкви.

Общинность является противовесом персонифицированности и гарантом того, что личное свидетельство – лишь ключ к двери, за которой открывается опыт христианской жизни. Жизни евхаристической общины как единой семьи, глава которой Христос.

Если человек пока не готов войти в общину, то есть другой путь – самообразования. Условия для этого созданы идеальные – масса литературы, различные СМИ, дело за малым – желанием человека услышать слово проповеди, но и этот опыт необходимо сопоставить с опытом людей, которые составляют Церковь.

В отношении же вопроса личной проповеди, думаю, он возможен только в ситуации, когда вас хотят слышать. Ответы должны быть предельно честными, нелицемерными и не расходиться с вашими жизненными принципами. Только в этом случае можно достигнуть главной цели христианской, пусть даже и «бытовой» миссии – пробудить личное доверие ко Христу, к Церкви, пробудить в человеке произволение ко спасению.

Читайте также:

  • Круглое не резать, есть земельку, читать заклинания – как бороться с «православными» суевериями?
  • Словарь «Правмира» — Праздники

Источник

ЮЛИЯ
Заслуженный участникНеотложные дела делались и иудеями. Корова мычит, чтоб ее подоили, и в праздник. Скот кушать хочет, его выгнать на выпас надо или корм задать. Еду если и не сготовить, то вчерашнюю принести и многочисленное семейство накормить. Это все тяжелый труд, не то что накидать белья в машинку и кнопку нажать.
У автора темы (который, кстати, уже явно не нуждается в этом обсуждении) четко обозначено: на другой день надо срочно уехать, только поэтому поднялся вопрос о «тяжелом труде» собирании белья в охапку и засовывании в машинку. Дело оказалось неотложным.
Сам Господь говорил нам про то, что если мы уж вола отвязываем в субботу и ведем поить — то неужели людям не послужим.
Соблюдение установлений должно быть, в Новом Завете, по разуму. Нет, я ни в коем случае не призываю устраивать «трудовые воскресники». Но надо помнить и св. Спиридона Тримифунтского, который на первой неделе Великого поста предложил голодному путнику мясо. И когда тот отказался, сказав, что я-де не иудей и чту Пост — святитель сказал, что именно потому что не иудей — должен понимать, для чего пост. Для смирения своей плоти, а не «по букве закона». А в данном случае плоть и так смирена до предела…
Неофитка, вы много пишете о том, что день «должен быть посвящен Богу». Это, разумеется, более чем правильно. Расскажите, пожалуйста: как именно Вы посвящаете праздники Богу? Что Вы делаете?
Дмитрий Новиков
Заслуженный участникСлужить лишь Богу он хотел,
душею истины взыскуя,
и от земных, суетных дел
бежал, по горнему тоскуя.

Взор ввысь свой трепетно стремя,
искал божественной отрады
то средь страниц календаря,
то в буквах проповеди давней.

Уверенность его была
опорой в мире сем мятежном,
сомнений червь не возбуждал
вопросов вечных, безответных.

Но как-то раз, в закатный час
в душе раздался голос тихий:
«Обресть желаешь ты Меня,
но отчего ж не хочешь видеть,

что Я не в букве, но в душе,
участья ждущей в эту пору,
не в жесткой правил борозде —
в любви и милости откроюсь?

Ты праведность свою холишь
и жертвой мнимою восторжен,
а Я так малого лишь жду –
того смиренья, что неложно.

Узри Меня в хлопотах дня,
в докучливых словах соседа
и в отрешенности святой,
и в жажде творчества и дела.

Тогда пребуду Я всегда
везде с тобой в любую пору
и путеводная звезда в душе –
не в небе путь откроет».

Неофитка
Новичок Читательница
Мне бабушка говорила (когда была жива), что ничего нельзя делать в воскресенье, и что когда-то давно ничего не делали. Она мне даже не разрешала телевизор смотреть. Говорила — в церквях везде правят Святые Литургии, а ты телевизор смотришь —неужели нельзя подождать до обеда?

Бабушка ваша была совершенно права, и в старину благочестивые люди все так поступали. Если уж не можешь присутствовать на Литургии, то хотя бы мысленно будь в храме.

Что же касается стихов, которые привел Дмитрий Новиков, по всей видимости, для того, чтобы укорить меня за то, что я фарисейка и ставлю букву выше духа, то на это я вот что хотела бы ответить.

Читайте также:  Как стирать ковер ручной работы

Естественно, ни я, ни кто бы то ни было из православных (если только они в своем уме) никогда не поставит букву и закон выше духа Христианства. Но говорить об этом, как мне кажется, имеет право только человек, который сам уже всю букву выполнил. Тогда да, можно себе представить, что какой-нибудь святой старец с сокрушением в сердце говорит самому себе: «Я все соблюл, что было предписано, все посты, все молитвенные правила, все послушания, но этого недостаточно, потому что Христианство не в соблюдении законов и правил, а в любви к Богу и ближнему.»

Это я могла бы понять и принять, но я думаю, что и такой старец, если только он не враг Православной Церкви, никогда не стал бы учить такому других людей, да еще и таких, которые стремятся соблюдать предписания Евангелия и Святых Отцов — это все равно как выбивать костыль у хромого. Дико было бы услышать от него совет: не надо тебе, чадо, ни поститься, ни праздники Божии чтить, Христианство, мол, не в этом. Такое мог бы сказать только простестант-обновленец.

А православный сказал бы наоборот: Святые Отцы были не глупее нас с тобою, чадо, и они вычитывали молитвенные правила, чтили церковные праздники, старались как можно чаще посещать Службы Божии. Считали ли они, что благодаря только этому одному спасутся? Конечно, нет. Но полагали, что в соблюдении церковных традиций и правил человеку предлагается помощь в его немощи. О какой настоящей любви к Богу можно говорить, если ты даже от куска колбасы не можешь отказаться или помолиться забываешь, или в храм ленишься пойти? Ты говоришь, что не в этом дело и что Бог у тебя в душе? Но словам грош цена. Особенно таким, которые не подкреплены делами.

И еще: Православие — это не восточная и не ньюэйджевская практика по самосовершенствованию человека и его души. Цель православного не самосовершенствование, а спасение. Научимся ли мы по-настоящему любить Бога и ближнего, еще неизвестно, но если мы будем стараться и соблюдать хотя бы самые простые церковные правила, то Бог, увидев наши старания, пошлет нам помощь и спасет нас, взяв к Себе.

А большего мне, грешной и недостойной, и не надо.

Vaclav
НовичокМы очень упрощенно подходим к разрешению той или иной жизненной ситуации. Конечно есть учение Церкви, есть труды святых отцов, сложившиеся традиции и т.д. Когда у нас кто-то о чем-то спрашивает, то мы очень «легко» даем советы. Дескать, вот сказано о посте так — то и выполняй, сказано о воскресном дне — вот тебе и правило. И только лишь, когда сам станешь лично перед разрешением такой же ситуации в своих жизненных условиях, то поймешь: какую ношу взваливал тогда на плечи человека. Когда жизнь прожита, то видишь: сколько ошибок было сделано по неразумию, сколько разрезано по-живому.
Каждый человек индивидуален. Святые отцы давали свои советы определенным людям, исходя из их совокупного жизненного положения: сословие, достаток, здоровье, работа, семья…. Мы порой забываем, что «суббота для человека», а не наоборот. Все, что мы имеем в Церкви — это как бы, эталон, на который нужно равняться. Это идеал христианина. Никакой священник, не зная человека, не сможет дать правильный ответ на то, как поступить в жизненной ситуации этому человеку.
«Стирать или не стирать?» Совершенно не важно руками или в автомате. В первую очередь нужно решать эту проблему с теми, кто находится непосредственно около Вас, и кто будет напрямую зависеть от решения этой проблемы.

[Исправлено: Vaclav (08-06-2011)]
 

Дмитрий Новиков
Заслуженный участник Неофитка
Что же касается стихов, которые привел Дмитрий Новиков, по всей видимости, для того, чтобы укорить меня за то, что я фарисейка и ставлю букву выше духа…

Мне очень неудобно, но вынужден поправить Вас — не привел, а написал специально для этой ветки Форума. Я ведь воровством не занимаюсь, в том числе и литературным, а по Вашим словам именно так и выходит. Приводя чужое стихотворение, я бы непременно привел и имя автора.

Что же касается укоров в фарисействе, то, к сожалению, этот вопрос так легко не решается, ибо слова человеческие крайне слабое орудие для выражения истины. И чем дольше живу, тем более убеждаюсь в этом. Посему не стал бы сразу делать однозначные выводы о фарисействе. Но симптом фарисейства, конечно, присутствует — что есть, то есть. Другие собеседники тут очень хорошо об этом сказали, повторять не буду.

Проблема ведь в чем? Само мышление человека дихотомично, то есть идет по путям, которые можно условно обозначить как: белое-черное, плохое-хорошее, выше-ниже… И совершенно не приспособлено для восприятия глубины пространства, также и пространства духовного — к тому, чтобы понять, увидеть не внешнюю канву событий, не их антагонизм, но единство. Отсюда и подавляющее большинство споров и философских столкновений, в которых противники видят как правило лишь одну, обращенную к ним самим сторону события и не замечают всего остального.

Неофитка
Новичок Дмитрий Новиков
Мне очень неудобно, но вынужден поправить Вас — не привел, а написал специально для этой ветки Форума.

Спасибо, я очень польщена. Не совсем, правда, понятно, почему вы вывели меня в виде мужчины, да и никак не могу, увы, сказать про себя, что меня «сомнений червь не возбуждал», но спишем это все на счет поэтических преувеличений. А вообще действительно спасибо, любовные стихи мне посвящали, а такие философские — нет, в первый раз.

Само мышление человека дихотомично, то есть идет по путям, которые можно условно обозначить как: белое-черное, плохое-хорошее, выше-ниже… И совершенно не приспособлено для восприятия глубины пространства, также и пространства духовного — к тому, чтобы понять, увидеть не внешнюю канву событий, не их антагонизм, но единство.

Читайте также:  Можно ли стирать кроссовки adidas neo

Ну почему же? Вот как раз на вашем примере мы видим, что дихотомично мышление далеко не каждого человека, что есть и среди нас «быстрые разумом Невтоны», способные легко преодолевать неподъемные для остальных антиномии и охватывать все глубины и высоты одним проницательным взглядом.

Дмитрий Новиков
Заслуженный участник Неофитка

Я, право, в замешательстве: как можно было так опростоволоситься — употребить род мужеский заместо женского? А все моя простота и наивная надежда быть понятым, пусть и в столь завуалированной форме… И как бы мне хотелось на этой дружеской ноте Вашей закончить диалог, но — нет, слаб, очень слаб я в классификации червей — не смог отличить червя сомнений от червя язвительности, который поднял-таки свою голову во второй части Вашего постинга.

Но ничего, все можно преодолеть, если есть на то добрая воля. Вот и надеюсь, что владеющие нами эмоции не помешают совместному поиску истины. А для этого нужно совсем немного — только чуть-чуть «прибрать басы» собственного эго и выпустить на волю мелодию сочувствия и сопереживания ближним своим и дальним…

Но если говорить уже совершенно прямо, то высказанное в стихотворении я обращаю к любому человеку и, в первую очередь, к самому себе. Ведь не допускаете же Вы мысли, что я считаю себя свободным от всех тех заблуждений, с которыми так желательно расстаться человеку, если он хочет хоть что-то понять в этой жизни?

Источник

Что нельзя делать во время православных праздников?

Во время церковных праздников нельзя верить суевериям, которые дают нам неправильное понятие о проведении праздника. Церковные праздники нужно проводить по-христиански. С утра сходиться в храм, помолиться. Вечер провести в кругу семьи, быть чутким и заботливым.

Особых запретов на разные виды деятельности церковь не делает, главное, чтобы это не навредило душевному спокойствию православного. Работа не может осквернить душу, если человек помнит в Боге.

Если вы хотите преумножить свою веру, следуйте Библии. Не стоит слушать суеверия.

Почему нельзя делать уборку?

Вокруг этой темы всегда ходило много суеверий. Наши предки чтили старые приметы и всегда послушно следовали им. Как мы сказали, особых запретов церковь не делает. Главное, помнить о Боге. Некоторые суеверия пришли к нам из старины.

Приметы- почему нельзя убираться в церковные праздники как было раньше

Вот так проводили праздники наши предки: с утра умывались, одевались и шли в местную церковь на молитву. По пути назад заходили к родственникам и родителям. Заниматься мелкой работой начинали к вечеру. Накануне праздника генеральных уборок не делали. Это было грехом. Считалось, что человек может притянуть к себе плохое, выметая из дома добро. Мусор, неубранный накануне, становился святым. Убирать его в святой день нельзя. Это означало выкинуть из дома самое любимое и дорогое.

Православные считали, что человек, убирающийся в праздник, обречен на разные болезни. Боясь Бога и болезней, христиане четко следовали примете.

Современные священнослужители считают, что полностью следовать примеру предков не стоит.

Приметы против уборки

На Руси существовало множество примет против уборки.

  • Православные не убирались ночью и после заката. Так можно смыть благополучие семьи.
  • Пока близкие в пути, убираться в доме нельзя. Считалась, что таким образом мы выгоняем гостей, хотим, чтобы они больше не приехали.
  • Убираться дома нужно с закрытыми окнами. А не то будет ссора в семье.
  • Очень удобно убираться и готовить еду одновременно. Но, к сожалению, этого делать нельзя. По примете в семье пропадет еда. Хотя по мнению священников в совмещении домашних дел ничего плохого нет.

Следовать этим приметам – не стоит. Это все суеверия. Библия не заостряет внимания на подобных вещах. Единственное, что запрещает Библия – убираться по воскресеньям.

Что именно нельзя делать в церковные праздники?

  • Не ругаться. Даже в будние дни, ругаясь, люди оскверняют свою душу. Право говорить нам дано для общения с Богом и родными людьми, но точно не для брани. Сквернословие приравнивается к смертному греху. Христианство запрещает ругаться не только в Святые дни, но в любые другие.
  • Нельзя стирать. Стирка руками всегда была тяжелой работой. Особенно, если приходится таскать воду их реки или колодца. Если в семье есть новорожденный, то стирали после службы. Священники советуют провести это время за молитвой
  • Запрещено мыться. Считалось, что можно попасть на тот свет. Ведь чтобы помыться, надо наколоть дрова, затопить баню. Все это тяжелый физический труд. Церковь не рекомендует мыться. А заменять праздник «пляжным отдыхом» считает огромным неуважением к Богу.
  • Нельзя заниматься рукоделием. В то время не было магазинов одежды. Женщины шили одежду сами. Рукоделие не считалось приятным занятием. Это считалось работой. А иглы и спицы рассматривались церковью, как гвозди, которые вонзали в Тело Христа. Заниматься ли рукоделием? По мнению священника, можно в том случае, если вас об этом попросили. Делать добрые дела нужно в любые дни.
  • Православные люди не работают в огороде. Это запретная деятельность в праздники, так как забирала очень много сил. Отменить посев картофеля было возможно. Но доить корову и кормить скот приходилось. Работа в огороде во время праздника воспринимается священниками, как неуважение к себе и Богу.

В какие праздники лучше не планировать дел?

Основные праздники, в которые стоит воздержаться от работы – Пасха и Рождество.

Протоиерей Александр Ильяшенко говорил:

«Смысл всех запретов в православные праздники не в том, что нельзя. В православные праздники стоит посвящать день Богу. Начните день не с молитвы, а с посещения храма. Делайте милосердные поступки, заботьтесь о близких людях. Уборку, сделайте накануне, чтобы встретить праздник в чистом доме».

Источник