Врачи могут стирать память

Наука постоянно делает новые открытия в сфере функций и возможностей нашего мозга. Сегодня уже проводятся эксперименты в области памяти, доказывающие, что на нее можно влиять и даже искусственно управлять ею. Молодой ученый, руководитель лаборатории нейронаук в Курчатовском комплексе НБИКС- природоподобных технологий Ольга Ивашкина в интервью порталу Москва 24 рассказала о том, каким образом можно влиять на память, реально ли стереть воспоминания о своих бывших и как искусственно внедрить новую информацию в мозг.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

Как и когда стало понятно, что воспоминаниями можно управлять?

Все началось довольно давно, когда стало понятно, что мы можем определить белки, которые образуются в нейронах, если нейрон детектирует что-то новое. В момент, когда с организмом происходит нечто новое, количество этих белков увеличивается, и мы можем пометить их в мозге. Так мы поняли, что можем увидеть эти клетки, которые специфически участвуют в конкретном воспоминании.

В нашей лаборатории активно исследовали формирование сложных ассоциаций. Например, если на вас накричит начальник, это будет яркая ассоциация, что офис, в котором это произошло, не очень дружелюбный. И мы запомним как всю комнату и ситуацию в целом, так и отдельные элементы: в нашем случае это красные стены, длинный стол. Нас интересовало, как мозг собирает эту сцену.

Тогда мы смоделировали эту ситуацию на мышах, поместив их в камеру и предложив им запомнить одновременно световой и звуковой сигналы, сочетая их с легким током на лапы. И нашли нейроны, которые кодируют ситуацию света и звука в комплексе, когда животное вспоминает, что произошло что-то неприятное. Более того, мы нашли место в мозге, где таких нейронов значительное количество – это теменная кора.

После чего стало понятно, что такую память можно угасить естественным путем. Если после столкновения с начальником я буду приходить в ту же комнату каждый день, и ничего происходить не будет, то сила ассоциативной связи, напоминавшая о плохом, ослабнет. То же самое и с мышами: если помещать их в ситуацию, когда мы включаем свет и звук, но не включаем ток, они постепенно избавятся от памяти, что ситуация была опасной, и перестанут там замирать (испытывать естественную для них реакцию при страхе).

Какие особенности запоминания есть у человека?

У человека есть кратковременная память на несколько часов, когда сеть нейронов и связь между ними еще не укрепились; долговременная – до месяца, и дальше супердолговременная, где состав функциональной группы нейронов уже изменился и этот процесс продолжается. Например, я вспоминаю свою свадьбу, которая произошла несколько лет назад. Если сейчас я посвящу этому обдумыванию какое-то время, то группа нейронов, которая кодирует это комплексное воспоминание свадьбы, немного изменится. И картина воспоминаний, обычно незаметная для нас, чуть изменится. Отсюда возникает понятие «ложная» память, когда нам кажется, что мы что-то помним, но на самом деле нет. И если нам очень хочется во что-то верить, то в нейрональную группу встраиваются другие нейроны, и получается уже немного другое воспоминание.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

Кстати, если спать мало, память будет работать не очень хорошо, потому что во сне происходят многие изменения, важные для укрепления воспоминания за день. Поэтому лучше спать достаточно, 6-10 часов в зависимости от потребностей конкретного человека.

Существуют и навязанные воспоминания. Были реальные эксперименты, когда у подростков спрашивали: «А ты помнишь, как потерялся в торговом центре, когда тебе было три года?» Этого события не было, но если с определенной частотой и нужными фразами ему это повторять, то человеку начинает казаться, что он помнит, как потерялся в торговом центре и даже как его искали.

Наиболее постоянной остается, пожалуй, только семантическая память о каких-то фактах. Например, что И. П. Павлов получил Нобелевскую премию или что главные сражения с французами были в 1812 году. События из эпизодической памяти о том, что происходило с нами, вспоминаются каждый раз по-разному, поэтому со временем люди могут путать годы и факты.

Бывают ли настолько сильные воспоминания, что их невозможно «стереть»?

Да, есть ситуации, когда ничего не помогает и никакими повторениями о том, что эта обстановка безопасная, мы не можем ее загасить. Например, травматическая память, когда у людей, побывавших в очень критических ситуациях (военные действия, теракты, катастрофы), развивается посттравматическое стрессовое расстройство.

Такая память ненормальная в том смысле, что примененная в той ситуации защитная реакция переносится и на повседневные ситуации. Например, человек может испугаться громкого двигателя машины, упасть на землю, закрыть голову руками. С такой памятью надо что-то делать. Очевидно, что возвращать военного в горячую точку для того, чтобы тот привык к ситуации и перестал испытывать чувство опасности, было бы слишком жестоким методом. Поэтому для таких случаев разрабатываются другие способы терапии.

Эксперименты с мышами доказали, что это можно сделать искусственным путем. Если мы применяем ток, то у них развивается травматическая память: она очень сильная, ее нельзя просто так погасить. Но если мы предложим им вспомнить эту ситуацию, ненадолго помещая их в “опасную” камеру, и введем ингибитор синтеза белка (вещество, останавливающее синтез. – Прим. ред.), то нейронные связи рассыпаются, и воспоминание исчезает. Но это очень сильное и широко действующее вещество, для людей оно не применимо.

Есть ли другие способы влияния на память?

Да. Можно тестировать различные фармакологические средства во время процесса воспоминания. Сегодня в лабораториях широко используют трансгенных мышей с необходимым набором искусственно введенных генов. Это позволяет изучить другие способы влияния на память. Или можно использовать вирус, который несет нужный нам генетический конструкт. Сеть нейронов мыши, которая только что запомнила событие, мы можем увидеть с помощью зеленого флуоресцентного белка, светящегося под лучами лазера.

Читайте также:  Знак не стирать в автомате

Нейроны, активные в момент формирования памяти у мыши. Фото: предоставлено Курчатовским комплексом НБИКС-природоподобных технологий

Возможно ли стереть воспоминания о своих бывших?

Это никто не пробовал. Например, можем ли мы стереть воспоминание у самца мыши о том, где находится самка? Думаю, можем. Но сам по себе образ самки стереть не можем, потому что у мышей нет такой сильной визуальной ассоциации.

Гипотетически стереть воспоминания о бывшем возможно. Теоретически, если попросить вспомнить бывшего во всех красках, захватить эту группу нейронов генетически, внести туда изменения, потом «осветить» и «выключить», вероятно, возможно. Я могу представить, как вписать это в сценарий научно-фантастического фильма, чтобы это выглядело разумно для ученых с точки зрения текущих исследований. Но все же сегодня научные исследования нацелены на более высокие методы излечения или облегчения состояния человека.

Если возможно стереть определенный участок памяти, возможно ли внедрить определенные знания (например, уроки алгебры)?

Скорее нет, чем да. Если поместить мышь в «опасную» камеру (обозначим ее буквой “А”) c током и пометить те нейроны, которые запомнили обстановку, то при перемещении ее в безопасную камеру В и активации нужных нейронов у мышей формируется ложная память о том, что новая обстановка тоже опасная. Они начинают ее бояться, замирают. Такого типа ложные воспоминания можно формировать.

Можно также менять функциональную привязку. Если в опасной обстановке А (которую мыши выучили, где боятся и замирают) активировать светом нейроны, в которой была самка или вкусная еда, то они начинают меньше бояться обстановки А, потому что туда включаются нейроны, связанные с чем-то приятным. Но внедрить конкретные новые факты для запоминания, если с алгеброй вы ранее не сталкивались, практически невозможно.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

А как вернуть забытые воспоминания?

Есть болезнь Альцгеймера и есть «мышиные» модели болезни Альцгеймера, которые дублируют какие-то основные факторы, присутствующие у больных людей. В принципе, мыши болезнью Альцгеймера не болеют, мы лишь можем это генетически смоделировать. При этой болезни снижается способность формировать память, и устойчивые воспоминания формируются слабее, это же наблюдается и у мышей. Они сначала запоминали ситуацию с “опасной” комнатой, но потом это воспоминание не сохранялось должным образом. Но если пометить светочувствительными белками нейроны, которые были активны в момент формирования этой памяти, а затем активировать эти нейроны искусственно, то воспоминание возвращается.

То есть даже когда мы что-то забываем, вероятно, сети не до конца рассыпаются, впоследствии их можно каким-то образом восстановить. В нейронах что-то остается, просто мы не можем это воспроизвести.

Само понятие «я забыл» с физиологической точки зрения означает, что какие-то связи в нейронных группах ослабляются, какие-то нейроны выключаются, группы уже не так хорошо связаны внутри себя, поэтому мы и забываем.

Понятно, что людям, которые страдают болезнью Альцгеймера, в повседневной жизни «пометить» каждый номер телефона в памяти отдельными нейронами не получится, нужно искать другие способы. Предлагать им вспомнить что-то важное и в этот момент стимулировать нейроны. Или попробовать проговаривать ключевые вещи. Сейчас терапия болезни Альцгеймера сочетает многие вещи: физическую активность, здоровое питание, определенную диету, упражнения на пластичность мозга и память, различные препараты, стимулирующие нейроны. Но для чего-то особенно важного можно будет пробовать и метод, испробованный на мышах, когда это будет разрешено.

Какой объем памяти может храниться в мозге человека?

Всё, что происходит с нами в течение жизни, оставляет свои следы. Известны люди с феноменальной памятью, например, Соломон Шерешевский (1892–1958 годы. – Прим. ред.). Он запоминал каждый день с точностью до минуты и мог сказать, что делал 10 лет назад в 10:03 и какого цвета была салфеточка на обед. Это значит, что в мозге эти воспоминания могут оставаться всю жизнь, и его объема на это хватает.

Другое дело, что для нормального существования нам это не нужно, поэтому мозг исключает из текущей памяти ненужные события. Плюс есть механизмы забывания, но у людей с феноменальной памятью они, видимо, нарушены, поэтому они все помнят. Тем не менее их мозг не «раздулся», то есть объем ограничен каким-то стандартным сроком продолжительности жизни. Если бы не естественные механизмы забывания, думаю, мы могли бы все запоминать.

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

Механизмы забывания созданы для снижения нагрузки на мозг, чтобы он расслаблялся?

В современном информационном потоке данные о том, что ты делал три года назад в 5:00 утра, нам не нужны. В первую очередь мы думаем о базовых потребностях: организму нужно поесть, выжить, оставить потомство. Забывание нужно для обеспечения безопасной жизнедеятельности человека. Главное – иметь возможность запомнить важные вещи. А всё не очень важное – зачем?

Мозг разных людей имеет одинаковый или разный потенциал?

У разных людей мозг в процессе развития по-разному формируется. И при том, что все основные блоки сохранены, у кого-то в одном месте больше связей, у кого-то – в другом. Одним проще запоминать написанное, другим – услышанное, а третьим надо обязательно написать самим, тогда они запомнят. С этой точки зрения мозг разных людей работает по-разному. Один с легкостью запоминает номера телефонов, другой хорошо различает лица и «считывает» людей. В данном случае играет роль как набор связей между нейронами, с которыми человек рождается, так и приобретенные факторы, потому что связи постоянно изменяются в процессе взросления.

В школе, к примеру, не всем одноклассникам одинаково просто запомнить стихотворение. Кто-то может прочитать его один раз и сразу выучить наизусть, а кому-то нужно заучивать это целый вечер, и только после 20-го раза у него сформируется это воспоминание.

Читайте также:  При какой температуре стирать вещи в машинке новорожденного

Источник

С возрастом проблемы вроде неожиданного забывания слов, запутывания мыслей и невозможности запомнить новые лица вызывают легкую панику. А что, если это признак старости, надвигающегося слабоумия или деградации мозга? Если вам еще нет 65, то в большинстве случаев вы ошибаетесь.

У нарушений памяти может быть много причин. AdMe.ru собрал основные источники, казалось бы, необъяснимой забывчивости.

1. Эффект дверного проема

Наверняка у каждого такое бывало: вы заходите в комнату и не можете вспомнить цель своего прихода, ужасаетесь своей забывчивости и уходите обратно, даже не подозревая о том, что проблема вовсе не в вашей ослабевшей памяти. Как бы странно это ни звучало, но дело тут в дверном проеме. Столь странный эффект был исследован тремя психологами из Университета Нотр-Дам в США. Они поставили следующий эксперимент: одна и та же группа людей сперва в виртуальной реальности, а затем в обычном помещении переносили вещи со стола на стол. Некоторые столы находились в той же комнате, а некоторые в другой. И в обеих реальностях сработал тот самый эффект: при проходе через дверной проем память испытуемых периодически отказывала.

Вывод был таков: память напрямую зависит от происходящих событий, то есть мозг хранит информацию до тех пор, пока считает ее актуальной. Покидание комнаты расценивается мозгом как завершение некой задачи, из-за чего при выходе за дверь вторичная информация, на которой вы не были сильно сконцентрированы, периодически стирается — образно говоря, память «обнуляется», чтобы освободить место для новой информации.

2. Исчезновение воспоминаний

В фильме «Молодость» Паоло Соррентино есть показательный диалог двух главных героев — пожилых мужчин. Один рассказывает другому о своей первой девушке, в которую некогда был безумно влюблен, но при этом не может вспомнить, как она выглядела. В голове его всплывает лишь смутный образ.

Данный пример говорит о еще одной причине нашей забывчивости: с этим нужно смириться, но со временем все наши воспоминания, начиная с детских лет, превратятся в туманные образы и эмоции. Подробнее с этой темой можно ознакомиться в работе канадского исследователя Тальи Садэ и ее команды.

3. Репрезентация воспоминаний

Та же группа канадских исследователей провела эксперимент с 272 студентами из Университета Торонто. Участники должны были запомнить некую информацию, но у всех для этого были разные условия: кто-то располагал большим количеством времени, кого-то ознакомили с информацией вскользь, а кому-то в перерывах между восприятием нужной информации давали еще другие задания. И результаты эксперимента подтвердили догадки исследователей: информация изначально сохраняется в памяти в двух разных формах — в виде полноценного воспоминания и в виде краткого «ознакомления».

Если с воспоминаниями все понятно, то ознакомление — это как раз запоминание без конкретных деталей. То есть мы не забываем, а изначально практически не запоминаем действие. Поэтому мы иногда узнаем человека, но не помним, где его видели до этого. Смотрим фильм во второй раз, но не знаем, чем он кончится. Скорее всего, во время просмотра фильма мы отвлекались на что-то, а во время знакомства с человеком разговаривали еще с другими людьми, поэтому информация о них хоть и попала в кратковременную память, но не перешла в долговременную. Фактически она просто стерлась.

4. Забывчивость с точки зрения психоанализа

В психоанализе память рассматривается как активный процесс. Другими словами, воспоминания могут меняться. Соответственно, нельзя быть уверенным в том, что ваше нынешнее воспоминание о чем-либо соответствует тому, как вы запомнили его изначально. Если еще точнее, любое воспоминание — это всегда некое фантазирование на тему воспоминания. А некоторые травматические переживания из прошлого мы и вовсе можем вытеснить в бессознательное — это один из способов психологической защиты организма. Поэтому порой человек не может вспомнить о вещах, которые продолжают причинять ему страдания, но он этого даже не осознает. Помочь решить подобные проблемы способен только специалист.

5. Клиническая депрессия

Ухудшение памяти может быть одним из признаков клинической депрессии. Дело в том, что, когда мы переживаем некий негативный период, наш организм постоянно чувствует себя в зоне дискомфорта. Поэтому периодически он пытается отключиться от потока информации, что и вызывает кратковременную забывчивость. Конечно же, в этом случае также нужно обращаться за помощью к специалистам.

6. Симптом тяжелой болезни

«В последнее время мне приходится записывать все свои действия. Например, я могу забыть, куда положил нужную вещь буквально 10 минут назад. К примеру, так было на прошлой неделе: я опаздывал на встречу, припарковал машину и не записал, где я ее оставил. Встреча была довольно долгой и напрягла мою память по максимуму: нужно было многое вспомнить, чтобы поговорить с одним человеком. После встречи я осознал, что совсем не помню, где мог припарковаться. Я гулял по окрестностям, в отчаянии позвонил другу, который знает о моей проблеме с памятью. Он приехал, повозил меня по ближайшей территории, чтобы помочь найти машину. Случись это в другом городе, я бы оказался в настоящей беде.

Кристофер Ричардс

У Кристофера эпилепсия, которая сопровождается периодическими сбоями в кратковременной памяти. Это далеко не единственная серьезная болезнь, которую могут сопровождать подобные трудности. Все начинается с незначительных симптомов, поэтому неожиданно частые проблемы с памятью могут быть предвестниками следующих заболеваний.

  • Болезнь Альцгеймера — как правило, обнаруживается у людей старше 65 лет, но существует и более редкая ее форма, которая развивается в молодом возрасте. К слову, такая форма подробно показана в фильме «И все еще Элис», что на кадре выше.
  • Сахарный диабет — из-за высокого уровня глюкозы в крови.
  • Остеохондроз — из-за проблем с кровоснабжением мозга.
  • Атеросклероз сосудов головного мозга — также из-за проблем с кровообращением.
  • Заболевания щитовидной железы — из-за недостатка выработки гормонов.

И это, конечно, далеко не полный перечень. В любом случае выявить проблему можно лишь при помощи специалиста. А потому не стоит пренебрегать визитами к врачу, ведь это лучший способ предупредить развитие серьезного заболевания.

Будьте здоровы и не забывайте тренировать память!

Источник

На днях мир взбудоражила новость — ученые из Калифорнийского университета научились стирать и восстанавливать память. Правда, пока только крысам. Но, по мнению ученых, не за горами тот день, когда такие же манипуляции можно будет проводить и с человеком. Более того: исследователи полагают, что вскоре смогут разработать действенное лекарство против болезни Альцгеймера — страшного недуга, при котором человек теряет память. Понять, действительно ли достижение американских ученых можно считать прорывом или значимость его несколько преувеличена, а так же разобраться со спецификой человеческой памяти «МК» помог директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН профессор Павел БАЛАБАН.

— Думаю, в эксперименте американских коллег речь идет скорее о так называемой пластичности, чем о памяти. — рассказывает Павел Милославович. — Пластичность — это кратковременные «запоминания», и не известно отложатся ли они в памяти или нет. Американцы использовали относительно новую технологию, когда стимуляция мозговых клеток производится путем «засветки»: в голову грызуна вставляют специальную световую палочку и в определенный участок мозга дают пучок света, «стирая» память. Очень важно, что такое воздействие идет только на память, клетки мозга не повреждаются. Но, еще раз отмечу, что долговременную память «стереть» таким образом не удастся.

Читайте также:  Чем стирать белую паутинку

— А что такое память с физиологической точки зрения? Что она из себя представляет?

— Несколько лет назад было выявлено, что у нас в мозгу есть специфические молекулы памяти, которые получили название Протеинкиназа м-зета. Она фактически уникальна, поскольку, отживая положенные белковым молекулам 3-4 дня, сама себя производит в аналогичном виде. Таким образом поддерживается в неизменном состоянии память у живых организмов. Однако, вскоре после этого открытия между учеными начались существенные разногласия, одни придерживались этой теории, другие были противниками. И вот буквально недавно выяснилось, что противники «молекулярной теории» проводили ошибочные опыты. Они полагали, что существует одна молекула памяти, а их оказалось целое семейство. И вот ученые выбивали одну молекулу, а память не исчезала. И не должна была, ведь организм себя резервирует. И для того, чтобы стереть память, выбивать надо все резервные молекулы.

— Получается, блокируя эти молекулы, можно управлять памятью?

— Именно так, но здесь надо учитывать, что в молекулярной памяти существует определенная иерархия: одни молекулы контролируют множество других. И вот, чтобы «стереть» память достаточно выбить только доминантные молекулы, их «подчиненные» тут же выйдут из строя.

— И все же: можно ли стереть долгосрочную память?

— Можно. Сейчас мы проводим такие эксперименты: крыса живет в своей клетке, потом мы помещаем ее в другую клетку, где грызуна бьют небольшим разрядом тока. Особенность памяти такова, что если через месяц поместить в эту клетку, она сразу вспомнит, что ее били током. Вот такую память мы уже научились стирать. Объясню: когда мы вспоминаем о каком-то конкретном событии, мы как правило вспоминаем его со всей обстановкой — коридор, картины на стене и так далее, все целиком. И вот в этот момент это конкретное воспоминание становится доступным для стирания: если в организм поступит химический агент в нужное месте мозга, то эта память исчезнет. Опыты с крысами и улитками это доказали.

— А разве память улиток и грызунов настолько схожа с человеком?

— Вы будете удивлены, но они почти со стопроцентной точностью идентичны. Такие же молекулы памяти существуют у низкоорганизованных животных, таких как улитки, а это говорит о том, что вот этот «молекулярный» механизм памяти крайне консервативный. Хотя это просто объясняется с научной точки зрения: сохраняются все наиболее удачные механизмы в эволюции, которые отработаны на животных, которые существовали еще до появления человека. И память одна из них.

— То есть уже можно стереть память и у человека?

— Теоретически да, а практически нет, ведь большинство химических агентов, которые вызывают исчезновения молекул памяти, токсичны. На крысах хорошо работает, и на улитках. Но токсичность в том-то и проявляется, что в других отделах могут пойти неконтролируемые изменения. И что будет у людей — никто не знает.

— Что из себя представляют эти препараты и возможно ли в будущем создать им подобные, но безопасные для человека вещества?

— Препарат представляет собой блокатор синтеза белка, ведь молекулы памяти белковые. Вводится прямо в мозг, в нужную часть. Что касается безопасных средств, то уже появились нехимические пептидные блокаторы. Но здесь есть еще одна проблема — выявление адресности памяти, то есть в каком участке мозга и какая память базируется. Но думаю этот вопрос будет решен в ближайшие 5-10 лет.

— А эксперименты по полному уничтожению памяти на грызунах не ставили?

— Нет, это ведь получится «овощ». Теоретически, конечно, «убрать» память полностью возможно, но такого рода воздействие очень сильно и живое существо вряд ли выживет. Ведь для этого нужно нарушить все связи нейронов в головном мозге, чтобы они заново проросли. Это по сути тоже самое, что смерть мозга.

— Некий философ по имени Реббека Роучи предложила при помощи химических веществ «загрузить» разум заключённого таким образом, что преступник запомнит, что отбыл тысячелетнее заключение, хотя сидел всего 8.5 часов. Такое возможно?

— Нет, это типичная фантастика. Это сразу убьет мозг человека, и, следовательно, его самого. Мозг не может существовать выключенным из реальности.

— Какие сейчас исследования по изучению памяти проводятся в вашем институте?

— В нашем институте сейчас пытаются отследить вот эти молекулы, увидеть их в динамике при обучении,. Для этого мы «цепляем» к ним светящийся белок. Это позволит нам узнать, где конкретно они накапливаются в мозге при разных состояниях животных, например, при обучении.

— Цель — повышение возможностей памяти человека?

— Конечно. Возьмем способность детей к обучению, она разная. Мы сможем корректировать эти особенности, включая собственные механизма данного ребенка: его мозг будет производить больше одних белков, меньше других. Вот такая коррекция — это медицина будущего. Индивидуальная генетическая коррекция.

— Все дети будут вундеркиндами?

— Нет, на мой взгляд, вундеркиндов нельзя будет создать в обозримом будущем, но корректировать патологии и расстройства вполне будет можно. Для многих ведь плохая память настоящая трагедия — они ничего не запоминают, ничему не могут научиться. А мы сможем помочь людям, и это чудесно.

Источник